На одном из немногих сохранившихся объектов XVIII века в Казани завершаются восстановительные работы. Главный архитектор-руководитель архитектурно реставрационных мастерских Ольга Алексеевна Гринина рассказала редакции «Мира искусств» о краснокирпичной «тайнописи» дома по улице К. Маркса, 15.
Объект культурного наследия федерального значения «Дом Чекмарева, 1770-е гг. архитектор Кафтырев В.И.» (ул. К. Маркса, 15) - одна из немногих дошедших до нашего времени построек губернского архитектора Василия Кафтырева, автора регулярного плана Казани
- Ольга, мы уже неоднократно представляли данный объект нашим читателям, но игнорировать это событие – завершение работ на объекте федерального значения – не могли. У меня в связи с этим два вопроса: сдаются ли сегодня в Казани еще ОКН федерального значения и открылось Вам что-то новое в истории дома за то время, что Вы осуществляете надзор за его восстановлением?
- Я специально не отслеживаю информацию, но, по-моему, это здание – единственный ОКН федерального значения, который готовится к сдаче на сегодняшний день. Правда, совсем недавно были завершены работы на объекте федерального значения «Усадьба Сандецкого».
- Справедливости ради отметим, что усадьба Сандецкого нуждалась в подновлении, а это здание полностью «переродилось» в соответствии с замыслом архитектора.
- Трудно было бы ответить на второй вопрос, если бы мои предшественники не фиксировали так точно материалы своих исследований и проектные решения. Я прочитала, наверное, все, что публиковалось об этом доме в «Мире искусств», на одноименном электронном портале и в отчетных документах.
Мне представляется, что утверждения, будто этот объект содержит какой-то объем, созданный еще до Кафтырева, что он просто пристроил свою часть, где мы сейчас с Вами находимся, к некоей постройке дорегулярного периода, неверны. Кафтырев – автор первого регулярного плана города, на котором очень четко можно отследить здания, закрепляющие пересечения основных улиц, задающие красную линию, вдоль которой обязательно было строить все рядовые постройки. Трудно представить, что какой-то объект, находившийся здесь, мог быть так идеально посажен на красную линию, задаваемую этим домом и домом Урванцова (К.Маркса, 11).
О строительных периодах данного объекта свидетельствует - кирпичная кладка разных времен. В наиболее старой части - XVIII века - мы находим большемерный кирпич, в более поздних - размеры кирпича приближены к современным стандартам. Но также хочется отметить, что кирпич был дорог, поэтому собственники могли обращаться к разным поставщикам, мы неоднократно в реставрируемых объектах находили рядом кирпичи разных мануфактур. Есть свидетельства, что кирпич и вовсе изготовляли непосредственно возле стройки, и могли делать их нестандартного размера.
- Сводчатые потолки – примета зданий XVIII века, в литературе, том числе художественной, множество примеров, как часто они обрушивались, как после завершения строительства, так и во время него, гибли строители, и все равно их возводили. Не умели по-другому?
- В гражданском строительстве на протяжении ХVШ века своды часто применялись в перекрытиях подвалов, цокольных этажей, коридоров и лестничных клеток. В основном использовались коробковые, сомкнутые, нередко распалубки имеют лучковое очертание (в форме сегмента, с резким переломом в пяте). Лучковые распалубки не образовывали единой криволинейной поверхности, их средняя сводчатая часть фланкирована двумя боковыми вертикальными плоскостями. Распалубки такой формы по большей части делались над дверными и оконными проемами, имевшими прямую или же лучковую перемычку, что характерно для построек XVIII века. Все эти конструктивные особенности можно наблюдать на первом этаже здания, где мы находимся.
Позднее, с изобретением новых строительных и конструктивных приемов своды остались в основном в культовых сооружениях, а в гражданской архитектуре в подавляющем числе случаев стали использовать перекрытия по деревянным балкам.
Обаяние этого здания состоит в том, что сводчатый потолок вызывает ощущение, что ты в подвальчике, а посмотришь в окно, оказывается на первом этаже нормальной высоты. При этом типичная для XVIII века форма оконных проемов.
Наиболее старая часть здания первого этажа, XVIII в., архитектор В. Кафтырев
- Архитекторы-реставраторы ASG провели большую исследовательскую работу по восстановлению предметов охраны в этом доме, поиску их иконографических источников. Теперь остается поддерживать их в достойном состоянии, как и интерьер в целом. Давайте перечислим для наших читателей, что вошло в предмет охраны дома Чекмарева?
