Последние три года  Porsche ставит рекорды продаж в РТ.  Уточним, что мощный плацдарм бренд прочно занял именно в столице РТ Последние три года Porsche ставит рекорды продаж в РТ.  Уточним, что мощный плацдарм бренд прочно занял именно в столице РТ Фото: © Saquan Stimpson / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

ТРЕТИЙ ГОД КРЯДУ PORSCHE СТАВИТ РЕКОРДы

За 9 месяцев спрос на новые премиальные авто в Татарстане вырос на 0,9%: с 2 895 в январе – сентябре 2019-го до 2 920 за тот же период этого года, следует из имеющегося в распоряжении редакции отчета агентства «Автостат».

Уточним, что особое рвение в обновлении автопарка проявили состоятельные автолюбители столицы республики, которые поставили на учет 1 726 авто — на 78 единиц, или 5%, больше, чем за 9 месяцев 2019 года. Для сравнения: в целом спрос на новые легковые авто в РТ провалился на 10%, о чем подробнее мы расскажем во второй части нашего обзора.

Начнем обзор с бренда, которому удалось прибавить и в Татарстане, и в целом по России. Итак, Porsche: спрос на продукцию этой немецкой марки в Татарстане за 9 месяцев подскочил на 13% до абсолютного рекорда 144 единицы. Для сравнения: в «универсиадском» 2013-м за тот же период местные автолюбители купили 119 авто, этот рекорд был переписан в 2018-м с его 122 Porsche и в 2019-м с 127 немецкими автомобилями. Итак, последние три года Porsche ставит рекорды продаж в РТ.  Уточним, что мощный плацдарм бренд прочно занял именно в столице РТ, где спрос год к году вырос на 14 авто до опять же рекордных 104 единиц.

Отметим, что, согласно данным ассоциации европейского бизнеса, в целом по РФ рост у Porsche значительно скромнее — 2%.

В интервью нашему изданию учредитель группы компаний «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев отмечал, что за Porsche стоит очередь и наблюдается дефицит автомобилей, который продлится до конца года. Пожалуй, тут стоит оценить комплексно и ценовую политику немецкого концерна, и качество продукции, и такой технический фактор, как лимит отгрузки на страну с учетом перебоев из-за мер по борьбе с COVID-19.

Не секрет, что сразу после выезда из салона автомобиль теряет от 5% до 15% стоимости, плюс для мощных авто существует налог. Все это вроде бы делает инвестиции в люксовые автомобили не такими уж выгодными. Но если планы обновить средство передвижения все же есть, то на фоне ослаблений курса российской валюты целесообразно приобрести именно дорогой автомобиль, и чем раньше, тем лучше.

Самой популярной моделью и в глобальном масштабе и в РТ уже несколько лет остается внедорожник Cayenne Самой популярной моделью и в глобальном масштабе, и в РТ уже несколько лет остается внедорожник Cayenne Фото: © Sebastian Gollnow / dpa / www.globallookpress.com

По оценкам одного из крупнейших автодилеров страны — компании «Авилон», — рост цен на новые автомобили в России с начала года составил от 3% до 15%. Представитель компании отметил, что главную роль здесь сыграло ослабление рубля.

Но вернемся к продажам Porsche. Самой популярной моделью и в глобальном масштабе, и в РТ уже несколько лет остается внедорожник Cayenne. Рейтинг кроссовера в республике в январе – сентябре 2020-го подрос на 14 проданных авто до круглых 100 автомобилей.

Уточним, что казанцы купили 74 кроссовера — на 12 больше, чем за 9 месяцев 2019 года. Минимальный ценник хита продаж в третьей декаде октября — 5,25 млн рублей, как ни удивительно, но без изменений к августу и всего на 250 тыс. рублей дороже апреля. Напомним, что в течение первого квартала цена не менялась. Похоже, покупатели сочли такой стабильный ценник очень заманчивым при текущем курсе евро. Отметим, что в зачете нет деления на более продвинутые версии, например S и Turbo, которые стоят заметно дороже «базы».

В 2019 году на подмогу к третьему поколению Cayenne подоспела его купейная версия с более динамичным дизайном (от 6,09 млн — на 200 тыс. рублей дороже, чем на старте продаж). Однако в статистике деления на классический и купейный кузов, в отличие от Mercedes и BMW, нет.

