«Ждать роста цен на бензин не стоит, а будет он или нет — вопрос сложный. Со стороны государства важно включать сдерживающие факторы — развитие рынка газомоторного топлива», — говорил накануне министр промышленности РТ Альберт Каримов на пресс-конференции об итогах деятельности ТЭК. О том, кто планирует построить в Татарстане ветропарки уже в ближайшие пару лет и почему правительство больше года не может решить, создавать ли отдельную теплосетевую компанию, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Альберт Каримов назвал самым главным достижением года в такой непредсказуемой ситуации бесперебойное энергоснабжение и призвал компании продолжать инвестпроекты
Годовая выработка в РТ упала на 18%
Пандемия, самоизоляция и сделка ОПЕК+ привели к тому, что в Татарстане по итогам года выработка электроэнергии упадет на 18% и составит 23,7 млн кВт/ч, а совокупное потребление снизится до 28,9 млн кВт/ч, заметно просев с 30,6 млн, зафиксированных годом ранее. Такую картину топливно-энергетического комплекса республики за неделю до Нового года обрисовали вчера на пресс-конференции об итогах деятельности ТЭК.
«При падении спроса на оптовом рынке наши станции зачастую были менее конкурентными, чем станции других производителей электроэнергии», — констатировал министр промышленности республики Альберт Каримов. Он назвал самым главным достижением года в такой непредсказуемой ситуации бесперебойное энергоснабжение и призвал компании продолжать инвестпроекты. Тут пока дело идет хорошо: в дополнение к тем объектам, которые были реконструированы в предыдущие годы (а это более 1 ГВт электроэнергии за последние 5–6 лет: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 в Казани и Нижнекамская ТЭЦ), в программу ДПМ попала Заинская ГРЭС. «Если расход будет меньше 200 граммов [условного топлива] на 1 кВт/ч, то это приведет к значительному увеличению загрузки и повышению конкурентоспособности электроэнергии в РТ, что позволит сократить тот разрыв, который есть между выработкой электроэнергии и ее потреблением», — напомнил министр.
В программу ДПМ попала Заинская ГРЭС. Стройплощадка уже готова и на днях будет передана подрядчику. В течение 3,5 года станцию построят и введут в эксплуатацию
Гендиректор «Татэнерго» Раузил Хазиев сообщил, что стройплощадка Заинки уже готова и на днях будет передана подрядчику. «По плану эта станция должна быть готова в 2025 году, но мы всегда сдаем вовремя или чуть раньше. Думаю, в течение 3,5 года станция будет построена и введена в эксплуатацию», — заверил он. При этом компания надеется на включение в программу модернизации еще одного объекта — Набережночелнинской ТЭЦ. «Полный комплект основного оборудования у нас уже имеется — нужно только обеспечить средства на строительно-монтажные работы», — сказал Хазиев, выразив надежду, что ясность по этому вопросу появится до конца 2021 года.
Ближайший крупный проект ТГК-16 — запуск ПГУ-ТЭС-495 на «Нижнекамскнефтехиме». Как рассказал в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» Эдуард Галеев, ТАИФ оплатил работы Сетевой компании, к февралю вся схема выдачи мощности будет готова и к лету 2021 года станция должна давать промышленный ток. «Станция строится под НКНХ, она будет работать в основном на химгазе с высоким содержанием водорода. Оборудование достаточно специализированное, турбины сделаны специально под сжигание такого газа», — объяснил он уход от оптового рынка.
На деятельности ТГК-16, по словам Галеева, пандемия тоже сказалась достаточно сильно. «Произошло снижение по выработке и тепловой, и электрической энергии. Мы потеряли достаточно много — это связано с тем, что оборудование эффективное, оно было загружено довольно сильно и любое снижение потребления сразу приводит к уменьшению и выручки, и прибыли. Довольно большие расходы мы понесли на обеспечение персонала необходимыми медикаментами и средствами защиты. Если весной и летом количество заболевших у нас превышало среднестатистические значения процентов на 20–30, то сейчас находимся в той же статистике, что и раньше. И на текущий момент количество заболевших в 2020 году не превышает прошлогодних значений», — рассказал он.
Параллельно компания увеличила объемы ремонтной программы. Впрочем, любые конкретные цифры он раскрывать отказался.
Раузил Хазиев надеется на включение в программу модернизации еще одного объекта — Набережночелнинской ТЭЦ. Ясность по этому вопросу появится до конца 2021 года
«Проблема возникает не из-за сделки ОПЕК…»
Трудности у нефтяников (прибыль «Татнефти» за 9 месяцев сократилась вдвое, а годовая нефтедобыча — на 13%), по мнению министра, нельзя однозначно валить на сделку ОПЕК+.
