ГАЗЕТА "БИЗНЕС ONLINE" ПУБЛИКУЕТ РЕЙТИНГ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАРОК В РТ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2011 ГОДА

Финансовые невзгоды Европы пока никоим образом не ухудшили настроений автолюбителей РТ. Они по-прежнему разбирают новые автомобили в автосалонах как горячие пирожки. С начала года они купили уже более 84 тыс. машин. При этом более динамично рос спрос на зарубежные бренды, причем в гонку включились и китайцы. Кому из игроков авторынка отдали свое предпочтение жители РТ вместе с экспертами рынка, выяснял аналитический центр «БИЗНЕС Online».

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРЕНДЫ ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМИ

Что касается общих тенденций, то третий квартал 2011 года отметился продолжением роста аппетита у автолюбителей РТ: за три месяца объем приобретений вырос на 61% до 84446 единиц в сравнении с 52405 единиц за первое полугодие. Об этом свидетельствуют данные «Автостата», которые компания предоставила газете «БИЗНЕС Online» и на основе которых подготовлен наш обзор.

Совокупное влияние благоприятных условий на рынке кредитов, агрессивной маркетинговой политики мировых концернов вылилось в дальнейшее увеличение доли иностранных брендов на рынке РТ. Так, по итогам 9 месяцев 2011 года в сумме LADA, BOGDAN (ВАЗ-«десятка», сборка которой ведется на Украине) , GAZ и UAZ смогли реализовать 36035 единиц, в то время как других марок было приобретено татарстанцами в количестве 48411 единиц. Если средний темп роста «наших» брендов составил 56,7%, то «иномарки» прибавили - 64,6%. В результате доля последних выросла с 56,1% по итогам 6 месяцев до 57,3% за три квартала 2011 года.

РОКИРОВКИ СРЕДИ ЛИДЕРОВ

На первый взгляд, в ведущей Топ-10 брендов по итогам третьего квартала 2011 года не произошло грандиозных изменений, и «призеры» во главе с LADA остались на своих местах.

Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что OPEL, продав по итогам 9 месяцев 2011 года 2998 автомобилей, обогнал TOYOTA. При этом динамика OPEL 73,2% к показателю 6 месяцев 2011 года оказалась лучшей в Топ-10 лидеров по объему продаж.

Заметим, что на данную рокировку свое влияние оказала как задержка поставок запчастей для японской марки в связи с цунами и бедствием на АЭС в Фукусиме весной текущего года, так и активное продвижение немцем своих обновленных моделей. Что примечательно, 2254 единицы или 75% всех продаж OPEL за 9 месяцев приходятся на модель ASTRA. Спрос на данную модель был очень высок, и по данным «Autonews.ru», она вошла в Топ-5 самых дефицитных на рынке РФ.

1.jpg

ТОП-10 АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РТ ЗА 9 МЕС. 2011

Место за 9 мес.
2011

Марка

Новых за 9 мес.
2011, ед.

1

LADA

34565

2

CHEVROLET

7851

3

DAEWOO

4845

4

RENAULT

3835

5

KIA

3819

6

HYUNDAI

3117

7

OPEL

2998

8

TOYOTA

2940

9

NISSAN

2658

10

VOLKSWAGEN

1957

Отличился и KIA: он реализовал 3819 единиц и практически сравнялся с RENAULT, который продал 3835 единиц, и теперь намерения корейского тигра обойти демократичного француза очевидны. Кстати, если на первом месте по популярности у KIA находится по-прежнему модель RIO, то второе место CEED уступил кроссоверу IX 35.

Несмотря на то, что FORD запустил активные продажи нового поколения FOCUS, VOLKSWAGEN ускорился сильнее: на 67% до 1957 единиц за три квартала в сравнении с 1172 единиц за первое полугодие текущего года, и не дал американцу обойти себя. Заметим, что FORD серьезно уступает на фоне снижения надежности продукции. Так, по данным американского авторитетного журнала Consumer Reports, модели FOCUS и FIESTA показали результаты ниже средних, одной из главных проблем стали неполадки в КПП с системой двойного сцепления.

ДОЛИ ВЕДУЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РТ, %

2.jpg

КИТАЙСКИЕ БРЕНДЫ ПРОБУЮТ ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ

Изначально заработанная негативная репутация из-за невысокого качества сборки, низкопробных материалов и слабой безопасности автомобилей из поднебесной обусловила слабый спрос у жителей РТ на соответствующие марки. Но, как показывает Топ-10 наиболее динамичных автомобильных брендов по итогам трех кварталов 2011 года, серьезно (более 83%) прибавили именно BYD, LIFAN, HAIMA, CHERY и GREAT WALL. Можно сказать, что китайцы пробуют закрепиться на рынке РТ. Да, богатая комплектация в базовых версиях при относительной ценовой доступности все-таки нашли отклик у татарстанских автолюбителей.

