Новая патентная система налогообложения Татарстана была принята Госсоветом РТ почти единогласно. На вопросы депутатов о том, как изменится налоговая нагрузка на бизнес, выбравший патенты, министр экономики Мидхат Шагиахметов ответил указанием на выгоду розницы и общепита — их отчисления будут приближены к ЕНВД. Таковых предпринимателей 65% из подходящих под критерии ПСН. Что касается остальных 35%, то по ним министр предпочел говорить уклончиво. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
В Госсовете новую патентную систему налогообложения представляли министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов (справа) и председатель комитета ГС РТ по бюджету Леонид Якунин
«Мы даем дополнительные возможности для нашего бизнеса»
Сегодняшняя сессия Госсовета проходит под знаком принятия в Татарстане обновленной патентной системы налогообложения. Сначала с утра вопрос рассмотрели на комитете по бюджету и финансам. Там против законопроекта проголосовали Альмир Михеев и Фадбир Сафин.
Важнейший для десятков тысяч предпринимателей документ был подготовлен буквально на флажке, его текст вывесили лишь в понедельник, а в повестке сегодняшней сессии вопрос вообще не значился, его пришлось вносить с колес. Представляли законопроект министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов и председатель комитета ГС РТ по бюджету Леонид Якунин. Первым вышел Шагиахметов, который рассказал обо всех предложенных изменениях. Как мы и писали сегодня утром, кабмин РТ разработал данный законопроект в связи с ноябрьскими изменениями в Налоговый кодекс РФ и надвигающейся с 1 января 2021 года отменой ЕНВД. Самое главное из указанных изменений — это страховые вычеты, которыми со следующего года «патентщики» могут воспользоваться, как раньше пользовались «вмененщики». «У нас скорректирован размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей. В расчете учитывался индекс потребительских цен, а также возможность уменьшения стоимости патентов на сумму уплаченных страховых взносов и пособий», — сказал министр.
Напомним, что через 8 дней ЕНВД прекратит свое действие. Обращение татарстанских властей к федеральному центру о продлении режима, к сожалению для предпринимателей, не было услышано, из-за чего «вмененщикам» пришлось подбирать под себя другие удобные режимы.
Индивидуальные предприниматели могут перейти на «упрощенку» (УСН), общий режим (ОСНО), а также уникальные для них патенты (ПСН) и налог на профессиональную деятельность (самозанятость). Шагиахметов, ссылаясь на данные УФНС, отметил, что в РТ с начала года снижается количество «вмененщиков». «В настоящее время порядка 15 тысяч малых и средних предпринимателей, находящихся на ЕНВД, определились с выбором режима налогообложения. 13 тысяч — это порядка 31 процентов — уже совмещали два налоговых периода — „вмененку“ и УСН. Около 14 тысяч пока еще не определились с налоговым режимом», — отметил Шагиахметов.
На комитете ГС РТ против законопроекта проголосовал Альмир Михеев (слева), а Эдуард Шарафиев (справа) задал, наверно, главный вопрос: «Мы улучшаем или ухудшаем законопроектом положение малого и среднего бизнеса в республике?»
Как заметил министр, из общего числа предпринимателей на ЕНВД около 35 тыс. подходят под критерии ПСН, например, по числу сотрудников — не более 15 человек. Основные виды деятельности данных бизнесменов — розничная торговля (около 60%), общепиты (порядка 5%), оказание автотранспортных (около 21%) и бытовых услуг (около 8,6%). При этом если ИП работает в одиночку, то он вообще может сократить из-за страховых вычетов стоимость патента чуть ли не до нуля.
«По решению президента была образована межведомственная рабочая группа в составе уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей, [представителей] министерства финансов, минэкономики, депутатов Госсовета республики, управления ФНС и представителей ТПП», — сказал Шагиахметов. По словам спикера, при разработке законопроекта стоял приоритетом вопрос сохранения действующих условий ЕНВД. Так, в розничной торговле и общепите годовая сумма налогов по ПСН максимально приближена к ЕНВД. Однако по бытовым и автотранспортным услугам министр стоимость патента озвучивать не стал. И неспроста — ведь они, судя по тексту законопроекта, существенно растут. Мы уже приводили расчет на примере обычного казанского парикмахера с одним наемным сотрудником: на ЕНВД он платил 19 тыс. рублей в год, а за патент ему придется выложить 39 тыс. (с учетом уменьшения на размер страховых взносов).
