Более 10 лет театр размещается в бывшем здании «Интерклуба» — в прошлом камазовского административного помещения Более 10 лет театр размещается в бывшем здании «Интерклуба» — в прошлом камазовского административного помещения Фото: «БИЗНЕС Online»

 проект на миллиард 

Русский драматический театр Набережных Челнов «Мастеровые» презентовал общественности проект будущего здания, которое построят к 2022 году. Объект появится рядом с городским Дворцом торжеств на проспекте Чулман. Четырехэтажное здание площадью 25 тыс. кв. м будет выполнено в стиле хай-тек.

По словам депутата Госдумы РФ от Татарстана Альфии Когогиной, из бюджета РФ на строительство нового здания для театра выделено более 1 млрд рублей. «Титаническая работа по включению строительства нового здания для русского драматического театра „Мастеровые“, которую мы проделали с министерством культуры Республики Татарстан под руководством Рустама Нургалиевича Минниханова, получила свой результат. 1 миллиард 80 миллионов рублей включено в федеральную адресную инвестиционную программу на два года», — написала депутат в своем «Инстаграме».

Напомним, ранее вопрос о новом здании для театра поднимался неоднократно, но долго оставался в подвешенном состоянии. Власти города и республики соглашались с необходимостью обновления, но источники финансирования и конкретная дислокация объекта определены не были. Более 10 лет театр размещается в бывшем здании «Интерклуба» — в прошлом камазовского административного помещения. «Мастеровые» сегодня могут предложить зрителям чуть менее 150 мест.

Ирада Аюпова: «Было поручение Президента РФ по строительству здания для театра. Проектно-сметная документация прошла экспертизу. Проект готов и внесен в минкульт РФ» Ирада Аюпова: «Было поручение президента РФ по строительству здания для театра. Проектно-сметная документация прошла экспертизу. Проект готов и внесен в минкульт РФ» Фото: «БИЗНЕС Online»

В начале прошлого года челнинский общественник Максим Федоров (сопредседатель регионального отделения «Деловой России», бывший зампред горсовета автограда) поднял вопрос на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. «От лица всего города хочу вас попросить, чтобы русский драматический театр был построен одновременно с татарским», — обратился тогда Федоров к президенту, пояснив, что предоставить новые помещения власти обещали обоим драматическим театрам: и русскому, и татарскому, но конкретные действия предпринимаются пока только в отношении последнего. Глава государства ответил на просьбу однозначно: «Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом, не сомневайтесь».

Спустя год глава минкульта РТ Ирада Аюпова объявила о том, что Путин дал поручение о строительстве нового дома для «Мастеровых». «Было поручение президента РФ по строительству здания для театра. Проектно-сметная документация прошла экспертизу. Проект готов и внесен в минкульт РФ».

В апреле этого года ГИСУ РТ разместило тендер на сайте госзакупок на разработку проектной документации для строительства нового здания русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах. Судя по проекту, указанному на сайте, цокольный этаж объекта разделят на две зоны. В служебной разместят мастерские мебели, реквизита, бутафории, пошива костюмов. Здесь же будут гардеробные для персонала, кладовые, комнаты отдыха и приема пищи. В зрительной зоне оборудуют гардероб, уборные, комнату хранения сумок и выставочный зал.

Фактически стройка уже началась — территория огорожена, корреспондент БИЗНЕС Online, побывавший там на днях, обнаружил здесь сотрудников компании «Евростиль», занятых подготовительными работами Фактически стройка уже началась — территория огорожена, корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший там на днях, обнаружил сотрудников компании «Евростиль», занятых подготовительными работами Фото: «БИЗНЕС Online»

На первом этаже театра тоже расположат множество служебных помещений: от мастерских, дежурных складов, диспетчерской до комнаты ожидания выхода на сцену и быстрого переодевания, а также курительной. Здесь же будут находиться кабинеты персонала сцены: помощника режиссера, заведующего монтировочным цехом, синхронного переводчика и т. д.

Зрительная зона включает вестибюль, кафе на не менее 50 посадочных мест, кассы, магазин сувениров. На следующих этажах зрительная зона ограничивается посадочными местами: ложи, балкон, гостевые комнаты, запланированы детская комната и кружок литературного чтения. Второй и третий этажи отдадут под костюмерную, репетиционную, кабинеты специалистов и руководства театра и фотомастерскую.

