Начавшаяся в марте пандемия COVID-19 нанесла по отрасли колоссальный урон. Пострадали все участники рынка: операторы, туристические агентства и, конечно, туристы «Начавшаяся в марте пандемия COVID-19 нанесла по отрасли колоссальный урон. Пострадали все участники рынка: операторы, туристические агентства и, конечно, туристы» Фото: «БИЗНЕС Online»

НИ АВИАКОМПАНИИ, НИ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ ДЕНЕГ НЕ ВОЗВРАЩАЮТ

Наша компания с 1997 года ведет свою деятельность, и на основании собственного опыта мы провели анализ сложившейся ситуации в сфере выездного туризма.

Начавшаяся в марте пандемия COVID-19 нанесла по отрасли колоссальный урон. Пострадали все участники рынка: операторы, туристические агентства и, конечно, туристы.

Туроператорское сообщество смогло пролоббировать в правительстве отсрочку денежных возвратов за неиспользованные путевки до конца 2021 года. Если бы этого не произошло, бо́льшая часть компаний была бы вынуждена объявить себя банкротами, т. к. ни авиакомпании, ни зарубежные партнеры денег не возвращают. Нам иностранные партнеры вернули только 10% от того, что должны были вернуть. Причем с большой задержкой. Мы же возвращали деньги сразу всем желающим из своих резервов и независимо от того, сколько нам вернут. И вернут ли вообще. 

Вообще, крупным федеральным туроператорам необходимо возвращать миллиарды рублей. А таких свободных сумм у них, конечно же, нет. Поэтому постановление правительства реально спасло их от банкротства. Но решение проблемы возврата денежных средств никуда не делось, вопросы лишь отодвинуты на конец 2021-го.

За оставшееся время туроператорам придется решить несколько непростых задач и компенсировать пропавшие деньги у обанкротившихся зарубежных партнеров. Пока это только венгерская принимающая компания «Робинзон Турс», которая обслуживала половину заявок по Венгрии. За рубежом, кстати, туроператорам на законодательном уровне тоже дали отсрочку по возвратам, причем в некоторых странах на более длительный срок.

Большой проблемой крупных туроператоров станет невостребованность в прежних объемах раннего бронирования, с помощью которого они имели доступ к дешевым оборотным деньгам.

Следует отметить, что на рынке есть крупные туроператоры, которые принимают замороженные суммы в счет оплаты за любые другие заявки. Конечно, это серьезно улучшит их репутацию в турагентской среде. И, естественно, всегда было некоторое количество туроператоров с плохим финансовым положение, еще до пандемии. Плюс здесь в том, что у них появится большой соблазн прекратить свою деятельность, сославшись на коронавирус.

А вот проблемы туристических агентств заключаются в том, что они пять месяцев в высокий сезон не зарабатывали деньги. После 10 августа открылась Турция, далее — Эмираты и Мальдивы из Москвы. И это практически все. Объемы продаж упали примерно на 65–75%. Естественно, это не позволяет хотя бы на приемлемом уровне поддерживать жизнедеятельность агентства (оплачивать аренду, интернет, платить зарплату и т. д.).

Но впервые агентства, работающие вбелую (с учетом всех правил бухучета), оказались в более привилегированном положении: государство оплатило минимальную заработную плату сотрудникам за апрель и май, обнулило выплаты в фонды (пенсионный, страховой и т. д.) за несколько месяцев. Пусть это и небольшие деньги, но все-таки  помощь.

Большой проблемой крупных туроператоров станет невостребованность в прежних объемах раннего бронирования, с помощью которого они имели доступ к дешевым оборотным деньгам «Большой проблемой крупных туроператоров станет невостребованность в прежних объемах раннего бронирования, с помощью которого они имели доступ к дешевым оборотным деньгам» Фото: © Michael Bunel / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Часть турагентств уйдет некрасиво — с деньгами туристов

Турагентский рынок Татарстана (да и всей страны в целом) очень неоднороден. 80–85% — фирмы (как правило, ИП), состоящие из двух-трех сотрудников, обслуживающих в основном родственников, друзей и родственников друзей. Но у некоторых набегали очень приличные объемы (количество клиентов).

Квалификация сотрудников тоже очень разная: от дилетантов до крутых профессионалов с опытом работы более 20 лет. 50% турагентств этой категории прекратит активную деятельность до нормализации ситуации, т. е. на один-два года. Будут делать разовые бронирования из дома. Часть из них (надеюсь, очень незначительная) уйдет некрасиво — с деньгами туристов.

Но и после восстановления туристических потоков количество агентств будет сокращаться. Причины следующие:

  • во время пандемии прошло глобальное сокращение персонала. Причем люди, которых сократили, найдут другую работу, а вот набрать новых сотрудников будет непросто;
  • государство ужесточает контроль за туристическими фирмами, вводит электронные путевки, реестры турагентств и т. д., появятся новые расходы: оплата бухгалтерских и банковских услуг, налогов;
  • пандемия и ее последствия приведут к снижению количества туристов, а подобное повлечет ужесточение конкуренции между выжившими туроператорами. Им придется сокращать расходы, и в первую очередь это будет комиссия турагентствам;
  • резко сократится количество рекламных туров, что было очень приятным бонусом для сотрудников.

