После указания президента Дмитрия Медведева разобраться с чёрным PR в отношении банков хранители закона решительно взялись за дело. В соответствии с указанием Генпрокуратуры "Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики", прокуроры будут выявлять случаи информационных атак на банки, дестабилизирующие экономическую ситуацию в регионах.

В Свердловской области, где под удар попали банки "Северная казна", "Банк 24.ру" и Уральский банк реконструкции и развития, началась проверка местных СМИ по факту публикации сообщений, подозрительных в отношении чёрных технологий. Шеф-редактора информационного агентства URA.ru (где на первой странице — рубрика "Отборные люди России" с подзаголовком "Не бойтесь слухов, правда — страшнее") Оксану Панову уже вызывали на ковёр. О результатах пока неизвестно, но, как объяснила помощник прокурора Свердловской области Римма Бобина, в случае, если СМИ будут уличены в предоставлении своим читателям заведомо ложной или даже просто преувеличенной информации, руководство таких изданий может быть привлечено к уголовной ответственности.

Естественно, журналисты возражают: "я не я, лошадь не моя, и вообще меня здесь не было, это у вас глюки". За руку пока никого не схватили. Может быть, и не схватят, но после решительных действий власти журналисты начнут семь раз проверять, прежде чем один опубликовать, и это будет более правильно. В период Великой Депрессии в США едва ли не главным инструментом преодоления кризиса была пропаганда. Голливуд поставил на поток производство оптимистичных фильмов, газеты и радио старались успокоить читателей и разъяснить ситуацию, правительство своевременно информировало о своих шагах — занималось, как бы мы сейчас сказали, "установлением связей с общественностью".
В Татарстане пока спокойно. Генеральная прокуратура, очевидно, бдит, но и на ковёр за здорово живёшь никого не таскает.

У нас даже, вопреки всем кризисам, издательский дом "Абак–Пресс" ("Я покупаю", "9 Линий", журнал "Весь дом", Свободные деньги") запускает в Казани сетевой журнал "Бизнес и Жизнь". Обещаны "искренние истории, рассказанные известными предпринимателями и управленцами", с "уникальными личностями, с их ценностями, принципами, правилами и отношением к происходящему". Обещают также "впечатляющие фотопроекты, представляющие героев в нестандартных образах и ракурсах". Журнал, конечно, не для рядового горожанина — для топ-менеджеров и собственников предприятий малого и среднего бизнеса.

Пропустим мимо ушей слова Диляры Байчуриной, территориального директора Группы глянцевых изданий Издательского дома "Абак-Пресс", которая прямо так и заявила, что "Бизнес и Жизнь" — "это принципиально новый интеллектуальный продукт для Казани". Ага, сейчас. Продуктов с "уникальными личностями" и "впечатляющими фотографиями" в одной Казани — воз и маленькая тележка, и каждый, само собой, считает себя "принципиально новым". Не в этом дело. Главное в другом: во время кризиса, когда глянцевые журналы съёживаются и скукоживаются, сохнут, как осенний лист, без питающей их рекламы, в Казани такой журнал только запускается! Очевидно, что планы по выпуску журнала созрели не вчера, но важно то, что они не были изменены. Любопытно будет проследить за судьбой издания — особенно весной будущего года, на который, по всем прикидкам, должен прийтись самый разгар кризиса.

А вот Playboy, отец всех мужских глянцевых журналов, у которого такие же трудности, как и у младших братьев и сестричек, собирается выживать, взявшись за руки с другими жертвами кризиса. Февральский номер сделает главными героинями разорившихся бизнес-леди, сообщила редакция. "Во время плохих новостей — это шанс улыбнуться, предоставив новый взгляд на возникшую проблему", — объясняет фоторедактор Playboy Гэри Коул. Может быть, женщины и будут улыбаться от "нового взгляда на проблему", мужчины, скорее, будут улыбаться по точно тем же причинам, по каким улыбались, глядя на страницы Playboy, и полвека назад.

Пока журнал занят кастингом. Нужно 20 женщин — топ-менеджеров без комплексов с плейбоевскими внешними данными. Предпочтение отдается уволенным из-за кризиса. Заветная мечта Гэри Коула — найти красотку-финансового аналитика с Уолл-стрит. Пока такой не обнаружилось: то ли среди уволенных нет красивых, то ли среди финансовых аналитиков таких вообще не водится…

Playboy не первый раз помогает жертвам кризисов: в 2002 году он поддержал женщин из рухнувшей корпорации "Enron", хорошо заплатив им за съёмки. Заплатят и в этот раз, но сумма пока неизвестна и будет зависеть от количества участниц.

В России красавицы (и красавцы) из серьёзных компаний и даже банков пробовали рекламу в стиле знаменитого кролика ещё в лучшие времена. Ничто не мешает предположить, что кое-кого из руководительниц российских компаний, которым не повезло, мы увидим на страницах не только журналов, предназначенных для семейного просмотра.

24.11.08