«У «ЭМИЗа» есть сертификат, подтверждающий его статус «халяль». На одной из мусульманских выставок в 2018 году к нашему стенду никто не приближался, а хазраты за два метра обходили, приметив бутылку», — вспоминает основатель торгового дома «ЭМИЗ» Раил Фазулзянов. В своем интервью он рассказал, как проблемы со здоровьем помогли ему начать производство эликсира из винограда и как пандемия способствовала росту штата сотрудников и бизнеса в РФ.
Раил Фазулзянов: «Все шло хорошо, к 2014 году я уже был многодетным отцом, но меня все чаще начала посещать мысль: «Для чего я живу, в чем смысл, предназначение моей жизни? Что я могу сделать для этого мира?»
«ПЕРЕД НАМИ СТОЯЛА ЗАДАЧА — НЕ ТОЛЬКО СОХРАНИТЬ ВСЮ ПОЛЬЗУ ВИНОГРАДА, НО И ДОБИТЬСЯ ЯРКОГО ВКУСА»
— Раил Наилович, ваша компания уже два года занимается производством виноградного напитка «ЭМИЗ». Расскажите подробнее о том, как пришла идея его создания? Кто автор?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться на 10 лет назад. Все начиналось с того, что я стал работать в строительном бизнесе, оказывая субподрядные услуги: наша компания росла от года к году, получая все новые заказы — успели потрудиться в самых северных и южных районах страны и приложить руку к строительству тоннеля московского метро.
Все шло хорошо, к 2014 году я уже был многодетным отцом, но меня все чаще начала посещать мысль: «Для чего я живу, в чем смысл, предназначение моей жизни? Что я могу сделать для этого мира?». Я смотрел на своих знакомых, которые выпускали книги, занимались обучением людей, строили дома для сирот и нуждающихся. В том же году, когда Крым присоединился к России, спустя два-три года наша компания получила подряд на полуострове. Кстати, в итоге это оказался один из немногих подрядов, где мы отработали в минус, но вместе с тем я нашел способ принести пользу для этого мира.
— Что произошло?
— Дело в том, что у меня в тот период были проблемы с сосудами и врачи посоветовали экстракт из косточек винограда в виде таблеток. Будучи на полуострове, я занялся активным поиском такого продукта и выяснил, что ученые еще в СССР работали над продуктами из виноградной косточки, которые бы приносили пользу. В частности, подобным занимались сотрудники Всероссийского национального научно-исследовательского института виноградарства и виноделия «„Магарач“ РАН», который расположен в Ялте.
Но при детальном изучении стало очевидным, что их рецептура не была идеальной, поскольку на выходе получался горький лекарственный напиток, который терял часть полезных свойств фрукта. Перед нами стояла задача — не только сохранить всю пользу винограда, но и сделать полностью натуральный продукт с ярким вкусом. Нам повезло — на полуострове мы нашли специалиста, который некоторое время занимался разработкой подобных напитков. Мы выкупили его рецепт и потратили еще полгода, чтобы доработать его со своими технологами.
— Что именно вы дорабатывали?
— Выкупленная рецептура имела одно уязвимое место — консерванты: лимонную кислоту, сахар. Все то, что не дает бродить. Но нам нужен был на 100 процентов натуральный продукт. Сахар убрали за счет того, что стали выпаривать получаемый виноградный сок из кожицы и косточек. Консерванты удалили с помощью пастеризации — наливая жидкость в бутылку, нагреваем до температуры в 80 градусов и далее напиток остывает в течение 10 часов.
— Столь высокая температура негативно не сказывается на полезных свойствах винограда?
— Нет. Витамины и прочие полезные вещества умирают при температуре свыше 100 градусов. Самое ценное в винограде — полифенолы. В «ЭМИЗе» их 360 видов. К слову, они погибают только при 150 градусах. Наша задача при термообработке — убить дрожжи, которые есть в самом винограде. Кстати, среди фруктов именно виноград — чемпион по содержанию полифенолов. Это антиоксиданты, которые противостоят свободным радикалам, прерывая губительный процесс окисления и повреждения клеток. Главный из антиоксидантов — ресвератрол. Он задерживает рост раковых клеток и подавляет их, оказывая противовоспалительное и антибактериальное действие. Также полифенолы поддерживают функциональную способность тромбоцитов, обеспечивая свободный кровоток в сосудах и нормализуя уровень холестерина в крови.
