«На въезде в центр развиваются новые проекты жилых комплексов: «Заря», «Нити», «Авторы на Петербургской» и другие не только возвращают жизнь в центр, но и создают площадки для нового бизнеса»Фото предоставлено пресс-службой СЗ «Заря»

О круглом столе

«БИЗНЕС Online» продолжает цикл круглых столов о развивающихся территориях Казани, и во второй части дискуссии о проспекте Универсиады вместе с экспертами и девелоперами заглядывает в будущее главного въезда в город.

Казанские «ворота престижа» — построенный в 2013-м проспект Универсиады — постепенно превращаются в полноценную витрину города. На въезде в центр развиваются новые проекты жилых комплексов: «Заря», «Нити», «Авторы на Петербургской» и другие не только возвращают жизнь в центр, но и создают площадки для нового бизнеса, придавая импульс пешему трафику и турпотоку в примыкающей к проспекту Универсиады локации.

Между центром и аэропортом: что ждет проспект Универсиады?

Что известно о ближайших планах развития Щербаковского переулка, улицы Тихомирнова и Оренбургского тракта, что мы привычно называем проспектом Универсиады? Какая работа планируется по благоустройству и созданию пешеходных связей? Как будет меняться комьюнити жителей центра с заселением новых девелоперских проектов?

Жить в «Заре» — это на час раньше быть дома. Премиальный жилой комплекс в сердце Казани

Реклама. Застройщик — ООО СЗ «Заря». Проектные декларации на сайте наш.дом.рф.

В дискуссии приняли участие:

  1. Олеся Балтусова — помощник раиса Республики Татарстан;
  2. Альберт Салихов — глава Вахитовского и Приволжского районов Казани;
  3. Алексей Горбунов — директор МБУ «Институт развития города Казани»;
  4. Анна Маршева — генеральный директор СЗ «Заря»;
  5. Юлия Закирова — заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ, один из разработчиков генплана Набережных Челнов;
  6. Елена Фаттахова — коммерческий директор девелоперской компании «Авторы»;
  7. Айгуль Зиннатова — менеджер по развитию партнерского канала девелоперской компании «КамаСтройИнвест».

Модераторами круглого стола выступили заместитель шеф-редактора «БИЗНЕС Online» Айрат Шамилов и руководитель отдела строительства и недвижимости Дмитрий Катаргин. Результаты обсуждения мы традиционно представляем в формате стенограммы.

Олеся Балтусова: «Почему я так болею за дом Иосафа? Потому что это здание мы практически руками спасали от сноса. Мы его из-под бульдозера вынули» Олеся Балтусова: «Почему я так болею за дом Иосафа? Потому что это здание мы практически руками спасали от сноса. Мы его из-под бульдозера вынули» Фото: Сергей Елагин

«Лестница от Ульянова-Ленина до Петербургской даст преемственную связь, которая сейчас утрачена»

— Олеся Александровна, какие есть планы развития примыкающей к проспекту территории с точки зрения озеленения, благоустройства?

Балтусова: Конечно, по проспекту Универсиады не рисовались такие концепции, как в случае с Адмиралтейкой. Здесь в основном нужно думать о развитии территории в балансе между пешеходом и автомобилем. Это самый злободневный вопрос для этой территории.

Могу только о мечтах поговорить. Потому что та же лестница, которая свяжет Ульянова-Ленина с Петербургской, — это все пока только наши мечты.


— Но этот проект же согласован?

— Согласован, но, как говорится, тут ни два ни полтора. Нам по этому поручению надо еще полгода работать, потому что те архитекторы, которые разрабатывали лестницу раньше, и те, которые разрабатывали сейчас новые предложения, друг друга не поняли. Получилось два разных подхода. Нужно, чтобы эти две стороны где-то вместе сели и услышали друг друга.

Лестница реально нужна. Коллеги уже говорили, что произошел разрыв между проспектом Универсиады и Тихомирнова — и этот разрыв очень болезненный.

Улица Тихомирнова расширялась, деревянные дома в начале улицы шли под снос. Почему я так болею за дом Иосафа? Потому что это здание мы практически руками спасали от сноса. Мы его из-под бульдозера вынули! Рустам Нургалиевич нам помог, мы успели дом Иосафа обмерить, отсканировать, привлекли реставраторов. Дом перенесли на 18 метров от дороги, собрали заново — сделали все в лучшем виде, даже печи работают.

Но осадок очень тяжелый, боль осталась. А это только один из проблемных моментов, которых на самом деле много. По улице Тихомирнова идти невозможно, ужас, во что ее превратили. Я недавно шла пешком по проспекту Универсиады от Танкового кольца: спустилась с Архиерейских дач и пошла к центру.

Вроде бы от Танкового кольца до центра всего полчаса ходьбы, но я чуть с ума не сошла по дороге! Пешеходу просто некуда деться — он зажат между депрессивной средой наверху и транспортом снизу. Ни вправо, ни влево никуда не уйти — ни единой тропиночки.
Олеся Балтусова помощник раиса Татарстана
Олеся Балтусова помощник раиса Татарстана

— Что даст эта лестница — она ведь все равно появится, как бы она ни выглядела в итоге?