Несмотря на все усилия игроков из КНР, бесспорным лидером по динамике стал корейский SSANGYONG, начиняющий свои внедорожники агрегатами от MERCEDES. В сравнении с итогом первого полугодия он прибавил 127,5% до 116 единиц. Здесь свою роль сыграло традиционное желание полноприводной дорожной справедливости при нежелании переплачивать за «шильдик» на капоте. Хотя и экстерьер нового ACTYON оказался более эстетичным в сравнении с предыдущей версией.

Ведущие модели ТОП-10 брендов РТ за 9 месяцев 2011 года

Место в рейтинге
за 9 мес. 2011

Марка

Модель

Новых за 9 мес.
2011, ед.

1

LADA

"2114"

7380

1

LADA

"1117"

6408

2

CHEVROLET

LACETTI

2096

2

CHEVROLET

AVEO

1925

3

DAEWOO

NEXIA

2724

3

DAEWOO

MATIZ

2121

4

RENAULT

LOGAN

2223

4

RENAULT

SANDERO

1006

5

KIA

RIO

1197

5

KIA

SPORTAGE

621

6

HYUNDAI

SOLARIS

1725

6

HYUNDAI

IX35

232

7

OPEL

ASTRA

2254

7

OPEL

CORSA

232

8

TOYOTA

RAV4

810

8

TOYOTA

COROLLA

760

9

NISSAN

QASHQAI

789

9

NISSAN

TIIDA

388

10

VOLKSWAGEN

POLO

963

10

VOLKSWAGEN

TIGUAN

259

VOLVO УКРЕПЛЯЕТ ПОЗИЦИИ

Что касается люксовых брендов, то баварский концерн BMW, по всей видимости, не собирается сбавлять обороты, что подтверждается реализацией 686 автомобилей и ростом на 65,7% в сравнении с 414 единицами за первое полугодие 2011 года. Интересно, что если главным локомотивом баварца остается внедорожник X5, то X1 уступил место напарника седанам 5 серии.

Ближайший преследователь – AUDI, несмотря на прибавку 72,2%, реализовал только 484 авто, что на 202 единицы меньше, чем у лидера. Еще более скромные достижения у другого немца – MERCEDES: только 364 автомобиля и рост на 63,2%. Татарстанцы не горят желанием переплачивать 10 - 15% за 3-лучевую звезду на капоте. Хотя и более развитый сервис у первых двух игроков в РТ тоже играет свою роль.

Несколько сбавил обороты LEXUS: к результату первого полугодия - 190 авто, он смог добавить всего 38,9% до 264 единиц. Здесь, вероятнее всего, основное влияние также оказала недопоставка комплектующих в связи с весенним катаклизмом в Японии.

А вот шведский концерн VOLVO заметно укрепил свои позиции с 53 единиц до 97 единиц, а его динамика 83% оказалась в десятке лучших по итогам третьего квартала.

Да, динамика в 100% у JAGUAR впечатляет, и здесь можно смело сказать, что в третьем квартале было приобретено столько же, сколько за первые 6 месяцев 2011 года. Но расчетная база в четыре единицы, откровенно говоря, маловата.

Еще третий квартал текущего года отмечен пополнением автопарка РТ новеньким BENTLEY. Цены на модели данного аристократичного бренда стартуют с отметки 8 млн. рублей или 260 тыс. долларов США.

Исходя из оптимистичных показателей роста объемов покупок автолюбителями Татарстана по итогам третьего квартала, можно сделать вывод, что наш рынок проявил иммунитет к европейским проблемам. Произойдет ли уверенное закрепление результата по итогам года, читатели смогут узнать из следующего рейтинга «БИЗНЕС Online».

ТОП АВТОМОБИЛЬНЫХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ РТ ЗА 9 МЕС. 2011 ГОДА

Место за 9 мес.
2011

Марка

Новых за 9 мес.
2011, ед.

