В МЮНХЕНЕ ПРЕЗЕНТОВАЛИ НОВИНКИ ОТ FUJITSU И СТРАТЕГИЮ КОМПАНИИ – КОРРЕСПОНДЕНТ «БИЗНЕС ONLINE» ПОБЫВАЛ НА ОДНОМ ИЗ ГЛАВНЫХ ИТ-ФОРУМОВ ЕВРОПЫ

В компании ICL-КПО ВС появится подразделение численностью до ста человек, которое, в частности, займется созданием систем искусственного интеллекта на базе нейронных сетей, предназначенных для автоматизации создания скелета программного кода. Об этом стало известно во время Fujitsu Forum 2011, состоявшегося в Мюнхене 9 - 10 ноября.

ПЛАНШЕТНИК, НЕ БОЯЩИЙСЯ ВОДЫ

Еще до официального начала мероприятия мюнхенский International Congress Center был похож на огромный hi-tech муравейник, оборудованный по последнему слову техники. На нескольких этажах огромного здания разместились выставка, конференц-зал, залы для переговоров и пресс-центр, по которым перемещалась многоязычная толпа, вооруженная ноутбуками, планшетниками, телефонами и фотокамерами. Для участия в форуме в неофициальную столицу Германии съехались более 10 тыс. партнеров и клиентов компании Fujitsu, экспертов и журналистов из 96 стран мира. Впрочем, несмотря на обилие народа, вавилонского столпотворения не случилось. Оба дня в конгресс-центре царили японская предусмотрительность и немецкая организованность, помноженные на интернациональное любопытство.

Большинство гостей начали свое пребывание на форуме с выставки. Их примеру последовала и корреспондент «БИЗНЕС Online», с головой погрузившаяся в завлекательный мир технологических новинок и современных IT-решений. Главной «фишкой» сезона-2011 стал первый бесклавиатурный планшетный ПК, работающий на операционной системе Android. Как рассказали представители Fujitsu, проводившие его технологическую демонстрацию, планшетник идеально подходит для работы с приложениями инфраструктуры виртуальных рабочих мест (VDI) и позволяет использовать корпоративные данные на месте эксплуатации. Компьютер предоставляет безопасный доступ к персональной виртуальной машине, которая выполняет бизнес-приложения, в то время как все ценные данные расположены внутри защищенной корпоративной среды. Концепция нового планшетного ПК – один из примеров того, как Fujitsu стимулирует стратегический сдвиг в сторону сетевых периферийных устройств доступа к данным, используя возможности облачных вычислений, подчеркнули сотрудники компании.

Это, впрочем, не все возможности нового планшетника. Внезапно перед нами развернулся короткометражный хоррор. Неловкое движение, и планшетник летит в небольшой бассейн с водой, красиво подсвеченный розовыми лампами. Зрители ахают, а сотрудник Fujitsu, улыбаясь, достает компьютер и стряхивает капли. На наших глазах свершилось чудо – устройство продолжает работать. Лишь спустя несколько секунд становится ясно, что все происшедшее – инсценировка. Новый планшетник водонепроницаем, что нам с успехом и продемонстрировали. Пока это чудо техники можно найти лишь в Японии, но в марте усовершенствованный ПК появится и на европейском рынке.

Это не единственная «фужитсовская» новинка, связанная с облачными технологиями. Всего в нескольких шагах от планшетника можно увидеть суперсовременный сканер, способный считать информацию даже с криво положенного документа. Эксперимент проводят дважды. Сначала доверяют сканеру отобразить товарный чек, потом визитку. Кладут их специально по диагонали, но хитроумной технике это нипочем. Документы на экране компьютера выглядят так, как будто их помещали в сканер, вымеряя каждый миллиметр. Визитка, к примеру, не только отсканирована и синхронизирована с базой данных, находящейся в ПК – информация также отправлена в «облачное хранилище». Теперь, даже если компьютер выйдет из строя, данные не будут потеряны.