— Она даст преемственную связь, которая сейчас утрачена. У улицы Ульянова-Ленина, бывшей улицы Первая гора, просто отняли пространство: ее напрочь разрубили этой Тихомирнова. Она даже начинается теперь с дома номер 16. Первый дом на Ульянова-Ленина — это дом Печникова, который мы отремонтировали с волонтерами «Том Сойер Фест Казань». Все предыдущие дома — 12, 10, 8, 6, 4, 2 — стояли ниже, сейчас их нет.

В этой лестнице мы с архитекторами как раз отразили историческую планировку улицы, запроектировали эту преемственность. Главное, чтобы там правильно выполнили благоустройство, как задумано архитекторами.

На пальцах сложно объяснить, но задумка такая: лестница по ландшафту спускается к пешеходному переходу, по которому смогут дальше идти люди, туристические группы. Асфальтовая дорога неудобна для подъема наверх — пешеходы всегда срезают по «козьей тропке», протоптанной вниз, а это небезопасно. Нужна нормальная связанность, и именно ее нам даст эта лестница.

Снимки сделаны с одного ракурса с разницей 54 года (фото предоставлены пресс-службой СЗ «Заря»)

— Это перспектива скольких лет, на ваш взгляд?

— Если архитекторы договорятся в ближайшее время, то еще год нужен, чтобы ее построить.

Маршева: Надеемся, что строительство лестницы скоро начнется. Ее появление позволит создать новые пешеходные маршруты в центре. Мы уже рассказывали, что при строительстве ЖК «Заря» благоустроим пешеходный бульвар длиной 300 метров, почти до этой лестницы. Построим его на нашей земле и за наш счет. Когда лестница появится, можно будет с удовольствием гулять по бульвару от «Кольца» через «Зарю» к пешеходной лестнице на Первую гору. Надеюсь, там появятся и смотровые площадки. Потому что это действительно красивое место, откуда открывается вид на исторический центр Казани.

Альберт Салихов: «Вечерами практически вся территория вокруг самой дороги погружается в темноту: это и некрасиво, и небезопасно — в целом уровню главных въездных ворот в столицу Татарстана не соответствует» Альберт Салихов: «Вечерами практически вся территория вокруг самой дороги погружается в темноту: это и некрасиво, и небезопасно — в целом уровню главных въездных ворот в столицу Татарстана не соответствует» Фото: Сергей Елагин

«С учетом текущего коммерческого и жилого строительства баланс социальной инфраструктуры на территории сохранится»

— Альберт Иршатович, что известно о ближайших планах вокруг проспекта Универсиады? Как будет развиваться дорожно-транспортная сеть на горизонте 5 лет?

Салихов: По социальной инфраструктуре, как я уже говорил, баланс держится. У города, у Ильсура Раисовича есть давно сформулированная твердая позиция: строить можно только с учетом всей инфраструктуры. Поэтому для существующих объектов инфраструктуры пока достаточно. Если будет что-то новое, в любом случае будет разговор о том, как это обеспечить и социальными объектами, и дорожно-транспортными. И это, настаиваю, прямой интерес девелоперов в том числе: их объекты будут более успешными, если будущие покупатели понимают, что получают полноценное качество жизни в понятной доступности к дому.

Поэтому интереснее посмотреть именно на транспортное развитие.

Олеся Александровна справедливо отметила, что сейчас тротуар вдоль проспекта Универсиады скорее технический, абсолютно некомфортный что для пешеходов, что для велосипедистов. Здесь невозможно обойтись без комплексного благоустройства: обустройство пешеходных маршрутов, установка освещения, архитектурная подсветкой зданий, озеленение.

Сейчас одна из задач — связать деревню Универсиады и центр города велопешеходной дорожкой. Возможно, она пройдет через улицу Павлюхина, возможно, как раз через проспект Универсиады — мы все это пытаемся спроектировать. В любом случае нужно как-то отделять пешеходов от дороги: с помощью зеленых зон, деревьев, кустарников. Должна быть комфортная пешеходная связь вдоль проспекта.
Альберт Салихов глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани
Альберт Салихов глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани

Кроме того, ведется работа над перепроектированием Танкового кольца, чтобы движение снизу было комфортнее. Также обсуждается вопрос проектирования петли вместо кольца у деревни Универсиады. И вместе с Институтом развития города мы прорабатываем вопрос пешеходной связанности Танкового кольца с архиерейскими дачами. Это даст новый импульс туризму — историческому, паломническому.

И конечно, ключевой вопрос — освещение. Вечерами практически вся территория вокруг самой дороги погружается в темноту: это и некрасиво, и небезопасно — в целом уровню главных въездных ворот в столицу Татарстана не соответствует. На своем уровне мы обращаемся к собственникам зданий с предложением включиться в программу архитектурной подсветки. Но тут нужно комплексное решение и дальнейшее облагораживание принципиально на другом уровне.