Шагиахметов лишь отметил, что сейчас в республике на патентах в данных сферах работают лишь около 3,8 тыс. человек, и 80% из них — без привлечения наемных работников, а значит, могут рассчитывать на повышенные страховые вычеты (до 100% налога). Однако министр опять же ничего не сказал о тех 10 тыс. предпринимателей из сферы бытовых услуг и автотранспорта, которым еще только предстоит перейти на патентный режим с ЕНВД.
После выступления Шагиахметова Мухаметшин отметил, что к спикеру есть вопросы из зала. Депутат Николай Атласов спросил, как все-таки изменится нагрузка на предпринимателей по сравнению с ЕНВД и будет ли это критично. Министр экономики напомнил ранее произнесенные слова, что, например, бизнесмены в отрасли розничной торговли, а их 60% от общего числа, налогов на ПСН заплатят столько же, сколько и на ЕНВД. «Есть определенные виды деятельности, по которым произошло увеличение, но мы внимательно к данным вопросам подошли. Я уже говорил, в части „бытовки“ у нас 3,8 тысячи предпринимателей работают в указанной сфере по действующему республиканскому закону о патенте, и 80 процентов — без привлечения наемных работников. Эта категория у нас станет платить меньше, чем платит сейчас», — ответил Шагиахметов. Зачем понадобилось повышать налог и что мешало подогнать его под ЕНВД, так и осталось загадкой.
Следующий обратившийся к министру — Ильшат Аминов — заметил, что после изменений налогообложение останется таким же, только «будет вид сбоку». «Какой смысл сегодня, когда и так тяжелое положение, опять кошмарить бедных предпринимателей? Нельзя ли им было дать пять лет спокойно поработать? Я не понимаю, зачем это делается, кроме того, чтобы потом поднимать цену данных патентов по разным видам деятельности», — сказал депутат.
Шагиахметов напомнил, что власти республики неоднократно обращались в Москву с просьбой продлить ЕНВД, но решение было принято. «Внесением изменений в республиканский закон о ПСН мы даем дополнительные возможности для нашего бизнеса в том, какой налоговый режим принять», — ответил министр.
После этих слов Эдуард Шарафиев задал, наверно, главный вопрос к министру: «Мы улучшаем или ухудшаем законопроектом положение малого и среднего бизнеса в республике?» Шагиахметов вновь уклончиво повторил, что власти дают бизнесу больше вариативности при выборе подходящего налогового режима. А затем слово попросил Минниханов.
Президент сказал, что задача комиссии заключалась в том, чтобы предоставить предпринимателям максимальную возможность сохранить свой бизнес. «По большому счету, данный вопрос многократно обсуждался. На „вмененке“ есть, конечно, определенные льготы, и если взять бизнес, кто на „упрощенке“, то „вмененка“ являлась более выгодной. Но все равно когда-то это нужно было сделать, чтобы сравнять условия, бизнес же тоже должен иметь одинаковые условия. Правительство федеральное неоднократно откладывало, но время, которое совпало с указанным решением, конечно, не совсем удачное. Имелась серьезная попытка донести до федерального правительства, они сказали, что уже несколько раз откладывали и поэтому дальше тянуть не станут, — сказал Минниханов. — Тем не менее задачи, которые мы поставили… <...> Я сам вот заслушивал их, чтобы максимально серьезно сохранить, чтобы не повлияло на бизнес. Но вы должны понимать, что у предпринимателя есть возможность пойти, если у него небольшой бизнес, зарегистрироваться самозанятым, или на „упрощенку“, или на общую».
«Мы данный закон должны принять, нам надо было раньше это осуществить, время наступило, закон [о ЕНВД] с 1 января не действует. Я обращаюсь к вам, уважаемые депутаты: у правительства нет никакого интереса сделать какой-то доход, наоборот, бизнес нуждается в нашей поддержке. По итогам работы мы посмотрим на обращения, перекосы, если они будут возникать, и повторно можем внести и принять решение», — сказал Минниханов.
Следом вышел Якунин. Он сказал, что Шагиахметов очень четко рассказал о подробностях законопроекта и что комитет предлагает принять документ в первом и третьем чтениях. И в конце 88 депутатов проголосовали за поправки к закону о ПСН, против не голосовал никто, но один депутат воздержался.
