«То, что бизнес будет продаваться, закрываться в этом году, — это точно», — на такой ноте участники рынка встретили новости о сдаче в аренду заведений на Кремлевской набережной. «Господин Ковид» за год предъявил рестораторам чек на 11 млрд рублей — такие потери понес общепит. Эксперты «БИЗНЕС Online» едины в одном: в вихре «коронакризиса» рынок избавляется от неконкурентных бизнесов, так что потребитель только в плюсе. Подробности — в нашем материале.
10 торговых павильонов на Кремлевской набережной, а также помпезные рестораны Mio и Snob ищут тех, кто готов заняться этим бизнесом. Mio и Snob предлагаются со всей мебелью и оборудованием
От «переформатирования» до аренды
«Ресторанный пул» на Кремлевской набережной сдается в аренду — серия соответствующих объявлений появилась на Avito. 10 торговых павильонов на Кремлевской набережной, а также помпезные рестораны Mio и Snob ищут тех, кто готов заняться этим бизнесом. Mio и Snob предлагаются со всей мебелью и оборудованием. Собственник оставляет за арендатором право сделать в помещениях ремонт в своей стилистике или оставить все как есть, со всеми вазочками и статуэтками.
Владельцы добавляют, что такое богатство находится под Казанским кремлем. Напомним, что сама набережная — это проект членов семьи владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. В рамках концессии набережная арендована компанией его дочери Адели Зайнутдиновой на 49 лет. Часть ресторанов принадлежит ей, другая — компании ее супруга Тимура Зайнутдинова.
Из достоинств ресторанов — наработанная клиентская база и локация с высоким трафиком. В разное время на сцену Snob выходили такие звезды шоу-бизнеса, как T-Killah, Ольга Бузова, Therr Maitz и Антон Беляев, Dj Lusha и многие другие, отмечается в объявлении. За месяц аренды Mio просят немногим больше 500 тыс. в месяц, за аренду Snob — 480 тыс. рублей. Павильоны поскромнее можно арендовать за более сходные 80 тыс. рублей в месяц. К аренде предлагаются все 10 существующих объектов — не только пустующие, но и работающие сейчас «Госпожа Пышкина» и, судя по фотографиям, французская кондитерская. «Среди павильонов есть действующие кофейни, можно рассмотреть как готовый бизнес! Есть пустые павильоны, в которых можно сделать свой уникальный дизайн. Возможно использовать под любой бизнес», — говорится в объявлении.
«Зингашинские» рестораны попали в поле зрения «БИЗНЕС Online» еще в прошлом году. В сентябре 2020-го все рестораны, размещенные на набережной, отправили на переформатирование, сообщил тогда директор по маркетингу Кремлевской набережной Павел Дистель. Сколько времени займет «переформатирование» и какие концептуальные перемены ожидают посетителей, собеседник издания уточнить затруднился. Осталась неясной и причина, по которой принято решение изменить концепцию заведений. Известие о закрытии ресторанов тогда, судя по всему, стало внезапным.
В новом году для посетителей, согласно данным сайта «Кремлевская набережная», открылось два ресторана (Mio и «Чирэм»), а также пять кафе (блинная, французская пекарня, французская кондитерская, «Госпожа Пышкина», «Господин Пельмешкин»). Два ресторана — итальянский La Famiglia и ресторан восточной кухни «Бахча» — ушли на «каникулы» с 10 января. Руководство набережной обещает, что оба заведения вернутся в середине весны с обновленным меню.
Из предложенных в аренду «кремлевских» ресторанов на данный момент работает один — Mio. Snob закрыт с прошлого года и сейчас глядит на набережную закрытыми портьерами панорамными окнами
«Никогда не знаешь, сколько будет гостей»
Чтобы понять, как живут заведения сейчас, корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился на Кремлевскую набережную тихим февральским вечером — скоротать время до момента, когда пробки станут более приличными для перемещений по городу.