fudjitsu (1).jpg
Экспозиция Fujitsu: разнообразие инноваций

Не менее интересны и решения в области ритейла, в этом году занимающие значительную часть выставки. В первую очередь, это линейка решений Fujitsu для самостоятельной оплаты, так называемый «Магазин будущего». Разрабатывалась эта новинка, способная в корне изменить работу торговых точек, специалистами ICL-КПО ВС в сотрудничестве британскими и канадскими экспертами. Инновационные технологии позволяют покупателям существенно сократить время покупки, а торговым сетям – расходы на обслуживающий персонал. После того, как все покупаемые товары отобраны в корзину, у терминала оплаты произойдет автоматическое считывание RFID-меток (эти радиометки заменяют привычные штрихкоды на товаре). Платежный терминал самообслуживания подсчитает общую сумму покупки и выпустит чек. Расплачиваться можно наличными, банковской картой или с помощью мобильного телефона. Последний способ, кстати, выбрал президент РФ Дмитрий Медведев, познакомившийся с новым ритейл-форматом на форуме РОСНАНО в Москве. Чек служит пропуском для выхода из магазина, который тоже регулируется автоматически. Незаметно вынести непробитые товары из торгового зала невозможно - специальные устройства реагируют на «непрочитанные» метки в радиусе нескольких метров.

Популярным у посетителей оказался и стенд, посвященный решениям в области безопасности, иногда совершенно неожиданным. Чего стоит хотя бы компьютерная мышь, способная узнавать своего хозяина не только по отпечаткам пальцев, но и по расположению кровеносных сосудов! Никого другого она слушаться не будет. Рядом были представлены клавиатуры, оснащенные устройствами для считывания электронных карт. Причем специальную карту для компьютера выпускать не нужно – в этой роли может выступить обыкновенный электронный пропуск в офис компании. Если за конкретным ПК работают несколько человек, ничего страшного. Умная «клава» запомнит всех. В отличие от бесклавиатурного планшетника, эти решения уже доступны большинству пользователей. В том числе, и в Казани.

ОБЛАКА, ИЗМЕНИВШИЕ МИР

После столь впечатляющей экспозиции всем, конечно, хотелось знать, чем Fujitsu собирается удивить мир в ближайшем будущем. О стратегии компании и завтрашнем дне информационных технологий рассказали на пленарном заседании директор Global Business Group (Группы глобального бизнеса) Род Водри и главный исполнительный директор Fujitsu Technology Solutions Рольф Швирц.

По словам Водри, в современном мире происходит конвергенция физической и виртуальной среды, что в корне меняет привычный стиль жизни. «Информационные технологии и социальные средства интегрируются. Стираются границы между работой и досугом, корпорациями и частными лицами. Бизнес давно перешагнул границы государств и часовых поясов. Одни и те же технологии сопровождают нас на работе и дома, в деловой поездке и в отпуске, а социальные сети связывают людей вне зависимости от расстояния, которое их разделяет. Если бы Facebook был страной, то это государство оказалось бы третьим в мире по количеству населения», - обрисовал стремительные перемены господин Водри.

fudjitsu.jpg
Заказчики и эксперты – самые дотошные посетители

Прежде технологии были статичными, негибкими, медленно реагировали на изменение спроса и оставались уделом специалистов, отметил он. Теперь все иначе. Большинство людей, использующих безграничные возможности современных технологий, не являются айтишниками. «Те же облачные вычисления за короткое время изменили не только корпоративный ландшафт, но и частную сферу, - подчеркнул Водри. – Не случайно общественные ожидания, связанные с информационными технологиями, постоянно растут». В качестве доказательства он привел несколько цифр. Только за один день, предшествующий открытию форума, в интернете был сделан 31 млрд. поисковых запросов, а на сайте YouTube просмотрено три млрд. фильмов. По оценке экспертов, в 2014 году эти цифры увеличатся в четыре раза. А в 2016 году число набирающих популярность мобильных сервисов достигнет 8 миллиардов.

С каждым годом появляются новые прорывные решения Fujitsu, напрямую влияющие на качество жизни, сказал Водри. Взять хотя бы сенсорные датчики, которые в Японии установили на легковых и грузовых автомобилях. Датчики фиксируют скорость движения, наиболее популярные направления и другую важную информацию, которая отображается в облачной платформе. Эти сведения потом используют и автопарки, и муниципальные власти, чтобы улучшить ситуацию на городских улицах. Например, сократить число пробок. Похожие технологии применяются и в медицине, и в сельском хозяйстве. Так, датчики, рассредоточенные на полях, позволяют оценить состояние почвы, спрогнозировать будущий урожай и даже повлиять на него. Ведь зная, что не хватает, к примеру, влаги можно вовремя принять меры.

Что касается медицины, то здесь решение несколько сложнее – это локальные сети, связывающие датчики на теле человека и медицинское оборудование. Технология позволяет отслеживать состояние организма не только в кризисные моменты, но и когда пациент чувствует себя нормально. В конечном итоге это дает врачам возможность перейти от непосредственно лечения к профилактике заболеваний, подчеркнул Водри.