Как сообщили в пресс-службе ТИГП, в общей сложности театр сможет вместить 497 зрителей. Площадь застройки здания составит 3,6 тыс. кв. метров.

Отметим, что фактически стройка уже началась — территория огорожена, корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший там на днях, обнаружил сотрудников компании «Евростиль», занятых подготовительными работами. 

Армандо Диамантэ: «В стеклянном кубике я не вижу ничего театрального. Мне бы хотелось, чтобы театр был самым красивым зданием в городе, как это во многих городах и происходит» Армандо Диамантэ: «В стеклянном кубике я не вижу ничего театрального. Мне бы хотелось, чтобы театр был самым красивым зданием в Челнах, как это во многих городах и происходит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В стеклянном кубике я не вижу ничего театрального»

Однако руководство русского драмтеатра не скрывает, что проект нового здания, который был выбран минкультом, вызывает массу вопросов. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор «Мастеровых» Армандо Диамантэ, сам театр почему-то убрали из цепочки согласования проекта. Решение принимали минкульт и минстрой РТ.

«Нельзя же нецензурно выражаться в газете. Давайте скажу сверхтолерантно. Я очень сожалею, что в конечном итоге минкультуры выбран именно этот проект, — не сдержал эмоций Армандо. — В стеклянном кубике я не вижу ничего театрального. Мне бы хотелось, чтобы театр был самым красивым зданием в Челнах, как во многих городах и происходит. Но то, что минкультуры назвало хай-теком, меня смущает тем, что оно похоже на бассейн, на торговый центр, на все что угодно, только не на театр. Покажите такое здание без названия и попробуйте у людей спросить, что это такое. Вам никто не скажет, что театр. К сожалению, так».

По словам директора, «Мастеровые» предлагали альтернативные решения, не настаивая при этом на определенном стиле. «Хотя бы какие-то элементы художественного оформления мы хотели бы видеть. Нас очень сильно заботит, чтобы внутреннее пространство было все-таки с нами согласовано. Нам же там работать. Поэтому нам не все равно, как выглядит наше здание внешне и внутри. Понимаю, что есть какие-то финансовые ограничения, но в данном случае дело не в деньгах, а во вкусе», — говорит руководитель театра.

«Нас очень сильно заботит, чтобы внутреннее пространство было все-таки с нами согласовано. Нам же там работать. Поэтому нам не все равно, как выглядит наше здание внешне и внутри» «Нас очень сильно заботит, чтобы внутреннее пространство было все-таки с нами согласовано. Нам же там работать. Поэтому нам не все равно, как выглядит наше здание внешне и внутри» Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом Диамантэ отметил и положительные стороны проекта. К ним он отнес просторные и удобные гримерки, современное оборудование для сцены, хорошие карманы и выходы на сцену, также будет предусмотрена доступная среда.

Не в восторге от нового проекта остался и Федоров. «Думаю, Армандо Луиджевич высказывает мнение всего театра. Раз им там работать, то какие-то изменения можно внести еще на этапе проектирования. Наверное, есть смысл к нему прислушаться. Эти люди выступали во многих других театрах и участвовали в международных конкурсах, видели здания театров в других странах. Даже если взять Казань, когда ты проезжаешь мимо здания, то понимаешь, что едешь мимо театра, даже не видя вывески. Здесь я с ним соглашусь. Если убрать вывеску, то ни за что не поймешь, что это театр».

По мнению Федорова, проект чем-то напоминает здание театра КВН в Москве. Общественник отмечает, что такой объект больше бы подошел для эстрадных выступлений, чем для театральных постановок. «Скорее это мог бы быть какой-то дворец песен, где выступают артисты. В чистом виде это не театральное здание. С одной стороны, лучше что-то, чем ничего. С другой, когда президенты России и Татарстана выделяют деньги, то хочется, чтобы объект построили с умом и надолго. Подход должен быть более качественным, нежели у нас привыкли в Челнах. Обычно по быстрому что-то слепят — и так сойдет».