Из предложенных в аренду «кремлевских» ресторанов на данный момент работает один — Mio. Snob закрыт с прошлого года и сейчас глядит на набережную закрытыми портьерами панорамными окнами. Японский красавец Mio же ждет посетителей в привычном режиме и с привычной гостям кухней: в меню паназиатские, японские, китайские блюда. Все позиции меню и винной карты были в наличии — ну разве что вместо пары видов чая предлагают альтернативные новинки. Несмотря на время ужина, ресторан был абсолютно пуст. На вопрос корреспондента, всегда ли в Mio так немноголюдно, официант ответил, что все дело в дне недели. В выходные, например, в заведении «много народа, полная посадка».
«Может, погода сказалась, сейчас мало людей гуляет на набережной. С другой стороны, даже и погода не всегда показатель. Никогда не угадаешь, сколько будет гостей и какие факторы повлияют на их количество в зале», — пояснила девушка.
Наш корреспондент пробыл в заведении больше часа, но ни один посетитель за это время к нему не присоединился. Уже под конец нашего визита в Mio зашла мама с ребенком, чтобы выпить чаю. На набережной между тем, несмотря на начало рабочей недели и поздний час, гуляли молодые люди и влюбленные парочки. Но трафика в Mio этот факт не добавлял. Отметим, что средний чек заведения, по оценкам 2ГИС, 1,5 тыс. рублей. «Яндекс» относит и Mio, и Snob к премиум-сегменту с высоким ценником.
Константин Иванов: «У каждого инвестора есть своя планка рентабельности. В данном случае, значит, ему выгоднее сдать эти рестораны, чем содержать их»
«Очевидно, что для собственника выгоднее сдать рестораны в аренду»
О том, что Mio и Snob предлагаются в аренду, в «Кремлевской набережной», конечно, знают. Но мотивы решения здесь не прокомментировали.
Известный казанский ресторатор Константин Иванов пояснил, что данные предложения аренды не попытка смены концепции или привлечения инвестиций, а решение собственника сократить издержки. «То, что они собирались найти арендатора, было ожидаемо. Если проекты „не идут“, то собственнику нужно иметь силу принять решение закрыть их. Они сделали все правильно, нашли мудрое решение. Признали, что проекты „не идут“ и не стоит их „тащить“ за счет других успешных ресторанов. У каждого инвестора есть своя планка рентабельности. В данном случае, значит, ему выгоднее сдать эти рестораны, чем содержать их», — пояснил Иванов.
С такой оценкой согласен и директор сети трактиров «Старый амбар» Ильфат Гималтдинов. «Не от хорошей жизни рестораны закрываются. Люди инвестировали туда немаленькие деньги, сегодня закрывают, следовательно, что-то не то. Значит, убыточный проект», — заметил бизнесмен.
Что касается стоимости аренды, то участники рынка полагают: это «просто повод для разговоров» с потенциальным арендатором.
«В чем плюс арендного подхода? Рестораны сдаются с оборудованием, инженерными сетями, мебелью. Взял и работай!»
«Если люди найдутся, думаю, что летом и в каникулы можно будет платить такую аренду. А в другие периоды года ее нужно сделать ниже. В чем плюс арендного подхода? Рестораны сдаются с оборудованием, инженерными сетями, мебелью. Взял и работай! Чтобы открыть 1,2 тысячи квадратных метров площади, нужно вложить примерно от 35 тысяч рублей в метр, то есть более 35 миллионов рублей. Умножаем данную сумму на кредитные 14 процентов годовых, получаем 4,9 миллиона рублей — это выплата процентов только за год. В месяц сумма составит 408 тысяч рублей. Беря в аренду такое помещение, мы экономим сразу 400 тысяч рублей в месяц. Но здесь нужна интересная концепция и сильное позиционирование. Это актуально для обоих ресторанов», — подытожил Иванов.
Руководитель проекта P.Lоve, ресторатор Нурислам Шарифулин, наоборот, считает, что решение сдать в аренду Mio и Snob никак не связано с рыночной и экономической конъюнктурой. Но также находит предложение экономически выгодным.