Как выяснилось, датчики помогают решить и более глобальные, экономические задачи. Например, в американской авиации используется облачная система слежения за материально-техническими запасами, позволяющая вовремя доставлять комплектующие и не допускать простоя самолетов. «Аналогичные решения могут применяться практически в любой области, вне зависимости от того, что надо выяснить - количество потребленного электричества или объем интернет-трафика, - сказал Водри. – На наших глазах возникает интеллектуальное общество, в центре которого находится человек с его интересами и потребностями. И Fujitsu принимает активное участие в этом процессе». Наверное, именно поэтому растут и финансовые показатели компании, которая делает ставку на долгосрочные отношения с партнерами. Объем продаж заказчикам сейчас составляет примерно $55 млрд. в год, а, по данным за второй квартал 2011 года, этот показатель достиг $14 млрд., увеличившись на 12%.

fudjitsu (3).jpg
Тот самый водонепроницаемый планшетник

КОМПЬЮТЕР МОЩНОСТЬЮ 23 ПЕТАФЛОПСА СКОРО ПОЯВИТСЯ НА РЫНКЕ

Швирц рассказал о стратегии Fujitsu, которую разделил на три основных направления: органический рост, рост новых рынков и облачные вычисления. Первое направление еще можно обозначить как hardware. Это десктопы, «таблетки», смартфоны, мобильники и иное «железо» производства компании. К слову, единственный завод в Европе, собирающий компьютеры, принадлежит Fujitsu и находится недалеко от Мюнхена – в Аугсбурге. Участники форума даже могли совершить виртуальную экскурсию на это предприятие, а наиболее важные заказчики отправились туда на вертолете, который ждал их на лужайке возле конгресс-центра.

Швирц напомнил, что именно Fujitsu создала самый быстрый в мире суперкомпьютер мощностью 10 петафлопсов. Количество вычислительных узлов у этого необычного устройства превышает 88 тысяч. Причем, останавливаться на этом компания не намерена. «Сейчас ведется разработка коммерческого суперкомпьютера, оснащенного уже сотней вычислительных узлов. Его мощность составит 23 петафлопса», - сообщил господин Швирц. Предположительно он появится на рынке в начале будущего года.

К слову, фрагмент суперкомпьютера, увидеть который в действии можно только в Японии, вызвал ажиотаж на выставке - пробиться к нему которому было практически невозможно.

Говоря о разработке и производстве компьютеров, главный исполнительный директор Fujitsu Technology Solutions не мог не затронуть и тему их обслуживания. Тем более, что сервисное подразделение – одно из самых мощных в Fujitsu. «Если конкуренты используют аутсорсинг, то мы - сами оказываем сервисные услуги», - сказал господин Швирц. Он пояснил, что это возможно за счет широкой сети представительств в разных странах, где заняты местные специалисты. Каждый раз компания учитывает местную специфику, создавая своим сотрудникам и клиентам максимально благоприятные условия. Например, в Индии, где большие проблемы с дорогами, специалисты Fujitsu, выезжающие к заказчикам, получили в свое пользование небольшие маневренные автомобили, в которых, тем не менее, есть место для транспортировки оборудования.

fudjitsu (4).jpg
Главный исполнительный директор Fujitsu Technology Solutions Рольф Швирц презентует стратегию компании

В мире есть три региона, которые интересны Fujitsu, но где она представлена недостаточно. Это Индия, Россия и Ближний Восток. Поэтому вторым важным пунктом стратегии компании стало региональное расширение. Пока наибольший прирост наблюдается в Индии – 200% в год, сообщил Рольф Швирц. Укрепление позиций на новых рынках должно существенно повлиять на финансовые показатели Fujitsu: к 2015 году объем продаж планируется увеличить в два раза.

Затем господин Швирц перешел к облачным вычислениям. То, что именно облака стали третьим пунктом стратегии вполне логично - компания является одним из первопроходцев в этой области. На этот раз участникам форума была представлена Fujitsu Business Solutions Store – торговая площадка для облачных приложений и бизнес-процессов, которую могут использовать предприятия любого уровня. «Облачные решения, которые распространяет Fujitsu в сотрудничестве с другими компаниями, включают в себя облачные сервисы Fujitsu CRM. Портал Fujitsu Business Solutions Store предназначен для партнеров, распространяющих свои программные решения в формате «услуги». С помощью простого интерфейса в течение всего нескольких дней они могут проверить свои приложения на совместимость с облачными инфраструктурами и с требованиями портала», - пояснил суть новинки Рольф Швирц. При этом он подчеркнул, что облака сами по себе уже не являются инновацией. «Это не новая технология, а новая модель использования технологии. Причем очень эластичная модель», - заявил главный исполнительный директор FTS.

