«Сегодня технология производства такова, что средний вес нашего цыпленка-бройлера на прилавке составляет 1,7–1,8 килограмма. Это выше среднеотраслевых показателей», — делится результатами удачных инвестиций гендиректор «Птицеводческого комплекса Ак Барс» Сергей Андреев. В своем интервью он рассказал, куда потрачено 3 млрд от материнской компании, почему сотрудникам комплекса нельзя держать домашнюю птицу и за что выражает респект торговым сетям от «Пестречинки».
Сергей Андреев: «В этом году стоимость на мясную продукцию птицеводства снизилась процентов на 5. Конечно, для потребителя это хорошо. Но вот с точки зрения экономики предприятия — не очень»
3 МЛРД ИНВЕСТИЦИЙ В ЧУВСТВИТЕЛЬНОГО БРОЙЛЕРА
— Сергей Павлович, вопрос, который сегодня задается многим производителям: как повлиял кризис-2020 на птицеводческий комплекс холдинговой компании «Ак Барс»? Продажи не упали?
— Ситуация на нас отразилась, но некритично и только в продажах готовой продукции. Полагаю, что причина — в снижении покупательского спроса в связи с самоизоляцией: люди сидели дома и необходимость в готовых продуктах упала. Но это было незначительное снижение в короткий промежуток времени — сегодня продажи полностью восстановились. Мало того, летом даже не хватало наших производственных мощностей, чтобы удовлетворить все заказы на готовую продукцию, особенно шашлык, купаты, разделки. Так что гриль-сезон у нас прошел на ура. А по мясу птицы никакого падения вообще не было. И сегодня все склады на предприятии пустые, остатков нет.
— То есть вы не пострадали?
— В зависимости от ситуации с вирусом — нет. Дело в другом — в этом году стоимость на мясную продукцию птицеводства снизилась по сравнению с прошлым процентов на 5. Конечно, для потребителя это хорошо. Но вот с точки зрения экономики предприятия — не очень, особенно, если учесть, что на многие составляющие производства цены выросли.
–– А вообще, как с экономикой? Какими были финансовые показатели последних лет и что ожидаете по текущему году?
— Очень удачными для нас были 2018 и 2019 годы. Выручка по итогам 2018-го составила около 5,4 миллиарда рублей по мясному направлению. В 2019-м — 5,7 миллиарда. В этом году мы ожидаем уровень 2018-го, потому что в период 2019–2020-х попали в своеобразные ножницы: с одной стороны, цена на мясо птицы упала, а на кормовую базу, особенно на зерно, — поднялась. На зерновой рынок повлиял экспорт — все производители зерна повезли его продавать за рубеж, и цена на внутреннем рынке подскочила. Никогда не было такого, чтобы пшеница стоила 15 рублей за килограмм! Это рекорд. Практически все птицеводческие предприятия работают в таких условиях: либо в очень маленький плюс, либо — в ноль. Хорошо, что не в убыток.
— А вы не в ноль работаете?
— Нет, пока работаем с рентабельностью в 5 процентов. Но сейчас уже пошло зерно нового урожая, оно дешевле, думаю, к концу года рентабельность поднимется.
«Произведена полная реконструкция не только производственных площадок, но и всего технологического процесса. По сути, на базе нескольких разрозненных площадок было создано высокотехнологичное производство»
— С 2011-го началась масштабная реконструкция птицеводческого комплекса холдинговой компании «Ак Барс». Расскажите, что изменилось за эти годы?
— Если кратко — произведена полная реконструкция не только производственных площадок, но и всего технологического процесса. По сути, на базе нескольких разрозненных площадок было создано единое современное, высокотехнологичное производство. А если подробнее, то, прежде чем произвести реконструкцию птицекомплекса, в холдинговой компании «Ак Барс» была создана консультационная группа, а я тогда работал в материнской компании и входил в эту группу. Мы пригласили известного эксперта с мировым именем в птицеводстве из Шотландии, этот специалист помог объединить все наши активы в единую производственную цепочку. Проект, который мы назвали «Интеграция птицефабрик», находился под личным контролем генерального директора холдинговой компании Ивана Михайловича Егорова. Очень серьезные инвестиционные вложения произведены материнской компанией — общая сумма составила порядка 3 миллиардов рублей. Мы объединили в единый комплекс две площадки в Пестрецах, бывшую птицефабрику «Казанская» в Осиново, в Зеленодольском районе, и выкупленную холдингом яичную фабрику в Чистополе — ее полностью переоборудовали под ремонтное стадо молодняка.
