АРБИТРАЖНЫЙ СУД РТ УДИВИЛ АНДРЕЯ КАРАУЛОВА ПУБЛИКАЦИЯМИ "БИЗНЕС ONLINE"

На состоявшемся вчера семинаре в агентстве «Татмедиа» с журналистами, специализирующимися в области антикоррупционной политики, общались представители Арбитражного и Верховного судов РТ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что, возможно, экс-глава Верхнего Услона, уличенный в получении взятки, отделается штрафом.

tatmedia (1).jpg
Отметим, что первые лица мероприятие не посетили, но, тем не менее, их первые заместители с журналистами пообщались

«ПРАВОСУДИЕ» БУДЕТ РАБОТАТЬ С АЙПАДОВ И АЙФОНОВ

Вчера на семинаре для СМИ, организованном агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с управлением президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, по всей видимости, планировалось продемонстрировать мастер-класс – научить журналистов вести расследования. Для этого организаторы пригласили звездного спикера – известного телеведущего Андрея Караулова. Однако мероприятие из обучающего фактически превратилось в площадку для обмена мнениями.

Напомним, что месяц назад «Татмедиа» уже проводило аналогичное мероприятие с редакторами и журналистами ведущих СМИ РТ. Тогда журналисты высказали претензии к закрытости судебной власти.

– Ваши пожелания о встречах с первыми лицами судов были, и они с удовольствием приняли ваши пожелания, – объяснил причину созыва журналистов на очередную встречу по антикоррупционной тематике Марс Бадрутдинов - начальник управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики.

Отметим, что первые лица мероприятие не посетили, но, тем не менее, их первые заместители с журналистами пообщались.

Так, первый заместитель председателя Верховного суда РТ Рамиль Шарифуллин заявил, что «сегодня вопрос открытости суда вышел из области обсуждений в область открытого применения».

- Открытость у нас абсолютная, за одним исключением: все решения проходят процедуру обезличивания, то есть данных о личностях истцов и ответчиков мы не раскрываем. Плюс по отдельным категориям дел не публикуем (дела, связанные с половыми преступлениями, в отношении несовершеннолетних, связанные с государственной тайной), – сообщил Шарифуллин. – Открытость у нас такая, что ее уже сравнивают с открытостью европейских судов.

И добавил, что в отличие от зарубежных, информация татарстанского суда предоставляется совершенно бесплатно.

Рассказал Шарифуллин и о новшествах: «Мы прорабатываем вопрос по судам общей юрисдикции о том, чтобы объединить информационные базы мировых судей, районных, областных – интегрировать их. Государственная автоматизированная система «Правосудие» будет работать в постоянном режиме, в том числе и через айфоны, и через айпады, и через другие системы».

ИСТОРИЯ С СОЛДАТОВЫМ ДЛЯ НАС ТРАГЕДИЯ

Вернувшись к теме встречи, заместитель председателя Верховного суда сообщил, что если Верховный суд в год рассматривает 100 - 120 наиболее тяжких дел, по взяткам же (опять-таки из категории тяжких) в 2011 году было рассмотрено пять. Причем районными судами рассмотрено 59 уголовных дел (что, честно говоря, для республики негусто). На вопрос журналиста «БИЗНЕС Online» - о том, как Шарифуллин оценивает решение суда о прекращении дела экс-судьи Солдатова за примирением сторон - ответ был следующим:

– У нас бывает иногда недопонимание, когда мы говорим об открытости. Во-первых, я еще являюсь председателем судебной коллегии по уголовным делам. Прокуратура заявила, что это дело она внесет на кассационное представление. Соответственно по уголовно-процессуальному кодексу в кассационном порядке оно будет нами рассмотрено – его законность и обоснованность. С учетом этих позиций, не из-за того, что я скрываю информацию, поскольку предметом рассмотрения будет данное уголовное дело, я не имею ни юридического, ни морального права говорить об этом. Но как только будет решение, мы его обязательно на сайте опубликуем. Здесь вопрос возникает между частным и общественным. Есть законопроект, который предлагает устранить любую возможность прекращения дел по данной категории – исключение из практики судов возможности прекращения дела при наличии заявлений потерпевших. То есть хочет или не хочет потерпевший, мы должны это дело рассмотреть. В Госдуме это обсуждается. Мнения различны. Но для судейского сообщества эта история - настоящая трагедия.

Второй вопрос журналиста нашей газеты касался дела экс-главы Верхнего Услона Александра Тимофеева: светит ли ему реальный срок?

– В отношении этого человека дело возбуждено. Проводится предварительное расследование. Если статья обвинения, скажем, 290, часть 6, там есть альтернатива – наказание в виде реального лишения свободы либо штраф. Когда президент вносил это предложение, то посчитал, что возможна замена. В свое время было такое наказание, как конфискация имущества. Раньше мы при разбое, убийстве, при взятке назначали наказание – лишение свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества. Но в настоящее время конфискация как дополнительное наказание исключено из уголовного кодекса, конфискуются лишь только предметы, которые добыты преступным путем, а это доказать втройне трудно.

В МОСКВЕ НЕ ПИШУТ, КТО С КЕМ СУДИТСЯ

Здесь разговор повернулся к инструментам борьбы с коррупцией, одним из которых Шарифуллин видит обнародование деклараций о доходах: «Но есть инструменты, которые у нас не введены в законодательство, например, так называемая презумпция виновности: если вы не представили доказательство законности своих доходов, значит это презумпция их незаконности».

Шарифуллин признался, что общественное мнение, что создается журналистами, для судей очень важно: «Не всегда нам нравится та или иная статья. Но этот конфликт интересов, тех или иных групп как раз и есть движение общественного развития».

Заместитель председателя Арбитражного суда РТ Юсуф Сахапов, предварительно сделав экскурс в историю взаимоотношений между СМИ и судами, назвав их «осторожными и даже неприязненными», рассказал журналистам, каким образом эти отношения складываются сегодня. Наверное, нет смысла перечислять все предпринятые шаги Арбитража, ибо читатели газеты могут судить об этом по множеству материалов корреспондентов «БИЗНЕС Online» по этой теме. Кстати, в качестве примера открытости и взаимодействия со СМИ, Сахапов привел именно «БИЗНЕС Online», перечислив все рубрики (в том числе и рубрику «Кто с кем судится») и даже назвал некоторые публикации.

В этот момент реплику подал Караулов: «Я просто поражен – у вас рубрика такая ведется? Да я представить такого не могу, чтобы в Москве открыто написали – кто с кем судится!».