«В фильме я отвечала просто за все: за сценарий, режиссуру, постановку, была художником по костюмам», — рассказывает в интервью «БИЗНЕС Online» амбассадор «татарского барокко» Юлдус Бахтиозина о своей картине «Дочь рыбака». Фильм, вышедший в ограниченный российский прокат, можно будет увидеть 4 декабря в «Смене» и даже, вероятно, появится шанс пообщаться с самой Бахтиозиной, одевшей героев своей фэнтези-драмы в «такой татарский пиджачок».
Юлдус Бахтиозина: «Сейчас на показах в городах мы практикуем онлайн-общение, я выхожу в Zoom, и после просмотра зрители имеют возможность задать вопросы»
ЭТО НЕ ПОПКОРНОВОЕ КИНО
— Юлдус, во-первых, поздравляем с выходом дебютного фильма. Во-вторых, можно ли говорить, что в мире кино на одного татарского режиссера стало больше?
— (Cмеется). Надеюсь, что можно так сказать, было бы приятно.
— Планируете ли приехать лично в Казань, чтобы презентовать свою картину «Дочь рыбака»?
— В Казани я не была ни разу и на самом деле хотела бы побывать. Лучше даже это сделать с каким-нибудь паблик-током, например. Показы будут проходить в «Смене», и пока мы в процессе обсуждения, что касается моего приезда. Может быть, получится. Хотелось бы пообщаться с публикой, потому что часто возникают вопросы.
Сейчас на показах в городах мы практикуем онлайн-общение, я выхожу в Zoom, и после просмотра зрители имеют возможность задать вопросы. Так что, даже если не приеду, надеюсь, получится пообщаться в данном формате. По крайней мере, с моей стороны есть такое предложение, ждем, что «Смена» нас технически поддержит. Мне дико интересно побеседовать со зрителями в Казани.
— Насколько широкий прокат ожидает «Дочь рыбака»? Это будут площадки вроде казанской «Смены» или в многозальные сетевые кинотеатры тоже можно попасть на ваш фильм?
— Изначально мы планировали показы в Третьяковской галерее, они даже были анонсированы, но галерею закрыли в связи с новыми ограничениями. В итоге показываемся в нескольких кинотеатрах: в Москве — в Центре документального кино, «Иллюзионе», кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате, в Петербурге — в «Ленфильме», «Формуле-кино» и «КАРО».
Как вы понимаете, здесь не такой широкий прокат, когда сеансы идут несколько раз в день в течение двух-трех месяцев в каждом кинотеатре. Во-первых, потому что дебют, во-вторых, независимое кино, которое, так скажем, не для массового зрителя. Это не попкорновое кино. Поэтому оно в ограниченном прокате.
Достаточно сдержанно мы двигаемся, потому что есть ряд препятствий, так их назовем. Они связаны и с ограничением по количеству мест в кинотеатрах из-за пандемии, и со спецификой продукта. Так что призываю моего зрителя поторопиться, чтобы успеть сходить в кино на «Дочь рыбака». Повторю, фильм не будет продолжительный период массово идти в кинотеатрах, его придется искать. А зрители часто спрашивают о том, где идет фильм, как его найти…
К сожалению, у нас нет возможности сделать наружную рекламу, пустить рекламные киноролики по TV. Но в подобном и крутость данного продукта.
— Такой инди-проект.
— Практически да. С моей точки зрения, это очень крутая история в плане интереса зрителя, узнавания о фильме, о том, где, во сколько он идет и так далее. Потому что как только появляются билеты, их сразу же раскупают. Через несколько часов их нет.
То есть билеты покупаются, как на спектакль. Обычно практика похода в кинотеатр не всегда запланированная. Мол, а пойдем в кино? Пойдем. Пришли, давай узнаем, что идет. Может, посмотрим данный фильм, а может, другой? В случае с «Дочерью рыбака» это именно желание, запланированный поход, как на конкретный спектакль в театр. За таким довольно интересно наблюдать. Очень приятно!