— Назовите основные объекты инвестиций.
— Первый — реконструкция фабрики в Чистополе, она была переведена с яичного направления на мясное. Там содержится ремонтное стадо молодняка — будущие мамы и папы бройлеров. Фабрика небольшая — 14 корпусов, куда было закуплено новое оборудование фирмы «Хартман». Это предприятие, с которого и начинается производственная цепочка. Туда 4 раза в год поставляются суточные цыплята европейского кросса, которые содержатся на данной площадке 120 суток, после чего отправляются в родительское стадо в Пестрецы. Второй объект инвестиций — площадка содержания родительского стада — это настоящий «космический корабль»! Полагаю, наш птицекомплекс — единственный в России, где родительское стадо содержится в веранде с четырехъярусным оборудованием. Здесь же производится централизованный сбор яйца бройлера. Площадка содержит единовременно 210 тысяч поголовья родительского стада, от которого в год мы получаем 41 миллион инкубационного яйца. Помимо этого, в Пестрецах был построен инкубатор с оборудованием ведущего производителя «Питерсайм» — это сердце предприятия, родильный дом. Именно там через 21 день вылупляется цыпленок. Кроме того, реконструированы две бройлерные площадки, где птица до убоя содержится 38–39 дней. Предприятие практически полностью автоматизировано: кормление, поение птицы, сбор яйца, микроклимат — очень важная составляющая. Сегодня наши специалисты могут с любого гаджета, даже с личного телефона, наблюдать за состоянием климатической системы в режиме онлайн и при необходимости регулировать параметры оборудования. А бройлер — очень чувствительная к климатическим параметрам птица, я уже не говорю об инкубаторе. Вот основные объекты инвестиций, благодаря которым мы полностью поменяли все производство.
«Ветеринарные требования сегодня очень жесткие, и они требуют затрат. Но без этого невозможны промышленные масштабы птицеводства»
ПРО КАНАРЕЙКУ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ПОГУБИТЬ ЦЕЛОЕ СТАДО
— У вас все производство разбросано по разным площадкам, даже в разных районах, между которыми приличное расстояние. Не удобнее ли было весь птицекомплекс иметь в одном месте?
— Есть такое понятие, как «ветеринарные зоны». Суть в том, чтобы ветеринарный фон молодой птицы, родительского стада и коммерческого бройлера не пересекался. Это возможно сделать, если между разными объектами птицеводства будет барьер в виде расстояния. Именно поэтому площадка молодняка была вынесена так далеко — в Чистополь. Речь идет о биологической безопасности, здоровье птицы и сохранении поголовья.
— Какие еще меры безопасности вы предпринимаете, чтобы не допустить заболевания птицы?
— Ветеринарные требования сегодня очень жесткие, и они требуют затрат. Но без этого невозможны промышленные масштабы птицеводства. У нас сегодня 3,5 миллиона поголовья птицы, и, чтобы его сохранить, не допустить инфекции или вируса на площадке, нужно вкладываться. Санпропускники — практически как в операционных, обязательный фильтр для каждого сотрудника — нельзя входить на площадку, не приняв душ и не переодевшись в специальную форму. Каждая машина, которая въезжает на территорию комплекса, обрабатывается. Мы приняли беспрецедентные меры — создали специальную коллегию, которая контролирует, чтобы дома у сотрудников не было домашней птицы. Сотрудникам запрещено содержать птицу — любую, включая декоративную, и это обговаривается при приеме на работу. Если кому-то покажутся такие требования излишне строгими, напомню поговорку: «Одна канарейка способна погубить целое стадо птицы». Ну и, конечно, качественная и своевременная вакцинация поголовья. Птицеводство сегодня держится на трех китах: качественные корма, ветеринария и технологии.
«Действительно, когда-то курица «Пестречинки» была мелкой. Но инвестиции были вложены не зря: сегодня технология производства такова, что средний вес нашего цыпленка-бройлера на прилавке составляет 1,7–1,8 килограмма»
КАКИЕ ЕЩЕ ГОРМОНЫ РОСТА НУЖНЫ?