«Нужно понимать, что проблема возникает не из-за сделки ОПЕК+. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но мы не знаем, какая бы была цена на нефть в целом — с учетом экономической ситуации, падения спроса на рынке, роста альтернативных источников энергии, если бы вообще этой сделки не случилось. Вы знаете, до каких пределов она падала, меньше 50 долларов [за баррель]. Поэтому вполне могла бы быть такая ситуация, когда мы добывали бы на том же уровне, который и был, но цена стала бы гораздо меньше. То есть мы крутили бы педали быстрее, но при этом оставались бы на месте», — заявил Каримов, пояснив, что еще неизвестно, какая бы прибыль была у «Татнефти», потому что оценивать сделку «нужно с точки зрения совокупности факторов и их влияния». Министр напомнил, что компания провела ряд оптимизационных мероприятий и готова, как только позволит ситуация, в течение пары месяцев нарастить объемы до прежнего уровня.
К тому же, по словам Каримова, «Татнефть» поддерживает нефтесервисные компании, социальные проекты и сконцентрировалась на нефтепереработке: весной были запущены две установки на ТАНЕКО, буквально вчера-позавчера там же открылась новая установка переработки средних дистиллятов, которая позволит увеличить объем перерабатываемой в РТ нефти сейчас до 12–13 млн т, а потом и до 15 млн т ежегодно.
«Прошедший год, как говорит Наиль Ульфатович (Маганов — прим. ред.), был „идеальным штормом“ для нефтяников: ограничения ОПЕК, падение добычи, спроса, цены, все-все-все немножко падало, — невесело проговорил начальник департамента ПАО „Татнефть“ Дамир Мухаметшин, комментируя налоговый маневр в нефтянке. — Но мы точно понимаем, что будем продолжать взаимодействие с федеральными органами власти, станем объяснять свою позицию, находить оптимальные решения для всей страны в целом. Расчеты продолжаются. Идет персональная работа по каждому объекту нефтедобычи». Экспорт, кстати, компания тоже сократила — по итогам 9 месяцев, по словам Мухаметшина, его доля составляла порядка 54%, а в прошлом году было 62%.
При этом компания продолжает проекты за рубежом: активизируется работа с Туркменистаном, рассматривается вопрос возвращения в Ливию и Сирию, хотя в последнем случае конкретных сроков нет.
«В Татарстане почти 9 тысяч транспортных средств уже переведено на природный газ, и это количество будет прирастать»
В Татарстане централизуют электрозаправки
Большой блок вопросов журналистов касался заправочной инфраструктуры и цен на бензин. «Ждать роста цен на бензин в следующем году не стоит, а вот будет он или нет — вопрос сложный, — развел руками Каримов. — На сегодняшний день цены на топливо в РТ в среднем ниже, чем в ПФО. Со стороны государства важно включать сдерживающие факторы. Развитие рынка газомоторного топлива, компримированное сейчас, стоит около 19 рублей за кубометр и набирает все бо́льшую популярность как альтернативный вид топлива. В Татарстане почти 9 тысяч транспортных средств уже переведено на природный газ, и это количество будет прирастать. Набирает популярность и сжиженное газомоторное топливо, кроме того, по поручению президента создается рабочая группа, станем вести разработку по созданию централизованной электрозарядной инфраструктуры, которая позволит увеличить количество электротранспорта. Это будет буфером, который станет дополнительным стабилизирующим фактором на рынке топлива».
Мухаметшин добавил, что со следующего года планируется наращивать производства дизеля стандарта «Евро-6» с 4 млн до 7,6 млн т в год, а также будет проводиться модернизация сети АЗС (кто-то из корреспондентов возмущался, что на трассе М7 автомобили практически не заезжают на заправки «Татнефти», предпочитая им «Лукойл» и «Ирбис»). «Есть программа реконструкции АЗС, идет плановая работа, превращение их в более современные. Понятно, что начали с родного для „Татнефти“ Альметьевска, но такие работы идут по всей нашей сетке», — сообщил он.
Корреспондента «БИЗНЕС Online» интересовали масштабы внедрения умных счетчиков в республике. Присутствовавший на мероприятии технический директор Сетевой компании Илшат Галимзянов давать конкретные прогнозы не стал, уточнив, что Сетевая занимается внедрением новых инновационных технологий, в том числе приборов интеллектуального учета. «Мы установили около 130 тысяч счетчиков по энергосервисным контрактам и ставим задачу планомерно идти в данном направлении. Само слово „интеллектуальный учет“ говорит о том, что это не простой прибор, который считает энергию, а серьезный прибор с необходимым функционалом, который обеспечивает еще бо́льшую наблюдаемость в нашей сети. И на сегодняшний день уже есть результат: уменьшение потерь электроэнергии, выявлены проблемные места», — перечислял он. Отказался он комментировать и обвинения ФАС в сговоре Сетевой с «Ростелекомом», объяснив, что «некомпетентен комментировать данный вопрос».
