«Финляндия за сравнительное небольшое время прошла путь от активного использования полигонов для захоронения отходов до максимального снижения их роли» «Финляндия за сравнительно небольшое время прошла путь от активного использования полигонов для захоронения отходов до максимального снижения их роли» Фото: «БИЗНЕС Online»

ШЕСТЬ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ФИНЛЯНДИИ

Министерством окружающей среды Финляндии, Российско-финской торговой палатой, лабораторией по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла Института государственной службы и управления РАНХиГС, а также экспертной группой Wasteconsulting 8 октября 2020 года был организован вебинар на тему «Финская система обращения с отходами: управление, экономика, технологии». Это очень полезное, информативное мероприятие как для наших отраслевых специалистов, так и для государственных чиновников.

С финской стороны одним из организаторов вебинара стала координатор по сотрудничеству в сфере обращения с отходами Министерства окружающей среды Финляндии Света Сильвеннойнен-Хийску. На правах модератора она открыла мероприятие интересным и содержательным докладом, в котором отражены базовые принципы функционирования финской системы обращения с отходами и приоритетные цели ее развития. Я полагаю, что знакомство с основными положениями этого доклада будет полезно для наших читателей.

Финляндия за сравнительно небольшое время прошла путь от активного использования полигонов для захоронения отходов до максимального снижения их роли. Сейчас на полигоны отправляется менее 1% от всего объема образуемых в стране твердых коммунальных отходов (ТКО).

В Финляндии доля ТКО в общей массе образуемых отходов составляет 2,5%, т. е. из 117 млн т отходов на долю ТКО приходится 2,8 млн т, или 500 кг на человека (данные на 2017 год). При этом количество образуемых отходов неизменно возрастает, что соответствует общемировой тенденции. Две трети образуемых ТКО (65%) приходится на домохозяйства, в то время как оставшаяся часть — на муниципалитеты, бизнес и сферу услуг.

В структуре ТКО около трети (32,7%) составляют органически отходы, свыше 16,5% — пластик и примерно столько же — бумага и картон. Остальное приходится на текстиль, стекло, металлы, дерево, химикаты и прочие виды отходов.

Финская система законодательства, регулирующая сферу обращения с отходами, нацелена на:

  • предотвращение опасности и вреда для здоровья и окружающей среды;
  • уменьшение количества и вредности отходов;
  • содействие устойчивому использованию природных ресурсов;
  • обеспечение эффективного управления отходами;
  • предотвращение образования мусора.

Как член Европейского Союза, Финляндия учитывает в своем законодательстве нормы ЕС. Однако данный аспект не является для страны проблемным, как, например, для слаборазвитых стран Евросоюза (Болгария, Румыния и др.), поскольку в Финляндии действуют более строгие нормы в сфере экологии и обращения с отходами, чем в целом по ЕС. Иначе говоря, именно европейское законодательство по отношению к Финляндии является, если можно так сказать, «догоняющим».

Законодательное регулирование финской системы обращения с отходами опирается на 6 базовых принципов.

1) Приоритетный порядок (иерархия отходов), в соответствии с которым полигонное захоронение по значимости находится на последнем месте.

2)  Принцип предосторожности означает, что все риски должны быть минимизированы.

3)  Принцип самодостаточности подразумевает, что при планировании развития системы обращения с отходами должно учитываться наличие ресурсов и мощностей.

4)  Принцип доступности предполагает предоставление возможности собственникам отходов вывезти их на утилизацию.

5)  Принцип «загрязнитель платит».

6)  Ответственность производителя.

По сути, эти принципы задают оптимальную рамочную конструкцию законодательной деятельности по регулированию сферы обращения с отходами. Насколько мне известно, в российском отраслевом законодательстве не предусмотрен такой подход. Поэтому наше законодательство подвержено сильному влиянию отраслевых лоббистов, которые способны кардинально менять его содержание в своих интересах. Например, в угоду достижениям формальных целевых показателей в рамках нацпроекта по экологии мусоросжигание вдруг стало считаться энергетической утилизацией. В результате в отчетах процент утилизации отходов, вероятно, возрастет, но на деле все останется так, как было. И это не более чем манипуляция цифрами, а не реальное развитие отрасли по переработке отходов.

«В Финляндии, как и в большинстве развитых стран Европы, домохозяйства могут сэкономить на услуге по вывозу отходов, если начинают их сортировать (вводят раздельный сбор)»Фото: pixabay.com

ЗАПРЕТ НА ЗАХОРОНЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ И ПЛАСТИКА

Для того чтобы система обращения с отходами работала в рамках заданных принципов, финское государство использует широкий набор инструментов. Например, поскольку полигонное захоронение считается наименее приоритетным, активно применяются меры, направленные на снижение его значимости. В частности, введен налог на отходы, направляемые для захоронения на полигон, в размере 70 евро за тонну. Думаю, что в наших условиях эта мера была бы очень эффективна, т. к. заставила бы развивать переработку. Кроме того, в Финляндии с 2016 года запрещено захоронение органических отходов, а также пластика. Обе эти меры показали высокую эффективность, дав мощный стимул развитию переработки отходов.

Очень важной мерой является дифференцированный тариф. В Финляндии, как и в большинстве развитых стран Европы, домохозяйства могут сэкономить на услуге по вывозу отходов, если начинают их сортировать (вводят раздельный сбор). В России об этом много говорят, но практических мер принято недостаточно. На уровне правительства РФ принято постановление, позволяющее снижать расходы за вывоз мусора при переходе на раздельный сбор, но до сих пор не проработан должным образом механизм такого перехода.