Федоров не исключил, что проект могли подготовить под конкретного застройщика, который занимается профилями и сваренными конструкциями. «Если действительно так, то это, конечно, стыдоба».

«Считаем поддержку данного проекта федеральным центром большим успехом республики и надеемся, что реализация будет большим подарком для театрального сообщества РТ и города Набережные Челны» «Считаем поддержку данного проекта федеральным центром крупным успехом республики и надеемся, что реализация будет большим подарком для театрального сообщества РТ и города Набережные Челны» Фото: Пресс-служба ТИГП

«ЕСЛИ ПОДОБНОЕ СТАНУТ СТРОИТЬ, ТО ЭТО БУДЕТ ГРУБЕЙШЕЙ ОШИБКОЙ»

Председатель союза архитекторов Набережных Челнов Ринат Сафиуллин считает, что строить новое здание по этому проекту нельзя. Архитектор отметил сразу ряд недочетов в плане — в первую очередь градостроительную посадку: «Ну ладно, место выбрала администрация города, но стоило немного по-другому посадить. Когда на него смотришь, с левой стороны там загс, другое здание, а с правой — заправка. Можно было главным фасадом повернуть на загс и между ними создать площадь. Ведь у загса тоже ее нет. Сделали бы такую урбанизированную среду. Задом его могли направить на заправку. Такую схему мы рисовали, отправляли управлению архитектуры года два назад, но нет, у нас же как ТИГП проектирует: как они хотят, так и делают».

По словам специалиста, он несколько раз обращался к начальнику управления архитектуры, но тщетно. «Никак не можем повлиять на них. Видите, они так посадили, и все, никаких разговоров. Посмотрите, какие подходы и входы будут. Остановка остается слева, а чтобы подойти к театру, надо переходить дорогу», — возмущается Сафиуллин.

Вторая претензия архитектора относится к фасаду здания. «Уберите конструктивную часть сверху — сценическая коробка — ну это, я считаю, функциональный элемент, не архитектурный. Его уберите, получится обыкновенный простейший торговый центр. У нас очень сложно и интересно поставлено. В августе состоялась презентация татарского театра. В таком же духе делается и это, ничем не отличается. Была школа. Пусть мы ее ругаем. Но при Советах существовала школа проектирования и строительства таких сооружений. Почему мы резко сегодня должны отойти от тенденций, которые создавались в России, в Советском Союзе? Ну и посмотрите на другие территории, не только Татарстан. Увидел здание, понятно, что это театр, общественное, культурное здание. Подобное видно по фасаду. А здесь что? Когда нет общественного слушания… По национальному театру надо было обратиться к татарской диаспоре, чтобы они обсудили совместно с жителями города. Здесь мне тоже интересно, как станет выглядеть здание. Но никого же не спрашивали. Задайте вопрос хотя бы половине населения Челнов, все скажут, что ни у кого не интересовались».

«За основу был взят проект повторного применения, доработанный с учетом мнения всех сторон, в первую очередь театра, их представители принимали непосредственное участие в работе над проектом, — утверждают в пресс-службе минкульта РТ. — Учтены практически все их функциональные пожелания. Серьезных изменений внесено быть не может в связи с тем, что проектно-сметная документация уже прошла необходимую государственную экспертизу. Считаем поддержку данного проекта федеральным центром крупным успехом республики и надеемся, что реализация станет большим подарком для театрального сообщества РТ и города Набережные Челны».

Антон Явхута: «Если говорить в контексте предоставленных вами картинок, то на мой взгляд, это не лучшее решение. Это напоминает торговый центр» Антон Явхута: «Если говорить в контексте предоставленных вами картинок, то, на мой взгляд, это не лучшее решение. Оно напоминает торговый центр» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДУХ ПУСТЬ БУДЕТ ВНУТРИ. ТО, КАК ЗДАНИЕ ВЫГЛЯДИТ СНАРУЖИ, — ЭТО СФЕРА АРХИТЕКТУРНОГО СООБЩЕСТВА»

Архитекторы и представители театрального сообщества разделились на два лагеря. Одни поддерживают Диамантэ и считают, что новое здание скорее напоминает торговый центр, другие же довольны проектом и отмечают, что он достаточно гармонично вписывается в облик города.