— От консервантов избавились, теперь у напитка нет проблем с брожением?
— Процесс брожения может быть запущен только после вскрытия бутылки. И тут многое зависит от того, какие споры дрожжей летают вокруг. Например, я вожу открытую бутылку в машине уже 5–10 дней, и с ней все нормально. А у некоторых уже через три дня после откупоривания может начать расти гриб в бутылке.
«В этом году провели стандарт-анализ среди людей, употребляющих «ЭМИЗ», и результаты нас шокировали: согласно им регулярное употребление напитка способно повысить подвижность лейкоцитов в среднем на 10 процентов и увеличить изолированность эритроцитов на 30 процентов»
«СОК — ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ ВИНОГРАДА»
— Чем «ЭМИЗ» отличается по составу от виноградного сока или безалкогольного вина?
— Что такое виноградный сок? Это виноград, который отжали и получили жидкость с небольшим содержанием витаминов С и группы В. Но она не содержит полифенолов, ресвератрола, то есть тех самых полезных веществ, за которые и ценят виноград.
Сегодня существует мнение, что сок и безалкогольное вино — побочный продукт винограда. Я с этим полностью согласен, поскольку сок виноградный не может нести в себе столько пользы, сколько есть в самом фрукте. А все потому, что из него берут только сок, а все самое полезное выбрасывают.
— В чем польза косточки винограда для организма?
— Уникальное свойство косточки, которая богата полифенолами — «приводить к норме». Их регулярное употребление способно нормализовать работу сердечно-сосудистой системы и артериального давления. Например, есть напитки, которые повышают или понижают давление у человека. А кожица и косточка винограда, тем более в жидком виде, его нормализуют и помогают прийти к оптимальным показателям: 120 на 80.
— За счет чего это происходит?
— Наше сердце всегда бьет с одним ритмом и перекачивает всегда одно и тоже количество крови. Но если у вас неважно чувствуют себя сосуды, они дряблые и расширенные, давление падает. Если они забиты бляшками и стали узкими, то давление увеличивается. Косточка и кожица винограда способны укрепить стенки сосудов и полностью вывести шлаки и бляшки из них.
— Это доказано?
— Безусловно, в том числе Всероссийским национальным научно-исследовательским институтом виноградарства и виноделия «„Магарач“ РАН».
В этом году провели стандарт-анализ в казанской «Мадин-Клинике» путем гемосканирования крови людей, употребляющих «ЭМИЗ», и результаты нас шокировали: согласно им регулярное употребление напитка способно повысить подвижность лейкоцитов в среднем на 10 процентов и увеличить изолированность эритроцитов на 30 процентов.
Теперь ведем переговоры с несколькими санаториями, которые занимаются реабилитацией тех, кто тяжело переболел COVID-19. Они заинтересованы в проведении исследований, чтобы облегчить симптоматику переболевших «короной».
— И тут могут пригодиться свойства виноградной косточки?
— Конечно. Недавно главный пульмонолог страны Александр Чучалин сказал, что одна из главных проблем ковида для человека — образование в легких микротромбов. Переработанная косточка винограда разжижает кровь и не дает образоваться тромбам. Я это могу сказать наверняка, поскольку вся моя семья переболела коронавирусом, включая жену, которая сейчас на 8-м месяце беременности, и тещу — диабетика со стажем. Все мы перенесли болезнь очень легко, и я уверен, что это исключительно благодаря пользе виноградной косточки.
«На первый взгляд может показаться, что цена кусается, но, когда вы погружаетесь в суть, понимаете, что наша маржа совсем невелика»
«МЫ, ВИДИМО, ЕДИНСТВЕННЫЕ В МИРЕ, КТО ЗАМОРАЖИВАЕТ ВИНОГРАД»
— На сайте «ЭМИЗ» назван эликсиром молодости, а на бутылке написано «концентрат пищевой из виноградного сырья». Почему так?
