На этой неделе в столицу Татарстана в рамках мероприятия Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова приезжал известный актер и заслуженный артист Татарстана Марат Башаров. О том, как он получил «по блату» свою первую роль, почему московский зритель не ходит в столичные театры, предпочитая провинциальные, и за что актер кланялся перед представительницами прекрасного пола, — читайте в репортаже «БИЗНЕС Online».
На этой неделе до столицы Татарстана добрался проект «Метаморфозы. Фестиваль одного дня». В рамках данного проекта и состоялся мастер-класс известного актера и заслуженного артиста РТ Марата Башарова
«ВОН ИЗ ПРОФЕССИИ!»
Артист Марат Башаров на этой неделе встречался в казанском Доме актера им. Салимжанова со студентами и выпускниками театральных вузов, а также с представителями творческих профессий. Случилось это в рамках мероприятия в столице РТ Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. В Татарстане к Башарову особое и пристальное внимание. С одной стороны, артист — татарин по национальности, не раз публично демонстрировавший свои познания в родном языке, — это «наш человек» в столичном мире искусства. С другой, актер частенько попадает в не самые приятные скандальные истории. Правда, сразу скажем, когда на встрече в Казани у Башарова попытались спросить про семейное насилие, тот коротко ответил, что сегодня мы говорим только о творчестве.
В самом же начале проректор Академии кинематографического и театрального искусства Алексей Литвинов сообщил, что Башаров не мог не согласиться приехать в Казань «просто потому, что это его родной город, близкий сердцу» (актер родился в Москве — прим. ред.). Литвинов несколько раз сделал акцент на том, что, несмотря на «невероятную занятость», актер сдержал обещание и приехал.
«Ас-саляму алейкум!» — поприветствовал всех герой вечера, бодро входя в зал под аплодисменты собравшихся. Забегая вперед, Марат Алимжанович и в этот день старался максимально продемонстрировать знание татарского языка. Например, на просьбу говорить без микрофона он по-свойски ответил: «Якшы». Причем каждый раз это вызывало у публики какой-то запредельный восторг.
Как отметил в начале мероприятия проректор академии Алексей Литвинов, Башаров не мог не согласиться приехать в Казань «просто потому, что это его родной город, близкий сердцу»
Башаров, глядя на подопечных театрального училища, вспомнил, как в свои студенческие времена проникал в театры, на концерты через подвалы, крыши и т. д., чтобы посмотреть хорошие постановки, правда, делиться какой-нибудь историей, к сожалению, не стал. Зато актер отметил, что многие в масках (хотя больше половины присутствующих предпочли оставить ее на подбородке), и это хорошо. «Я бы тоже надел, но здесь соблюдена дистанция. И вас прошу ее соблюдать, несмотря на то, что вы молоды, красивы, аль хамдуль илла, иншалла», — вновь козырнул актер.
После этого Башаров решил подбодрить молодых будущих актеров и погрузился в разговор о том, что, несмотря на то, что он уже взрослый именитый артист, по-прежнему чувствует себя студентом и также волнуется. «Скажу честно: волнуюсь, как перед экзаменами, каждый раз перед выходом на сцену, даже если играю роль в спектакле в тысячный раз. Волнуюсь перед тем, как щелкнула хлопушка и прозвучала команда режиссера: „Начали“. И так перед каждым дублем. Почему? Текст ты вроде бы знаешь, с режиссером вроде знаком, партнеры у тебя хорошие, диплом об окончании театрального института лежит дома. Но каждый раз все равно волнуюсь», — делился сокровенным артист.
Далее Башаров в той же философской интонации заметил, что, несмотря на то, что после получения диплома дал себе обещание больше не сдавать никакие экзамены и не отвечать на вопросы, ответы на которые не знает, профессия актера по-прежнему обязывает его «сдавать экзамены». «Каждая роль — это экзамен. Не бывает одинаковых спектаклей, не бывает одинаковых дублей, кто бы что ни говорил! А если вам становится скучно, актеру или режиссеру, — вон из профессии! Значит, ты просто враг сцены и враг площадки, — констатировал гость. — Когда тебе скучно, ты не сможешь донести до зрителя идею, зачем ты пошел в эту профессию, зачем взялся за это произведение!»
«Каждая роль — это экзамен. Не бывает одинаковых спектаклей, не бывает одинаковых дублей, кто бы что ни говорил! А если вам становится скучно, актеру или режиссеру, — вон из профессии!»