Пять лет — это, конечно, миг. Поэтому успеть бы реализовать вот эти изменения, в первую очередь заботясь о пешеходах.

Но у меня есть мечта — наверное, уже в перспективе 2050 года — чтобы проспект Универсиады превратился в Олимпийский проспект. Мы ведь все-таки не оставляем надежд, что Казань примет Олимпийские игры. Тогда и проспект переименуется! (Улыбается.)

Горбунов: Главное, чтобы не в «Олимпийский тоннель» из шумозащитных экранов!

Анна Маршева: «Только в километровом радиусе от «Зари» 10 школ и 10 детских садов» Анна Маршева: «Только в километровом радиусе от «Зари» 10 школ и 10 детских садов» Фото: Сергей Елагин

«Выбор центра закрывает для покупателей большинство тревог»

— Анна Юрьевна, мы часто слышим, что центр города вновь заселяется, в том числе это происходит благодаря проекту жилого комплекса «Заря». Как вы видите портрет жителя вашего комплекса, как он перенастроит атмосферу города?

Маршева: Действительно, был период, когда центр замирал по мере того, когда из него переселялись жители. Ведь одних офисов и туристической инфраструктуры для полноценной жизни недостаточно. Сейчас центр снова заселяется. И наш проект в том числе этому поспособствует.

«Заря» — жилой комплекс премиум-класса в историческом центре Казани, в Щербаковском переулке. Проект объединяет 9 жилых корпусов с эффектным гранд-лобби, фитнес-зоной и детской комнатой с тьютором, а также общедоступный гастродворик. За сервис в комплексе будет отвечать одна из ведущих управляющих компаний России — Sawatzky. Дома сдаются в IV квартале 2027 года.

В этом году «Заря» завоевала четыре статуэтки на престижной девелоперской премии Urban, в том числе в номинации «Лучший региональный комплекс премиум-класса».

Кто наши покупатели? Прежде всего предприниматели, собственники бизнеса и управленческое звено высокого уровня. В последние полгода все больше людей моложе 40. Они видят именно в центре возможность развития своей семьи, своего будущего. Это радует. Кроме того, наши покупатели — это люди, у которых есть уже жилье, и, как правило, не одно. Например, они живут за городом, но хотят иметь еще одну «базу» в черте города. Для них центр — логичный выбор: это пешая доступность до школ, до офисов и так далее. Только в километровом радиусе от «Зари» 10 школ и 10 детских садов.

Татарский двор с энергией мегаполиса: какой будет новая гастрономическая Мекка в центре Казани?

Если говорить о географии, то у нас есть покупатели из Москвы, Санкт-Петербурга, из городов Татарстана. Люди выбирают «Зарю» как место, куда они планируют целенаправленно переезжать. Есть даже иностранные граждане: их «Заря» цепляет в первую очередь из-за архитектуры.

Сейчас преобладают не инвесторы, а покупатели, которые ищут квартиру для собственного проживания. Мы даже видим кейсы, когда люди на старте выбирали квартиру для инвестиции, а сейчас докупают еще одну уже для себя. Есть и кейсы, когда человек покупает одну квартиру, возвращается за второй и даже за третьей.

«Люди выбирают «Зарю» как место, куда они планируют целенаправленно переезжать. Есть даже иностранные граждане: их «Заря» цепляет в первую очередь из-за архитектуры»Фото предоставлено пресс-службой СЗ «Заря»

— Какие вопросы вызывают тревогу или, наоборот, наибольший интерес, если мы говорим не об экономических, а о чисто человеческих аспектах?

На самом деле выбор центра города для жизни снимает большинство тревог для покупателей. Это и более безопасная локация, и более эффективная с точки зрения логистики.
Анна Маршева Гендиректор СЗ «Заря»
Анна Маршева гендиректор СЗ «Заря»

Нашим жителям даже пробки не страшны. Все необходимые локации — в центре, в пешей доступности. Это наши покупатели ценят. Уже понятно, что многие из них хотят передвигаться пешком. Хотя, безусловно, для покупателей мы предлагаем двухуровневый подземный паркинг, часть которого будет доступна и для горожан, посетителей нашего гастродворика.

«Думаю, здесь будут жить люди с высоким уровнем требований к себе и окружающему пространству» «Думаю, здесь будут жить люди с высоким уровнем требований к себе и окружающему пространству» Фото: Сергей Елагин

— Как будущие жители «Зари», на ваш взгляд, повлияют на атмосферу города?

— Я считаю, что мы вместе с коллегами формируем в центре города новое комьюнити, потому что создаем здесь проекты принципиально нового уровня. Думаю, здесь будут жить люди с высоким уровнем требований к себе и окружающему пространству. И это, безусловно, позитивно. Такая аудитория не станет просто проходить мимо сваленной набок урны или разбросанного мусора — она будет требовать порядка и сама способна его поддерживать.

