Сеть автомоек "Мойдодыр" сегодня обслуживает более половины автомобилей Казани. Девять лет назад ее нынешний генеральный директор впервые пришел на мойку и вымыл первую машину.
Сегодня владелец крупнейшей в Поволжье сети автомоек Айдар Исмагилов рассказывает о своем бизнесе в интервью газете «БИЗНЕС Online».
Визитная карточка сети автомоек "Мойдодыр":
Основана сеть: в 1999 году.
Количество автомоек: 15.
Количество сотрудников: около 550 человек.
Зарплата автомойщика: от 10 тысяч рублей в месяц.
ТРЕБОВАНИЯ КАЗАНЦЕВ К АВТОМОЙКАМ РАСТУТ
- Айдар Радифович, сделать успешный бизнес на мытье машин – довольно нетипичный сценарий для предпринимателя. Как вы начинали?
- Началось всё в 1999 году, когда я, учась на четвертом курсе юридического факультета Казанского университета, надел боты и пошел на мойку мыть машины. Но в то время это было не актуально, дела у хозяина мойки шли не очень хорошо. Работая мойщиком, я постепенно начал понимать, как можно организовать дело на более высоком уровне. В том же году появилась идея арендовать мойку у владельца: мы предложили, и он нас поддержал. Риск был огромный: никто не знал, будут ли наши услуги пользоваться спросом, не было практически никакого опыта, только желание работать. И этого желания хватило на то, чтобы создать крупнейшую на сегодняшний день сеть автомоек в Поволжье.
- Машин на казанских дорогах с каждым годом все больше. А достаточно ли для них автомоек?
- Я бы ответил на этот вопрос отрицательно, если бы не финансовый кризис. Сегодня автопарк Казани составляет 220 тысяч машин, в следующем году их количество по прогнозам должно было увеличиться до 260 – 270 тысяч, но на фоне кризиса рост будет не таким большим: продажи падают, затруднен доступ к автокредитованию. Сейчас представленное количество автомоек удовлетворяет большую часть спроса.
- Кто ваши основные конкуренты?
- В Казани кроме нас работают несколько сетей автомоек: "Чингисхан", "Ниагара", "Дакар", "Пицца" и еще ряд участников рынка, а также множество "гаражных вариантов". По нашим оценкам мы обслуживаем более половины автомобилей города. Это видно по количеству посетителей, которые приезжают к нам ежедневно. Сегодня на наших мойках мы можем обслуживать одновременно до 115 автомобилей. Но я считаю, что лучшим показателем качества работы является то, как ее оценивают потребители: мне было приятно, когда по результатам экспресс-опроса, проводившегося на "Казанском автосалоне", на вопрос "Какая автомойка в Казани может считаться народной?" 93 процента опрошенных ответили, что это "Мойдодыр".
- Как изменился спрос на услуги автомоек за время вашей работы?
- Количество машин постоянно растет, кроме того, каждый автолюбитель стремится со временем пересесть на более дорогой автомобиль. Соответственно, и требования, предъявляемые к чистоте машины, становятся выше. Повышается спрос на новые услуги. В 2007 году компания выросла на 75 процентов по отношению к 2006 году.
- Сколько стоит сейчас открыть автомойку "с нуля"? Когда она окупится?
- Средняя стоимость строительства по Казани – 22 – 23 тысячи рублей за квадратный метр в зависимости от площади, которую вы планируете ввести. Автомоечное оборудование стоит в среднем 100 тысяч евро. Окупаемость бизнеса - 4 – 5 лет, при успешном управлении – 3 года. Это 25 и более процентов годовых, а бывает и до 35 процентов, если хорошо управлять, эффективно работать. Но если покупка земельного участка - процедура короткая, то получение разрешения на строительство и прочая согласовательная документация порой занимает до двух лет.
- В работе автомойки есть фактор сезонности?
- Да, есть совершенно четкая сезонность. С началом осени и до конца года спрос на наши услуги высокий. Январь – февраль – это период затишья, когда клиенты реже пользуются услугами автомоек. Это связано с большим количеством снега, трудной проходимостью дорог. С марта снова начинается работа в активном режиме, потому что все начинают выкатывать свои автомобили, а летом снова небольшой спад.
