Директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов написал в своем «Инстаграме» о требованиях «Барс-Медиа» — прекратить использование названия «Яңа татар җыры». Так называется новый конкурс, организованный известным продюсером. В фонде считают, что такие определения, как «татар халкы», «татар теле» или «татар җыры», не могут быть собственностью одной компании. В «Барс-Медиа» же указывают, что лишь призывают уважать интеллектуальную собственность. Подробности истории — в материале «БИЗНЕС Online».
Рифат Фаттахов: «Немедленно прекратить использование обозначения «Яңа татар җыры»
«НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ «ЯҢА ТАТАР ҖЫРЫ»
«Немедленно прекратить использование обозначения „Яңа татар җыры“, — написал вчера в своем „Инстаграме“ руководитель фонда культуры им. Вагапова, известный продюсер Рифат Фаттахов. — Ни много ни мало именно с таким требованием официально обратились к нам представители директора ООО „Барс-Рекордс“ К. М. Гараева».
Речь о конкурсе «Яңа татар җыры», организатором которого является Фаттахов. «Оказывается, еще в 2012 году „Барс-Рекордс“ зарегистрировал комбинированный товарный знак „Татар җыры“, естественно, со словосочетанием „татар җыры“ в составе, — продолжает продюсер. — И теперь „барсы“ вполне серьезно полагают, что никто, кроме них… не имеет права использовать словосочетание „татар җыры“?! Интересно, а такие дорогие, святые для татарского народа словосочетания с многовековой историей, как „татар халкы“ („татарский народ“), „татар тарихы“ („татарская история“), „татар теле“ („татарский язык“), в конце концов, можно теперь кому-то употреблять?! Вдруг завтра кто-то также объявит, что у него исключительные права на эти слова?!» Далее директор Вагаповского фестиваля от имени фонда заявляет, что его организация не признает наличия нарушений: «Общеупотребляемые слова, такие как „татар халкы“, „татар теле“, „татар җыры“ и так далее не могут быть исключительной собственностью ни одной компании. Следовательно, на них не распространяется охранный характер». Фаттахов даже обещает «в случае повторения наездов» предпринять «жесткие, адекватные ответные меры».
«Если станут давить, то будем добиваться аннуляции товарного знака „Татар җыры“, который они зарегистрировали в 2012 году, — сказал Фаттахов уже в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Сейчас словосочетание „татар теле“ очень актуально, если его кто-то запатентует и скажет не проводить уроки татарского языка, не издавать учебники „Татар теле“, это полный абсурд». Также собеседник напомнил, что изначально «Татар җыры» — это проект министерства культуры Татарстана, запущенный в 1989 году. «Салават Фатхетдинов, Айдар Галимов, Венера Ганиева — они лауреаты конкурса „Татар җыры“, не того, что „барсы“ организовали, а минкультовского, — говорит руководитель фонда им. Вагапова. — Мы не собираемся отказываться от названия „Яңа татар җыры“».
«Если станут давить, то будем добиваться аннуляции товарного знака «Татар җыры», который они зарегистрировали в 2012 году»
В свою очередь председатель совета директоров группы компаний «Барс-Медиа» Камиль Гараев рассказал «БИЗНЕС Online», что в данном случае речь идет не о запретах и санкциях, а исключительно о защите интеллектуальной собственности. «За 20-летнюю историю своего существования бренд „Татар җыры“ стал символом духовного единения татар, проживающих в разных уголках нашей страны и за ее пределами, основой культурных и духовных ценностей, принадлежащих татарскому народу, — считает собеседник издания. — Сейчас с уверенностью можно сказать, что фестиваль „Татар җыры“ заложил фундамент для возрождения умирающей любви современного слушателя к татарским песням. Создал крепкую основу для становления и развития новой, современной, но с уважением к предкам, национальной музыкальной культуре, а потому стал частью национального достояния, которое требует заботы по сохранению и уважительному отношению к его словесной и графической форме и содержанию. Сегодня речь идет именно об этом, о защите интеллектуальной собственности». Глава «Барс-Медиа» особо подчеркнул: «Обсуждение находится в экономической и юридической плоскости, и уж конечно, не в терминологии запретов и каких-то санкций».
«Мы искренне верим, что национальное достояние „Татар җыры“ стало единым организмом, коллективной творческой личностью, объединенной одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность татарской песни, всю красоту народного искусства, сплотить татарский народ. И чем больше людей, организаций, компаний и фондов будут вместе с нами заниматься этим, тем лучше. Мы готовы к совместной деятельности и взаимопомощи, но в рамках закона и уважения к авторским правам», — резюмировал Гараев.