Признаться, не ожидала подобной реакции и даже не думала, что фильм может быть в прокате в России, потому что снимался он как фестивальный продукт. Плюс это, повторю, дебют. Конечно, хотелось, но, являясь реалистом и зная, что выйти в прокат дико сложно, имела сомнения. Тем более мы выходили без широкой огласки. В общем, круто. Посмотрим, как все будет проходить, как осуществятся показы в городах. Их список постепенно расширяется, потому что зритель идет. И, в принципе, если продолжит идти, то кинотеатры добавляют еще сеансы, просят нас об этом. В Москве, Петербурге пока их достаточно, но в некоторых городах уже есть запрос на дополнительные показы. Так что, кто хочет, все попадают.
коммерческим проект не являлся, не было цели отбить вложения
— Тогда логично спросить, ожидаете ли вы, что затраты на фильм как-то окупятся, учитывая, что вы полностью сняли его на собственные средства? Каков бюджет «Дочери рыбака»?
— Оставлю все-таки в секрете бюджет. Но, когда начинала снимать, не ставила задачи заработать, прославиться. В таком случае, уверена, и получается искренний и честный продукт. Просто изначально хотелось снять сказку, которая мне и самой будет нравиться.
— Причем проект вырос из идеи короткометражки.
— Да, да. Планировался маленький фильм минут на 15. Такая уютная короткометражка. Но уже после первой смены съемок мы поняли, что отсняли материала куда больше, чем на 15 минут. Тогда было принято решение снимать дальше и уже монтировать весь продукт, понимая, что это полный метр.
Ну и коммерческим данный проект не является, не ставили цель отбить вложения. Но сделать подобное можно или хотя бы выйти в ноль, так как мы получаем предложения по выходу в европейский прокат. Да, пока на уровне обсуждений, разговоров, но все же. Плюс, несмотря на выход в прокат в России, мы имеем право участвовать в международных кинофестивалях и уже подали заявки на участие в нескольких, сейчас ждем ответов.
— Какой из них самый престижный?
— Не могу сказать, боюсь сглазить. Но есть крупный фестиваль, нас там заметили. Финального ответа, как я уже сказала, пока нет, он будет после Нового года. Сейчас в мире такая ситуация, что кинофорумы отменяются и принимают решение вообще не проводить мероприятий, потому что они все-таки связаны с живым общением, некоторые сокращают количество показываемых фильмов, площадок, уходят в онлайн. А в случае с онлайн-форматом просто нельзя задействовать много площадок. Соответственно, отбор становится более жестким.
Мне уже миллион раз сказали, что нам не повезло в этом году. Но, несмотря на то, что так и есть, — кинотеатры сокращают количество зрителей до 25 процентов и вообще в любой момент их могут закрыть, — мы все понимаем и не унываем. Да, наверное, возможно было отложить выход фильма еще на год, но его ждет зритель, да и продолжать консервировать продукт уже и у самих нет моральных сил. Мы хотим поделиться им сейчас. Кроме того, я желаю, чтобы его посмотрело как можно больше людей именно сейчас, в нынешнее время, в которое мы живем. Потому что фильм очень позитивный. Он действительно дарит зрителю состояние праздника в душе. Нарядный, праздничный, добрый, забавный, фильм-сказка, сказочная сатира. И тот фидбэк, который я получаю от зрителя, подтверждает, что «Дочь рыбака» влияет на людей, они чувствуют себя счастливыми после просмотра. Это важно.
«Я бы сказала, что в каждом персонаже фильма есть дихотомия образа и частицы меня. Особенно в двух главных героинях. Их можно даже разложить как две мои сущности»
МЕНЯ НЕ ВЗЯЛИ В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ШКОЛУ, И ПАПА САМ ОБЪЯСНЯЛ АЗЫ РИСОВАНИЯ
— Насколько я знаю, ваш отец занимался рыболовными снастями, и в 1990-е в вашей семье зарабатывали продажей рыбы. Есть ли что-то автобиографичное в картине?
