В галерее «Окно» на этой неделе открылась «Выставка 6 молодых художников. Взгляд через 50 лет», которая воссоздает молодежную выставку 1970 года в концертном зале Казанской консерватории. В последующие полвека ее участники стали значимыми фигурами в мире культуры Татарстана. «БИЗНЕС Online» прогулялся по экспозиции и узнал, как помогли художникам Назиб Жиганов и Баки Урманче и что за картину нашли в личной коллекции директора «Окна».
-
О том, что в Казани готовятся возродить выставку шести молодых художников, которая прошла в 1970 году в концертном зале Казанской консерватории — тогда «стекляшке», — корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала еще летом в разговоре с одним из ее участников, Евгением Голубцовым.
-
В выставке приняли участие шесть выпускников Казанского художественного училища: Надир Альмеев, Игорь Башмаков, Евгений Голубцов, Георгий Иванов, Владимир Нестеренко и Рустем Фаттахов. «Как раз все ребята в это время окончили училище, кто-то учился в Москве. И меня тоже пригласили участвовать. Выставка прошла с некоторыми сложностями — при Харисе Якупове (с 1951 по 1975 год занимал пост председателя правления союза художников Татарской АССР — прим. ред.) было сложно куда-то пробиться. Он лично пришел принимать выставку и был против, велел это снять, то убрать. Но мы сказали, что снимать ничего не станем, и отстояли свои работы. За нас вступились ректор консерватории Назиб Жиганов и организатор обкома комсомола Ильгиз Хайруллин, который сказал, что это обычные работы. Поэтому ничего так и не сняли и выставка провисела до окончания экспозиции. Прошло 50 лет, а люди все вспоминают», — рассказывал Голубцов.
-
Свою историю развития событий рассказал и Альмеев. «Назиб Гаязович [Жиганов] был у нас дома. Он увидел мои листы и сказал: „Почему нельзя их выставить? Может быть, в Париже?“ Но Париж далеко, а Казань близко, поэтому он дал добро показать работы в зрительском холле концертного зала консерватории. Мы собрали старые мольберты, починили их, выкрасили в белый цвет, выстроили экспозицию. Но как эта выставка открывалась? Мы согласовали ее с обкомом комсомола, они пошли нам навстречу, и даже в афише был упомнят обком и союз художников. Но они пришли и сказали, что нельзя открывать эту выставку, это не их союз открывает. Пришлось звать тяжелую артиллерию в лице Баки Урманче, который прибыл в течение 15 минут и уговорил открыть выставку».
-
Картины с той самой выставки разместили в фойе галереи. Экспозиция была небольшой: всего 27 произведений, по три работы от пяти художников и 12 — от Альмеева.
-
Экспонаты кропотливо собирали по мастерским, наследникам, частным коллекциям. Одну работу случайно нашли в коллекции соучредителя галереи «Окно» Диляры Байчуриной. При обсуждении работ с выставки Альмеев вспомнил работу Нестеренко «Испанский танец». «И я понимаю, что эта работа уже много лет живет у меня дома, подаренная художником», — рассказала Байчурина.
-
В залах галереи представлены живописные, графические и скульптурные произведения, созданные участниками выставки в 1960–2000-е годы. «Они были молодыми, малоизвестными, но полными желания работать, нести в общество свое видение жизни и искусства, их переустройства. Выставка оказалась пророческой, потому что каждый из шестерых участников стал впоследствии ведущим художником Татарстана, каждый в своей области», — сказала куратор выставки, искусствовед Ольга Улемнова.
-
Альмеев проявил себя в самых разных формах графики, в том числе и станковой, которая хорошо известна и в России, и за рубежом.
-
Скульптуры Башмакова стоят по всей Казани и в разных городах республики — он автор «Кареты» на улице Баумана, часов на площади Тукая, фонтана в виде шара у КФУ, «Тулпара» на улице Павлюхина. Макет часов выставлен впервые.
-
Голубцов и Нестеренко в 1970-е годы были основателями дизайнерской «Группы 17», выполнявшей проекты и оформительские работы по всему Татарстану — на их счету оформление пивного бара «Бегемот», ресторана «Казань», дома-музея Шишкина в Елабуге, клуба «Маяковский. Желтая Кофта».
-
Голубцов в 1990-е стал лидером целого авангардистского направления в казанской живописи, за ним устремилась когорта молодых художников. Они выставлялись во многих странах (в Канаде, Голландии, Италии, Японии), продавались и прославляли имя Татарстана по всему миру.
-
Иванов уехал в Набережные Челны и стал там ведущим художником, сформировав городскую среду. На протяжении 40 лет он создавал проекты оформления зданий и памятников — на его счету витражи ДК «Энергетик», фонтан перед ДК «КАМАЗ», картины, выполненные в ковровой технике, для ресторана «Украина».
-
«Рустем Фаттахов всегда стоял немного в стороне, но мы всегда любили его за чудесные пейзажи Казани. Он навсегда запечатлел уже несуществующие дворики, модерновые ворота, а также людей 1990-х годов, которые прошли разные испытания. На его полотнах отражена жизнь во всей ее многоликости», — сообщила Улемнова.
-
Кроме художественных работ, на выставке также представлены фотографии и архивные материалы, отражающие художественную среду Казани 70–80-х годов ХХ века, повлиявшую на творческое становление и развитие участников выставки.
-
Активное участие в создании выставки принял внук Жиганова Алексей Егоров, который сделал для нее фильм из архивных фоторабот и картин. «Для меня честь участвовать в таком проекте, потому что крестными выставки полувековой давности были два декана татарской культуры — Назиб Жиганов и Баки Урманче. Для Жиганова вообще поддержать что-то непохожее, необычное, иное, было естественным. За несколько лет до выставки молодых художников он предоставил классы консерватории Алексею Аникеенку, у которого не было мастерской и чьи работы не выставлялись», — рассказал Егоров.
-
Несколько работ из своей коллекции передала вдова поэта Николая Беляева, искусствовед Вилора Чернышова. «Я была на той выставке 50 лет назад, поэтому сейчас ощущаю себя черепахой Тортиллой. Я хорошо помню свои впечатления от нее — очень светлые. Выставка была весенняя, элегантная, построенная совершенно прелестно. Мне очень понравилась одна картина — „Осенний пейзаж“ Георгия Иванова. И потом, когда я вышла замуж, то обнаружила ее в коллекции моего мужа», — рассказала Чернышова.
-
На открытии выставки были замечены и помощники президента Татарстана — Наталия Фишман-Бекмамбетова…
-
… и Олеся Балтусова. Они не стали выступать с речами, ограничившись общением с художниками и созерцанием картин.
-
Также в галерее был замечен театральный режиссер Туфан Имамутдинов.
-
«Уже четыре года нашей галерее. Она видела множество выставок — персональных, коллективных, живописных, графических, фотовыставок. Но сегодня у нас уникальное событие — прежде всего потому, что этой выставке 50 лет. В 1970 году шесть творческих, молодых, классных, дерзких художников объединились в некий творческий союз и неожиданно для всех показали свое мастерство. На тот момент показывать свое искусство было сложнее — присутствовала цензура, необходимо было получить одобрение на разных уровнях. Но обстоятельства сложились так, что один молодой художник сделал заявку, остальные подхватили, и получилось так здорово, что захотелось это повторить», — объяснила значение происходящего Байчурина.
-
Окунуться в прошлое и пройти по пути творческого поиска и находок уже признанных мастеров можно в галерее «Окно» до 10 ноября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.