Из Ростова-на-Дону пришла новость о том, что администрация передала заброшенное здание бывшей мечети в центре города, возвращения которого мусульмане добивались десятки лет, одной из местных культурных организаций. Причем последняя «подарку» не слишком рада, ведь для возвращения здания к жизни необходимы огромные средства. Известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр рассказывает о мытарствах верующих на юге страны, желающих, по версии властей, вернуть себе… «армейский клуб».
ПО ПРИКАЗУ КОМАНДУЮЩЕГО СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ ВОЕННЫМ ОКРУГОМ
Жители Татарстана, где мусульманские и православные храмы стоят в наших городах рядышком друг с другом, где Кул-Шариф в Кремле образует архитектурную симфонию с Благовещенским собором, даже представить себе не могут, что может быть иначе — что кому-то могут просто запретить иметь в целом городе или регионе свое культовое сооружение… Это кажется абсурдом в XXI веке, тем более в современной демократической (не богоборческой) России. Однако, оказывается, «Кафку сделать былью» могут вполне. Ниже приведу историю, которая заставляет о многом задуматься и по-другому ценить то, что мы имеем, например, в Казани.
Итак, пока основная часть россиян доскребали со дна тазиков остатки новогоднего оливье, в мусульманской умме России бурлили отнюдь не праздничные настроения. В самом начале января из Ростова-на-Дону пришла новость о том, что администрация города передала заброшенное здание бывшей мечети, возвращение которого местные мусульмане добиваются уже более 30 лет, под нужды… джазовой школы. Столь откровенная исламофобская издевка произвела в среде российских мусульман эффект взорвавшейся информационной бомбы. Стало ясно, что кошмарный 2020 год заявляет свои права и на 2021-й.
Ростовская мечеть начинает свою историю с 1905 года. Тогда «романовская проскотина», как называли Российскую империю в арестантской среде униженных и оскорбленных, уступая напору первой русской революции, спровоцированной трагическими событиями Кровавого воскресенья, ослабила удавку в области религиозных (не)свобод и «иноверцам» разрешили обзаводиться храмами по всей стране. В тот период были построены мечети во многих российских городах, в том числе и в Ростове-на-Дону.
Мечеть смогла пережить две мировые войны и правление Сталина (в год его смерти там даже провели капитальный ремонт), но в 1963 году по приказу командующего Северо-Кавказским военным округом и под вымышленным предлогом мечеть закрыли и опечатали, ковры и храмовое имущество было конфисковано, а имам-хатыб Каляметдин хазрат Шангареев арестован. После закрытия мечети ее использовали под склад продторга, затем как спортзал и в 1976 году, разрушив купол, минарет и часть стен, перестроили в солдатский клуб для находящейся по соседству военной части.
В советское время мусульмане долгие годы предпринимали попытки вернуть мечеть обратно, ведь она была единственной на территории Ростовской области, но советская-атеистическая власть, естественно, игнорировала просьбы верующих.
Начиная с 1985 года, когда над просторами страны забрезжил свет горбачевского прожектора перестройки, муфтием Ростовской области Джафаром хазратом Бикмаевым возобновились попытки возврата незаконно отнятого у мусульман храма. Было написано множество писем, обращений, жалоб в различные инстанции, но возврата добиться так и не удалось. В период с 1993 по 1998 год мусульмане начали проводить праздничные молитвы, сначала на улице возле мечети, а затем и внутри нее. Сохранились видеокадры этих молитв в документальном фильме «Живут в Ростове мусульмане» 1993 года выпуска.
МУСУЛЬМАНАМ НИЧЕГО НЕ ОСТАВАЛОСЬ, КАК ПОЙТИ В СУД
При Владимире Путине борьба за возвращение отнятой у мусульман мечети продолжилась, ведь действующий президент, желая восстановить историческую справедливость, еще в 2010 году подписал федеральный закон №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Ссылаясь на него, духовное управление мусульман региона в 2016-м обратилось к городским властям с просьбой передать общине право собственности на здание. Однако мэрия ответила отказом, заявив, что речь идет уже не об историческом здании мечети, а о построенном в… 1980 году армейском клубе. Мусульманам ничего не оставалось, как пойти в суд. Однако городской и областной арбитражные суды — а они, как известно, в России действуют исключительно независимо от исполнительной ветви власти — встали на сторону мэрии и отказались удовлетворять иск муфтията о передаче здания мусульманам.
В 2017-м уже Верховный суд РФ отказал центральному духовному управлению мусульман Ростовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии ВС РФ, тем самым оставив в силе решение Арбитражного суда Ростовской области и отказ департамента имущественно-земельных отношений Ростова-на-Дону в предоставлении в собственность здания исторической мечети мусульманской общине.
Нужно заметить, что здание, о котором идет речь, находится в заброшенном состоянии уже много лет. Оно давно обветшало. Собственно поэтому воинская часть в свое время от него отказалась и передала муниципалитету. Ненужным оно оказалось и мэрии. Осенью 2017 года администрация Ростова выставила ветхое здание на продажу за 29 млн рублей. В аукционе планировала принять участие и мусульманская община города, однако в последний момент торги по неназванным причинам были отменены. Сами мусульмане уверены, что главную роль в отмене аукциона сыграло то, что мэрии стало известно об их твердом намерении выкупить сакральное для общины помещение. В итоге здание площадью 1 657 кв. м было передано джазовой школе, названной в честь «рыцаря биг-бэнда» местного музыканта Кима Назаретова.