— «ЭМИЗ» расшифровывается как «эликсир молодости и здоровья». Но мы не можем продавать его как эликсир, поскольку так нам ни один госорган не зарегистрирует. Также не можем назвать его соком, потому что это не дешевый напиток, в котором есть консерванты, сахар и прочее. Собственно, не можем именовать себя и безалкогольным вином, потому что нужно будет получать акциз. Поэтому на бутылке написано: «концентрат пищевой из виноградного сырья», что полностью соответствует содержанию.
— Почему стоимость одной бутылки — порядка 1,1–2,8 тысяч рублей?
— На первый взгляд может показаться, что цена кусается, но, когда вы погружаетесь в суть, понимаете, что наша маржа совсем невелика. Во-первых, в этом году в Крыму был неурожай, поэтому стоимость технического винограда поднялась в несколько раз. Потолок достиг отметки в 90 рублей за килограмм. В каждой бутылке «ЭМИЗа» 3–4 килограмма винограда.
Во-вторых, чтобы сохранить натуральность продукта, нам требовалась определенная тара по форме — в России таких формкомплектов нет, поэтому брали европейскую. Цена вопроса — 40 тысяч евро за комплект. В-третьих, сама бутылка у нас хоть и российская, но дорогая, потому что должна выдерживать высокие температуры — до 80 градусов. В-четвертых, бугельные замки на наши бутылки закупаем исключительно в Германии. У них очень качественная резинка-уплотнитель. Например, во Франции уже качество иное — нам не подошло по ряду причин.
Далее — самое интересное. Мы одни из тех, кто замораживает виноград перед тем, как отправить его на производство. У нас большие морозильные камеры, куда складируем фрукт, который хранится в течение года. Хранение тоже отражается на себестоимости.
— Аналоги все-таки есть?
— Прямых нет ни в России, ни в мире. Но напитки, в основе которых косточка винограда, имеются. Один из них выпускает как раз институт «Магарач». Скажу больше, их продукт на рынке около 10 лет, но я не думаю, что вы о нем что-то слышали…
«Для производства «ЭМИЗа» подходит только крымский виноград, хотя мы пробовали виноград и из других южных республик, — но вкус совершенно не тот»
«МОИ ДЕТИ РАЗБАВЛЯЮТ ГАЗИРОВКОЙ И ГОВОРЯТ, ЧТО ЭТО ВКУСНЕЕ, ЧЕМ «КОКА-КОЛА»
— У вас в линейке, помимо напитков, есть еще и паста. В чем ее принципиальное отличие?
— Когда мы производим «ЭМИЗ», перед пастеризацией мы вынуждены его осветлить, то есть избавить от твердых частиц — остатков кожицы и косточек. Для этого добавляем бентонит, и он, собирая все частички, оседает вниз. Из него и делаем пасту. В ней есть клетчатка, магний, железо. Вместе с тем стоимость всего 350 рублей за 450 грамм.
— Из каких сортов винограда делаете «ЭМИЗ»? Все ли сорта пригодны для изготовления эликсира?
— Виноград делится на две части: столовый и технический. Последний идет для производства. Его преимущество в том, что ягода маленькая, но толстая кожица и косточки. У столового винограда все наоборот.
Для производства «ЭМИЗа» подходит только крымский виноград, хотя мы пробовали виноград и из других южных республик, — но вкус совершенно не тот. На территории Крыма преобладает несколько видов технического винограда: Каберне совиньон, Мерло, Пино-нуар, Саперави. Эти четыре сорта — основа или 90 процентов нашего напитка. Остальные 10 процентов — темные сорта винограда.
— Как употреблять «ЭМИЗ»?
— Любой продукт должен быть в меру. Оптимально для усвоения — три столовые ложки на стакан воды. Принимать с утра и после обеда. Одной бутылки «ЭМИЗа» хватит на 20
–25 дней. Но все очень индивидуально — кому-то можно и увеличить дозу или пить, не разбавляя водой, а кому-то нужно начинать с одной столовой ложки. Как говорят нутрициологи, важно «слышать» свой организм.