«Для покупателей мы предлагаем двухуровневый подземный паркинг, часть которого будет доступна и для горожан, посетителей нашего гастродворика» «Для покупателей мы предлагаем двухуровневый подземный паркинг, часть которого будет доступна и для горожан, посетителей нашего гастродворика» Фото предоставлено пресс-службой СЗ «Заря»

Территория, прежде всего наш участок в Щербаковском переулке, находилась в очень запущенном состоянии. Небезопасный пустырь, вечный строительный забор, груды мусора — это все, чем было примечательно это место всего пару лет назад. А мы создаем иной уровень жизни — и для новых жителей, и для всего города.

Плюс наша коммерция тоже будет привлекать сюда жителей и туристов, определенно создавая здесь новую ауру. В гастродворике «Зари» разместятся кафе и рестораны. Важно — коммерческие площади останутся в нашей собственности, чтобы мы могли влиять на резидентов, подбирая тех, кто полностью соответствует философии жилого комплекса.

«Территория, прежде всего наш участок в Щербаковском переулке, находилась в очень запущенном состоянии. А мы создаем иной уровень жизни — и для новых жителей, и для всего города» «Территория, прежде всего наш участок в Щербаковском переулке, находилась в очень запущенном состоянии. А мы создаем иной уровень жизни — и для новых жителей, и для всего города» Фото предоставлено пресс-службой СЗ «Заря»

В укрытый от городской суеты овальный дворик с зеленью и со столиками под открытым небом можно будет попасть через красивую арку, выложенную из кирпича ручной формовки. Такое модное пространство легко может находиться в Москве или, к примеру, в Берлине. Архитектура, окружение, вайб — «Заря» ни в чем не будет проигрывать. Таких пространств, особенно гастрономических, Казань еще точно не видела.

Безусловно, мы оживим эту территорию, придадим ей второе дыхание. Она будет полностью соответствовать высокому статусу центра города — столицы Татарстана. Представьте: там, где совсем недавно была, по сути, строительная свалка, появится брусчатка, откроются кофейни и рестораны, цветочные магазины, а жители «Зари» будут прогуливаться в красивом внутреннем дворе и провожать закаты на террасах. Все задумки будут реализованы без каких-либо компромиссов.

Елена Фаттахова: «Соглашусь с Анной, что многие берут квартиру как некий коллекционный лот, но с возможностью собственного проживания в будущем»Фото: Сергей Елагин

«Мы сохраняем эстетику не только через визуальный код, но и на уровне тактильных ощущений»

— Елена, какая аудитория у проекта «Авторы на Петербургской», кто покупает квартиры? Как ваш проект изменит город на горизонте 5 лет?

Фаттахова: Пока я слушала коллег, тоже успела пофантазировать . Хочу поделиться нашими мыслями о том, как мы видим этот участок через 5, 10, 20 лет.

Поскольку территория в любом случае останется парадным маршрутом, мы не только продумываем проект с точки зрения текущего восприятия клиентами, но и смотрим наперед. Конечно, с точки зрения архитектуры нам важно вписаться в контекст территории. Но значение имеет не только геометрия форм, а еще и подход к выбору материалов — чтобы дома красиво старели.

«Авторы на Петербургской» — клубный дом высокого класса на 68 квартир, строящийся на перекрестке Щербаковского переулка и ул. Айдинова. Проект уникален своей архитектурой с арочными окнами в пентхаусах, гранд-лобби с переговорной, двором-патио и селективным ароматом. Клубный дом сдается в III квартале 2026 года.

Мы подобрали для фасада высококачественный кирпич: изучали, как он смотрится при разном освещении, утром и ночью, в разную погоду, например в дождь. Так мы сохраняем эстетику и преемственность не только через визуальный код, но и на уровне тактильных ощущений.

«Авторы на Петербургской» — квартиры высокого класса на главной пешеходной улице Казани

Реклама. ООО «Авторы брокеридж». Застройщик: ООО «СЗ „АВТОРСКИЙ ДОМ №2“». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.

Если смотреть в более долгой перспективе, то важно, что новые девелоперские проекты сейчас появляются и на улицах Качалова, Волкова, Ульянова-Ленина. Поток ведь все-таки курсирует не только между «Кольцом» и аэропортом, но и распределяется дальше по городу. И все эти точки касания здесь очень важны, они будут по-другому развивать город.

У нас тоже есть планы на эту территорию: помимо ансамбля «Авторы на Петербургской», в ближайшие 3–4 года компания будет запускать еще один проект на пригорке на Вишневского. Он наряду с «Авторами на Петербургской» и проектами коллег будет встречать жителей, туристов и гостей города на этом парадном маршруте.

Возвращаясь к портрету жителя, у нас, нашего клубного дома, есть некоторые пересечения по целевым аудиториям с коллегами. Но что для нас было сюрпризом, так это довольно яркое ядро из покупателей 50+. Это достаточно уверенные жители города, у которых чаще всего уже есть загородная недвижимость. Кто-то планирует в проекте жить постоянно, а для кого-то это дополнительное жилье — чтобы совершать деловые поездки, посещать культурные мероприятия и так далее. Центральная часть проспекта сегодня остается дефицитной с точки зрения современного гостиничного фонда, а значит, проекты премиального уровня здесь автоматически становятся более привлекательными для инвесторов и клиентов, которые ценят возможность сочетать жилую функцию и временное пребывание в городе.