Фарида Исмагилова — директор татарского драмтеатра Альметьевска:

— Новое здание театра — это, конечно, радостное событие. Слов нет. Но раз уж взялись, то надо сделать по уму. Здание театра — это на века. Здесь я скорее соглашусь с Армандо. В таком вопросе нужно было выбирать нечто среднее. Подобное стоит обсуждать, проводить какие-то общественные слушания. Я сама, например, не люблю сейчас дома с колоннами. Недавно мы приехали в Воронеж на фестиваль «Золотая маска». Нас принимал Михаил Бычков из камерного театра. Он показывал их новое здание, которое было построено за год. У них абсолютный лофт. Выглядит весьма симпатично. Но, повторюсь, это камерный театр. К новому зданию вопросы, конечно, есть.


Равиль Сафиуллин — архитектор «КМТ Проектный отдел»:

— Я не видел ни генплана, ни планировок, только по двум этим рендерам могу судить, что это крайне удачная работа. Нам, челнинцам, очень повезло, что получился такой вариант. Я считаю, что он состоялся. Я видел предыдущие варианты театра, которые были стилистически не в духе нашего города, это какое-то обращение к псевдоисторизму, что абсолютно ложный путь для Набережных Челнов. Они молодые, без стереотипов, и это город мечты и самых смелых идей. То, что я наблюдаю на данных рендерах, очень в духе такого направления. Могу только поздравить коллег с профессиональной удачей. Я вижу здесь чистоту идей, здесь читается образ, соответствует современным трендам.

Театральный дух пусть будет внутри, а то, как здание выглядит снаружи, — это профессиональная деятельность и сфера архитектурного сообщества. Нужно учитывать и среду, и город, и традиции, и градостроительную ситуацию. Я увидел кулисы на больших стеклянных плоскостях. Это же самый прямой образ, который нас отсылает к театру, к зрелищу. Это же стекло, прозрачный материал. Гораздо важнее передать дух здания, что оно чистое, открытое, светлое, что оно приглашает к диалогу, зайти внутрь и посмотреть, в чем суть, а она внутри. Пусть будет внутри, чем станет навязываться снаружи. А снаружи все очень нейтрально, деликатно отработано. Мне как архитектору сильно понравилось.

На рендерах заявлены современные решения и материалы, и я очень надеюсь, что архитекторы доведут до конца вою затею и она не потеряется в узлах и деталях, что крайне важно при такой стилистике.


Антон Явхута — гендиректор «ИнтерМедиаСервис»:

— Нет ничего плохого в том, что объект выполняется в современном стиле, особенно учитывая ту архитектурную среду, в которую оно вписывается. Челны — город молодой. У нас в принципе нет исторических зданий. Поэтому стили хай-тек, модерн, постмодерн вполне себе гармонично могут использоваться в городской архитектурной среде. Все можно сделать одинаково красиво и некрасиво. Если говорить в контексте предоставленных вами картинок, то, на мой взгляд, это не лучшее решение. Оно напоминает торговый центр. Если сравнивать его с аналогичным объектом — татарским драматическим театром, то тут явно видно, что здесь уделили явно меньше внимания к проекту, меньше его любили, раз разработали такую коробку. Даже в стиле хай-тек можно делать интересные объекты. Просто надо отнестись к нему более внимательно. Проект стоит переработать. Считаю, что в профессиональной среде нужно организовать дискуссию. Это было бы во благо.


Гузель Сагитова — директор татарского ТЮЗа им. Кариева:

— Конечно, самое главное, чтобы артистам и сотрудникам театра «Мастеровые», а также зрителям было в новом здании комфортно и уютно. Прекрасно, когда для театров строятся новые помещения. А что касается стиля, Набережные Челны — город молодой и индустриальный, потому хай-тек, на мой взгляд, здесь достаточно гармоничен. Татарский драматический театр, например, выдержан в том же стиле. Так что, если город будет единостилевым, это лишь подчеркнет его индивидуальный облик и узнаваемость. К тому же в театре все-таки главное не фасад, а содержание. Как раз за актуальный, живой репертуар мы и ценим «Мастеровые». Желаю коллегам удачи!