Марат Ярмиев: «В первую очередь, ЭПТС нельзя потерять, уничтожить или подделать. Также ЭПТС позволит отслеживать этапы жизненного цикла автомобиля» Марат Ярмиев: «В первую очередь, ЭПТС нельзя потерять, уничтожить или подделать. Также ЭПТС позволит отслеживать этапы жизненного цикла автомобиля»

«НАХОДЯСЬ В КАЗАНИ, МОЖЕМ ВЫДАВАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ПТС ВО ВЛАДИВОСТОКЕ»

 Марат Фаритович, с 1 ноября в России вступил в силу целый ряд поправок для автомобилистов. Какая из них самая важная?

— Пожалуй, ключевое — переход паспорта транспортного средства (ПТС) в цифру. Решение о том, когда именно стартует ЭПТС, неоднократно сдвигалось, и вот, наконец-то, это свершилось. Проще всего в этом вопросе тем, кто покупает новый авто, — им априори выдают электронный ПТС от производителя. Следовательно, из автосалона можно прямиком ехать в ГИБДД и ставить на учет транспортное средство.

Также ЭПТС могут получить и обладатели бумажной версии или те, кто ввез транспортное средство на территорию нашей страны. Чтобы осуществить соответствующую процедуру, необходимо обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию — она должна быть в реестре Минпромторга России по оформлению ЭПТС.

— В чем преимущество ЭПТС перед ПТС?

— Их масса. В первую очередь, ЭПТС нельзя потерять, уничтожить или подделать. Также ЭПТС позволит отслеживать этапы жизненного цикла автомобиля: если машина прошла сервисное обслуживание, попала в ДТП, находится в залоге у банка, закончилась страховка или она переоборудована — все эти изменения будут указаны в электронном паспорте. Более того, в него даже попадет информация о пробеге.

Но, самое главное, ЭПТС поможет решить проблему «двойников» — когда две машины имеют один регистрационный номер, а это возможно только в том случае, когда одно из транспортных средств «криминальное». Оформить два ЭПТС на один VIN-номер невозможно, а это значит, что нарушитель закона будет отвечать по всей строгости и его разоблачение произойдет ровно в тот момент, когда начнется систематическое оформление ЭПТС. При этом стоимость ЭПТС — всего 600 рублей, в то время как классический вариант обходился в 850 рублей.

— Много ли заявок на ЭПТС вам поступает?

— Учитывая, что мы не выдаем ЭПТС на новые машины, спрос хороший — около 50 заявок уже отработали. Находясь в Казани, можем выдать ЭПТС даже во Владивостоке — у нас там есть аккредитованный специалист. И еще одно преимущество: наша лаборатория может оформить как свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), которое требуется при импорте транспортных средств в страны Евразийского экономического союза (РФ, Казахстан, Киргизия, Армения, Беларусь), так и ЭПТС. Не у всех лабораторий есть аккредитация на оба вида деятельности. С нами удобно, потому что все вопросы можно решить в одном месте.

— Нередко появление новшеств тесно связано с рождением новых серых схем. Возможны ли случаи фальсификации ЭПТС?

— В Татарстане, да и в целом по России, уже немало желающих оформить электронный ПТС на автомобили, завезенные из стран, входящих в Таможенный союз. Как они попали на территорию союза — один вопрос. Куда важнее — уплачены ли их владельцами утилизационные пошлины. В настоящее время получился небольшой казус: если в РФ ЭПТС вступил в силу с 1 ноября 2020 года, то в другие страны Таможенного союза решили оформлять ЭПТС с 1 марта 2021-го. В связи с этим имеются некоторые трудности при оформлении автомобилей, завезенных со стран Таможенного союза. Но это временное явление и все вопросы в ближайшие дни именно дни, я думаю, снимутся.

Насчет фальсификаций: раньше была возможность «обнулить» историю транспортного средства, поменяв бумажный ПТС, который покупатель не мог перепроверить. Теперь злоумышленники ищут «ключ» к ЭПТС, но все попытки тщетны — с защищенной базой данных не договоришься. Для тех, кто внезапно «забыл» об утилизационном сборе, напомню, что регистрация ЭПТС невозможна без подтверждения из таможни. А у них есть вся оперативная информация.

— Расскажите подробнее об алгоритме получения ЭПТС.