Из оставшихся 15–20% есть около 10 достаточно устойчивых фирм, имеющих собственные офисы, хорошие средства на счетах в банках и серьезную клиентскую базу. Все это не является безусловной гарантией от банкротства, но все-таки представляется весомым активом.

Кстати, часть из таких фирм является и туроператорами, что позволяет формировать им собственные туры и в значительной мере не зависеть от финансового положения федеральных туроператоров. Думаю, эти компании благополучно переживут пандемию.

Еще одна немаловажная деталь: согласно законодательству, туристы должны получить полную сумму оплаты за отмененные туры, если они не воспользовались равнозначным туристическим продуктом. Часть этой суммы (агентское вознаграждение) должны будут вернуть турагентства. Те из них, у кого нет финансовых резервов, сделать так не смогут. А учитывая, что основная масса турагентств — это ИП, проблемы могут быть очень серьезными, т. к. ИП по обязательствам отвечают лично своим имуществом.

Что касается самостоятельного бронирования и оплаты отелей за рубежом, то каждый отель сам определяет, будет возвращать деньги или заморозит их на депозите для дальнейшего  использования «Что касается самостоятельного бронирования и оплаты отелей за рубежом, то каждый отель сам определяет, будет возвращать деньги или заморозит их на депозите для дальнейшего  использования» Фото: © Michael Bunel / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

В НЕПРОСТОЙ СИТУАЦИИ ОКАЗАЛИСЬ ТУРИСТЫ, КОТОРЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО БРОНИРОВАЛИ АВИАПЕРЕЛЕТЫ

Туристам приходится выбираться из данной ситуации по-разному. Во-первых, апрель и май были для всех нерабочими, и решать вопросы по возвратам и компенсациям стало возможным только с июня. Небольшая часть туроператоров вернула деньги за отмененные туры. Некоторые туристы смогли перенести туры и отдохнуть на российских курортах или в Турции. Для основной массы ситуация находится в подвешенном состоянии. Тут можно поменять отмененный тур на равнозначный (а каждый оператор трактует равнозначность по-своему) или получить свои деньги в конце 2021 года.

С учетом непрекращающейся пандемии и непонятного финансового положения туроператоров, авиакомпаний и их зарубежных партнеров реальная вероятность благополучного завершения второго варианта для всех туристов точно не 100-процентная.

В непростой ситуации оказались и туристы, которые самостоятельно бронировали авиаперелеты и отели. Если авиабилеты бронировались непосредственно на сайтах авиакомпаний, то особых проблем с возвратами не было. Например, «Аэрофлот», турецкие авиалинии, чешская и венгерская авиакомпании по рейсам, аннулированным до 6 апреля, возвращали полную стоимость. По более поздним аннуляциям выдавали ваучеры. Проблемы возникли, когда билеты бронировались и оплачивались через агрегаторов. Часть из них до сих пор деньги не вернула.

Что касается самостоятельного бронирования и оплаты отелей за рубежом, то каждый отель сам определяет, будет возвращать деньги или заморозит их на депозите для дальнейшего  использования. Пусть нечасто, но были случаи, когда отели деньги возвращали, например американские.

Туристическая отрасль очень чувствительна к любым негативным событиям. Здесь все будет зависеть от того, как скоро откроются границы между государствами и возобновятся международные рейсы «Туристическая отрасль очень чувствительна к любым негативным событиям. Здесь все будет зависеть от того, как скоро откроются границы между государствами и возобновятся международные рейсы» Фото: © Michael Bunel / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

Туристическая отрасль очень чувствительна к любым негативным событиям (экономическим кризисам, эпидемиям, вооруженным конфликтам, катаклизмам и т. д.). Здесь все будет зависеть от того, как скоро откроются границы между государствами и возобновятся международные рейсы. И очень хотелось бы, чтобы эти сроки искусственно не отодвигались (под различными благовидными  предлогами).

Анализ экономических последствий закрытия границ в этом году показывает, что дополнительная прибыль от увеличения туристических потоков в регионы России значительно меньше убытков, которые понесли авиакомпании и отели в Москве и Петербурге.

В зависимости от сроков возобновления международных авиаперевозок возможно три варианта развития событий. Первый (оптимистический): в ноябре 2020 года снимаются все ограничения на перелеты в ОАЭ и к Новому году открывается Европа. В этом случае турпотоки постепенно восстановятся, и к началу летнего сезона операторы окажутся жизнеспособными.

Второй вариант (реалистичный): открытие границ отодвигается до середины весны. В этом случае начнутся банкротства ряда авиакомпаний, отелей и туроператоров. Конкуренция на рынке уменьшится. Те, кто выживет и отработает лето, постепенно восстановятся. Цены (на все) вырастут процентов на 20 при нынешних темпах падения рубля. Они сдерживались очень сильной конкуренцией, которая ослабнет, если большое количество компаний уйдет с рынка.

Вариант третий (ужасный): границы не откроют до октября 2021 года. Тогда — массовое банкротство российских авиакомпаний. Останется «Аэрофлот» и еще пара, которых поддержит государство. Начнут повсеместно закрываться отели в крупных городах. С рынка уйдет значительное количество туроператоров. А туристы не получат денег по отмененным турам, т. к. у операторов их просто не будет.

Леонид Пресс