Плечо старшему брату подставил компактный кроссовер Macan, привлекший в РТ 29 новых покупателей — на 3 больше, чем за три квартала 2019-го. Ценник тут стартует от 4,17 млн, также без изменений к августу и всего на 40 тыс. дороже апреля — прямо аттракцион невиданной щедрости.

На 2 единицы до 10 авто выросло число продаж в республике четырехдверного купе Panamera (от 6,94 млн рублей). В честь 10-летия модели в продажу в 2020 году должна была поступить специальная серия 10 year edition с ценником от 7,75 миллиона.

Самый дорогой экземпляр Porsche (по стоковой цене) — 911 turbo — припарковался за пределами Казани. Ценник на это произведение инженерного искусства стартует от 13,4 млн рублей. К слову, российский сертификат соответствия на обновленную модель производитель получил только в июле текущего года.

В глобальном масштабе за полугодие немецкий концерн реализовал 4 480 автомобилей Porsche, что заметно хуже плана компании, согласно которому спрос должен был превзойти тот же 911-й (реализовано 17 тыс. за 6 месяцев).

На 1 января 2020 года в автопарке республике было 10 Tesla На 1 января 2020 года в автопарке республики было 10 Tesla Фото: © Christian Charisius / dpa / www.globallookpress.com

Битва электрокаров

Несмотря на официальный старт продаж электрического суперкара Taycan и сравнительно приемлемый ценник — от 7,4 млн рублей, что на 400 тыс. доступнее, чем в апреле, пока никто в РТ не приобрел эту продвинутую новинку от Porsche.

Что ж, в Tesla такой вялой динамике электрокаров немецкого конкурента могут только порадоваться. Поддержать рублем компанию Илона Маска решился в текущем году один автолюбитель из Казани: к нему в гараж в третьем квартале прибыл кроссовер Model X (2020 года выпуска). Этот стильный паркетник с открыванием дверей по принципу «крыла чайки», заимствованного у спортивных Mercedes (не секрет, что концерн Daimler AG выступал акционером и донором многих узлов и решений Tesla), способен умчать вас до сотни километров за 2,9 секунды, если вы найдете на его покупку 9 млн рублей.

Впрочем, продукции калифорнийской компании на дорогах РТ немного: на 1 января 2020 года в автопарке республике было 10 Tesla, из них одна Model 3, пять Model S и четыре Model X. Вышеотмеченное авто стало 11-м.

Для сравнения: редких спортивных авто семейства 911 от Porsche в республике в начале года насчитывалось 56, прибавилось 4. Так что электрокары — скорее редкие игрушки. Задумываются ли граждане независимо от достатка, что 52% загрязняющих выбросов в атмосферу республики обеспечивает автотранспорт, — вопрос открытый.

Тут у российского амбициозного проекта Aurus есть шанс выдать свой продвинутый электро- или хотя бы газолимузин, а не только получать упреки за высокое сходство экстерьера с моделями Rolls-Royce.

MERCEDES ВВЕЛ В БОЙ GLB И ПОСТАВИЛ В РТ РЕКОРД НА ФОНЕ ПРОВАЛА ПО РФ

Следующий яркий представитель люксового сегмента, Mercedes-Benz, показал в РТ самую большую абсолютную прибавку в 62 авто до рекорда в 799 единиц за три квартала. Темп прироста — 8,4% — заметно выше среднего по сегменту и кардинально лучше достижений марки по РФ, где она растеряла 7%.

В Татарстане Mercedes второй год кряду по итогу трех кварталов ставит рекорд: 734 единицы января – сентября 2014-го продержались до прошлого года, когда татарстанцы за три квартала купили 737 Mercedes.

Как мы отмечали ранее, успех марки не означает успеха каждого дилера: на фоне взлета оборотов у «КАН Авто» Александра Колесова наблюдался спад у «Ирбиса» Альберта Суниева и Ильдара Галяутдинова.

Согласно предоставленным нашей редакции данным, продажи Mercedes в «КАН Авто» за 9 месяцев взлетели на 59% (!). Похоже, этот казанский дилер получит очередную почетную премию/диплом из рук руководства Mercedes.

Mercedes-Benz, показал в РТ самую большую абсолютную прибавку в 62 авто до рекорда в 799 единиц за три квартала Mercedes-Benz показал в РТ самую большую абсолютную прибавку в 62 авто до рекорда в 799 единиц за три квартала Фото: © Rodrigo Reyes Marin / AFLO / www.globallookpress.com

Здесь также рост продаж обеспечен аппетитами казанских покупателей, которые за три квартала подросли на 11%, или 54 авто, до рекордных 526 единиц. Этого спурта хватило, чтобы удержать лидерство Mercedes в столице РТ. Однако по республике в целом по-прежнему лидирует BMW, об успехах которого расскажем ниже.