- Как вы строите отношения с экологическими органами?
- Автомойка - это все-таки не нефтеперерабатывающий завод, и даже не автозаправочная станция. Мы не настолько опасны для окружающей среды. Побывав за границей, я заметил, что там автомойки часто располагаются прямо на первых этажах жилых домов. Их вред даже с точки зрения требовательных европейцев не настолько высок. Существуют четкие стандарты и требования санэпидстанции и пожарной службы, которые предъявляются ко всем объектам. Единственное спецтребование для автомоек – наличие замкнутой системы оборотного водоснабжения, которая предполагает очистку отработанных после помывки машины вод.
АВТОМОБИЛЬ НАДО МЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ДО ДОЖДЯ, НО И ПОСЛЕ
- Кто придумал название "Мойдодыр"?
- Оно родилось в результате коллективного обсуждения, но окончательный выбор был за мной. Кто такой Мойдодыр все знают с детства, это слово сразу ассоциируется с чистотой.
- Сколько автомоек в вашей сети?
- Сейчас у нас 15 автомоек, в том числе одна в Зеленодольске. В планах - освоение новых территорий, в первую очередь это Набережные Челны и Альметьевск. Сегодня мы очень активно развиваем франчайзинговое направление - каждый предприниматель, человек, имеющий желание заниматься бизнесом, имеет возможность привлечь нас в качестве управленцев на свою автомойку и работать под брендом "Мойдодыр". Для нашей компании это одна из основных возможностей развития.
- А сколько человек работает в сети?
- Около 90 человек управленческого персонала и 450 – 500 человек, работающих на местах – это, прежде всего, автомойщики.
- У автомойщиков тяжелая работа: сырость, грязь, бензин, масла… Кто обычно идет работать на мойку? Сколько они зарабатывают?
- Чаще всего это люди, которые учатся в вузах, для которых эта работа является временным заработком. Людей, которые приходят на автомойку на постоянную работу, очень мало. В среднем каждый из автомойщиков прорабатывает от 3 до 6 месяцев. Оплата труда индивидуальная, зависит от количества вымытых машин. В среднем – 10 и более тысяч рублей.
- Бывает, что ваши сотрудники наносят ущерб автомобилю?
- Влияние человеческого фактора нельзя отрицать. Но в таких случаях с большинством клиентов мы находим понимание, и если мы действительно виноваты, берем ответственность на себя. Бывают разные случаи, разные клиенты, и каждый такой случай мы рассматриваем индивидуально.
- Автомойка может существовать без автомойщиков?
- Есть оборудование, которое позволяет полностью автоматизировать процесс помывки машины снаружи. Но полная автоматизация уборки салона автомобиля практически невозможна.
- Какие автомобили приезжают к вам мыться?
- Приезжает едва ли не весь спектр транспортных средств, которые возможно перемещать по дороге. Самый необычный случай был, когда к нам приехал мыться катер. Автомобиль привез его, а потом забрал. А вообще моются и мотоциклы, и квадрациклы, и водные мотоциклы…
- На автофорумах одни жалуются, что в "Мойдодыре" моют медленно, другие, наоборот, благодарят за то, что моют быстро. У вас есть стандарт времени обслуживания?
- Безусловно, в компании принят стандарт, который мы стремимся четко выполнять.
Но помыть всех идеально просто невозможно, как невозможно получать любой другой товар или услугу всегда в идеальном виде. Норматив обслуживания на сегодня у нас составляет в среднем 40-50 минут. Этого времени достаточно для помывки автомобиля снаружи и изнутри. Но надо понимать, что если клиент заказывает технологически емкие услуги, их невозможно сделать за это время.
- На тех же форумах пишут, что по сравнению с другими мойками, в "Мойдодыре" цены выше. Вы с этим согласны?