- Что касается предмета охраны, то это - сохранение исторической пространственно-планировочной структуры интерьеров здания в пределах капитальных стен и перекрытий; местоположение и габариты печи в парадном зале второго этажа; местоположение и конфигурация черной лестницы с металлическим ограждением; архитектурно-художественное оформление интерьеров нач. ХХ века: тянутые штукатурные карнизы в парадных помещениях второго этажа, подлинные филенчатые двери первого и второго этажей, в том числе филенчатые двупольные орнаментированные двери, полотна с остеклением при входе в парадную залу второго этажа; лестница в пристроенной части с чугунным литым ограждением, материал ступеней – мраморная крошка, материал покрытия площадок – керамическая метлахская плитка.
Кстати, особо хочу отметить качество реставрации именно лестницы с мраморной крошкой. Здесь соблюден один из классических принципов реставрации – она видна, вкрапления мраморных зернышек специально сделаны более редкими, чтобы видеть, где граница подлинного и восстановленного.
Парадная лестница начала ХХ в., о чем свидетельствуют скошенные углы, выступающей части здания, бетонные ступени с мраморной крошкой, литые чугунные ограждения, метлахская напольная плитка
Отреставрированная ступень парадной лестницы. Историческая часть ступени имеет мраморную крошку более крупной и частой фракции, в отличие от докомпонованного фрагмента
- В доме сохранились только две печи, и не понятно, где у них топочная?
- Печи сохранились только на втором этаже, в ходе работ были восстановлены два печных зеркала в парадных помещениях, они очень красиво вмонтированы в интерьер комнат, получаются красивые линии профилей. Судя по всему, топочные этих печей находились на первом этаже, там же находилась и кухонная плита. Здесь ведь была больница при первой мужской гимназии. На первом этаже находились квартира фельдшера, смотрителя и надзирателей с кухней и служебными помещениями; на втором больница для воспитанников гимназии. А то, что печи практически сливаются со стеной, объясняется тем, что в период строительства этого дома их закладывали одновременно со стенами и кровлей. Необходимо помнить и о том, что долгое время печь была главным источником вентиляции, поэтому, несмотря на отсутствие топки на зеркале печи, мы видим на нем вьюшки (которые в ближайшее время будут установлены на своих исторических местах).
- Основные украшения помещений – это тяги, зеркала печей, и пилястры, но при этом они изящные и даже какие-то торжественные, как этого добивались?
- Очень понятная структура внутренних помещений, есть замкнутые пространства, есть анфиладные, пропорции по высоте, ширине и протяженности помещений то, что человек воспринимает мгновенно и эмоционально, очень гармоничны. На мой взгляд, из всех зданий, восстанавливаемых нашей компанией этот и дом Землянова (Московская, 37) очень схожи по своей чистоте, логичности и светлости пространств.
- А в чем состоит назначение потолочных тяг? Это только красота?
- Внутренние карнизы играли исключительно декоративную роль: они украшали линию сопряжения двух перпендикулярных плоскостей – стены и потолка.
Карнизы реставрируемого здания при своей простоте и лаконичности имели безусловно выразительные пропорции и профилировку. В доме можно наблюдать софитный тип карниза. Такой карниз в разрезе вытянут по горизонтали и содержит в своем составе софит, ограниченный на потолке венчающей, а на стене, поддерживающей частями. В здании мы наблюдаем тянутые штукатурные карнизы, которые были проще и функциональнее в использовании и исполнении.
Помимо правильного соотношения частей, карнизы «звучат» согласно со всеми остальными сохранившимися элементами интерьера, совместно формируя хорошо гармонизованный ансамбль с дверной столяркой, дверными и оконными наличниками, подоконниками. Более того в данном здании можно наблюдать стилевое единство внутренних и наружных карнизов.
Архивная фотография здания на момент передачи Инвестиционной группе компаний ASG, 2012 г.
- Благодаря Президентской программе исторический центр Казани обрел историческое лицо, даже не верится, что когда-то это здание, в котором отражена история архитектуры последней четверти XVIII - середины XIX и начала XX веков, выглядело как типовой жилой дом. Каким Вам видится его будущее?
- У этого здания множество достоинств, кроме красоты и удобства расположения в историческом центре с высокой проходимостью, у него, как я уже говорила, четкая планировочная структура, наличие автономных выходов, собственный дворик. Мне кажется, в этом здании удобно и престижно находится частному учебному заведению, солидному банку, штаб-квартире крупной компании или консульству. Главное, чтобы сюда как можно быстрее вернулись люди, без этого дом существует, но не живет.
Фото предоставлены ASG
Партнерский материал
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.