Инвесторов у нас не так много. Соглашусь с Анной, что многие берут квартиру как некий коллекционный лот, но с возможностью собственного проживания в будущем. Кроме того, есть родители, которые покупают квартиры для детей, то есть среди жителей будет небольшое ядро из молодой аудитории.

Не думаю, что сами жители «Авторов» и других проектов на территории будут целенаправленно развивать район. Потому что нашим жителям уже нравится та среда, которая сложилась тут исторически и которую развивает город. У нас классный центр — здесь есть где прогуляться, есть куда сходить.
Елена Фаттахова Коммерческий директор компании «Авторы»
Елена Фаттахова коммерческий директор компании «Авторы»

Скорее это район будет под них подстраиваться, наделяя территорию новыми функциями. В любом случае проекты и их жители окажут влияние на город и его развитие. Особенно в части коммерции, ведь, как мы сегодня говорим, у территории есть потенциал стать второй Столбова. 

В проекте «Авторы на Петербургской» мы видим кафе, рестораны и другие бизнесы, которые будут отвечать потребностям города. Потому что помещения у нас покупают не «под что-нибудь». Нет, их берут именно для своего детища, любимого бизнеса: хотят, чтобы он развивался и процветал в ключевой локации города

Айгуль Зиннатова: «Здесь будет новый центр притяжения, сопоставимый с улицей Столбова, где жители города и туристы спокойно смогут прогуливаться по новым локациям. У нас есть опыт в формировании таких пространств» Айгуль Зиннатова: «Здесь будет новый центр притяжения, сопоставимый с улицей Столбова, где жители города и туристы спокойно смогут прогуливаться по новым локациям. У нас есть опыт в формировании таких пространств» Фото: Сергей Елагин

«Каждый покупатель понимает, что центр города — это про доступность и пешую среду»

— Айгуль Фазитовна, у компании «КамаСтройИнвест», если смотреть шире, к проспекту Универсиады примыкают даже два проекта. Непосредственно у магистрали это «Нити», а в Суконной слободе — «Кастура Таун». Какой вы видите свою аудиторию?

Зиннатова: Если говорить о портрете покупателя проекта «Нити», то он в целом совпадает с тем, что озвучили коллеги. В основном это люди, у которых уже есть недвижимость, чаще всего загородная — и они приобретают квартиру, чтобы иметь возможность дополнительно остановиться в городе. Либо для того, чтобы детям было удобно ходить здесь в школу, либо чтобы самим пользоваться инфраструктурой центра.

Есть те, кто рассматривает квартиру в качестве инвестиции. У нас много постоянников, которые приобретают недвижимость во всех проектах «КамаСтройИнвест», и для них это еще один коллекционный лот.

Клубный квартал «Нити» строится на ул. Тихомирнова. Доступны квартиры с эркерами, французскими балконами и террасами, а также с видом на центр города. Дома сдаются в IV квартале 2026 года.

Проект «Кастура Таун» расположен на ул. Островского. Концепция застройки квартала выполнена по эскизу Хосе Асебильо, бывшего главного архитектора Барселоны. В проекте предусмотрен двор-сквер с прудом, консьерж-сервис и квартиры с террасами. Два дома сданы, завершение последней очереди намечено на I квартал 2027-го.

Если же говорить о проекте «Кастура Таун», то там аудитория несколько другая. Здесь уже больше людей рассматривают недвижимость для постоянного проживания. В основном те люди, которые уже живут в центре, но стремятся переехать из старого жилфонда в новую квартиру. Но в то же время есть и клиенты, которые стремятся переехать в центр города из других локаций.

— Какие вопросы, сомнения у них возникают относительно проекта?

— Каждый покупатель понимает, что центр города — это про доступность, про пешую среду. Поэтому мы позиционируем проект как квартальную застройку: внутри квартала есть все необходимое для комфортной жизни. Все, кто приобретает недвижимость в этой локации, прекрасно понимают, что здесь есть хорошие школы, университеты. Можно выйти прогуляться на набережную Кабана, — это шикарнейшее место прямо в центре города. Поэтому сомнений почти не возникает.

ЖК «Нити» на улице Калинина — квартиры с террасами и эркерными окнами, много света, простор и комфорт в центре города

Реклама. ООО «КамаСтройИнвест» (ИНН 1655119785). Застройщик: ООО Специализированный застройщик «Урбан Строй». Проектная декларация размещена на сайте наш.дом.рф. Проект финансируется Банком «Дом.РФ».

— Как вы эту территорию видите на отрезке 5−10 лет, когда ваши проекты сдадутся и заполнятся людьми?

— Здесь будет новый центр притяжения, сопоставимый с улицей Столбова, где жители города и туристы спокойно смогут прогуливаться по новым локациям. У нас есть опыт в формировании таких пространств.