Данное решение местные власти объясняют заботой в том числе и о мусульманах, ведь в джазовой школе, как пояснил председатель общественного совета правительства РО Николай Кузнецов, «будут учиться дети всех национальностей, всех конфессий и всех жителей Ростова-на-Дону».
Глава духовного управления мусульман Ростовской области Наиль хазрат Кулахметов рассказал мне, что решение о передаче здания мечети любителям джаза было принято еще год назад, однако местные СМИ его озвучили только в начале января нынешнего года, после чего скандал обрел федеральное звучание.
«ЖАЛКИМИ И ЗАСТРЯВШИМИ В УШЕДШЕЙ ЭПОХЕ ВЫГЛЯДЯТ ПОТУГИ РОСТОВСКИХ ВЛАСТЕЙ…»
«Несправедливость. Унижение. Попрание Конституции. Так и только так оценивают массы российских мусульман события начала января в государственно-религиозном диалоге, — написал у себя на странице в „Фейсбуке“ первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов и добавил. — Жалкими и застрявшими в ушедшей эпохе выглядят потуги ростовских властей сделать все, лишь бы не дать мусульманам на законных основаниях восстановить свой храм на прежнем месте». А региональное ДУМ назвало передачу мечети джазовой школе «неуместным и попирающим религиозные чувства тысяч мусульман Ростовской области». Поддержку ростовским мусульманам выразил и глава ДСМР Альбир Крганов, который подчеркнул, что «долг каждого руководителя мусульманской организации бороться за восстановление и возвращение исторических зданий мечетей и приходов».
Еще раньше к активным действиям призвал мусульман Мухетдинов. «Если чиновники не стоят на страже закона, — отметил он, — на страже соблюдения законных прав верующих, об этом нужно публично заявлять — и в проповедях, и на своих аккаунтах в социальных сетях, и в средствах массовой информации. Проявлять гражданскую позицию, ответственность и принципиальность». Вообще первый заместитель российского муфтия предложил в данной связи целую стратегию действий, которая может помочь в решении проблемы нехватки мечетей в российских регионах.
Новость о передаче здания мечети джазовой школе молниеносно облетела исламские СМИ, градом гневных постов и комментариев излилась в соцсетях. Репортажи прошли на мусульманских телепроектах «Алиф ТВ» и «Нур ТВ». На сайте Сhange.org, как это водится, организовали сбор подписей в поддержку петиции с требованием вернуть здание храма верующим, при этом ДУМ РФ запустило акцию в поддержку ростовских мусульман с хештегом #мечетямбыть.
Любопытно, что на одном из ростовских новостных порталов был проведен опрос, участников которого спрашивали: «Нужно ли передать здание мусульманам?». Из 12 656 проголосовавших 93% ответили утвердительно. При этом в СМИ сообщалось, что руководство джазовой школы не очень-то довольно тем, что их «спихнули» в полуразрушенное здание, требующее гигантских вложений в ремонт. Здесь возникает закономерный вопрос: почему же власти города не идут навстречу мусульманской общине, которая всеми силами добивается возращения храма?
В ответе правительства Ростовской области, адресованном главе ДУМ РО Кулахметову (имеется в распоряжении редакции), отмечено, что, по мнению чиновников, спорное здание «является вновь созданным самостоятельным объектом недвижимости и построено для обеспечения культурного досуга военнослужащих воинской части, а не для осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозной организации», а раз здание «было построено для иных нужд, основания для его передачи в собственность духовного управления мусульман Российской Федерации отсутствуют». Ростовские мусульмане с такой трактовкой вопроса, как мы уже видели, категорически не согласны.
На мой взгляд, за отказными формулировками кроется на самом деле не что иное, как скрытая исламофобия чиновников. Ситуация усугубляется для них тем, что здание, ставшее камнем преткновения, стоит в самом центре города, причем на одной из главных его улиц. Вообще, многие дореволюционные мечети, которые когда-то строились на окраинах, нынче оказались в центральных городских районах. Такая картина наблюдается, например, в Ярославле, Твери, Нижнем Новгороде, Москве. А, как известно, любая мечеть причиняет нестерпимую боль исламофобам, мечеть же, минареты которой возвышаются в центре города, причиняет им боль вдвойне. Увы, через нее и не смогли перешагнуть в мэрии Ростова-на-Дону. И, к сожалению, ее чиновникам ничто не указ: ни федеральный закон, требующий возврата отнятого у религиозных общин имущества, ни заявления президента России о важности сохранения межрелигиозного мира на нашей земле.
P. S. Пока вышеописанные страсти кипели в Ростовской области и в мусульманской умме России, в Казани, в самом центре города, заканчивают строительство гигантского красивого храма на месте обретения в XVI веке Казанской иконы Божией Матери. Еще одного символа того, как гармонично можно жить в новой России представителям основных духовных конфессий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.