СМАРТФОН ОТ FUJITSU ОКАЗАЛСЯ «ЦУНАМИСТОЙКИМ»

После перерыва на сцену поднялся вице-президент Fujitsu Сатору Хаяши. На этот раз речь шла не о технологиях и инновациях, а о том, как сотрудники компании в Японии пережили землетрясение и цунами, а потом принимали непосредственное участие в ликвидации их последствий. Впрочем, и технологиям в рассказе господина Хаяши тоже нашлось место. Напомним, что трагедия в Стране Восходящего Солнца произошла 11 марта 2011 года.

Начал Хаяши со своей личной истории. После того, как на Японию обрушилась разрушительная стихия даже в Токио, который она обошла стороной, было парализовано движение транспорта и электроснабжение, не работал аэропорт. В городах, оказавшихся в эпицентре бедствия, ситуация вообще была катастрофической. Десятки тысяч японцев оказались отрезанными от своих близких и не знали, живы ли они. В такой же ситуации был и Хаяши. Наконец, он получил сообщение от дочери, которая находилась недалеко от района цунами. С ней все было в порядке. «Постепенно я получил сообщения от всех родственников. От всех кроме одного – моей матери, - рассказывал вице-президент Fujitsu. – Как и я, она находилась в Токио, но я не знал, что с ней. Когда я получил от нее смс, это было самое главное смс в моей жизни. Мать сообщала, что пьет кофе и ждет, когда откроют движение поездов метро. Пробиться к ней через парализованный мегаполис было невозможно. Мой племянник, который жил неподалеку от того кафе, где она сидела, отправился за бабушкой на велосипеде, но к тому времени она уже уехала. Ближе к полуночи мать была дома».

fudjitsu (2).jpg

Виртуальная экскурсия на завод компании в Аугсбург

На следующий день сотрудники Fujitsu добирались на работу пешком. «Многим пришлось идти четыре-пять часов, но если бы они вызвали такси было бы тоже самое», - сказал Хаяши. В главном офисе компании был сформирован оперативный штаб, куда стекалась вся информация об офисах и заводах Fujitsu. В этот же день группа инженеров отправилась в пострадавшие от цунами районы, чтобы восстановить разрушенное оборудование. Было принято и глобальное решение – перевести основные серверы Fujitsu в Германию, чтобы не допустить сбоев в работе компании и обслуживании клиентов. В самой Японии на заводе, до этого занимавшемся только сборкой мобильных телефонов, был срочно смонтирован цех для производства компьютеров. Он должен был временно заменить разрушенное производство в другом районе страны. Однако уже через месяц разгромленный стихией завод был восстановлен – сейчас он вновь выпускает ПК.

Цунами стало серьезным испытанием не только для сотрудников, но и для продукции Fujitsu. Тяжелый экзамен сдали все. Хаяши рассказал, как вскоре после разгула стихии в офис компании пришло письмо от женщины, дом которой оказался под ударом цунами. На него обрушились волны в несколько метров высотой. Женщина чудом осталась жива и среди груды обломков обнаружила свой смартфон производства Fujitsu, который компания позиционировала как водостойкий. Не слишком веря в удачу, эта дама очистила экран от грязи и включила смартфон, который оказался в рабочем состоянии. Вместе с письмом она прислала сотрудникам Fujitsu фотографии своего разрушенного дома, сделанных камерой выдержавшего стихию устройства. «Наш смартфон оказался не только водостойким, но и цунамистойким», - с улыбкой заключил Сатору Хаяши.

КОМПЬЮТЕРЫ СОЗДАЮТ АУТИСТОВ

После выступлений, так или иначе посвященных преимуществам информационных технологий, несколько неожиданным стал доклад международного эксперта в вопросах изучения мозга, британского нейробиолога, баронессы Сьюзанн Гринфилд. Проведенные ей исследования показали, что излишнее общение с компьютером пагубно сказывается на эмоциональной сфере человека, делая его невосприимчивым к чужим переживаниям. «Больше половины современных тинэйджеров проводят за компьютером, как минимум, тридцать часов в неделю, не считая школьные занятия, - сказала ученый. – Как следствие, за последние десять лет уровень сопереживания у молодежи серьезно снизился».