юрфак, «кентервильское привИдение» и блат
После своего недолгого монолога актер честно признался, что никогда не участвовал в мастер-классах, и предложил встречу перевести в формат «вопрос-ответ». «Блин, я душу свою, бывает, выкладываю зрителю! Хочется, и приятно, чтобы и зритель реагировал на то, что ты делаешь, — эмоционально попросил актер. — Поэтому если у вас будут вопросы, не стесняйтесь, прямо поднимайте руку. Давайте будем сообща говорить о нашей общей профессии, об интересных моментах в ней и чего нам всем в ней не хватает…»
Первый вопрос последовал еще до того, как гость закончил говорить. Причем вопрос достаточно трафаретный: как не заскучать, играя в одном и том же спектакле 12 лет? Актер ответил на примере спектакля Ladies' Night, в котором играет 18 лет, и сравнил это с любовью. «Я очень люблю этот спектакль. Потому что кайфую, выходя на сцену, от того, что делаю, и у меня получается. Мне ни в коем случае не скучно. Если скучно, не будет блеска в глазах. А это важно», — констатировал гость Казани.
Далее вопросы, уровень банальности и наивности которых периодически заставлял краснеть, кажется, даже некоторых присутствовавших педагогов, посыпались как из рога изобилия. Например, спросили о первой роли и о том, чем она запомнилась актеру. Надо признать, даже такие вопросы не смутили Башарова, он лишь уточнил у спросившей его девушки, о первой роли в кино или в театре речь. «В театре», — видимо, сразу не сообразив, что надо бы уточнить, робко ответила студентка. Башаров вспомнил, что поступил в Москве на юридический факультет, но, пока ждал начала учебного сезона, ему случайно предложили попробоваться в театр «Современник» на роль герцога Сесил в детском спектакле «Кентервильское привидение». «Мне предложили пойти и попробоваться. Я только окончил школу, у меня не было никаких мыслей об актерстве, но пошел. Меня прослушали, режиссер посмотрел, попросил какие-то стихи прочитать. И утвердили, — вспомнил герой. — В октябре была премьера, и осенью ни в какой университет я, конечно, не пошел, остался в театре. И решил, что ни на что в жизни не променяю запах театральных кулис, свет софитов и т. д.».
На допвопрос все той же студентки, которая поинтересовалась, как же тогда Башаров стал актером, герой встречи ответил: «Просто вот подошли к вам и сказали: „Слушай, а давай ты попробуешься на роль?“ Башаров откровенно ответил: «Буду честен — блат. Другом режиссера был мой родной брат».
«Мальчишкам легче. У них больше возможностей, они более востребованы в нашей профессии, мужских ролей большей. Много очень факторов»
«НА ЭКСТРАСЕНСОВ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ»
Далее спрашивали: «Что для вас театр?», «Что самое сложное в съемках фильма?», «Как пробиться в профессии?..» Кстати, видимо, проанализировав гендерный состав аудитории, Башаров ответил, что представительницам прекрасной половины пробиться в актерской профессии сложнее. «Почему? Вы подумайте, через год встретимся и поговорим, — едва ли не оставил он без ответа такой важный вопрос, но затем обратился к прекрасной половине зала и добавил. — Честно признаюсь, вам сложнее. Мальчишкам легче. У них больше возможностей, они более востребованы в нашей профессии, мужских ролей большей. Много очень факторов. Если кто-то считает по-своему, что девушкам легче, то я знаю таких, которые (щелкнул пальцем) пробиваются и играют главные роли… Мы говорим не об этом, а о творчестве».
Актер также рассказал в ходе встречи о том, как театр «уходил» из его жизни, как впервые попал в кино. Изобразив голос и манеру речи Михалкова, в чьи картинах в ранние годы своего творчества снимался, Башаров вспомнил, как к нему подошел режиссер и спросил: «Старик, не хочешь ты в кино сниматься?» «Какой дурак не захочет сняться в кино, тем более у Михалкова?! — эмоционально заметил Башаров. — Хотя меня четыре театра звали в свою труппу».
Не обошлось и без вопроса про «Битву экстрасенсов». «Не обессудьте, пожалуйста: это постанова?» — последовал вопрос из зала. «Если у меня за день хотя бы 10 человек не спросит: „Марат, скажи, это правда или не правда?“ — значит, день прошел за зря, — повеселил публику артист. — Но, когда мне задают этот вопрос, я всегда отвечаю: „Правда!“» Башаров добавил, что действительно есть люди, у которые обладают некими способностями, и закончил ответ забавной фразой: «На экстрасенсов надейся, а сам не плошай».