— Я бы сказала, что в каждом персонаже есть дихотомия образа и частицы меня. Особенно в двух главных героинях. Их можно даже разложить как две мои сущности. Плюс я сама снялась в фильме, хоть и сыграла такого очень стереотипного персонажа.
Что касается биографичности, мой папа действительно был заядлым рыбаком, не зарабатывал этим, а именно занимался для удовольствия. Летом, зимой ездил. Данный фильм посвящен ему. Во-первых, потому что он являлся человеком, который меня учил рисовать в детстве. Меня не взяли в художественную школу, и папа сам объяснял азы, так как имел талант к рисованию. Вообще, он учился на архитектора, но, к большому сожалению, им не стал. Не доучился, поскольку ему пришлось кормить семью. Он был супертруженик, практически никогда не сидел на месте, очень мало отдыхал. Всегда что-то делал, очень активный человек. И вот его такой условный девиз, что труд сделает из человека личность, заложен в фильме. Просто так ничего не бывает, нужно что-то заработать, заслужить — подобное прослеживается в сюжете, диалогах.
При просмотре картины лейтмотивом проходит вопрос, кто главная героиня: дочь царя или дочь рыбака? Со мной такая история не происходила, но если метафорично, то можно найти какие-то моменты. Хотя это даже не про конкретного героя, а просто какой-то жизненный опыт собрался в разных моментах картины, в различных персонажах.
Все истории как будто происходили в реальности либо очень похожие, и они перенесены в сказочный сюжет. В «Дочери рыбака» даже использован мой опыт госслужбы (мне было тогда 19 лет), который отразился через мою героиню в линии бюрократической канцелярии. Меня тогда заставляли писать вручную письма, а за дерзкое предложение как-то компьютеризировать данный процесс чуть не уволили. В общем, какие-то такие моментики из моей действительности помещены в сюжет.
Конечно, я поднимаю и вопросы, волнующие меня. Например, очень немного осталось красивых зданий, помещений, мало кто хочет заниматься вопросами реставрации, восстановления, сохранения старой архитектуры и так далее. Такие болезненные точки тоже вылезают. И не только через основных персонажей, а через каждого героя. И, конечно, какие-то мои вкусовые пристрастия, поскольку в фильме я отвечала просто за все: за сценарий, режиссуру, постановку, была художником по костюмам. Естественно, продукт получился под моим огромным влиянием. Те, кто знает меня, при просмотре фильма все поймут, узнают.
ПОЙТИ УЧИТЬСЯ НА РЕЖИССУРУ? А МНЕ УЖЕ НЕ НАДО
— Все же задам банальный вопрос: как появилось желание снять кино? Стало тесно в фотопространстве или это естественный путь развития художника?
— Я бы сказала, что второе. И связан он с тем, что в рамках фотографии стало не то что скучно — захотелось расширить свои работы, попробовать персонажей раскрыть не через фото, а через движение, диалоги, через более сложные формы истории. Причем не было каких-то долгих обдумываний. Просто: если не сниму, вот будет прямо плохо (смеется). Тогда в голове начал складываться сюжет, история. Ну, а когда процесс был запущен, хода назад уже нет. Потому что когда ты как художник что-то разрабатываешь, то тебе обязательно необходимо это реализовать. Иначе будешь страдать, что не сделал задуманного. Так на самом деле большинство художников устроены.
Так что я быстро приняла решение, что начинаю снимать, думать, как снимать, где возьму средства, команду, локации и так далее. Я понимала, какая дерзость с моей стороны — пытаться войти в данную индустрию, стать ее частью так быстро. Многих режиссеров, особенно тех, кто долго учился такому искусству, даже могу, наверное, раздражать. Знаю, многие идут к этому годами, учатся, снимают что-то, короткометражки, долго подходят к полному метру, выходу на широкие экраны.
— Планируете получить режиссерское образование?
— Пойти учиться на режиссуру? А мне уже не надо. У меня все хорошо. Например, тот же Тарантино ведь не учился режиссуре. Точно так же я не училась шить костюмы, например, создавать их, вместе с тем делала костюмы для Королевского театра Ковент-Гарден. Они меня пригласили, и в целом ни у кого не было вопросов к тому, что у меня нет какого-то фешен-образования.