- Этот вопрос возникает у наших клиентов довольно часто. Но наши постоянные клиенты знают, что в "Мойдодыре" кроме системы скидок есть еще и система бонусов. Бонус 10% автоматически получает каждый клиент, заехавший в нашу сеть. Кроме того, эта система предполагает накопления на номер автомобиля. Каждый клиент, заплативший 100 рублей в кассу, получает 10 рублей на счет своего автомобиля и имеет возможность ими воспользоваться, накопив сумму в 70 рублей. То есть в среднем, помывшись два раза, клиент получает право на третий раз использовать свой бонус и таким образом уменьшить оплату за услугу.
- Вопрос, который интересует, наверное, всех автомобилистов: почему, как только помоешь машину, на следующий день обязательно пойдет дождь?
- Да, есть такая примета! Формула здесь проста – мойте автомобиль чаще!
ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ НА ЗАЩИТЕ АВТОМОБИЛЯ
- Какие услуги на автомойке популярны, а какие, наоборот, редко заказывают?
- Безусловно, наиболее популярна услуга по мойке кузова. Почему-то люди считают, что их автомобиль должен быть чистым только для других. Но я думаю, что автомобиль должен быть чистым и для себя! Сейчас мы проводим в машине гораздо больше времени, чем раньше. Простаивая в пробках, люди как минимум два часа в день дышат пылью, которая скапливается на креслах, потолке их автомобиля, которую они не считают нужным убирать. Меня это удивляет, ведь, к примеру, химчистку пальто или дубленки люди делают постоянно. Потому что, опять-таки, это увидят все. Услугу химчистки салона, которая сейчас не пользуется особой популярностью, я порекомендовал бы всем просто с точки зрения здоровья.
- Расскажите о вашей услуге по нанообработке автомобиля? Порой складывается впечатление, что нанотехнологии – это просто модное слово, которое все используют для привлечения клиентов?
- Нанообработка дает очень много преимуществ. Многие автолюбители знают, что иногда даже под большим давлением воды, используя различные химические вещества добиться идеальной чистоты автомобиля невозможно. Нанопокрытие позволяет легко вымыть автомобиль до блеска простой водой, без использования химических веществ. Если лобовое стекло автомобиля обработано наносоставом, то капли дождя, попадая на него, просто слетают от потока ветра. Во время дождя можно ехать, не включая дворники. Автомобиль, обработанный наносоставом, в два-три раза дольше будет сохранять свой первичный блеск. Нанообработку стекол можно посоветовать с учетом будущего снега и обледенения: с утра не придется отшкрябывать лед от стекла. Я на своем автомобиле в первый же снег это обнаружил. Лобовое стекло было чистым без каких-либо дополнительных усилий с моей стороны.
- Рекомендуется обрабатывать наносоставом только новые автомобили?
- Приведу пример: если не ухаживать должным образом за шубой, ее может проесть моль, независимо от того, новая это шуба или вы носите ее уже не один год. То же самое с автомобилем - вы можете сохранить тот вид, который имеет ваш автомобиль сегодня, а можете его потерять.
- Сколько стоит обработка автомобиля наносоставом? На сколько хватает такой обработки?
- Это недешевая услуга, но надо отметить, что цена носит индивидуальный характер - клиент сам определяет, будет ли он делать полную или частичную обработку автомобиля. Стоимость варьируется от 1 до 25 тысяч рублей. Полная обработка занимает около четырех часов. Нанопокрытие рассчитано на 12 месяцев.
- У Мойдодыра есть программы по работе с корпоративными клиентами?
- Да, это стандартная процедура. Мы работаем и по безналичному расчету по договорам с предприятиями. Корпоративные клиенты составляют около 10 процентов, но в последнее время их доля растет - это вызвано экологическими требованиями, которые предъявляются сегодня к владельцам предприятий.
- Айдар Радифович, а какая машина у вас?
- У меня очень хороший автомобиль – мерседес. Вожу сам. Я один из самых частых посетителей "Мойдодыра", но скажу честно, это не связано с тем, что это моя сеть. Просто мне нравится поддерживать свой автомобиль в чистоте. Это автомобиль-мечта, который должен всегда сиять!
Айдар Исмагилов
Родился в 1978 году в Казани
В 2000 году окончил юридический факультет Казанского государственного университета
С 1999 года - генеральный директор сети автомоек "Мойдодыр".
Жанна Печенко
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.