А Каримов дополнил, что умные приборы учета не только веяние времени, но и требование законодательства, так что все выбывающие по срокам поверки счетчики будут заменяться интеллектуальными. И это позволяет сокращать задолженности, бороться с воровством и т. д. «Татэнергосбыт» пояснил, что в этом году заменили 18 тыс. приборов учета, на следующий год в инвестпрограмме заложено 29 тыс. приборов учета.
Говоря про теплосети, Каримов заявил, что решение по созданию единой теплосетевой компании не принято до сих пор. Министр подчеркнул, что при рассмотрении нужно учитывать большое количество факторов: доступность тепловых сетей для потребителей, финансы, физику процесса, расстояние, какие энергии потребуются, чтобы «протащить тепло». «С учетом состояния теплосетей и сложных гидродинамических процессов нужно 7 раз отмерить перед тем, как один раз отрезать. Вот сейчас мы как раз отмеряем», — объяснил он.
Татарстан рассматривает несколько ветропарков от 60 до 200 МВт
Ветропарки заработают уже в 2023 году?
Еще одна интересная новость касалась «зеленой» энергетики. «Результаты исследований, которые проводил казанский энергоуниверситет, однозначно показали, что коммерческий ветер в республике есть, — заверил министр. — Это не позволяет однозначно говорить о том, может развиваться ветроэнергетика в республике или нет, нужно решить земельный вопрос: установки должны быть размещены на большой территории, у которой могут быть десятки собственников: со всеми нужно урегулировать взаимодействие. Еще более сложный и дорогостоящий вопрос — схема выдачи мощностей, каким образом ветропарк сможет присоединиться к существующей системе, есть ли у сетей достаточная пропускная способность, имеется ли в ней потребность, потому что создать отдельно точку входа стоит больших денег».
Каримов сообщил, что ведутся переговоры со всеми основными игроками на этом рынке, в том числе с компаниями Enel и «Новавинд» — подразделением «Росатома». Вопросы земли, измерения ветра, схемы выдачи мощностей еженедельно рассматриваются с ними по каждому участку каждого из районов. Потенциально под ветропарки предполагаются Камско-Устьинский, Алексеевский, Чистопольский, Буинский, Спасский районы — с участием глав администрации еженедельно проводится анализ. «Там, где эти составляющие сойдутся наилучшим образом, мы планируем, чтобы в ближайшие год-два возникли ветроэнергопарки. Рассчитываем, что в 2021-м решения будут приняты, дальше необходимы меры государственной поддержки — ДПМ ВИЭ, и уже в 2021–2022 годах начнется непосредственно строительство, чтобы в 2023–2024-х эти парки были введены», — анонсировал министр.
— Сможет ли когда-нибудь Татарстан полностью перейти на возобновляемые источники энергии? — поинтересовался у министра один из журналистов.
— Я думаю, что да, потому что вы не спросили, в течение какого времени, — улыбнулся Каримов. По его словам, когда эти технологии будут экономически эффективными без государственных мер поддержки, произойдет взрывной рост.
Он пояснил, что Татарстан рассматривает несколько ветропарков от 60 до 200 МВт. И с учетом того, что установленная мощность составляет 8 ГВт, а пиковая нагрузка — 4,3 ГВт на энергосистему, суммарная мощность ветропарков будет составлять до 10%. «Думаю, что в ближайшее время упор будет сделан на базовую генерацию: гидроэнергетику и газовые турбины. Но прогноз не стоит на месте. Ежегодно мы наблюдаем рост доли возобновляемых источников энергии, снижение ее стоимости. То, что раньше казалось космическим и нереализуемым, сегодня возможно. Раньше мощность одной ветроустановки не превышала 1 МВт, сейчас в мире есть и по 12 МВт. Есть страны, например Дания, которые хотят в ближайшее десятилетие полностью перейти на возобновляемые источники энергии. Пока мы должны отрабатывать технологии, нарабатывать персонал, умения, знания, мощности промышленности, чтобы подготовиться к такому переходу. А дальше в зависимости от ситуации, стоимости газа и нефти, технологии накопления энергии мы должны быть готовы подхватить и наращивать эти мощности», — заключил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.