— Некоторые считают, что качественное куриное мясо сегодня встретить на полках магазинов практически невозможно — будто бы производители пичкают птицу антибиотиками. А вы их используете?
— Вы не представляете, какой сегодня жесткий контроль со стороны всех государственных органов — не дай бог, в мясе птицы на прилавке обнаружится антибиотик! Это первое. Второе — мы отказались от антибиотика, когда смогли разделить ветеринарными разрывами наши площадки. Что замещает антибиотикотерапию? Ветеринарный разрыв, контроль за персоналом и техникой. Ну и, как я уже говорил, качественно проведенная вакцинация.
— А так называемые гормоны роста? Наверное, выгодно с точки зрения экономики чем-то кормить птицу, чтобы она давала рекордные привесы?
— Кроме натуральных растительных компонентов и премиксов, мы птицу ничем не кормим. Рацион состоит из зерна, подсолнечного масла, жмыха, соевого шрота… Зерно выращивается на полях холдинговой компании «Ак Барс», мы знаем, как оно выращено, что душа в него вложена. А премиксы — это смесь витаминов. Сегодня генетическая птица при соблюдении соответствующих условий ухода должна давать 70 граммов привеса в сутки. Какие еще гормоны роста нужны? Можно еще вспомнить мелкие виды мошенничества, которые когда-то использовали производители мяса: накачают птицу белковым раствором, потом массажером растрясут по всей тушке и — в заморозку. При этом считалось: ты молодец, обманул покупателя, заработал больше. Сейчас такой номер не пройдет — 95 процентов продукции поступает в торговые сети от производителей в охлажденном виде. И не только в этом дело: подобное в принципе невозможно, над вами все коллеги смеяться будут, да еще и вылетите с рынка, если такое обнаружится. Репутация в нашей отрасли — это все. Один раз поставите некачественный продукт — навсегда потеряете рынок. Времена дикого капитализма в птицеводстве прошли.
«Вся наша продукция соответствует стандартам «халяль» — птица забивается вручную профессиональными забойщиками, которые прошли обучение в ДУМ РТ»
— Какие производственные мощности имеет предприятие сегодня и какую продукцию производите?
— Единовременное содержание, 3,5 миллиона голов птицы, — это мощности предприятия. И они на 100 процентов загружены. В год производим 63 тысячи тонн мяса в живом весе, в убойном — около 46 тысяч тонн. Примерно 35 процентов из этого перерабатываем в цеху глубокой переработки: производим копченые, полукопченые, вареные изделия, там же производится разделка. Основной ассортимент готовой продукции — порядка 60–70 наименований под брендом «Пестречинка».
«Примерно 35 процентов птицы перерабатываем в цеху глубокой переработки: производим копченые, полукопченые, вареные изделия, там же производится разделка»
— Кстати, про бренд — раньше птица «Пестречинки» выглядела не очень презентабельно на фоне конкурентов…
— Действительно, когда-то курица «Пестречинки» была мелкой. Но инвестиции были вложены не зря: сегодня технология производства такова, что средний вес нашего цыпленка-бройлера на прилавке составляет 1,7–1,8 килограмма. Это высокий показатель по отрасли. Если говорить о брендах, то, кроме «Пестречинки», мы продаем мясо птицы под новым брендом — «Цыпляткино». Кстати, вся наша продукция соответствует стандартам «халяль» — птица забивается вручную профессиональными забойщиками, которые прошли обучение в ДУМ РТ.
«Продукция реализуется и через свой отдел прямых продаж нашего Торгового дома — это структурное подразделение комплекса. И он же является единственным дистрибьютором нашей продукции»
«РЕСПЕКТ ЗА ЛОГИСТИКУ ТОРГОВЫМ СЕТЯМ»
— Кто ваши партнеры? Есть ли у вас официальные дистрибьюторы?
— Мы работаем со всеми торговыми сетями, которые представлены в республике. Кроме того, продукция реализуется и через свой отдел прямых продаж нашего Торгового дома — это структурное подразделение комплекса. И он же является единственным дистрибьютором нашей продукции. Торгуем продукцией и за пределами республики — работаем с несколькими крупными мясокомбинатами в Нижнем Новгороде, Подмосковье, Екатеринбурге. На сегодняшний день логистика так развита, что за полтора-два дня мясо птицы из убойного цеха попадает охлажденным без проблем даже в Екатеринбург. Но основной канал продаж — это торговые сети.