— Вы как сами употребляете?
— Я пью неразбавленный, мне нравится терпкий вкус «ЭМИЗа». Мои дети разбавляют газировкой и говорят, что это вкуснее, чем «Кока-кола».
— Есть ли побочные действия у напитка?
— Есть категория граждан, которым его нужно употреблять более осторожно — гипертоники и диабетики. Все-таки в напитке есть фруктоза, а при приеме на голодный желудок у людей, страдающих повышенным давлением, оно может резко понизиться до нормы 120 на 80. Для некоторых людей это большой интервал, сопряженный с ухудшением состояния. Поэтому всегда рекомендую употреблять аккуратно и в меру.
— «ЭМИЗ» уже два года на рынке. Много ли желающих включить ваш напиток в свой рацион?
— Примерно 90 процентов из тех, кто пробовал, покупают его. А позже большая часть из них возвращается за повторным заказом. Мы уже продали несколько десятков тысяч бутылок, но, на наш взгляд, этого мало и цифра была бы значительно выше, если бы люди знали о существовании напитка.
Чтобы исправить эту ситуацию, мы договорились с целым рядом мусульманских заведений о том, чтобы «ЭМИЗ» приносили в качестве комплимента. Например, в ресторанах ITLE («Итле») его подают к мясным блюдам. Аналогичные договоренности у нас с кафе Medina Food («Медина фуд»), «Тантана». И мы продолжаем вести переговоры с другими заведениями, в том числе федерального масштаба.
По мере роста популярности «ЭМИЗа» растет и количество заказов. Более того, мы уже думаем о том, чтобы вывести в свет новые интересные продукты под нашим брендом
«ХОТЕЛОСЬ БЫ СОЗДАТЬ РАБОЧИЕ МЕСТА, ЧТОБЫ ЛЮДИ ВЕРНУЛИСЬ В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ»
— Вы открыли первую производственную точку в Крыму в 2018 году. Каковы ее мощности?
— Порядка 10–12 тысяч бутылок в месяц. Сейчас производство в Крыму больше используется как лаборатория, где мы проводим эксперименты и разрабатываем новые виды продукции.
— У вас необычный напиток, вероятно, были какие-либо трудности на первоначальном этапе производства?
— Главная сложность — отсутствие нужного оборудования на рынке, пришлось самим дорабатывать, заказывая комплектующие со всей страны. Буквально собирали по частям производственный цех. Непросто было и с кадрами — около года потратили на то, чтобы полностью укомплектовать штат.
— Недавно и в Казани появилась ваша производственная площадка. Расскажите подробнее, почему именно в данной локации?
— Мы открыли производство в разгар пандемии — весной 2020 года. И его главная суть была в работе на экспорт — уже успели провести переговоры с представителями ОАЭ, нас пригласили к ним на выставку, а тут наступила пандемия и границы закрылись. До «коронакризиса» мы видели себя только как производственная площадка, но в период ограничительных мер по всему миру пересмотрели ситуацию и в срочном порядке открыли свой отдел продаж, маркетинга и перешли на график работы 24 на 7. Завод, который строили под экспорт, стал работать на внутренний рынок. Открыли сеть филиалов по России в крупных городах, зашли на все популярные маркетплейсы: KazanExpress, «Яндекс.Маркет», Ozon, Wildberries и «Wildberries Казахстан». Кстати, в Казахстан уходит половина от всей выпускаемой продукции. А совсем скоро «ЭМИЗ» появится в сети «Бахетле».
«До «коронакризиса» мы видели себя только как производственная площадка, но в период ограничительных мер по всему миру пересмотрели ситуацию и в срочном порядке открыли свой отдел продаж, маркетинга и перешли на график работы 24 на 7»
— Какова мощность казанского завода?
— 20–30 тысяч бутылок в месяц, но пока мы производим порядка 6 тысяч. На сегодня этого достаточно, но по мере роста популярности «ЭМИЗа» растет и количество заказов. Более того, мы уже думаем о том, чтобы вывести в свет новые интересные продукты под нашим брендом. Если они «выстрелят», будем продумывать открытие еще одной или нескольких производственных площадок.