— Достаточно приехать к нам и оплатить пошлину. Далее наши сотрудники принимаются за работу — согласно регламенту, мы должны сделать не менее 6 снимков определенного формата и разрешения. Каждая фотография должна содержать информацию, включая VIN-номер. Параллельно данные владельца вносятся через компьютер по защищенному каналу связи. Далее информация обрабатывается главным центром и выдается заключение. На всю процедуру потребуется минут 15.

«Согласно нашей статистике, самая распространенная переделка в автомобиле — установка газобаллонного оборудования (ГБО). За несколько лет активной работы через нас прошло порядка трех тысяч автомобилей, и 60–70 процентов из них — установка ГБО» «Согласно нашей статистике, самая распространенная переделка в автомобиле — установка газобаллонного оборудования (ГБО). За несколько лет активной работы через нас прошло порядка 3 тысяч автомобилей, и на 60–70 процентах из них установлено ГБО»

«НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ НЕВЕРНО ИСТОЛКОВАЛИ СУТЬ ПРАВОК»

— ЭПТС стал не единственным новшеством. В СМИ появилась информация о том, что теперь необходимо проходить повторное ТО даже при замене магнитолы. Так ли это?

— К сожалению, некоторые интернет-ресурсы неверно истолковали суть поправок, а массы заблуждения подхватили. Речь идет о поправках в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» номер 3. Главное новшество — запрет на использование некоторых восстановленных запчастей, ранее бывших в употреблении. В частности, речь о подушках и ремнях безопасности, системе рулевого управления, тормозной системе, глушителях, оборудовании для питания двигателя газообразным топливом.

Согласно нашей статистике, самая распространенная переделка в автомобиле — установка газобаллонного оборудования (ГБО). За несколько лет активной работы через нас прошло порядка 3 тысяч автомобилей, и на 60–70 процентах из них установлено ГБО. К сожалению, на рынке очень много фальсификата и люди ставят его, пытаясь сэкономить несколько тысяч рублей, а потом мы читаем в сводках новостей о горящих и взрывающихся автомобилях… Ну как можно установить к себе на авто восстановленный тормозной шланг или подушку безопасности? Не забывайте, что чаще всего донором выступает автомобиль, который по различным причинам свой срок службы окончил — побывал в ДТП или был утилизирован. Мы это знаем не понаслышке — ежедневно видим с десяток автомобилей, на которых установлены бывшие в употреблении запчасти или несертифицированное ГБО. Но еще больше в стране обладателей «вечных» автомобилей.  

— Кто относится к данной категории автовладельцев?

— Все те, у кого есть проблемы с VIN-кодом.  Дело в том, что на каждой машине есть VIN, также могут быть номер кузова и номер шасси. По ним идет постановка на учет, но, если они нечитабельны, регистрационные действия невозможны. К сожалению, от подобного никто не застрахован, ведь машины со временем поддаются коррозии или попадают в ДТП. И таких случаев только в Татарстане сотни, а то и тысячи ежегодно. В народе машины с нечитаемыми VIN’ами, номерами кузовов и шасси прозвали «вечными», потому что владелец не может его продать. Чтобы положить конец этому недоразумению, законодательно разрешили лабораториям наносить номера повторно.

— А можно подробнее — насколько проблема масштабна?

— В России примерно 300 тысяч автомобилей ежегодно становятся «вечными». Причин несколько. Во-первых, некоторые автомобильные заводы используют лазерную маркировку, которая может «слинять» уже через полтора-два года. Она быстро поддается коррозии. Во-вторых, на большинство внедорожников номера наносятся на раму. В силу погодных условий и эксплуатации маркировка всегда берет на себя удар от непогоды и с годами ржавеет. Аналогичная ситуация — с грузовыми транспортными средствами и прицепами к ним. Хороший пример — последняя зима: постоянная слякоть, дожди, перепады температуры и реагенты — страшный коктейль для любой маркировки. В-третьих, после серьезных ДТП маркировка также часто нечитабельна. А это значит, что ее нужно нанести повторно.

— Обязывает ли закон наносить дополнительную маркировку тех автовладельцев, у которых VIN не читается, но продавать машину они не собираются?

— Нет, не обязывает. Но если соответствующую проблему выявит сотрудник ГИБДД, то все равно направит к нам. Да и в принципе, я считаю, все должно быть по букве закона — если нарушена маркировка, лучше нанести заново. Так спокойнее.