Уходящий 2020-й стал настоящим катализатором онлайн-обучения: пользовательская база Coursera по итогам года увеличилась на 66%, а edX привлек 10 млн новых студентов. Онлайн-курсы запускают и российские вузы — за год их количество выросло на 77%. В Татарстане одним из активных разработчиков онлайн-курсов является КНИТУ-КАИ, программы которого слушают тысячи студентов по всей стране.
В 2020 году онлайн-курс «Компьютерное моделирование» стал одним из 57 проектов, получивших грант министерства науки и высшего образования РФ в рамках нацпроекта «Образование»
РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ МОГУТ УЧИТЬСЯ ПО ПРОГРАММАМ КНИТУ-КАИ
Активная разработка массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в КНИТУ-КАИ началась в 2019 году, хотя в течение нескольких лет в университете создавалась теоретическая база — проводились семинары, изучались лучшие практики, закупалось оборудование. Практические шаги начались с конкурсом на создание МООК среди преподавателей вуза, в котором приняло участие 8 команд.
Среди победителей оказались работы по материаловедению, технологии интегральных конструкций композитов, гуманитарный курс «Личностное развитие» и курс «Компьютерное моделирование». Каждый из победителей конкурса получил грант от ректора — 400 тыс. рублей на создание МООК.
Авторские коллективы в январе 2020 года перешли к производству: они готовили все материалы онлайн-курса и выставляли их на онлайн-платформах.
Планируется, что к концу 2024 года более 20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины или модули по выбору в онлайн-формате
«Курс „Компьютерное моделирование“ я лично читаю уже 6 лет. Создание онлайн-курса открывает новые возможности для раскрытия темы: чтобы объяснить те или иные вещи, мы проводили съемки в магазинах, поле, ресторане — студентам понравилась подобная наглядность и живость. Это совсем не то что стоять у доски. Кроме того, удобно, что тестирование проходит онлайн, не нужно собирать огромную аудиторию студентов. Мне кажется, что подобные курсы должны быть немного научно-популярные, поэтому мы старались сделать интересный и обзорный курс», — рассказывает разработчик курса «Компьютерное моделирование», профессор кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ-КАИ Светлана Новикова.
C сентября 2020 года на ее курс на платформе Stepik записался 1 671 слушатель. При этом треть студентов — из других вузов: как татарстанских (КНИТУ-КХТИ и КГАСУ), так и российских (МАИ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МГУ им. Огарева, Алтайский государственный университет и др.).
Популярность курса можно объяснить тем, что он довольно универсален: затрагивает темы построения компьютерных моделей в любой предметной области — будь это конструирование летательных аппаратов или экологические проекты.
В 2020 году онлайн-курс «Компьютерное моделирование» стал одним из 57 проектов, получивших грант министерства науки и высшего образования РФ в рамках нацпроекта «Образование». Этот проект в числе прочих целей провозглашает свободный доступ к образовательным ресурсам и контроль качества образовательных программ.
Планируется, что к концу 2024 года более 20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины или модули по выбору в онлайн-формате. В проекте также закреплена организация виртуальной академической мобильности.
Сейчас КНИТУ-КАИ разрабатывает онлайн-школу CYBER.TECH, в которой будет знакомить школьников с технологиями будущего
СОТРУДНИЧЕСТВО С МГУ, ОНЛАЙН-КУРСЫ ДЛЯ ЮНЫХ АБИТУРИЕНТОВ И ВЗРОСЛЫХ
Одним курсом все не ограничится, утверждают в КНИТУ-КАИ. Так, сейчас на Stepik выложен демонстрационный курс для преподавателей, чтобы те сами учились создавать полноценные программы с лекциями, упражнениями и видео. Всего за год преподаватели вуза разместили на площадке Stepik 6 онлайн-курсов. Среди них — «Программирование мобильных платформ» к. т. н, доцента кафедры компьютерных системы Рината Минязева и «Математическое моделирование вибросостояний технических систем» д. ф-м. н., завкафедрой теоретической и прикладной механики и математики Игоря Сидорова.
В планах на 2021 год — разместить еще минимум четыре курса грантополучателей. Кроме того, сейчас КНИТУ-КАИ разрабатывает онлайн-школу CYBER.TECH, в которой будет знакомить школьников с технологиями будущего.
В целом университет благодаря мощной научно-технической базе и хорошей связи с промышленностью планирует сконцентрироваться на развитии практических компетенций и создании практических онлайн-курсов.
Так, сейчас кафедра «Материаловедение, сварка и производственная безопасность» КНИТУ-КАИ совместно с МГУ разработала программу бакалавриата по материаловедению и технологии материалов.
«У нас уже сложился богатый опыт плодотворного сотрудничества с московским вузом. Программа разрабатывается с учетом запросов партнеров реального сектора экономики и мировых научно-технологических трендов. В рамках проекта разрабатываются открытые онлайн-курсы на русском и английском языках, которые будут размещаться на российских образовательных платформах, интегрированных с ГИС „Современная цифровая образовательная среда“ и международных образовательных онлайн-платформах. Подготовка студентов по данной программе будет проводиться в КНИТУ-КАИ с 2021 года», — отмечает заведующий кафедрой Энгель Галимов.
Разрабатывать онлайн-курс и активно развивать электронное образование в целом помогает принятая в 2015 году стратегия развития университета. Одним из главных аспектов документа является электронная информационно-образовательная среда, некоторыми компонентами которой являются:
- система электронного обучения на платформе LMS Blackboard;
- система электронного обучения по программам дополнительного образования КНИТУ-КАИ (LMS MOODLE);
- электронные информационные и образовательные ресурсы НТБ им. Н.Г. Четаева: электронный каталог, электронно-библиотечная система КНИТУ-КАИ, внешние электронно-библиотечные системы и базы и многое другое.
Кроме того, вуз активно инвестирует в оборудование, необходимое для онлайн-курсов. Сейчас в КНИТУ-КАИ действует две студии видеозаписи, студия самозаписи Jalinga TouchBoard и постпродакшена.
Отдельного внимания заслуживает внедрение онлайн-курсов в систему дополнительного профессионального образования. В период ограничений, связанных с пандемией, запросов на дистанционное обучение, поступивших в Корпоративный институт КНИТУ-КАИ, стало больше в 3 раза. В основном они были связаны с экологией, промышленной безопасностью и педагогикой.
«Новые образовательные технологии внедряются не только для обучения студентов, но и для взрослых. Не секрет, что в некоторых сферах информация устаревает каждые три года: усложнение технологий, цифровизация оборудования влекут за собой потребность в приобретении новых компетенций. Онлайн-курсы помогают специалисту, не отходя от рабочего места, поддерживать и повышать квалификацию. У нас представлены различные программы повышения квалификации, которые ведут опытные преподаватели на современном оборудовании — как в очном формате, так и с применением дистанционных технологий. К примеру, в авиации, в электромагнитной совместимости и по технологиям композитных материалов мы являемся признанными лидерами в России», — отмечает директор Корпоративного института КНИТУ-КАИ Артур Гимбицкий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.