— Ориентируетесь на какой-то крупный город?
— Нет. Я бы открыл производство в родном селе. К сожалению, большинство деревень умирает — у людей нет работы, и они вынуждены переезжать в город. А мне бы очень хотелось создать для них условия, рабочие места, чтобы они возвращались в сельскую местность. Получится или нет, знает только Аллах.
«На одной из мусульманских выставок в 2018 году к нашему стенду никто не подходил, а хазраты за два метра обходили, приметив бутылку, схожую с винной»
«ЕЩЕ НЕДАВНО НАША БУТЫЛКА НА СТОЛЕ ДЛЯ МУСУЛЬМАН БЫЛА ДИКОСТЬЮ»
— Где расположено ваше родное село?
— Родился я в Кировской области, но родовое село — деревня Шуда Балтасинского района.
— Вы родом из Кировской области, почему высшее образование решили получать в Казани?
— Пошел по стопам друга, который на год раньше меня поступил в Казанский строительный университет. Вообще, меня всю жизнь интересовала история, но я решил пойти за компанию с ним и поступил в КГАСУ. С первого курса я пошел работать. Как сейчас помню: 99-й год, зима, а мы штукатурим стену в доме, который строили турки на улице Чишмяле.
Качество, у нас, конечно, было не ахти, но для первого опыта сойдет. На той стройке я заработал 3,5 тысячи рублей, которые потратил на черное пальто. И, уже будучи студентом третьего курса, открыл свой бизнес. Брались за все: земельные, бетонные работы, кровлю.
— Как совмещали с учебой?
— Учебу забросил, потому что ушел в бизнес с головой. У меня незаконченное высшее. Все должно быть вовремя — если взялся, надо доучиться. Сейчас мне 38 лет, и я учусь в исламском университете. Признаюсь, что усваиваемость информации ниже, чем была в 20 лет.
— Откуда у вас предпринимательская жилка?
— Я не уверен, что во мне именно жилка, скорее это нужда, которая превратилась в навык. Когда ты студент и живешь в общежитии, у тебя есть естественные для молодого человека желания — одеться в нормальную одежду, иметь возможность выйти куда-то. Тогда это были для меня главные мотиваторы.
— Одного желания открыть производственную площадку и выпускать продукт недостаточно. Кто вас поддерживал на первом этапе и откуда брали финансирование?
— Мне помогала моя супруга — ездила со мной на все мероприятия, выставки, поездки. Самое тяжелое было вначале, когда мы столкнулись с непониманием нашего продукта. У «ЭМИЗа» есть сертификат, подтверждающий его статус «халяль». На одной из мусульманских выставок в 2018 году к нашему стенду никто не подходил, а хазраты за два метра обходили, приметив бутылку, схожую с винной.
Это был непростой психологический момент. Я понимал, что другую тару мы не можем использовать — упадет качество и придется добавлять консерванты, что убивает первоначальную цель — делать натуральный продукт.
— Как выходили из ситуации?
— Мне помог известный мусульманский хазрат Шамиль Аляутдинов. Он стал моим проводником. Я начал читать намаз в его московской мечети еще в 2011 году, вырос духовно на его книгах и примере. Собственно, на одном из его семинаров я и задался вопросом: «Как я могу принести пользу миру?» Спустя годы я нашел ответ на свой вопрос.
«После рекламы напитка хазратом мнение о нашем продукте среди мусульман в корне изменилось в лучшую сторону»
— А как хазрат помог с продвижением «ЭМИЗа»?
— Пару лет назад в Москве, где проводился День Татарстана, открылся Шатер Рамадана. Тогда Аляутдинов впервые увидел «ЭМИЗ» и, задав мне несколько уточняющих вопросов, сказал: «Я тебе помогу». Он был одним из первых религиозных лидеров, кто меня поддержал. В тот же день у него в гостях был хозяин клиники в Таиланде, доктор Рахман Маджибур. Они дали совместный прямой эфир в «Инстаграме», где презентовали «ЭМИЗ», рассказав о пользе винограда. Еще недавно наша бутылка на столе для мусульман была дикостью, а тут они ее рекламируют. После рекламы напитка хазратом мнение о нашем продукте среди мусульман в корне изменилось в лучшую сторону.