«Набережная — это, на мой взгляд, одно из лучших мест города с точки зрения трафика. Он, правда, сезонный — в межсезонье там все печально. Но летом и в Новый год там можно заработать на аренду, зарплаты и все остальное. Потому предложение по аренде на набережной, скорее всего, не значит, что у них там как-то все плохо по экономике. Не исключено, что у них какой-то внутренний конфликт. Есть типично рыночные ситуации, когда кто-то в торговом центре открыл ресторан или в отдельно стоящем здании, ввалил туда кучу денег, а народа нет, и человек пытается продать объект как готовый бизнес. А от успешного бизнеса обычно избавляются, когда куда-то уезжают, когда устают, когда партнеры не могут договориться между собой. Потому я предполагаю, что одна из этих трех причин могла послужить решению сдать в аренду данные рестораны. И, скорее всего, человек, который возьмет такие помещения в аренду, получит хорошую экономическую историю», — прокомментировал Шарифулин.
Нурислам Шарифулин: «Набережная — это, на мой взгляд, одно из лучших мест города с точки зрения трафика. Скорее всего, человек, который возьмет эти помещения в аренду, получит хорошую экономическую историю»
РЕСТОРАННЫЙ РЫНОК В ПРОЦЕССЕ БОЛЬШОЙ ЧИСТКИ: «То, что бизнес будет продаваться, закрываться в этом году, — это точно»
Mio и Snob, вероятно, далеко не последние предложения на рынке. Согласно данным «Татстата», опубликованным 1 февраля, за 2020 год рынок общепита «просел» на 11 млрд рублей. Если по итогам 2019-го оборот в сфере общественного питания составил 47,7 млрд рублей, то по итогам января – декабря 2020-го — 36,2 миллиарда. Потери — почти 27%. По словам Гималтдинова, весной стоит ожидать новой волны закрытий заведений.
«Если говорить в целом про рынок, он на протяжении полутора-двух лет ужасный. Сфера общепита существенно пострадала еще до пандемии от резкого падения курса рубля. А коронавирус этот прибил всех уже практически! В общепит же идет 90 процентов предприимчивого населения, считается, что это более-менее доступная и понятная сфера деятельности. Но культура у нас все равно не та. В Европе у людей уж кухонь нет, а у нас они до сих пор готовят дома по старинке. Плюс открылось много пекарен. Купил там, домой принес, разогрел — вот и не надо ни готовить, ни идти никуда. То, что бизнес будет продаваться, закрываться в этом году, — это точно. После февраля-марта произойдет существенное движение рынка, на мой взгляд. Люди подбивают сейчас свои «кредиторки», балансы годовые и начнут шлейфом закрываться. Общепита теперь много продается, больше, чем в любые другие годы», — прокомментировал Гималтдинов.
С ним согласен и Шарифулин, однако его прогнозы более оптимистичные.
«Рынок потихоньку возвращает гостей. Потихоньку снимают ограничительные меры, и это вселяет надежду на скорейшее восстановление рынка. Но „отход“ с рынка еще будет. Наша индустрия, индустрия гостеприимства, первая испытывает на себе кризисные влияния и последняя восстанавливается. Если у нашего потребителя падает доход, то первое, что он начинает резать, — походы в кино и рестораны. Поэтому от трех месяцев до полутора лет отрасль перестраивается под новые реалии. Сейчас произошел очередной такой цикл, и в этот момент умирают все неэффективные компании. Есть среднерыночные показатели — по стоимости арендной платы, по ФОТ, по себестоимости продукта, по максимально проходящей цене, и когда ты за пределы таких цифр выходишь в большую сторону, то ты первый кандидат на вылет. У тебя слишком дорого — к тебе не ходят, у тебя высокая арендная плата — работаешь на арендодателя, падает спрос — уходишь с рынка. Потому считаю, что кризис — отличное время для эффективных компаний. Рынок вычищает неконкурентные заведения, и потребитель от этого только выигрывает», — подытожил руководитель проекта P.Lоve.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 209
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.