— Но в случае с костюмом можно это объяснить хотя бы отличным вкусом, а снимать кино…
— Не хочу как-то нескромно говорить, но думаю, что когда человек долго работает с визуалом, он в любом случае прокачивается. Фотографией я занимаюсь с 2013 года, и у меня уже есть данная прокачка. Кстати, многие отмечают, что мой фильм выглядит как огромное количество фоторабот, такое фотокино. Как будто можно взять камеру и сделать фотографии при просмотре, и будет законченная работа. Подобное тоже интересный момент, который отмечает зритель. Значит, мне удалось свой стиль художника, фотографа перенести в кино. То есть, посмотрев фильм, понятно, что его сделала я, что это не кардинально новая история.
Поэтому «Дочь рыбака» — абсолютно органичный переход от фотографии к кино. Это все один организм, просто у него есть спиральная динамика развития.
«Тарантино, конечно, крутой профессионал, в его работах присутствует вот этот его тарантиновский дух, но, наверное, в таком жанре не хотела бы снимать»
ТАРАНТИНО, КОНЕЧНО, КРУТОЙ ПРОФЕССИОНАЛ, НО В ТАКОМ ЖАНРЕ НЕ ХОТЕЛА БЫ СНИМАТЬ
— Продолжая тему кино и уже упомянутых кинофестивалей, «Дочь рыбака» в 2020 году была представлена на международном фестивале им. Тарковского «Зеркало». Можете назвать режиссера, который вдохновляет вас? Тот же Андрей Тарковский или, может, уже упомянутый Тарантино, например?
— Тарантино, конечно, крутой профессионал, в его работах присутствует вот этот его тарантиновский дух, но, наверное, в таком жанре не хотела бы снимать.
Конечно, у меня есть любимые режиссеры. Не могу сказать, что мне удалось им подражать или перенять какие-то штукенции на уровне ощущений. В любом случае, все увидит зритель, он как-то считает такое, а возможно, не поймет, откуда это. Я всегда выделяла Балабанова, очень люблю Тайка Вайтити, Уэса Андресона, уважаю Ренату Литвинову. Кстати, читала, что мой фильм сравнивают с ее «Последней сказкой Риты». Я бы хотела поправить тех, кто так думает. Не соглашусь. На меня данная картина произвела как раз меньшее впечатление, чем, скажем, «Богиня» — очень крутой продукт. Как и, например, «Королевство кривых зеркал», «Самая обаятельная и привлекательная», которые во многом меня вдохновили. Есть даже цитирование в моем фильме в форме пересказа, так скажем.
— Я читала, что ваш фильм сравнивают с работами Сергея Параджанова и Рустама Хамдамова.
— Хамдамов создает, на мой взгляд, красивую картинку, но с точки зрения сюжета это не то кино, на которое опиралась бы я. Уважаю то, что он делает, но вдохновением подобное для меня не является. Хотя да, многие считывают так: раз в фильмах Хамдамова кокошники, и у меня есть кокошники, значит, они похожи. Но, думаю, так делают только зрители, которые чуть поверхностно мыслят, выстраивая свои ассоциации. Ну ради бога.
Понимаете, я люблю фильмы с сюжетом. Для меня очень важно, чтобы были точка А и точка Б, имелись мораль, идея, посыл. Потому что каждый художник ответственен перед своим зрителем и посылает ему некий месседж. Если это просто красивая картинка, то для меня подобное не месседж. Все-таки в фильме он должен присутствовать, помимо визуала. А если говорить о Параджанове и Хамдамове, то здесь можно просто выключить звук и смотреть картинку. В любой момент выключить и будет красиво.
— Эта история не про ваш фильм, звук выключить не получится?