Также в Финляндии действует расширенная ответственность производителя (РОП) за упаковку, бумагу, электронное оборудование, батарейки, шины, транспортные средства и др. И очень эффективной оказалась депозитная система возвратной упаковки из-под напитков: возврат стеклянной тары составляет 97%, алюминиевой — 96%, пластиковой — 92%. Кроме того, в Финляндии реализован механизм раздельного сбора отходов тех фракций (бумага, картон, стекло, металл, пластик, органика и др.), в отношении которых функционирует РОП. Т. е. имеет место согласованная система, повышающая эффективность механизма РОП. В России же РОП существует на ограниченный перечень отходов, а при отсутствии полноценной системы их раздельного сбора и депозитной системы возвратной упаковки ее эффективность не очень высока. Не хочется язвить, но периодически вспоминаю громкую пиар-акцию по установке в ряде школ дорогостоящих автоматов возвратной тары, которые то ли учебные, то ли уже и не работают. С таким подходом переработку отходов не наладишь.

Также следует обратить внимание на опыт Финляндии по реализации так называемых зеленых сделок. Под ними понимаются добровольные соглашения между органами государственной власти и отраслевыми ассоциациями, направленные на сокращение ущерба окружающей среде. Например, очень эффективным оказалось соглашение между Министерством окружающей среды Финляндии и Федерацией торговли по сокращению использования пластиковых пакетов. Этим соглашением охвачена деятельность 24 компаний и более 3 тыс. магазинов. В результате во многих магазинах на 60% сократилось потребление пластиковых пакетов.

Финляндия придерживается курса на максимальную минимизацию полигонного захоронения и к настоящему времени уже закрыто более 2 000 мусорных полигонов. Действующими являются около 350 полигонов «Финляндия придерживается курса на максимальную минимизацию полигонного захоронения, и к настоящему времени уже закрыто более 2 тысяч мусорных полигонов. Действующими являются около 350 полигонов» Фото: «БИЗНЕС Online»

КУРС НА МАКСИМАЛЬНУЮ МИНИМИЗАЦИЮ ПОЛИГОННОГО ЗАХОРОНЕНИЯ

Какова дальнейшая судьба отходов? В Финляндии переработке подвергается 42% всех отходов. Кроме того, часть отходов направляется на мусоросжигательные заводы (МСЗ) для производства электроэнергии.

В Финляндии существует 9 МСЗ, построенных в период с 2007 по 2016 год. Кроме того, в стадии строительства находится еще один МСЗ. Все эти заводы считаются современными. По утверждению докладчика, для них характерны низкие выбросы, а также высокая энергоэффективность за счет использования технологий комбинированного производства тепла и энергии. Совокупная мощность всех финских МСЗ составляет 1,6 млн т отходов в год, из которых около 70% составляют ТКО (сжигаются в печах МСЗ только несортированные коммунальные отходы). Также в стране действует 20 специализированных установок для совместного сжигания. Самым крупным является МСЗ Vantaa, находящийся в одноименном пригороде Хельсинки — там, где расположен международный аэропорт Хельсинки–Вантаа. Мощность этого МСЗ — 340 тыс. т отходов в год, сюда свозятся отходы из населенных пунктов, расположенных в радиусе 100 километров. 

Органические отходы (коммунальные, осадки очистных сооружений, навоз) перерабатываются на 194 станциях компостирования, 63 биогазовых установках и 5 заводах по производству биоэтанола как топлива для транспорта. Также растет популярность анаэробного дигерирования, при котором органические отходы разлагаются с помощью микроорганизмов в бескислородной среде, в результате чего образуется метан, используемый как источник энергии.

Теперь о полигонах. Финляндия придерживается курса на максимальную минимизацию полигонного захоронения, и к настоящему времени уже закрыто более 2 тыс. мусорных полигонов. Действующими являются около 350 полигонов, из которых треть предназначена для неопасных отходов. Из ТКО на полигонное захоронение направляют те отходы, которые невозможно переработать, например фарфор.

Финляндия является страной, которая экспортирует и импортирует отдельные виды отходов. По данным на 2019 год, совокупный объем экспортированных отходов составил 300 тыс. т, а импортированных — 171 тыс. тонн. Из экспортированных отходов 99% шло на дальнейшую переработку, в основном в Швецию, Германию, Эстонию, Францию. По составу это преимущественно металлосодержащие отходы, дерево, строительные отходы, ТКО. Импортирует Финляндия отходы на переработку из России и ряда европейских стран, в основном это древесные отходы, отработанные масла, отходы цветных металлов, шлак от производства чугуна и стали, диоксиносодержащие отходы и др.

Финляндия стала первой в мире страной, которая в 2016 году разработала и приняла дорожную карту по переходу к экономике замкнутого цикла. Это является приоритетным направлением в развитии страны. На основе дорожной карты разработана госпрограмма «Экономика замкнутого цикла как снова новой экономики», в которой прописаны конкретные меры. Также в рамках перехода к экономике замкнутого цикла правительством Финляндии принят Национальный план по обращению с отходами до 2023–2027 годов. Кроме того, в этом году на уровне Евросоюза принят План действий по переходу к экономике замкнутого цикла, предусматривающий реализацию 35 мер различного характера.

В завершение отметим основные принципы, на которых базируются достижения Финляндии в сфере обращения с отходами.

Это:

  • создание базовой системы управления отходами и одновременное развитие переработки;
  • ужесточение требований к захоронению отходов, введение налога на полигон, запрет на захоронение органических отходов;
  • внедрение тарифов, стимулирующих раздельный сбор и переработку отходов;
  • создание системы приема опасных отходов;
  • возложение на муниципалитеты ведущей роли по регулированию сферы обращения с отходами на местах;
  • внедрение экологического образования, направленного на детей и молодежь.

Эти меры, реализуемые согласованно, позволили Финляндии превратиться в одну из наиболее передовых стран мира по обращению с отходами.

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов