Еще до получения дипломов студенты КГАСУ часто на равных конкурируют с состоявшимися в профессии коллегами. Последние годы молодые архитекторы из Казани регулярно становятся лауреатами авторитетных конкурсов, а будущие инженеры успешно презентуются на смотрах выпускных работ по направлению «строительство». Как на уровне подготовки сказалось создание при университете современных научно-образовательных центров, обсудили с руководителями направлений и архитекторами КГАСУ.
Ильнар и Резеда Ахтямовы
О ПОБЕДЕ ВОСПИТАННИКОВ КГАСУ НАПИСАЛИ В АМЕРИКАНСКОМ FORBES
— Год назад американское печатное издание журнала Forbes писало о победе ваших учеников Айрата Зайдуллина и Руслана Маннапова в конкурсе международной архитектурной премии Radical Innovation Awards1 в Нью-Йорке. И вот недавно Руслан достойно представил Татарстан и Россию на международном уровне в архитектурном конкурсе в Китае — занял третье место, что сделать там крайне сложно. В призерах были еще европейцы или американцы?
Ильнар Ахтямов — руководитель архитектурно-образовательного пространства BFFT.space2, доцент кафедры графического моделирования:
— Да, все верно, Руслан Маннапов занял в Китае третье место, в числе призеров он единственный европеец. Это открытый международный архитектурный конкурс Q-village 3 среди молодых профессионалов на разработку проекта реновации объектов традиционной китайской архитектуры. Ежегодно архитектурные конкурсы в Китае собирают тысячи заявок с подавляющим большинством участников из КНР.
Это касается и крупного международного студенческого конкурса, который проводится Международным союзом архитекторов, UIA HYP-Cup4. Ежегодно он проходит под председательством одних из самых известных в мире архитекторов-мастеров, в этом году жюри возглавил Вольф Прикс, основатель и глава австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb (l)au5. Ранее, в 2018-м, мы уже становились призерами и финалистами этого конкурса, в тот год председателем был Патрик Шумахер, глава Zaha Hadid Architect6 из Великобритании. А в 2020-м сразу две наши работы получили награды. Это работа The space of the city as a social product («Городское пространство как социальный продукт») Зили Мингазовой, студентки первого курса магистратуры, и работа Green Max команды студентов пятого курса Аделины Губайдуллиной и Анны Александровой.
Резеда Ахтямова — старший преподаватель кафедры теории и практики архитектуры:
— Китай — это не единственный наш успех в 2020-м. В Орхусе (Дания) в конце года выбрали лучшие студенческие архитектурные рисунки 2020-го, и 2 из 8 лучших работ — наши, студентов-архитекторов КГАСУ — это работы Анны Гусевой, студентки пятого курса, и Карима Шаммазова, студента второго курса.
— Вы считаете, что университет и вы в частности готовите архитекторов мирового уровня?
Ильнар Ахтямов:
— Да! И в основе лежит то, что в работе со студентами мы используем лучшее из советского опыта, лучшее от современных европейских и мировых архитектурных школ. Основной же частью является наше авторское видение образовательной деятельности. И подтверждение правильности нашего метода, на наш взгляд, — победы в международных конкурсах, стажировки в лучших архитектурных мастерских и дальнейшее трудоустройство студентов.
К примеру, несколько наших студентов после завершения стажировки получили приглашение на работу после окончания университета, речь идет о Швейцарии и Дании.
Резеда Ахтямова:
— Есть пример успешного начала и своей практики. Анна Андронова с супругом открыли бюро DA!7 в Китае и активно заявляют о себе, выигрывая в профессиональных конкурсах, занимаясь педагогической деятельностью. Есть у нас выпускники, работающие в Германии. Но это не значит, что все уезжают даже после успешных стажировок. Многие хотят работать здесь, наш студент активно трудится в Бугульме, кто-то — в Москве, кто-то — в Санкт-Петербурге. К тому же пандемия показала, что место проживания не является определяющим в работе архитектора, часть стажировок в 2020-м студенты проходили и удаленно, находясь в России, но работая в очень известной датской компании BIG8. К тому же в РФ строительный рынок стремительно развивается и многие зарубежные компании стремятся попасть на него, а это значит, что есть большой потенциал для международных консорциумов и наши выпускники, открывая здесь свои бюро, могут работать совместно с мировыми мастерскими над проектами для России. Таким образом, мы не теряем кадры, а страна получает качественные проекты и выходит на новый уровень стройиндустрии. К тому же работа и стажировки наших студентов в зарубежных проектных бюро мирового уровня позволяют нам быть в курсе всех мировых архитектурных тенденций, знать «кухню» изнутри.
Анна Романова — директор института архитектуры и дизайна, заведующий кафедрой муниципального менеджмента:
— Добавлю, что наш выпускник Тимур Каримуллин также создал свою компанию. Ранее он получил грант на обучение в TU Delft9 и в итоге остался в Нидерландах, где совместно с партнерами создал свое бюро DROM10. Теперь в консорциуме с российскими компаниями он успешно реализует проекты в России, в том числе в Татарстане. Например, площадь Азатлык в Набережных Челнах. Это отличный пример, как заложенный в нашем университете фундамент знаний, талант и личная инициатива плюс полученный за рубежом опыт позволили обустроить комфорт общественного пространства в нашей республике!
А другой выпускник КГАСУ, Дмитрий Серегин, директор по дизайну и архитектурному проектированию международной архитектурной компании CROX11 (Китай, Шанхай), совсем недавно представил концепцию трехмерного парка в Сан-Хосе (Калифорния), который считается столицей знаменитой Кремниевой долины. И такой же парк можно было бы реализовать в нашей республике.
Анна Романова: «Мы проектируем и реализуем новые центры, и это движение постоянно»
«ЗАРУБЕЖНОЕ БЮРО ПОВТОРНО ПРИГЛАСИЛО К СЕБЕ СТУДЕНТКУ ИЗ КАЗАНИ — БЕЗ НЕЕ РАБОТА НЕ УКЛАДЫВАЛАСЬ В СРОК»
— Вы сделали акцент на стажировках, а как студенты получают приглашение на стажировки в зарубежные архитектурные бюро? В Татарстане — понятно, что есть договоренности с профильными организациями. Там, наверное, все иначе?
Ильнар Ахтямов:
— В целом по всему миру принята схема приема на стажировку по портфолио, это обеспечивает максимально равные возможности для всех, но при этом в Европе и США есть множество грантов, которые компенсируют расходы стажера и компании, его принимающей. К тому же архитектурным бюро всегда проще оформить студента-стажера из ЕС, нежели из России, что потребует от них гораздо больше бюрократических действий и материальных затрат. Однако бюро заинтересованы в лучших кадрах, во многих мастерских нас уже знают и готовы идти на все эти сложности и оплату труда наших студентов без каких-либо грантов. Таким образом, механизм следующий: мы со студентами выбираем мастерскую, в которой следует пройти стажировку (у каждой есть своя специфика), формируют портфолио из проектов, выполненных под нашим руководством, отправляют его, далее проходит несколько этапов отбора (как правило, лучшие мастерские принимают десятки, а иногда и сотни портфолио в день в период набора). Первый отбор происходит по портфолио, второй, как правило, включает онлайн-интервью на английском языке, и впоследствии студент получает приглашение на стажировку на 6 или 12 месяцев. У нас был случай, когда фирма повторно пригласила студента на стажировку для завершения конкурсного проекта, так как без него не могли завершить работу над проектом в срок. Кстати, они тогда выиграли с этим проектом, и он будет реализован в Китае, а наша студентка — Диана Калимуллина — указана на сайте в составе команды разработчиков. Также часто компании продлевают контракты с нашими ребятами с повышением заработной платы и так далее.
Резеда Ахтямова:
— Нужно сказать, что прохождение годовой практики обязательно во всех архитектурных школах мира, у нас же такого пункта в обязательной программе нет. Однако мы считаем это важной и обязательной частью обучения будущего профессионала, и руководство университета поддерживает данную инициативу.
Наши ребята стажировались во многих известных проектных фирмах, входящих в топ-40 XXI века. Дарья Николаева проходила годовую стажировку в Herzog & de Meuron12 (Швейцария); в Coop Himmelb (l)au13 (Австрия) проходили стажировку Айнур Мустафин и Диана Калимуллина. Наши студенты стажировались и в бюро Заха Хадид, и в мастерской Ричарда Роджерса в Лондоне (Алиса Силантьева и Анна Андронова), у великого Жана Нувеля в Париже (Миляуша Гараева) и в культовом MVRDV14 в Амстердаме, модном BIG в Копенгагене, наши студенты поработали во всех топовых мастерских почти во всех частях света. Есть с США сложности, которые связаны с квотами на визы, но у известного американского архитектора Стивена Холла Руслан Маннапов стажировался, просто не в американском, а в азиатском подразделении, но так же активно с ним взаимодействуя. То же самое можно сказать про Японию. Наши студенты стажировались и в Азии, разумеется, в Китае, Южной Корее. В Индии состоялось сотрудничество с благотворительной организацией «Архитектура без границ».
Анна Романова:
— Не только студенты преподавателей Ахтямовых имеют такую возможность. К примеру, студент Айдар Аминов, обучавшийся под руководством Марины Забрусковой и окончивший бакалавриат под руководством профессора Галины Айдаровой, проходил стажировку у известной Одиль Декк в Париже.
— Возвращаясь к теме международных конкурсов, что они собой представляют? Это состязания студенческих работ?
Ильнар Ахтямов:
— Международные конкурсы делятся на профессиональные и студенческие. Обычно мы участвуем в студенческих, но бывают исключения, к примеру Q-Village в Китае. Студенческие конкурсы чаще всего идейные, концептуальные, а идеи и инновации сейчас наиболее ценны. Большинство конкурсов проводят крупные компании-производители, это касается именно студенческих конкурсов: они хотят не только помочь молодому поколению проявить себя, но и увидеть «глазами молодых» свою отрасль, как она будет развиваться, какие есть перспективы, и подобный «свежий взгляд», конечно, ожидают и от студентов. И мы в подобном, как говорили выше, преуспеваем.
При этом отметим, что призерами становятся ребята не только со старших курсов, порой «выстреливают» идеи младших. В конкурсах мы отрабатываем навык генерировать идеи, отвечать на поставленные задачи самого разного характера. Что особенно важно, ребята учатся работать в команде, сейчас эти компетенции крайне востребованы.
Резеда Ахтямова:
— Мы уже сказали о последних успехах, но перечень значительно шире. Первые победы были в 2009-м, тогда мы только начинали принимать участие в международных конкурсах. Мы победили в одном из крупнейших конкурсов в области устойчивого строительства, это профессиональный конкурс, Lafarge Holcim Award15, призовой фонд которого составляет 2 миллиона долларов. Победы в конкурсе VELUX International Award16, его финал проходит очно на всемирном фестивале архитектуры, где также выбираются лучшие архитектурные объекты мира, и во многих других конкурсах.
Для нас победы в конкурсах — это понимание, что мы движемся в правильном направлении, подтверждение высокого уровня подготовки наших студентов, возможность в очередной раз достойно представить свою страну, Татарстан и университет. И приятным для студентов бонусом является денежное вознаграждение.
«Архитектурно-образовательное пространство BFFT.space всегда оставляет позитивное впечатление у всех наших гостей, как российских, так и зарубежных»
«ДОРОГИ», «ТЕХНОЛОГИИ», «ПРОЧНОСТЬ»: КАЖДЫЙ ЦЕНТР ФОРМИРУЕТСЯ ПОД КОНКРЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ»
— О научно-образовательных центрах КГАСУ в последнее время говорят много и часто связывают с именем супругов-архитекторов Ахтямовых.
Ильнар Ахтямов:
— Приятно такое слышать. Действительно, мы помогаем университету в креативной части формирования ряда центров. Но в создании каждого центра участвует большой коллектив специалистов нашего университета, и каждый отвечает за свою сферу, в этом, наверное, и кроется их успех.
Евгений Вдовин, проректор по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей: «Хочется отметить, что каждый центр формируется под конкретное образовательное направление и научно-инновационные задачи»
Евгений Вдовин — проректор по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей:
— Научно-образовательные центры, создаваемые сегодня в ведущих высших учебных заведениях, продемонстрировали современный мировой тренд, который отличается своими возможностями и преимуществами. В стремительно развивающееся время новых технологий, высоких требований к подготовке специалистов, качеству исследовательской работы такие центры становятся точками инновационного роста образовательной и научной среды в университете. Надо сказать, что мы активно работаем в этом направлении начиная с 2015 года. Наверное, важным и катализирующим посылом стали задачи, которые ставили перед нами президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и министр строительства архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан (теперь министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации) Ирек Файзуллин.
Хочется отметить, что каждый центр формируется под конкретное образовательное направление и научно-инновационные задачи. Как правило, инициаторами идеи формирования того или иного центра выступает руководство университета. Формируется инициативная группа во главе с одним из проректоров, куда входят архитекторы, дизайнеры, колористы, «прочнисты», специалисты по инженерным системам в здании, сотрудники кафедр и, конечно, аспиранты и студенты. Еженедельные рабочие совещания во главе с ректором позволяют работать эффективно и быстро. В итоге все наши центры получаются яркими, функциональными, привлекательными, притягивающими студентов и сотрудников, отвечающими требованиям мирового уровня.
В 2015 году мы создали наш первый центр «Прочность/Ныклык/Strenght». Республика поздравила нас с 85-летием, и Ирек Энварович попросил предметно поздравить нас президента Республики Татарстан. Выделенные средства мы потратили очень эффективно и эффектно. Добавили столько же своих средств, и в итоге в течение года появился наш «первенец». Очень удачно была реализована концепция внутреннего и внешнего дизайна профессором Лялей Кулеевой. Интересной стала и идея зонирования и оснащения центра, предложенная Альфредом Сулеймановым, Алексеем Исаевым, Линуром Гимрановым, Владимиром Агафонкиным.
«В 2015 году мы создали наш первый центр «Прочность/Ныклык/Strenght»
Ильнар Ахтямов:
— После успешной реализации этой идеи руководство университета приняло решение о создании такого рода центра и в архитектурном направлении, руководству было представлено две концепции, в итоге выбрали нашу идею. Мы разработали проект, участвовали во всех стадиях работы, вели авторский надзор, плотно работали с проректором Асхатом Рахматуллиным. В итоге в течение 2016 года появился ВFFT.space как результат полной трансформации неиспользуемых площадей столовой.
Архитектурно-образовательное пространство BFFT.space всегда оставляет позитивное впечатление у всех наших гостей, как российских, так и зарубежных. Секрет в том, что оно максимально функционально, а все заполнение — творческий процесс работы будущих архитекторов, это не может никого оставить равнодушным. У нас были и Сергей Чобан, и Фульвио Вирц, и Висенте Гуаярт, и известные московские архитекторы, и сотрудники компаний Herzog & de Meuron, West817, и многие другие: все подчеркивают, что не ожидали увидеть ничего подобного в России.
В 2018 году руководство университета, очевидно, под впечатлением нашей успешной работы по созданию ВFFT.space, попросило нас участвовать в создании следующего центра — инженерных систем в строительстве «Системы/Системалар/Systems». Получилось отлично — это, наверное, наш любимый объект, его появление сильно повлияло на формирование главной площади университета. «Системы» как бы встречают гостей и формируют площадь, всегда приятно наблюдать, как активно работает новая часть здания, это просто красиво. В данном проекте мы также работали с Асхатом Рахматуллиным, а конструктивную часть вновь прорабатывали с Ленаром Хайруллиным.
«Системы» — наш любимый объект, его появление сильно повлияло на формирование главной площади университета. «Системы» как бы встречают гостей и формируют площадь, всегда приятно наблюдать, как активно работает новая часть здания, это просто красиво»
Резеда Ахтямова:
— Особенно ценно для нас то, что мы трансформировали в современный центр одну из самых старых лабораторий нашего университета в короткий срок и с минимумом затрат. Принятию оптимальных архитектурно-дизайнерских решений помогали заведующий кафедрой оснований и фундаментов Илизар Мирсаяпов, проводивший расчет несущей способности грунтов и фундаментов, и заведующий кафедрой архитектуры Антон Попов, предлагавший интересные решения и расчеты по увеличению площади залов.
Следующим этапом было создание информационно-образовательного пространства «15», или, как студенты говорят, «пятнашка», которое стало результатом переформатирования обычного читального зала библиотеки. Почему «15»? Ответ кроется в самом дизайне: угол в 15 градусов активно используется в интерьере. И снова мы успешно реализовали идею руководства. За конструктивную часть отвечал Антон Попов. Это одна из самых посещаемых площадок, студентам там удобно работать, каждый может найти комфортное для него место, это здорово.
Решение о создании центра «Технологии/Технологияләр/Technology» было ответом руководства университета на обращение нашего заслуженного профессора, заведующего кафедрой Вадима Хозина о необходимости формирования пространства для решения образовательных и научных задач в области строительных материалов, изделий и конструкций. И нам удалось успешно поучаствовать в решении и этой задачи в тесной связи с «прочнистами-технологами» нашего университета — Игорем Боровских, Антоном Гиздатуллиными и «вентиляционщиком» Арсланом Зиганшиным. Гордимся и этим центром: получилось хорошо и опять-таки в сжатые сроки и в условиях ограниченного финансирования. Прежде совсем не привлекательный объект стал интересным и снаружи, и в интерьере, насыщенным по содержанию.
«Решение о создании центра «Технологии/Технологияләр/Technology» было ответом руководства университета на обращение Вадима Хозина о необходимости формирования пространства для решения образовательных и научных задач в области строительных материалов, изделий и конструкций»
Евгений Вдовин — проректор по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей:
— Следующая точка нашей гордости — «Дороги/Юллар/Roads». Кураторами центра были мы с Алексеем Фоминым. В сжатые сроки в тесном контакте с командой Ильнара и Резеды Ахтямовых и наших «прочнистов» Тагира Зиннурова, Геннадия Иванова, Антона Попова удалось интересным образом решить традиционную задачу — быстро, недорого, функционально, прочно и креативно. 21 января этот центр был торжественно открыт с участием президента Рустама Минниханова, а также руководителей отраслевых министерств.
«21 января НОЦ «Дороги» был торжественно открыт с участием президента Рустама Минниханова, а также руководителей отраслевых министерств»
«НАД ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПЛАНОМ ЧЕЛНОВ ТРУДИТСЯ КОМАНДА ДЕМБИЧА — НУЖНА СООТВЕТСТВУЮЩАЯ БАЗА»
— Интересно. Каждый год открываются новые центры. И вы, наверное, не собираетесь останавливаться?
Анна Романова:
— Да, действительно, мы проектируем и реализуем новые центры, и это движение постоянно. Появляются новые центры, модернизируем существующие — нужно идти в ногу со временем. Сегодня у нас находится в стадии реализации еще несколько центров, каждый площадью примерно 800–1000 квадратных метров. Как показывает опыт эксплуатации центров, это оптимальные площади, позволяющие вести образовательную и научно-инновационную работу на требуемом уровне.
Собираемся открыть весной Urban planning18. Сегодня над градпланом Набережных Челнов успешно трудится команда Александра Дембича, и для решения такого уровня задач требуется и соответствующая база. Центр спроектирован Александром Дембичем, Марией Латыповой и Светланой Гафуровой по поручению руководства университета, а также в связи с необходимостью усиления подготовки специалистов в данном направлении.
Создание центра Digital19 диктует необходимость подготовки кадров для цифровой трансформации строительной отрасли и широкое внедрение BIM20-технологий. Решением руководства университета создана новая профильная кафедра, и молодым заведующим кафедрой Азатом Ашраповым совместно с нашим коллегой-архитектором Светланой Коротковой и студентами предложена концепция мощного цифрового пространства, отвечающего нуждам инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан.
В этом году мы сменили положение входной группы в корпус 4, вернув вход на прежнее место, а освободившуюся площадь руководство университета решило отдать под центр «Наследие/Мирас/Heritage». Сегодня там успешно трудится проектная группа во главе с заведующей кафедрой реконструкции, реставрации, архитектурного наследия и основ архитектуры Ханифой Надыровой и ее коллегами Альбиной Хайруллиной и Натальей Троепольской.
В декабре 2020 года нас посетила Олеся Балтусова, и ее очень порадовало, что вуз создает современную площадку для подготовки реставраторов. Эта работа будет вестись в разных направлениях, и, в частности, данный центр может стать отличным местом для продолжения проекта «Школа волонтеров наследия».
Начата работа по переформатированию здания столовой в многофункциональный центр. Под руководством проректора Евгения Вдовина сформирована профессиональная команда, куда входят и архитекторы Ахтямовы. В советское время столовая была межвузовской, требовались большие площади для хранения овощей. Сегодня назрела необходимость эффективного использования свободных площадей столовой.
Проводится работа по новому центру «Агач/Дерево». Сформирована интересная группа во главе с Еленой Денисенко. Мария Латыпова и Светлана Гафурова предложили первые варианты концепции детского центра деревянного творчества и прикладного дизайна.
— Наверное, необязательно всем участвовать в создании центров, можно проявить свой талант и в других направлениях?
Анна Романова:
— Да, и тема особой гордости нашего университета — работа по оформлению аэропорта «Казань» в тематике Габдуллы Тукая. На конкурс по оформлению аэропорта университетом было предложено пять работ, и победила комплексная концепция наших коллег Дмитрия Кошкина, Сергея Михайлова, Максима Белова и Елены Денисенко.
«На конкурс по оформлению аэропорта университетом было предложено пять работ, и победила комплексная концепция наших коллег Дмитрия Кошкина, Сергея Михайлова, Максима Белова и Елены Денисенко»
Уже говорили об успешной работе Ляли Кулеевой по оформлению центров. Дизайн нашей столовой — это дело ее рук и ее студентов.
Так же как и дизайн нашей 18-метровой фермы, которая одновременно является памятником сборному железобетону Советского Союза, учебной площадкой и оригинальной фотозоной.
Год назад представили президенту РТ и мэру Казани нашу обновленную ДАШКУ. Здорово получилось у Марины и Людмилы Забрусковых и Марии Латыповой — детский образовательный центр заиграл красками ультрасовременного креатива.
Завершается масштабная реконструкция пространств кафедры дизайна, расположенной в учебном корпусе на улице Николая Ершова. В рамках учебного процесса студенты сами разработали концепцию оформления аудиторий и сами же ее реализуют, потому делают это с особым настроением.
Недавно по поручению ректора начата работа по реставрации корпуса 1, нашего исторического здания. Наш доцент Светлана Персова возглавила эту работу. Предстоит аудит всех помещений, составление проекта с учетом статуса «культурного наследия» объекта и, конечно, реализация. У нас не бывает идей без окончания!
«НЕВОЗМОЖНО БЫТЬ АРХИТЕКТОРОМ И НЕ ЯВЛЯТЬСЯ ОПТИМИСТОМ — СПРОЕКТИРУЕМ ЛУЧШЕ ПРИЕЗЖИХ!»
— Давайте все-таки вернемся к основному вопросу. Вы сказали о центрах, стажировках, конкурсах. А что еще лежит в основе успешной подготовки конкурентных на мировом уровне специалистов?
Ильнар Ахтямов:
— Мы уже начали говорить о нашей методике преподавания, которая позволяет, в частности, выигрывать международные конкурсы.
Но главная задача шире — научить будущих архитекторов мыслить, генерировать идеи и уметь их переводить в пространства, а в дальнейшем — в проект. Мы учим предлагать идеи, которые базируются на предпроектном исследовании, актуальных тенденциях, как правило, имеют социальную основу. В рамках курсовых проектов всегда работаем на территориях в Казани над актуальными для города темами, и студентам действительно есть что предложить городу. Пусть у них пока недостаточно опыта, они только начинают данный путь, но идеи от этого сильно не зависят.
Резеда Ахтямова:
— Благодаря нашему университету, его руководству у нас появилась возможность организовать студийную форму обучения, которая успешно работала в советское время, а сейчас функционирует во всех зарубежных школах. Студия — как мастерская, где в едином пространстве обучаются студенты разных курсов под руководством преподавателя-мастера, в данном случае под нашим руководством. Это позволяет им обмениваться опытом, работать в смешанных командах и успешно развивать свои профессиональные навыки.
Наша студия находится в архитектурно-образовательном пространстве BFFT.space, в ней созданы все необходимые условия для работы студентов, по своей организации она максимально похожа на архитектурное бюро — в будущем в таких пространствах студентам и предстоит трудиться.
— В чем секрет вашей успешной деятельности, где вы черпаете идеи? Что бы хотелось сделать интересного в будущем?
Ильнар Ахтямов:
— Необходимо обязательно путешествовать, посещать разные города и страны, знакомиться и общаться с местными жителями, наблюдать и интересоваться многими аспектами жизни человека, следить за тем, что происходит в мире, и, разумеется, много читать. Мы любим путешествовать, обычно проходим десятки километров в день, осматривая города. Город — основной объект нашего интереса, в 2019 году мы на велосипедах проехали почти всю Францию, прочувствовали жизнь множества самых разных регионов страны.
У нас говорят, что невозможно быть архитектором и не являться оптимистом, и мы согласны с данным утверждением. Поэтому мы много работаем именно с будущими поколениями архитекторов, чтобы они преобразовывали Казань и другие города России, чтобы наши города становились более удобными и комфортными, чтобы люди это чувствовали, понимали, ценили и менялись вместе с городом.
Резеда Ахтямова:
— Надеемся, что нас будут замечать и при реализации местных татарстанских проектов, исходя из понимания, что мы, местные архитекторы, лучше знаем нашу Казань, республику и спроектируем не хуже, а лучше приезжих. Не надо поддаваться красивому звучанию названий зарубежных мастерских, фирм и бюро. Поверьте нам!
1 Рэдикал Инновейшн Эвордс
2 Ку-Вилладж
3 Ю-Ай-Эй Хип Кап
4 Куп Химмельблау
5 Заха Хадид Аршитектс
6 Грин Макс
7 Да!
8 Биг
9 Делфтский технический университет
10 ДРОМ
11 КРОКС
12 Херцог энд Ди Мерон
13 Куп Химмельблау
14 ЭмВиЭрДиВи
15 Лафарлж Хольцим Эворд
16 ВЕЛЮКС Интернейшинал Эворд
17 Вест8
18Урбанпланнинг
19 Диджитал
20 БИМ