Если вспомнить, то та же территория Островского в районе Суконной слободы долгое время пустовала, а теперь стала центром притяжения. Сейчас сдано два дома в проекте «Кастура Таун», там уже открылись кофейни, рестораны, которые привлекают поток.

Поэтому я уверена, что локация, прилегающая к проспекту Универсиады, тоже будет развиваться, становиться еще более насыщенной. Рядом театр кукол, напротив него та самая площадка, где разные фестивали проходят. Это правда довольно интересная локация, и, если ее развивать, многие туристы с радостью будут туда приезжать.

— Кстати, у этой площадки ведь до сих пор нет названия!

Балтусова: Идеи были, горожане и организаторы фестивалей предлагали назвать зону Фестивальной поляной. Среди организаторов это название уже давно закрепилось. Надо бы конкурс какой-нибудь провести.

— А в городском фольклоре такого восприятия вроде бы нет, это пока формирующийся топоним. Но, если дать ему название, согласитесь, меньше рисков, что кто-то захочет эту площадку застроить!

Юлия Закирова: «Цель — продумать точечные вмешательства и для периферийной части проспекта, чтобы „сшить“ городскую ткань» Юлия Закирова: «Цель — продумать точечные вмешательства и для периферийной части проспекта, чтобы «сшить» городскую ткань» Фото: Сергей Елагин

«Нужно продумывать точечные вмешательства, повышающие связанность и на других участках проспекта»

— Перейдем от прагматизма к академическому анализу территории. Юлия Александровна, как должен проспект Универсиады — и в широком смысле, и в узком, если мы говорим только про центр, — развиваться на отрезке в 5−10 лет? Какие стратегические решения нужно принять?

Первокурсники КГАСУ: «Мы будущее Татарстана и России!»

Реклама. 18+ ФГБОУ «Казанский государственный архитектурно-строительный университет». erid: 2SDnjdWyuao

Закирова: Сейчас, оценивая развитие проспекта, мы видим, что оно идет со стороны центра, со стороны «Кольца». Более активно развивается территория до театра кукол, для нее импульсом является историческое наследие, память. А после театра уже более осторожные намерения, как будто эта территория пока не определилась с направлением.

Уже заложен каркас территории, у него есть физические параметры, а вот ткань пока еще недоразвита. Мощность ткани — насыщение функциями, благоустройство — до недавних пор не соответствовала этому каркасу. Но тут есть опасность: как бы не нарастить эту мощность сверх меры, усугубив тем самым транспортную перегрузку.

Сегодня эта мощность ткани наращивается, идет последовательное развитие со стороны центра: раз пояс освоили, два освоили… Плюс еще от Олеси Александровны слышу про акупунктурные воздействия именно в области благоустройства. Такие точечные проекты благоустройства среды, повышающие связанность территории, как та же лестница, тоже могут давать импульс ее развитию.

Я не говорю, что нужно тиражировать именно лестницу, но можно ведь и на удаленных участках выявить точки для приложения усилий — в благоустройстве, в активации исторической памяти. Цель — продумать точечные вмешательства и для периферийной части проспекта, чтобы «сшить» городскую ткань. Иными словами, инициировать развитие с двух сторон, создав новые точки притяжения на всем протяжении магистрали.

— С другой стороны, развитие со стороны центра диктует в первую очередь экономика. Если в этом поясе территория заполнится, то это запустит и дальнейшее движение. Где-то ведь надо было начинать.

— Тем более что зонирование и документация закладывают посыл к такому развитию.

В этой связи имеет смысл обратиться к опыту Москвы, где разработан регламент для вылетных магистралей, включающий вопросы их благоустройства и застройки. Возможно, следующий шаг — доработать градостроительную документацию в методически-рекомендательном ключе. Это сформирует для инвесторов и застройщиков четкое видение перспектив территории и облегчит им принятие решений.

— Наверное, постепенно мы все-таки движемся к московскому пониманию. В Казани тоже нарастает ощущение необходимости ставить на первое место градостроительное планирование, чтобы потом на него уже накладывались интересы застройщиков, так?

— Это вопрос целеполагания. Мы не обязаны копировать опыт Москвы, но мы можем перенять принцип: четкие правила игры для инвесторов — это не фантастика, а эффективный инструмент развития, который уже работает во многих городах.

Балтусова: Очень бы хотелось, чтобы еще про интересы пешеходов не забывали.

Вот я в Екатеринбурге увидела очень негативный пример, где на пешеходов наплевали полностью. Там все идет исключительно в угоду девелопменту, отношение просто хищническое. Городская среда вокруг новых объектов, в отличие от Казани, к примеру, не благоустраивается совсем.

Тем не менее я, как убежденный пешеход, у которого нет автомобиля, хочу сказать, что в Казани тоже еще есть над чем работать. У нас украли тротуар, у нас вообще сократили зоны пешеходные. Единственный нормальный проспект сейчас на самом деле — это улица Пушкина, переходящая в улицу Татарстан ближе к речпорту. Даже с точки зрения тех же самых представительских функций. Но и у нее отняли тротуар!