В «КАН Авто» главной причиной успеха или провала в отношении всех марок считают наличие или дефицит авто. «Дело в том, что все показатели роста или падения в третьем квартале обусловлены исключительно фактором доступности автомобилей как в масштабах страны, так и региона или города. В данном случае следует говорить о доступности в республике. Если она была на высоком уровне — бренд показал лучший результат. И наоборот, спад — при ухудшении доступности», — говорит директор по продажам ГК «КАН Авто» Рита Халилова.

Российский сайт Mercedes в очередной раз был переработан, но не без косяков: в вертикальной вкладке «Класс: выбрать» в выпадающем списке не выдавались купейные модели. Т. е., выбирая класс, вы можете найти Е, но отсутствует Е Coupe, далее GLC, но нет GLC Coupe. Для марки с девизом best or nothing так себе уровень проработки. Благо что горизонтальный поиск, оформленный 3D-моделями, все же выдавал все доступные классы, включая купе.

Но вернемся к продажам. Лидерство вернул традиционный любимчик публики — среднеразмерный кроссовер GLC-Class, чей рейтинг вырос на 6 позиций до 133 проданных в РТ авто. Цена бестселлера в третьей декаде октября — от 3,41 млн рублей: на 140 тыс. дороже августа. Уточним, что тут третий квартал оказался очень сильным: было добавлено 67 проданных авто.

Его купейный вариант GLC-Class Coupe, захвативший первенство по итогам полугодия, добавил по итогам 9 месяцев 18 продаж до 107 машин, 24 продажи модель прибавила за третий квартал. Минимальный ценник относительно августа здесь снизился на 130 тыс. — до 4,12 млн рублей.

Далее, самая крутая прибавка в 84 единицы (до 124 продаж) у поставленного наконец в РФ обновленного кроссовера GLE-Class. Цена от 5,04 млн рублей — без изменений к августу и апрелю — неприкрытая щедрость, как и у Porsche.

У купейного «брата» GLE-Class Coupe дела шли не ахти, модель потеряла 44 продажи, упав до 18 регистраций, за третий квартал в республику приехал только один автомобиль. Итог модели слабейший за пять лет. Отметим, что предыдущее поколение предлагалось от 7,96 млн, тогда как самое новое — от 6,62 млн рублей, на 370 тыс. дороже, чем в августе.

Расширяя российскую линейку кроссоверов, Mercedes запустил в продажу новинку GLB-Class, за который в конце октября просили от 2,71 миллиона. И за третий квартал татарстанцы уже успели припарковать 22 экземпляра. Впрочем, модель, вероятно, будет «съедать» часть спроса на более компактный GLA-Class (от 2,49 млн рублей), собственно, продажи последнего упали сразу на 57 до 32 единиц.

Из тех, кто традиционно делает кассу марке, отметим E-Class, убедивший в своих преимуществах 88 татарстанцев — на 7 больше, чем в январе – сентябре 2019-го. Отметим, что российские цены на последнее поколение были озвучены в июне, предполагался минимальный порог стоимости в 3,7 млн рублей. Но в третьей декаде октября на официальном сайте марки можно было увидеть предложение от 3 млн, а по авто в наличии — от 3,26 миллиона.

Не испытывал нехватки внимания и представительский S-Class: за 9 месяцев в РТ зарегистрировано 22 роскошных авто — на 5 больше, чем в прошлом году. За третий квартал прибыло сразу 10 VIP-бортов. Ценник от 6,37 млн — на 70 тыс. дороже августа. На 3 единицы до 7 проданных авто вырос спрос на еще более «нафаршированный» Maybach S-Class, но третий квартал тут оказался не таким бурным, до Татарстана доехало только два немецких лимузина.

Из тех, кто еще порадовал своей динамикой в Татарстане, отметим шведско-китайский Volvo Из тех, кто еще порадовал своей динамикой в Татарстане, отметим шведско-китайский Volvo Фото: © Michael Brochstein / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

VOLVO: БУРНЫЙ РОСТ В РТ и КАЗАНСКИЙ РЕКОРД

Из тех, кто еще порадовал своей динамикой в Татарстане, отметим шведско-китайский Volvo, поставивший «под ружье» за 9 месяцев 156 покупателей — на 23% больше, чем в 2019-м. Результат уступил только январю – сентябрю 2014 года с его 191 продажей.