Вспомнив недавние беспорядки в крупных английских городах, в которых участвовали в основном молодые люди, Гринфилд также напрямую связала их с жизнью в сети. «Виртуальный мир, в первую очередь, компьютерные игры, устроены таким образом, что страшные в реальности вещи - убийство, смерть, боль, выглядят ничего не значащими механическими действиями. Ты убил, тебя убили – ничего страшного. Ведь в запасе еще десяток жизней. В результате люди уже не осознают, что реальный мир устроен по-другому. Отсюда, в частности, рост преступности», - полагает эксперт.

Это, впрочем, не все проблемы, порожденные миром по ту сторону монитора. «Те же социальные сети общение в которых проходит на примитивном уровне вызывают трудности при общении с реальными людьми, не дают набраться необходимого жизненного опыта приобрести который можно только в настоящем социуме, - уверена Гринфилд. – Складывается впечатление, что те, кто пишет сообщения в социальных сетях, просто доказывают самим себе, что существуют. Как иначе объяснить сообщения типа «я сейчас позавтракал»? Кому это интересно – позавтракали вы или нет? Это похоже на поведение малыша, который всеми способами пытается привлечь внимание взрослых, чтобы почувствовать себя значимым. Не случайно виртуальный мир стал любимым прибежищем аутистов, которые с одной стороны испытывают проблемы с общением, а с другой не испытывают эмоций».

КАЗАНЦЫ ПРЕЗЕНТОВАЛИ РОЛЬФУ ШВИРЦУ БИЗНЕС-КЕЙС

В ходе форума состоялось немало деловых встреч, в том числе, и у делегации российского подразделения Fujitsu – компании ICL-КПО ВС. В течение двух дней казанцы (всего в Мюнхен приехало 15 сотрудников компании) встречались с заказчиками и топ-менеджерами Fujitsu, обсуждая уже реализуемые и новые проекты.

«Я каждый год стараюсь бывать на форуме Fujitsu, которая, как и другие крупные компании, отслеживает настроения рынка. Здесь всегда представлены новые тренды, программные и аппаратные решения в области информационных технологий, - сказал генеральный директор ОАО "ICL-КПО ВС" Виктор Дьячков. – В этом году особое внимание участников форума привлекли планшетники. Компактные удобные устройства, позволяющие все время находиться в сети и быть в курсе всех новостей - это, без сомнения, тренд на рынке ПК. У меня, помимо водонепроницаемого планшетника на базе Android, интерес вызвал еще один гаджет, использующий операционную систему от компании Microsoft. Дело в том, что наша компания реализует ряд проектов с государственными структурами, которым необходимо программное обеспечение именно от Microsoft. Новый планшетник, представленный Fujitsu, позволяет сочетать мобильность и удобство с требованиями наших заказчиков.

Не могу не сказать и о наших собственных решениях в области ритейла, которые использует, к примеру, «Ашан». В ходе выставки интерес к технологии «Магазин будущего» проявили несколько крупных российских сетей.

Кроме того, и у меня, и у других сотрудников компании состоялись встречи с представителями различных подразделений Fujitsu. В частности, с коллегами из Великобритании мы обсудили новые бизнес-модели, когда инфраструктура и программное обеспечение предоставляются заказчику, как услуга».

По итогам одной из встреч, в которой со стороны ICL-КПО ВС участвовали представители центра глобального предоставления услуг (GDC), выяснилось, что в Казани может появиться российское подразделение Fujitsu Labs.

«Fujitsu Labs занимается научно-исследовательскими разработками, причем, не только в области ИТ. Умные датчики, о которых шла речь на пленарном заседании, были созданы как раз в этой лаборатории, - рассказал исполнительный директор центра глобального предоставления услуг Руслан Вагизов. – Российское подразделение планируется создать на базе нашей компании, которая имеет многолетний опыт разработки собственных решений, и в сотрудничестве с Казанским федеральным университетом. На форуме мы презентовали наш бизнес-кейс Рольфу Швирцу и получили его поддержку. Если все пойдет по плану, в российском представительстве Fujitsu Labs будет работать до ста сотрудников, которые смогут разрабатывать собственные продукты, востребованные на российском и международном рынке. Подразделение, в частности, будет заниматься созданием систем искусственного интеллекта на базе нейронных сетей, предназначенных для автоматизации создания скелета программного кода. То, что сегодня делает человек, будет выполнять система. Причем расходы на создание скелета приложения сократятся на 30 - 40 процентов».