Камиль Гараев: «Сейчас с уверенностью можно сказать, что фестиваль «Татар җыры» заложил фундамент для возрождения умирающей любви современного слушателя к татарским песням»
«ОНИ МОГУТ БОДАТЬСЯ, ЭТО БУДЕТ БЕСКОНЕЧНЫЙ ПРОЦЕСС»
Напомним, что о старте конкурса «Яңа татар җыры» («Новая татарская песня»), гала-концерт которого должен состояться в ноябре, стало известно в конце 2019 года. Его презентация состоялась торжественно в Казанской ратуше при большом скоплении представителей национальной творческой интеллигенции. Жюри во главе с поэтом Разилем Валеевым должно отобрать лучшие произведения среди абсолютно новых татарских песен, присланных на конкурс. Его руководитель Фаттахов подчеркивал, что в нем могут принять участие любые композиторы и поэты-песенники, а цель мероприятия — создание новых произведений в жанре татарской песни, в то же время с сохранением национальной основы мелодий. Также говорилось о том, что конкурс поддержал Рустам Минниханов. Победителей «Яңа татар җыры» должны определить в двух номинациях: «Лучшая татарская песня» и «Лучшая детская песня». Оргкомитет конкурса называл цифру в 347 произведений, вынесенных на суд жюри.
«Татар җыры» («Татарская песня») — самый узнаваемый бренд татарской медиагруппы «Барс-Медиа». Этот фестиваль уже много лет называют татарской «Песней года», а статуэтки «Алтын барс», которые вручаются его победителям, стали символом успешности артиста на татарской эстраде. В прошлом году «Барс-Медиа» отметил 20-летие «Татар җыры» тремя большими концертами в Москве, Уфе и Казани.
«Они могут бодаться, это будет бесконечный процесс, вряд ли кто-то из них выиграет», — такой прогноз на развитие событий в случае подачи судебного иска сделал в разговоре с «БИЗНЕС Online» известный певец и композитор Зуфар Хайретдинов, который долгие годы возглавлял татарстанский филиал российского авторского общества. «Я не юрист, не знаю всех тонкостей, но „татар теле“, „татар халкы“ и так далее могут быть брендами, — продолжает наш собеседник. — Если словосочетание „татар җыры“ идет как товарный знак, то в этом случае „Барс-Медиа“ способен предъявить претензии. Но, когда создавался конкурс „Яңа татар җыры“, все-таки имелся в виду не фестиваль „Татар җыры“, а татарская песня, в данном случае новая татарская песня. С другой стороны, „Барс-Медиа“ может сказать, что такой конкурс уже есть, просто вы чуть изменили название, добавив одно слово, и используете наш бренд».
Старший юрист ЮА «Юнэкс» Рушан Маликов считает в свою очередь, что «Барс-Медиа» может победить в суде. «В действительности, „Барс-Медиа“ является правообладателем товарного знака „Татар җыры“ и поэтому Рифат Фаттахов рискует оказаться проигравшей стороной, — рассказал „БИЗНЕС Online“ специалист. — Во-первых, это связано с тем, что в названии „Яңа татар җыры“ имеется частичное фонетическое сходство с сильными элементами товарного знака „Барс-Медиа“. Во-вторых, товарный знак „Татар җыры“ зарегистрирован в отношении организации выставок, ярмарок и представления товаров на всех медиасредствах. И поскольку Рифат Фаттахов использует название „Яңа татар җыры“ также для конкурса, то появляется опасность реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями».
Как может проходить судебный спор, если до него дойдет? «Если их спор перейдет в судебную плоскость, то „Барс-Медиа“ способен запретить использовать товарный знак „Татар җыры“, потребовать компенсации за незаконное использование, либо взыскать убытки (подробный перечень закреплен в статье 1252 ГК РФ). В этой связи я бы посоветовал Рифату Фаттахову урегулировать возникший спор мирным путем», — резюмирует юрист.
Зуфар Хайретдинов: «Когда создавался конкурс «Яңа татар җыры», все-таки имелся в виду не фестиваль «Татар җыры», а татарская песня»
«НУЖНО НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК ОБЕИМ СТОРОНАМ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают ситуацию.
Рамиль Тухватуллин — депутат Госсовета РТ, народный артист РТ:
— Здесь в первую очередь нужно смотреть на юридический аспект. Если словосочетание запатентовано, то это может быть частной собственностью компании. «Татар җыры» запатентовано «Барс-Медиа», так что у них есть юридические права. Здесь, я считаю, нужно найти общий язык обеим сторонам. Все-таки за 20 лет работы «Татар җыры» превратился в бренд, думаю, что там обеспокоены, что кто-то на него посягнет. Нужно все это глубоко изучить с правовой точки зрения, раз в «Барс-Медиа» полагают, что их бренд используют. В законе ведь все прописано.
Рустам Сарваров — руководитель студии «Аксу»:
— Здесь не знаешь, то ли плакать, то ли смеяться. Они хотят, чтобы слово «татар» никто не использовал? И потом это ведь не «Татар җыры», а «Яңа татар җыры». Я могу сделать «Иске татар җыры» или «Элекеге татар җыры». И «Барс-Медиа» тоже будет предъявлять претензии? Татары вместо того, чтобы поддерживать друг друга, опять ссорятся. Претензии абсолютно не к месту, видимо, кому-то не нравится, что Рифат умеет найти деньги из бюджета на свои проекты. Я не всегда соглашаюсь с Фаттаховым, но в этом случае ясно, что «барсы» не правы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.