А вот казанский рекорд не устоял, за три квартала текущего года поклонники марки в столице РТ приобрели 102 Volvo — на 18 больше, чем годом ранее, и на 7, чем в эталонном январе – сентябре 2014-го. Этот фееричный разгон марки в республике наблюдается на фоне провала продаж по РФ на 16%, по итогам полугодия падение было еще глубже — 36%.

Оценим индивидуальный зачет моделей. Традиционно тягловой силой здесь выступают кроссоверы во главе с мировым бестселлером марки XC60 (от 3,55 млн рублей — на 100 тыс. дороже августа), за который проголосовали в январе – сентябре 2020-го 56 татарстанских автолюбителей — на 4 больше, чем за год до этого. Вместе с тем за третий квартал в республике продано 28 авто, как и за первое полугодие.

Далее идет самый просторный в семействе ХС90 (от 4,48 млн — на 180 тыс. дороже августа), он добавил 7 до 44 поклонников, а также компактный паркетник ХС40 (от 2,45 млн — на 30 тыс. дороже августа).

Тем временем в кои-то веки оживился спрос на шведские седаны. Причина уважительная — появление нового поколения S60 (от 2,58 млн рублей), которое с места в карьер набрало 10 очков, из них 5 за третий квартал. S90 (от 3,2 млн) расширил круг поклонников на 2 до 8 «фанов». Заметно ускорился универсал V60 (от 3,16 млн), принесший в копилку марки 10 продаж — на 9 больше, чем за 9 месяцев 2019 года.

Баварский бестселлер Х5 за 9 месяцев расширил круг поклонников на 89 человек до 218 почитателей Баварский бестселлер Х5 за 9 месяцев расширил круг поклонников на 89 человек до 218 почитателей Фото:© Dasril Roszandi / ZUMAPRESS.com / globallookpress.com

КОГДА «ИКС-ПЯТЫЙ» ТАЩИТ, У BMW РОСТ

Поговорим о действующем республиканском чемпионе премиального сегмента BMW, которому удалось за три квартала показать рост на 2% до 901 единицы, что особенно показательно на фоне спада в 6% по итогам первого полугодия. К слову, это самый сильный результат за последние пять лет, но до рекордов трех кварталов 2013-го (1 109 проданных авто) и 2014-го (1 128) пока далеко.

По РФ баварцы также удерживают пальму первенства, но теряют 2%. В Казани «бело-синие» ускорились на 7,7% до 502 продаж, но и здесь заметно не дотянули до максимумов 2013–2014 годов.

Заглянем в личные табели моделей. Баварский бестселлер Х5 за 9 месяцев расширил круг поклонников на 89 человек до 218 почитателей. Уточним, что за первое полугодие татарстанцы купили 129 немецких кроссоверов и за третий квартал — еще 89. Ценники на этот шлягер в октябре стартуют с отметки 5,15 млн рублей — на 200 тыс. выше, чем в августе, и на 490 тыс., чем в апреле.

Компанию X5 составило еще два полноразмерных представителя кроссоверной линейки. Первый, купейный Х6 (от 6,02 млн — на 220 тыс. дороже августа и на 490 тыс. — апреля), увлек своими плавными формами 88 покупателей — на 13 больше, чем в январе – сентябре 2019-го.

Флагман баварских кроссоверов Х7 ускорился на 29 продаж в Татарстане до 83. За осенние месяцы ценник не изменился — прежние «магические» 6,66 млн Флагман баварских кроссоверов Х7 ускорился на 29 продаж в Татарстане до 83. За осенние месяцы ценник не изменился — прежние «магические» 6,66 миллиона Фото: «БИЗНЕС Online»

Флагман баварских кроссоверов Х7 ускорился на 29 продаж в Татарстане до 83. За осенние месяцы ценник не изменился — прежние «магические» 6,66 млн, но и этот уровень на 350 тыс. выше апреля, на 510 тыс., чем в начале года, и на 830 тыс., чем на старте продаж.

Не осталась без внимания и представительская 7 Series, чей рейтинг вырос сразу на 7 до 19 пунктов. Тут к третьей декаде октября ценник подрос на символические 10 тыс. рублей до 6,5 млн, но относительно апреля скачок составил 390 тысяч. При этом удлиненная версия Long с августа по октябрь накинула 180 тыс. до 8,25 млн рублей.