«Торгуем продукцией и за пределами республики — работаем с несколькими крупными мясокомбинатами в Нижнем Новгороде, Подмосковье, Екатеринбурге»
— Как выстроена работа с торговыми сетями?
— Каждый четверг торговые сети проводят тендеры на поставку мяса птицы на одну-две недели вперед. Поэтому уже в четверг мы распределяем свои объемы и знаем цены, по которым будем поставлять. С торговыми сетями очень удобно стало работать. И дело не только в отлично отлаженных процессах работы с поставщиками, но и в логистике. Раньше нам приходилось развозить продукцию на своих «Газельках». Вот представьте, 250 магазинов «Пятерочка» — это же нужно было буквально в каждый двор заехать, разгрузить… Сегодня ситуация иная: сети работают с распределительными центрами, куда централизованно поставляется продукция с нашей фабрики — 3–4 фуры загружается и отвозится в центр. А оттуда уже РЦ сам развозит товар по магазинам. Очень приятно стало работать на таких условиях. И в абсолютной величине мы получили серьезную экономию. От нас, производителей, отдельный респект торговым сетям за такую логистику. Еще хотел бы обратить внимание покупателей и на такой момент: сегодня торговые сети очень строго отбирают поставщиков для реализации на своих полках. Проверки со стороны сетей идут постоянно, и какие! Смотрят все, вплоть до того, как двигается воздух в помещении, как работают канализационные стоки, каким гелем обрабатывают руки персонал — эту информацию они у нас запрашивают. И всем требованиям наша компания соответствует. Так что покупателям не нужно беспокоиться о качестве той продукции, которая представлена в сетях.
«Многое сделано за последнее десятилетие, и реализованные проекты стали определяющими для птицеводческого комплекса «Ак Барс». Птицеводство — такая отрасль: если в один год что-то не внедришь — проиграешь конкурентам»
— Какую долю рынка занимаете? И где реализуете свою продукцию, кроме РТ?
— По Татарстану занимаем порядка 35 процентов рынка. Что касается географии продаж, то основной наш потребитель живет в Казани. Кроме того, возим нашу птицу в Нижний Новгород, Подмосковье, Удмуртию, Самарскую область.
— Любое производство требует новых решений, поскольку рынок не стоит на месте — конкуренты не дремлют. Планируете ли вы строительство новых объектов, увеличение мощностей?
— В этом году мы реализовали еще два инвестпроекта: поменяли линию потрошения в убойном цеху на зеленодольской площадке — закупили оборудование на 140 миллионов рублей. И второй проект — построили линию воздушно-капельного охлаждения стоимостью 50 миллионов рублей здесь, на пестречинской площадке. Сейчас любая торговая сеть требует, чтобы мясо приходило с температурой плюс 2 градуса, не больше, и чтобы срок хранения был нормальным. Что касается новых мощностей — такие планы есть: мы имеем несколько свободных корпусов и сейчас ведем переговоры по приобретению оборудования. Но глобально увеличивать объемы производства не планируем, в этом нет необходимости — у нас уже отлично работает сбалансированный, замкнутый цикл производства.
«Сейчас точно знаю: руководитель должен ставить себе, на первый взгляд, невозможные цели. Когда мы только обсуждали будущее развитие нашего комплекса, многое казалось нереальным. А сегодня все проекты уже реализованы»
«ЕСЛИ В ОДИН ГОД ЧТО-ТО НЕ ВНЕДРИШЬ — ПРОИГРАЕШЬ КОНКУРЕНТАМ»
— Производство куриного мяса считается в России выгодным. А вы как считаете? Есть ли подводные камни у такого вида деятельности?
— Подводных камней очень много. Тот же птичий грипп — это труба, под нож пойдет все поголовье сразу. А существует еще множество других заболеваний, которые бьют по продуктивности птицы. В птицеводстве не бывает всегда все ровно, все время надо быть начеку, уметь предвидеть, быть осторожным. Мелочей здесь нет. Элементарно — непроведенная всего один раз вакцинация может привести к самым печальным последствиям. Другой момент — вырастить птицу можно, но правильно забить и потом реализовать… Вообще, забой — это инвестиционно емкий объект, в забойных цехах очень дорогое оборудование. Какую бы вы красивую птицу ни вырастили, от качества забоя зависит, какой продукт на полке в магазине человек увидит. Поэтому мы планируем в будущем построить единый убойный цех на две площадки — пестречинскую и зеленодольскую, потому что сегодня эти цеха у нас разрознены. Открыв в одном месте убойный цех, мы создадим там же и единый логистический комплекс. Такую задачу нам ставит и материнская компания.