— Сегодня один из инструментов продвижения — личный бренд. Есть ли у вас цель построить личный бренд, чтобы была прямая ассоциация с эликсиром?
— Руководитель отдела маркетинга убеждает меня в этом с первого дня существования «ЭМИЗа». Я относительно недавно перешел из строительного бизнеса в производственный, и, честно признаюсь, что это пока не для меня.
— Есть какие-то рамки, которые вы не готовы перешагнуть в погоне за результатом?
— Ограничения есть. Все в продажах и маркетинге должно соответствовать человеческим качествам. Например, то, что делает известный сейчас исполнитель Моргенштерн, для меня неприемлемо. Да, заказав у такого популярного человека, я, возможно, получил бы больше продаж, но не хочу, чтобы мой продукт ассоциировался с такими людьми…
— До какого уровня должен вырасти ваш бизнес, чтобы вы почувствовали удовлетворение? Какие глобальные задачи вы перед собой ставите?
— В 2016 году, когда я еще являлся строителем, поставил себе цель — помочь одному миллиарду человек на нашей планете. Тогда я еще не был связан с производством «ЭМИЗа». Я не знаю, смогу ли сам достичь данной цифры, или это уже удел следующего поколения.
— У вас трое детей — кто-то из них пойдет по вашим предпринимательским стопам?
— Недавно у младшего сына в садике спросили: «Что ты будешь делать в будущем?» Он ответил: «Я в космосе построю мечеть». Мне, конечно, хотелось бы, чтобы он и свою мечту осуществил, но в то же время пошел и по моим стопам. Получится ли, узнаем лишь со временем — на все воля Аллаха.
— Есть ли у вас время на хобби? Чем занимаетесь в свободное время?
— Свободного времени сейчас нет. Более того, жена на 8-м месяце, а я смог прийти только на последнее УЗИ. Я очень люблю читать книги и кататься на лошадях. Но давно этим не занимался — все время занимает работа.
— И наш классический заключительный вопрос: можете назвать три секрета успешного бизнеса?
— Первое — если будет цель, то будет результат. Тут можно провести аналогию с навигатором: вы задаете конечную точку и знаете, какое расстояние нужно преодолеть, следом понимаете, сколько раз надо заехать на заправку и сколько денег потратить на бензин и еду. Но у вас есть цель. Второе — желание достичь своей цели. Третье — трудолюбие и готовность отдать себя бизнесу на 100 процентов. Если только мечтать о том, чтобы иметь миллион долларов, — он у вас никогда не появится. Нужно много трудиться и знать, чего ты хочешь. Именно тогда все получится.
Визитная карточка руководителя:
Фазулзянов Раил Наилович
Родился в 1982 году в Кировской области, Малмыжский район, село Аджим.
Образование:
Неоконченное высшее, факультет «Водоснабжение и водоотведение» КГАСУ.
Профессиональная карьера:
С 2000 по 2018 год — предприниматель в сфере строительного бизнеса.
С 2018-го по настоящее время — владелец торгового дома «ЭМИЗ».
Член Торгово-промышленной палаты, премиальный член ассоциации предпринимателей мусульман (АПМ РФ).
Семейное положение:
Женат, воспитывает 3 детей.
Визитная карточка компании:
Торговый дом «ЭМИЗ»
Дата основная — 2018 год. 2017–2018 — идея, разработка, испытания. 2018–2019 —запуск производства в Крыму.
Переход на масштабный цикл производства и реализации, открытие второго производства в Казани. Выход на международный рынок — 2019 год.
В штате 60 человек.
Направление деятельности: производство эликсиров из винограда и витаминных комплексов.
Контакты: 8 (800) 444-09-37, 8 (937) 778-09-37
«Инстаграм»: instagram.com/emizru
Сайт: emiz.ru
Эл. почта: sales@emiz.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.