Алексей Горбунов: «Повышение велопешеходных связей — это сегодня мейнстрим. Как показывает опыт западных столиц, без него город не может гармонично развиваться» Алексей Горбунов: «Повышение велопешеходных связей — это сегодня мейнстрим. Как показывает опыт западных столиц, без него город не может гармонично развиваться» Фото: Сергей Елагин

«Когда город перешагивает определенный рубеж населения, требуется переосмысление многих вещей»

— Алексей Павлович, как с точки зрения генплана город видит дальнейшее развитие? Получим ли мы наконец пешеходную связанность?

Горбунов: Генеральный план – документ иного масштаба, пешеходные связи в нем не планируются. Как я уже отмечал, радикальная трансформация обсуждаемой территории, например вынос метрохозяйства, самим генпланом тоже не предлагается; это скорее перспектива за сроки действия настоящего генплана. То, что генплан определяет принципиально, — саму транспортную связь и функциональное использование прилегающих территорий — фактически уже состоялось. Далее начинаются, в том числе и нашим институтом, проработки других масштабов. Иными словами, начинается тонкая донастройка, которая будет эту территорию оживлять, донасыщать.

Один из наших городских проектов, который предлагает баланс между пешеходоориентированным и машиноориентированным городом, — это веломаршрут. Мы прогнозируем активный спрос на такой вид инфраструктуры со стороны студентов, которых в нашем городе огромное количество.

Развитие велопешеходных связей — сегодня это мейнстрим. Как показывает опыт многих западных городов, без велопешеходных связей город не может гармонично развиваться. Помните, Маяковский писал: стране нужны паровозы. Паровозы остались в прошлом, но сегодня мы живем в парадигме, когда нужны автомобили. И вновь я обозначу наш прогноз: активное развитие города неизбежно приведет нас в точку, когда в некоторых ситуациях комфортнее будет перемещаться пешком и на велосипеде или на общественном транспорте, чем на автомобилях. На сегодняшний день мы еще не поменяли мышление, не переоделись в одежду жителей мегаполиса. Но это однозначно произойдет.

Что касается пешеходных связей — уже сейчас мы в институте тщательно анализируем поперечники ряда важных городских улиц: оцениваем возможности расширения тротуаров, зеленых зон, где-то даже ценой комфорта автомобилистов. Вполне вероятно, что работа дойдет и до проспекта Универсиады, тем более что сформировавшийся запрос на эту задачу подтверждает в том числе и сегодняшняя дискуссия.

Прозвучала идея разработки рекомендаций по благоустройству. Это хорошая практика, и в Казани у нас уже есть определенные наработки по отдельным территориям. С проспектом Универсиады мы тоже наверняка к этому придем.

А пока сегодня проспект выполняет в первую очередь транспортную функцию, имеет смысл также обозначить некоторые цифры: сегодня в час пик около четырех тысяч автомобилей движутся по направлению центра по трем улицам — Салимжанова, Островского и Тихомирнова, в которую переходит проспект Универсиады. Как минимум половина этих автомобилей перемещается именно по проспекту. На сегодняшний день дорога пока обслуживает объем трафика. Но нам, как градостроителям, имеет смысл задаться и вопросом о том, куда мы хотим привезти всех этих автомобилистов. Если мы хотим, чтобы они быстро доехали до «Кольца», а затем попали в «бутылочное горлышко», то ничего хорошего из этого не получится.

Возвращаясь к предыдущим генеральным планам: не просто так предыдущие поколения градостроителей закладывали идею так называемого Большого казанского кольца, окружной дороги. Дорог высокого класса с нерегулируемым движением, скоростных в пределах этого кольца в принципе не должно быть. Дороги высокого класса «подключаются» к кольцу со стороны периферии, выполняют подвозящую функцию. Внутри кольца — городские улицы второго класса, районные связи, и все — с регулируемым движением, более жесткими скоростными ограничениями, светофорами. Такую логику построения транспортного каркаса диктуют вопросы безопасности, шумового загрязнения, различного подхода к плотности прилегающей застройки — вопросы качества городской среды в целом.

Конечно, все умозрительные кольцевые планировочные структуры всегда во всех городах мира адаптируются под реальную географию, под иные сложившиеся условия.

В нашем случае сложились предпосылки формирования еще одного кольца — Малого казанского кольца, один из участков которого проходит по улице Вишневского. Именно здесь начинается в широком смысле центральная зона, которая требует самого жесткого скоростного регулирования.

Мы в институте регулярно проводим круглые столы с участием специалистов не только из Казани, но и Москвы, Омска. Абсолютно все эксперты сходятся в единой позиции: скоростной хорды через центральную часть современного города быть не должно. Все сходятся также в понимании «географической» локализации центра Казани. Поэтому в активном мегаполисе у горожанина складывается два сценария транспортного поведения: он либо доезжает до радиальных транспортных колец и транспортно-пересадочных узлов, оставляет свой автомобиль и пересаживается на общественный транспорт до своего пункта назначения, либо он в принципе объезжает весь центр.