«Сейчас, говоря о столичных театрах, я по пальцам могу пересчитать, куда зритель еще ходит. И в основном посещают, как вы говорите, «провинциальные», где труппы создавались единомышленниками»
«ЭТО ТОЖЕ ОДНА ИЗ ПРИЧИН РАЗЛОЖЕНИЯ АКТЕРА — НЕДОВЕРИЕ»
Попытался ответить Башаров и на вечный вопрос о разнице между столичным и провинциальным театром. «Знаете, к своему стыду, не работал в провинциальном театре, — начал было отвечать артист, но поспешил уточнить, что́ молодой человек, задавший вопрос, называет провинциальным театром. «Нестоличный. Не Москва, не Санкт-Петербург», — заметил студент. «Наверное, раньше была огромная разница. Потому что в столичные театры было престижно попасть. Туда вливались огромные деньги, приглашались лучшие режиссеры, да и залы больше, чем в провинциальных театрах, — начал свой долгий, но важный ответ гость. — Сейчас, говоря о столичных театрах, я по пальцам могу пересчитать, куда зритель еще ходит. И в основном посещают, как вы говорите, „провинциальные“, где труппы создавались единомышленниками. Не по распределению, не по блату, а по таланту… Есть Ногинский театр драмы и комедии — настоящий провинциальный театр. Знаете, мне предлагали поступить на службу не в один столичный театр, именитый, с хорошей зарплатой. Но я отказываюсь. Мне интереснее пойти вот в этот Ногинский театр, потому что там работает режиссер, с которым я сотрудничал, которого знаю. Он хочет поднимать театр. Но пока я не могу. Пандемия. Плюс нужно ездить туда-сюда по пробкам, проще переехать. И все же не исключено, что уеду на полгода туда, где буду заниматься интереснейшим делом».
Наконец молодой человек из первых рядов все же решился (как он сам признался) задать хороший вопрос. Он поинтересовался, что, по мнению Башарова, разлагает артиста: «Владимир Ефимович Пивоваров говорит, что у театра есть два врага: талант, не владеющий своим ремеслом, и ремесленник, не озаренный талантом. А как вы считаете, что разлагает?» «Алкоголь, — ответил гость, почему-то вызвав смех аудитории. — Ничего смешного. Алкоголь, излишества всякие нехорошие. Много составляющих… Неуверенность в себе, страх. Это тоже одна из причин разложения актера — недоверие. Кому ты не веришь? Недоверие будет вас разлагать. А ведь надо помнить, что все в ваших руках».
Нашлись и те, кто не побоялся задать вопрос о скандалах, связанных с домашним насилием, в которых неоднократно обвиняли Башарова. Здесь актер был максимально короток в ответе, сказав, что сегодня разговор будет исключительно о творчестве
О КИРИЛЛЕ СЕРЕБРЕННИКОВЕ И ПЕРЕОДЕВАНИИ В ЖЕНЩИНУ
Неожиданно одна из студенток спросила у гостя про «Гоголь-центр», об отношении к этому театру. «Никакое, — резко заключил он. — Не понимаю творчества Кирилла Серебренникова. Я у него снимался в картине „Изображая жертву“. Она взяла много, в том числе международных, призов. Хорошая картина. Но я не понимаю режиссуру Кирилла. Все».
На вопрос, хотел ли он бросить когда-нибудь профессию, гость признался, что в разгар пандемии чуть было не устроился работать водителем в такси. Мол, заставила нужда. «Ребята, еще бы чуть-чуть, вот сейчас весной, когда началась пандемия, клянусь, — божился актер. — Съемок нет, театры закрыты, ничего не работает, и я подумал, чем буду кормить семью. Хотел пойти работать в такси, даже звонил каким-то операторам, но, когда представлялся, они смеялись и бросали трубку, думая, что это розыгрыш. Ну да, вот так. А как? Актер же не будет пьесами питаться».
Говоря о кривотолках профессии, актер вновь затронул тонкую и опасную в настоящее время тему женщин. Он признался, что самой тяжелой ролью для него стала роль в сериале «Думай как женщина» на СТС, где он сыграл мужчину, переодевавшуюся в даму.
В конце, разумеется, актер еще долго не мог покинуть аудиторию из-за желающих сфотографироваться
«Девочки, низкий вам поклон. Как вы живы, родные?!» — выйдя из-за стола и поклонившись, отвечал артист. Далее Башаров принялся рассказывать обо всех напастях, свалившихся на него из-за этой роли: о том, что он не понимает, как женщины ходят на каблуках, как они носят капроновые колготки, как в них холодно, как неудобно носить юбки и т. д., чем изрядно рассмешил зал. «Теперь я понимаю, насколько вам сложнее в этом мире», — заключил Башаров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.