— Нет. В нем каждая фраза суперважна. Поэтому, кстати, некоторые зрители уже начали ходить на фильм по второму разу. Так как при первом просмотре ассоциативный ряд настолько широк, что публика может перестать слушать, следя за своими ассоциациями. Так бывает, что ты отключаешься, потому что о чем-то подумал, что-то вспомнил, потом включаешься в процесс просмотра обратно, а уже были сказаны некоторые важные слова, и ты не можешь, как ни пытаешься, уловить вот этот самый месседж.
Хочу сказать, что в «Дочери рыбака» очень много мелочей и в диалогах, и даже в микродвижениях, историях. Нужно быть внимательным к ним. Рекомендую не опаздывать на фильм. А то можно пропустить заложенную в начале миниатюрную историю, а она важна. Нужно обращать внимание и на диалоги в картине. Да, они не всегда имеют очевидный смысл, нужно подумать, вспомнить, что было в начале или в предыдущей сцене.
Кстати, у моей мамы только после третьего просмотра все сложилось. Она говорила: «Очень сложный фильм, так много диалогов, смыслов». Я отвечала: «Да он же очень простой!» Еще интересно, что искусствоведы могут для себя что-то почерпнуть. Я действительно получаю порой от них фидбэк, они рассказывают мне занимательные вещи. В общем, моя картина порой и меня саму удивляет через зрителя.
«Почти все герои в фильме «Дочь рыбака» одеты в костюмы зеленого цвета, в такой татарский пиджачок, поэтому уже есть ассоциация с татарским костюмом, мусульманским»
герои одеты в зеленый цвет, поэтому уже есть ассоциация с татарским костюмом
— Мотивы русских сказок являются важными элементами в вашем творчестве — в фото, а теперь в кино. А, может, уже есть какие-то задумки по поводу внесения татарской культуры в ваши работы? Тем более что Юлдус Бахтиозина, как мы знаем, главный амбассадор «татарского барокко».
— Не думаю, что будет работа конкретно со сказками, но в целом я уже стараюсь передать татарский характер через свои нынешние работы, через собственный бренд в том числе. Если говорить про какую-то фольклорную историю, то возможно. Не отрицаю, что это может произойти. Просто я всегда подхожу к делу основательно. Должна случиться какая-то ситуация, благодаря которой я создам проект, а после глубоко уйду в изучение предмета, погружусь. Скорее всего, что-то будет, но не в прямолинейной интерпретации. Потому что я вообще не очень люблю работать с прямыми ассоциациями. Мне все-таки нравится переосмыслять, добавлять свое видение, конектить с современностью, будущим, думать более глобально. А мое мироощущение заключается в том, что когда-нибудь вообще не станет границ между государствами. Но вот эти культурные коды останутся и перемешаются. Возможно, будет сформирован образ регионов, появится много смешанных браков, люди начнут изучать традиции всех этнических групп, народностей, и тогда получится абсолютно новая история.
В принципе, в фильме «Дочь рыбака» это тоже присутствует. Почти все герои одеты в костюмы зеленого цвета, в такой татарский пиджачок, поэтому уже есть ассоциация с татарским костюмом, мусульманским. Более того, в нем снялись представители разных народностей, от якутов до цыган и евреев, и, конечно, татары. Главная героиня, например, наполовину татарка, на половинку полька. Вторая — наполовину еврейка, наполовину цыганка. У нас много девчонок из Алма-Аты, есть корейцы, которых много живет в России.
Кстати, мне еще задавали вопрос о том, почему в фильме нет ребят из ЛГБТ-комьюнити. Они не правы, у нас их очень много. Просто мы не тычем пальцем в это, мол, посмотрите, какие мы современные. Хотя у нас в эпизоде с очередью из девушек одну из них играет парень. Причем как раз про него и не думают, что он парень (смеется). Но так получилось, мы не специально. А себе я дала самую гадкую роль. В школьные годы в постановках мне давали роли этих Аленушек, а мне хотелось какого-нибудь плохого героя сыграть. Так что мой персонаж в «Дочери рыбака» — человек, обладающий властью, и он ею активно пользуется и кайфует от того, что может издеваться над всеми вокруг и ему за это ничего не будет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.