Пару слов по другим востребованным моделям BMW. Так, среднеразмерный кроссовер Х3 (от 3,78 млн — на 170 тыс. дороже августа и 360 тыс. апреля) отминусовал 6 продаж, опустившись до 129 единиц.

Регулярно попадающая в топ-5 Series собрала под своими знаменами только 99 неофитов — на 21 меньше, чем в январе – сентябре 2019-го. При этом по итогам 9 месяцев спад усилился, за полугодие отставание составляло только 15 единиц.

Напомним, что в конце мая состоялась презентация «пятерки», прошедшей рестайлинг, а старт продаж посвежевшей модели был запланирован на четвертый квартал текущего года. Так что не будем исключать небольшой отложенный спрос приверженцев марки. Новая «пятерка» предлагается от 3,64 млн, что на 170 тыс. дороже самого доступного предложения по модели в августе.

Заметно хуже шли дела у более компактной 3 Series (от 2,71 млн — на 180 тыс. дороже августа), утратившей позиции больше других: минус 46 единиц до 67 проданных в республике авто.

На фоне «вкусной» ценовой политики Porsche и Mercedes нельзя сказать, что в BMW расщедрились и делали подарки покупателям.

Из люксовых марок самым заметным снижением выделился британский Land Rover которому удалось привлечь за 9 месяцев только 110 покупателей в РТ — на 27 меньше, чем за 9 месяцев 2019 года Из люксовых марок самым заметным снижением выделился британский Land Rover, которому удалось привлечь за 9 месяцев только 110 покупателей в РТ — на 27 меньше, чем за 9 месяцев 2019 года Фото: © Horst Galuschka / dpa / www.globallookpress.com

LAND ROVER ПРОВАЛИЛСЯ ДО АНТИРЕКОРДА

Из люксовых марок самым заметным снижением выделился британский Land Rover, которому удалось привлечь за 9 месяцев только 110 покупателей в РТ — на 27 меньше, чем за 9 месяцев 2019 года. Это слабейший результат за все время наших наблюдений с 2011-го, было пробито предыдущее дно трех кварталов 2017-го с их 126 единицами. По Казани у Land Rover относительное падение составило 8%, по республике — 20%, по РФ еще глубже — 31%.

Традиционно оценим «достижения» отдельных моделей. Не устоял даже обычно невосприимчивый к перепадам конъюнктуры флагман марки Range Rover, чей рейтинг пусть и не сильно, но все же снизился: минус 2 пункта до 44 продаж. Впрочем, это все равно один из лучших результатов, в провальном 2017-м было только 37 регистраций. Модель в октябре стоила минимум 7,55 млн — на 190 тыс. больше, чем в августе. Впрочем, на одном из популярных агрегаторов предложений auto.ru самый доступный «рейнджик» в наличии у дилеров нашелся только за 8,6 млн рублей, на официальном сайте марки наиболее дешевый экземпляр в наличии у дилеров предлагался за 8,2 миллиона. Отметим, что почитатели марки часто приобретают версии заметно богаче базы, и, к примеру, средняя Autobiography обойдется минимум в 9,9 млн, а SVAutobiography Dynamic Long — в 13,5 миллиона. Судя по стабильности спроса на данную модель, изменение цены на 5% и даже 15% вряд ли отпугнет потенциальных покупателей, а вот отсутствие варианта с нужными опциями вполне может стать причиной временного спада продаж.

Вторую позицию в британской линейке занимает Range Rover Sport (от 5,79 млн — на 130 тыс. дороже августа), отминусовавший 4 пункта до 25 проданных в Татарстане авто.

Самый большой провал зафиксирован по модели Discovery Sport: на 18 позиций до 10 единиц, за третий квартал не приобретен ни один такой автомобиль. При этом просадка была уже в первом квартале — до самоизоляционного апреля. Что касается актуальных цен, то данные агрегаторов расходятся. На одном минимальный ценник модели от 3,12 млн, на другом — от 3,64 млн, на официальном сайте марки удалось найти у дилеров в наличии от 3,48 млн рублей.

***

Подведем итоги. Традиционно люксовый сегмент, как и в предыдущие кризисы, чувствует себя заметно лучше авторынка в целом, повышенным спросом в текущем году в РТ пользуются Porsche и Mercedes, сильнее всего сдал позиции Land Rover.

Что касается бюджетных марок автомобилей, то о тех, кто смог «выстрелить» на фоне «коронакризисного» провала, а кто упал сильнее других, мы расскажем в следующем обзоре.