1

LADA

34565

2

CHEVROLET

7851

3

DAEWOO

4845

4

RENAULT

3835

5

KIA

3819

6

HYUNDAI

3117

7

OPEL

2998

8

TOYOTA

2940

9

NISSAN

2658

10

VOLKSWAGEN

1957

11

FORD

1791

12

MITSUBISHI

1626

13

SKODA

1286

14

SUZUKI

1104

15

BOGDAN

1083

16

FIAT

956

17

ZAZ

837

18

MAZDA

784

19

BMW

686

20

LIFAN

536

21

AUDI

484

22

SUBARU

449

23

CITROEN

444

24

UAZ

373

25

MERCEDES

364

26

VORTEX

346

27

HONDA

342

28

PEUGEOT

320

29

LEXUS

264

30

GREAT WALL

220

31

GEELY

195

32

LAND ROVER

175

33

CHERY

117

34

SSANGYONG

116

35

VOLVO

97

36

HAIMA

89

37

INFINITI

69

38

PORSCHE

67

39

CADILLAC

39

40

BYD

30

41

MINI

20

42

GAZ

14

43

JEEP

11

44

TAGAZ

10

45

JAGUAR

8

46

SEAT

7

47

JAC

6

48

DODGE

4

49

ACURA

1

50

HUMMER

1

51

MASERATI

1

52

BENTLEY

1

LADA+BOGDAN+UAZ+GAZ

36035

ОСТАЛЬНЫЕ

48411

Итого по РТ

84446

ЧТО ДУМАЮТ ЭКСПЕРТЫ

Свои комментарии о ситуации на автомобильном рынке РТ и о наиболее важных событиях, произошедших на нем, газете «БИЗНЕС Online» предоставили наши эксперты.

Вячеслав Зубарев - председатель совета директоров компании «ТрансТехСервис»:

- Премиум-седаны 5-й серии традиционно были одни из самых популярных в линейке BMW и составляли существенную долю объемов продаж марки. Резкий рост популярности данного автомобиля является вполне закономерным явлением в сегменте бизнес-класса. Когда автопроизводитель запускает производство новой модели, свое предпочтение он отдает выпуску автомобилей в дорогих комплектациях, так как первоначально формируется имидж новинки. Отсюда и относительно высокие цены. Позже выпускаются версии, не обладающие какими-то элементами роскоши, но более доступные по цене. Тоже самое произошло и с BMW 5-й серии. Первые автомобили нового седана были относительно дорогими. Но запуск производства данной модели на Калининградском заводе «Автотор» и стандартизация комплектаций привели к существенному снижению цен. И сейчас автомобиль, сделанный на платформе BMW 7-й серии предыдущего поколения, в хорошей комплектации можно приобрести по цене в пределах 1,8 млн. рублей. Таким образом, привлекательные цены, интересные предложения и специальные акции привели к тому, что продажи BMW 5-й серии существенно выросли. Аналогичная ситуация будет происходить и с полноприводной версией седана 5-й серии. Осенью, с запуском производства данной модели, с немецкого конвейера начали сходить автомобили в богатых комплектациях и с очень мощными двигателями. По уровню цен такие автомобили уже приближаются к сегменту 7-й серии. В скором времени также ожидается запуск калининградских версий, которые по цене будут близки к заднеприводным моделям.

В сентябре мы презентовали новую модель BMW 1-й серии, которая сейчас по описанной выше причине выпускается с богатым функциональным оснащением и дорогой отделкой. А модели предыдущего поколения по цене в пределах 800 тыс. рублей почти закончились. То есть в то время как цены на автомобили 5-й серии существенно снизились, цены на 1-ю серию, в связи с выходом новой модели, повысились. Сочетание двух перечисленных факторов привело к тому, что спрос на автомобиль 5-й серии в третьем квартале превысил спрос на автомобили 1-й серии.

По статистике компании «ТрансТехСервис» показатели по объемам продаж автомобилей в третьем квартале, как и в первом полугодии, остаются высокими. В первую очередь это связано с увеличением доступности автомобилей среднего ценового сегмента, появлением различных акций и выгодных предложений по кредитованию от банков-партнеров. Также сказывается увеличение поставок, в связи с этим у многих брендов немного стал сокращаться дефицит автомобилей. Безусловно, мы ожидаем, что и четвертый квартал это года будет таким же позитивным. Тем более он будет ознаменован открытием нового большого комплекса на ул. Даурская под брендом «ТрансТехСервис», состоящего из двух дилерских центров – Skoda и Volkswagen. Автосалон Skoda уже начал свою работу и с нетерпением ждет своих клиентов. А ближе к концу года начнет функционировать и дилерский центр Volkswagen.