— Каким вы видите будущее комплекса?
— Многое сделано за последнее десятилетие, и все эти реализованные проекты стали определяющими для птицеводческого комплекса «Ак Барс». Птицеводство — такая отрасль: если в один год что-то не внедришь — проиграешь конкурентам. Так что я вижу наш комплекс твердым игроком на рынке Поволжья, который за счет своих инвестиций, персонала может производить мясо птицы с таким качеством и себестоимостью, что станет конкурировать даже с крупными игроками на федеральном рынке.
«Основной ассортимент готовой продукции — порядка 60–70 наименований под брендом «Пестречинка»
— Расскажите о себе, где вы родились, какое образование получили.
— Родился в поселке Октябрьский Зеленодольского района. Кстати, мой отец был птицеводом — руководил кормоцехом на птицефабрике «Казанская».
Окончил КГФУЭ и уже на четвертом курсе попал на практику в холдинговую компанию «Ак Барс», в то время моим наставником был Ришат Сахапович Хисматуллин — профессионал и человек с большой буквы, который воспитал не одно поколение специалистов. Мы с ним до сих пор работаем. Так что со студенческой скамьи вся моя профессиональная жизнь связана с этой компанией.
— Как вы считаете, какие цели должен себе ставить руководитель, чтобы его предприятие стало успешным?
— Если бы этот вопрос вы мне задали четыре года назад, когда еще не руководил комплексом, я бы ответил: цели должны быть достижимыми. Но сейчас точно знаю: руководитель должен ставить себе, на первый взгляд, невозможные цели. Когда мы только обсуждали будущее развитие нашего комплекса, многое казалось нереальным. А сегодня все проекты уже реализованы.
Визитная карточка компании:
ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“» было образовано 10 сентября 2007 года на базе ОАО «Агрофирма „Ак Барс-Пестрецы“». Предприятие входит в структуру одного из крупнейших холдингов Республики Татарстан — АО «Холдинговая компания „Ак Барс“».
В конце 2011 года АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» запустила реорганизацию птицеводческого блока. Структура ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“» была запланирована на базе трех филиалов:
- на производственной площадке ОАО «Птицефабрика „Казанская“» был организован зеленодольский филиал;
- на площадке ОАО «Птицефабрика „Чистопольская“» организовано чистопольское обособленное подразделение;
- на производственных мощностях птицеводческого направления ОАО «Агрофирма „Ак Барс-Пестрецы“» была организована пестречинская производственная площадка, принявшая на себя роль головного офиса птицеводческого блока.
На сегодняшний день до этого разрозненные юридические лица стали филиалами птицеводческого комплекса «Ак Барс» в Пестречинском, Зеленодольском, Чистопольском районах республики. Комплекс дополнен мощностями по глубокой переработке мяса птицы на базе зеленодольского филиала.
Производит в год 46 тыс. тонн мяса птицы.
Предприятие выпускает также линейку халяльной продукции. Продукция под маркой «халяль» готовится по специальной технологии и соответствует требованиям комитета по стандарту «халяль» духовного управления мусульман РТ.
Количество сотрудников — 1,7 тыс. человек.
Визитная карточка руководителя:
Андреев Сергей Павлович
Родился 10.07.1983 года в селе Октябрьский Зеленодольского района.
Образование:
Окончил Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «менеджмент» (2004), по специальности «маркетинг» (2005).
Трудовая деятельность:
2005 — маркетолог ООО «Торговый дом „Пестречинка“».
2005–2006 — ведущий специалист ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“».
2006 — экономист-аналитик ОАО «Птицефабрика „Казанская“».
2006–2016 — главный специалист, заместитель директора департамента стратегического развития, директор департамента проектного управления, заместитель генерального директора по развитию АО «Холдинговая компания „Ак Барс“».
С 2017–2019 — директор ООО «Пестречинка».
С 2016 года по настоящее время — генеральный директор ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.