«Как Альберт Иршатович правильно сказал, один из проектов — это веломаршрут. Огромное количество студентов, которые передвигаются в городе, явно будут активно пользоваться такой инфраструктурой» «Как Альберт Иршатович правильно сказал, один из проектов — это веломаршрут. Огромное количество студентов, которые передвигаются в городе, явно будут активно пользоваться такой инфраструктурой» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Золотоордынская традиция, так? Кремль и посады вокруг.

— Возвращаясь к тому тезису, с которого я начал: как только в городе возникает скоростная магистраль непрерывного движения, она сразу же жестко разделяет город на части. Чтобы хотя бы каким-то образом компенсировать впоследствии такое разделение, могут уйти годы, десятилетия. Тут я полностью согласен с Олесей Александровной: даже, казалось бы, создать пешеходные связи в такой ситуации — это уже огромная, сложная задача.

С другой стороны, сегодня казанское кольцо фактически является полукольцом, оно не замкнуто. Замкнуть его в существующей городской застройке возможно только за счет серьезного вмешательства в живую структуру города. Любые решения, основанные на устаревших градостроительных подходах, когда планирование велось с нуля, в современных условиях приведут к разделению города на изолированные части, на восстановление связей между которыми потребует столетий.

Это относится не только к идее замыкания кольца, но и к строительству новых подъездных дорог, в том числе через лесные и экологически ценные территории, для чего отсутствуют объективные предпосылки. Продолжение дублера Оренбургского тракта через центр города противоречит текущей градостроительной ситуации Казани и ведет к окончательному фрагментированию городской ткани.

Планировочные схемы должны адаптироваться к реальным географическим условиям. В этом контексте замыкание Большого казанского кольца через мосты в сторону Верхнего Услона, как это предлагает наш институт и это поддерживает город в принципе, является более обоснованным решением. Приоритетом развития города остается выход к Волге, которая и так отрезана железной дорогой. И создавать дополнительные препятствия на пути интеграции воды и города — это наступать себе на хвост.

Конечно, выездные магистрали, формирующие скоростной каркас, нужны Казани, но ровно до начала плотной урбанизированной части города. В противном случае магистрали начинают разрезать город и каждый фрагмент города начинает жить раздельно. А ведь город — это про связность, проницаемость городской ткани.

Все же понимают, что чудес не бывает, когда мы, скажем, с Горок до центра едем дольше, чем из Лаишевского узла.

— И там уже возникают проблемы: открыли объезд Сокуров, и те машины, которые раньше стояли в пробке в 20−30 километрах от Казани, теперь дружно переехали на Оренбургский тракт.

— Чтобы транспортные проблемы не продолжали усугубляться, разумеется, развитие скоростного транспортного каркаса должно продолжаться, но в парадигме иного мышления. Именно потому возникают такие амбициозные проекты с мостами – недостающими сегодня смычками Большого казанского кольца — оттого, что городу необходимо «выплеснуться».

Одним словом, когда город или агломерация перешагивает определенный рубеж населения, требуется переосмысление многих вещей. Мы должны использовать совершенно другие подходы.

Ведь и приоритет пешеходов не так давно звучал непривычно, но сейчас мы понимаем, что это азы. Может быть, и в вопросе трассировок магистралей стоит заглянуть лет на двадцать вперед, держа в голове, что историческое ядро города ограничено по площади.

«Когда город перешагивает определенный рубеж населения, требуется переосмысление многих вещей» «Когда город перешагивает определенный рубеж населения, требуется переосмысление многих вещей» Фото: MarSaf, собственная работа, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Балтусова: Когда мы разрабатывали концепцию развития центра Казани, то проводили социологическое исследование жителей, изучали их идентичность, формировали ментальные карты. То есть данные о том, кто такой житель центра, у нас есть. Но уже прошло 5 лет, и этот портрет обновился.

Есть ведь комьюнити старожилов центра, у которых лозунг: «Надо держать центр». А сейчас уже появляются новые жители, которым этот лозунг вообще непонятен, у них другие ценности. Наверное, уже пришла пора делать еще одно исследование.

Горбунов: Парадигма действительно поменялась. Мы в институте на тему транспорта практически ежедневно дискутируем, и Олеся Александровна, и Альберт Иршатович — частые участники наших обсуждений.

Но главное, мы все-таки должны менять мышление. Сегодня Казань — настоящая столица. Поэтому и транспортная политика должна быть соответствующей, соразмерной целеполаганию. И цели у города сегодня сформулированы четко: разгружать центр от транзитного движения, повышать количество поездок на общественном транспорте, обеспечивать комфорт пеших передвижений. А, скажем, развитие таких проектов, как сеть транспортно-пересадочных узлов, — это фундаментальная основа реализации таких целей: именно ТПУ должны перехватывать и перераспределять автомобильный трафик, в том числе по другим видам транспорта. И городом в этом направлении ведется большая работа.