Свой комментарий предоставил Фарид Абдулганиев: «Во время рассмотрения вариантов расчетов мы исходили из главного критерия — чтобы при переходе с ЕНВД на патентную систему налоговая нагрузка индивидуальных предпринимателей не увеличилась и при этом сохранилась простота администрирования»
После этого свой комментарий предоставил и бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. «Закон предлагает индивидуальным предпринимателям адекватную альтернативу отменяемому с 1 января 2021 года единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Нами было проведено несколько заседаний рабочей группы с участием представителей торгово-промышленной палаты, минфина, минэкономики РТ и УФНС по РТ. Во время рассмотрения вариантов расчетов мы исходили из главного критерия — чтобы при переходе с ЕНВД на патентную систему налоговая нагрузка индивидуальных предпринимателей не увеличилась и при этом сохранилась простота администрирования, которой отличался ЕНВД», — отметил Абдулганиев. Омбудсмен привел уже озвученную Шагиахметовым статистику и напомнил, что времени для принятия решения остается немного.
Самообложение шагнуло в города РТ: желающих скинуться попросят на сходы
Приняв новую систему патентного налогообложения, депутаты Татарстана разрешили самообложиться улицам, дачным поселкам и даже отдельным многоквартирным домам. Ранее Госдума и Совет Федерации поддержали инициативу Госсовета РТ и Казгордумы о самообложении на части территорий муниципальных образований, т. е. не только в сельской местности, но и в городах. Поправка к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вступила в силу 20 ноября.
Самообложение — это разовые добровольные платежи на определенную цель, которую озвучивают на местном голосовании. На каждый собранный рубль из бюджета РТ добавляют четыре рубля. Деньги обычно собирают на решение насущных местных проблем: ремонт дорог и мостов, благоустройство кладбищ, создание контейнерных, детских площадок и т. д.
По словам председателя комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению Альберта Хабибуллина, порядок внесения, рассмотрения, обсуждения проектов установит представительный орган муниципалитета — сход граждан. Критерии конкурсного отбора проектов для софинансирования устанавливает кабинет министров РТ. Тайную кухню самообложения ранее изучал «БИЗНЕС Online».
Фарид Мухаметшин отметил, что бюджеты текущего и будущего годов на 70% социальные: «Хороший показатель в условиях пандемии и экономических проблем»
бюджет-2020: доходы снизились на 29,4 млрд рублей, но помогли федералы
Сегодня же депутаты изменили республиканский бюджет – 2020 по фактическому исполнению — налоговые и неналоговые доходы РТ из-за «коронакризиса» снизились на 29,4 млрд рублей. По словам министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, налог на прибыль в республике из-за нестабильных цен на нефть, курса доллара, пандемии снизился на 80% до 32,8 млрд рублей, на 1,2 млрд рублей сократился план по сборам НДФЛ. Безвозмездная федеральная поддержка выросла на 47 млрд рублей. По данным минфина РТ, на компенсацию выпадающих доходов федералы перечислили 22,4 млрд рублей. «Практически половина средств, которые мы потеряли, компенсирована бюджетом РФ», — отметил президент РТ.
В итоге депутаты увеличили доходы консолидированного бюджета до 292,7 млрд рублей, расходы — до 342,8 млрд рублей. По словам Гайзатуллина, дефицит в 32,5 млрд рублей обеспечен источниками финансирования. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин отметил, что бюджеты текущего и будущего годов на 70% социальные. «Хороший показатель в условиях пандемии и экономических проблем», — сказал он.
И в завершение первой части заседания президент РТ подвел краткие итоги 2020-го. «Год был очень непростой, — сказал Минниханов. — Тем не менее мы реализовали все основные намеченные планы. Огромные средства были выделены на борьбу с ковидом, ну и в целом расходная часть нашего бюджета — при всем падении [доходов] за счет национальных проектов, за счет [выделенных федералами] средств на уровне 2019 года», — сказал Минниханов.
Президент отметил, что пандемия коронавируса не закончилась, но Татарстан научился жить и работать в новых условиях, и это достижение. «Экономика стабилизируется, хотя есть определенные сложности», — отметил глава республики, поздравил депутатов с наступающим Новым годом и понадеялся на то, что в 2021-м удастся решить возникшие сложности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 116
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.