Из-за пробела в региональном законодательстве до пассажирских перевозчиков РТ не доходят положенные им компенсации перевоза льготных категорий пассажиров. Да и к методике подсчета есть вопросы. В «коронавирусный» год, когда упал пассажиропоток, ряд перевозчиков ежемесячно уходили в убытки. Вчера они подняли проблему на очередном заседании ЦОП «Бизнес против коррупции» Гульнары Сергеевой. Их выслушал «БИЗНЕС Online».
Основной вопрос, обсуждавшийся на заседании татарстанского центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции», был посвящен проблеме нерегулируемых тарифов в сфере транспорта
ФЗ ввел «нерегулируемые тарифы», но их нет в постановлении Кабмина рт
Основной вопрос, обсуждавшийся вчера на последнем в году заседании татарстанского центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции», был посвящен проблеме нерегулируемых тарифов в сфере транспорта. Три пассажирских перевозчика Татарстана — городские и пригородные — из Чистополя, Зеленодольска и Елабуги написали коллективное обращение бизнес-омбудсмену Фариду Абдулганиеву, жалуясь на двоякость федерального закона о пассажирских перевозках.
«В Татарстане на данный момент отсутствует нормативно-правовая база для расчета компенсации пассажирских перевозок при нерегулируемом тарифе», — говорится в заявлении перевозчиков. В 2016 году вступил в силу федеральный закон о регулярных пассажирских перевозках, в котором ввели два понятия — «перевозки по регулируемым тарифам» и «перевозки по нерегулируемым тарифам». Разница в том, что регулируемый тариф устанавливают органы государственной власти и местного самоуправления, а при нерегулируемом, соответственно, сам перевозчик. В первом случае предусмотрены льготы для граждан, например для пенсионеров, а перевозчики получают компенсацию по недополученному доходу, вместе с тем должны проводиться закупки и торги по муниципальным контрактам. Такая же система действует и при нерегулируемых тарифах — власти могут предоставить гражданам льготы, но это должно быть оговорено в договоре с перевозчиками, где также необходимо прописать размер компенсации.
«Последнего пункта у нас в республике, к сожалению, пока нет, и наши предприниматели обратились с просьбой помочь решить данный вопрос», — сказала сопредседатель ЦОП по гражданским делам Гульнара Сергеева, которая была модератором встречи.
В Татарстане согласно принятому в 2004 году закону о пассажирских перевозках льготники могут переезжать на всех видах общественного транспорта независимо от тарифа. А в соответствии с постановлением кабмина №161 на компенсацию могут претендовать только предприниматели, осуществляющие перевозки по регулируемому тарифу. Собственно, когда в ФЗ ввели понятие «нерегулируемый тариф», в постановление татарстанского кабмина изменения не были внесены.
Получается следующая ситуация: в бюджете республики есть средства, предназначенные для перевозчиков по нерегулируемому тарифу. Предприниматели отправляют свои данные представителям муниципалитета. Далее районные чиновники пересылают информацию в минтранс, но в ответ положенные средства не «спускаются», т. к. из-за пробела в законодательстве нет понятия о том, каким образом и сколько именно денег надо отправить в район. «Чиновники просто не хотят брать на себя ответственность в этой запутанной ситуации, чтобы не ошибиться», — рассказал корреспонденту издания спикер, знакомый с ситуацией.
Такие же пробелы имелись и в законодательствах других регионов, но они были разрешены через суд. Например, прокуратура Соль-Илецка Оренбургской области просила признать местный суд незаконным бездействие администрации в связи с тем, что она не приняла свои законы в соответствие с федеральным и, следовательно, не выплачивала выпадающие доходы перевозчиков. А в 2018 году Верховный суд РФ рассмотрел аналогичное дело в Хакасии и постановил, что вне зависимости от тарифа предприниматели должны получать компенсации.
По словам Сергеевой, в частности, ситуация с невыплаченной компенсацией сложилась в Зеленодольске. Перевозчики выполнили свои обязательства согласно закону, но компенсаций предприниматели не видят.