Кроме того, в четвертом квартале мы планируем представить широкой публики ряд новых автомобилей. Среди них BMW 6-й серии купе, Audi Q3, новая Toyota Camry, Renault Duster.

Самыми продаваемыми по итогам первых 9 месяцев 2011 года являются автомобили Renault, в частности, модели Logan и Sandero. При этом автомобили не заставляют себя долго ждать. Владельцем Renault Logan, к примеру, можно стать в течение 1 - 1,5 месяцев, а срок поставки Renault Sandero не превышает четырех месяцев. Все большей популярностью стали пользоваться и модели Fluence и Megane. Пока максимальный срок ожидания данных автомобилей составляет месяц. Кроме того, такие автомобили, как новый Kia Rio, Hyundai Solaris, оптимально сочетающие в себе соотношение «цена-качество», хорошо адаптированные к российским условиям эксплуатации и недорогие в обслуживании, также пользуются особой популярностью среди жителей РТ. Хорошим спросом пользуются внедорожники Hyundai, такие как ix55, ix35, Santa Fe. Хорошие показатели по продажам автомобилей семейства Kia Ceed.

Выход каждой новой модели автомобиля – это событие. В третьем квартале мы презентовали BMW 1-й серии, новый Porsche 911 Carrera, Ford Focus III, Kia Rio. Компания Subaru выпустила новые версии автомобилей Legacy и Outback. Осенью также стартовали продажи Range Rover Evoque.

Михаил Котляров - заместитель генерального директора ГК "АКОС":

- Распределение продаж автомобилей по году таково, что в первом квартале рынок самый низкий, что связано чисто с сезонным фактором. Во втором квартале начинается активный рост, в третьем - некоторый спад из-за сезона отпусков, и в четвертом снова идет рост с достижением максимума в декабре. Что тоже характерно – наши покупатели стараются завершить все важные события в жизни до нового года. А покупка машины - это очень важное и затратное событие для семьи. Для начала 2010 года было характерно низкое количество машин, поставляемых в Россию производителями, что связано было с боязнью производителей и недоверием их к российскому рынку. Когда же во втором квартале они убедились, что рынок растет, и сделали свои производственные заказы, то основная масса поступлений пришлась на октябрь-декабрь 2010 года, что связано с производственным циклом в 3 - 4 месяца. Таким образом, первый фактор, повлиявший на рост рынка в 2011 годы, - это низкая база рынка в 2010 году. Также в конце 2010 года производители запустили несколько суперпопулярных моделей (Hyundai Solaris и Nissan Juke, например), которые раскрутились только в этом году, и основной объем производства их лег на второй и третий кварталы 2011 года. Это второй фактор роста рынка. В 2011 году продолжились появления новых моделей (Kia Rio, например) и увеличение производства а/м. Это третий фактор. Закончилась программа утилизации, и стали расти продажи брендов, не участвовавших в утилизации. Это четвертый фактор. В четвертом квартале рост рынка в процентном соотношении может быть не таким впечатляющим из-за высокой базы 2010 года, но абсолютные цифры продаж будут велики и близки к показателям 2008 года.

У нас наиболее отличились Nissan, Kia, Suzuki.

Для нашей компании в третьем квартале самым примечательным было открытие нового дилерского центра Mitsubishi в нашей компании и вывод на рынок нового бестселлера KIA Rio.

Тимур Зиганшин - заместитель генерального директора ЗАО "Барс Авто" Казань:

- Причиной столь солидного роста продаж в третьем квартале стало увеличение объемов производства автомобилей ряда производителей, удовлетворив тем самым дефицит, созданный в начале года. В четвертом квартале мы ожидаем рост продаж аналогично третьему кварталу.

Лучший результат в третьем квартале показал бренд Chevrolet. Объясняется это тем, что производителем были разработаны интересные кредитные программы, выгодные в большей степени для потребителя.

Одним из наиболее примечательных событий для авторынка Chevrolet стало столетие бренда. Это величайшее событие как для бренда в целом, так и для потребителей и нас как официальных дилеров Chevrolet.

Chevrolet – это крупнейший мировой бренд концерна General Motors. Это четвертый крупнейший бренд в мире по объему продаж, а также один из наиболее быстроразвивающихся мировых брендов. Столетие бренда говорит о его стабильности и активном развитии.

"Опель" вывел на рынок новую Astra, оставив при этом в продаже Astra предыдущего поколения. Также нужно отметить и то, что основные конкуренты "Опель" переживают смену ключевых моделей.