В Татарстане согласно принятому в 2004 году закону о пассажирских перевозках льготники могут переезжать на всех видах общественного транспорта независимо от тарифа
«Мне кажется, что не хватает обращения к президенту»
Директор ООО «Экспресс» Дмитрий Грузков, который занимается перевозками в Зеленодольском районе, заметил, что данный пробел в законодательстве негативно влияет на его предприятие. Тем более что, по словам спикера, компания предоставляет даже необязательные льготы гражданам, например школьникам. «Минтрансом и общественным советом была подготовлена большая работа, и мы получали ответы ото всех министерств — минтруда, минфина, кабмина и так далее, что вопрос необходимо решать, но чего-то не хватает. Мне кажется, что недостает обращения к президенту РТ», — сказал Грузков. Он также отметил, что на следующий год с муниципалитетом не заключен соответствующий договор по цене билетов.
Директор «Экспресса» отметил, что есть проблемы и в самой методике подсчета компенсации для уже регулируемых тарифов. Его компания перешла на другие тарифы в 2020 году, так что она застала оба «режима». Дело в том, что методика по постановлению и методика подсчета у минтранса отличаются, из-за чего предприниматели получают ниже ожидаемой суммы.
«Методика в 161-м постановлении оказалась правильной, но минтранс указывает нам в соответствии не с постановлением, а со своим письмом, и в данном случае получалось так, что в апреле мы даже оказались должны, а сейчас ежемесячно компенсация по льготам занижается порядка на 1,5 миллиона рублей», — посетовал спикер.
С такими же проблемами сталкиваются и некоторые другие предприниматели. Например, директор компании-перевозчика из Чистополя Сергей Королев сказал, что его ежемесячные убытки составляют 2–3 млн рублей. Адвокат Ольга Камалетдинова, которая общалась с представителями пострадавших компаний, отметила, что, по ее мнению, сами перевозчики не смогут решить вопрос через суд, т. к. отсутствует методика подсчета выпадающих доходов.
«Федеральный закон №220 предоставил перевозчикам самостоятельность, свободу, дал потребителям право выбора, но законодательно не закрепил компенсацию перевозчика, а утвердил только право муниципалитетов данные средства возмещать. Видимо, местное управление этим и пользуется», — сказала Камалетдинова. По ее словам, некоторые договоры между муниципалитетами и перевозчиками не исполняются как раз по причине отсутствия методики расчетов.
Айрат Усманов: «По методике расчета есть разногласия. Это же касается бюджетных средств, все боятся сделать ошибку»
«Год назад такой проблемы не было»
Сергеева после выступления Камалетдиновой обратилась к собравшимся, напомнив, что данный вопрос рассматривался в Госсовете РТ. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Усманов сказал, что по указанному вопросу его ведомство обращалось в кабмин, получило ответы из муниципалитетов, и сейчас вся информация находится у минфина. После ответа из министерства кабинет министров будет рассматривать вопрос о внесении изменений в постановление №161. Усманов отметил, что вопрос по методике в ближайшее время также будет решен после перепроверки в ЦЭСИ.
«По методике расчета есть разногласия. Это же касается бюджетных средств, все боятся сделать ошибку», — сказал замминистра. Сергеева добавила, что станет жалко, если выделенные деньги не используются, осталось же всего 8 дней до конца года.
После данных слов председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин дополнил, что некоторые муниципалитеты по нерегулируемым тарифам компенсации все же выплачивают. Он также пообещал, что все двусмысленные толкования в законе будут уточнены, чтобы впредь таких пробелов не оставалось.
«Год назад подобной проблемы не было, а сейчас бо́льшая часть перевозчиков перешла на нерегулируемый тариф. И не возникает же вопроса, возить или не возить льготников, — они перевозят наших пенсионеров, справляются с данной работой, не создают социальных сложностей. Очень непростая обстановка у предприятий, и мы настроены позитивно», — сказал Тыгин.
В итоге после всех высказываний спикеров Сергеева обратилась к собравшимся с предложением от ЦОП: обратиться к бизнес-омбудсмену РТ Абдулганиеву и в прокуратуру с требованием, чтобы в постановление были внесены изменения и появился порядок расчета компенсации. Собравшиеся единогласно проголосовали за это предложение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.