Признанный мастер блокбастеров, создатель жанра screen life в кинематографе, отец «Дозоров» и «Елок» Тимур Бекмамбетов впервые заменил людей на куклы, чтобы воплотить свою давнюю мечту — спектакль о легендарном бродяге и философе Ходже Насреддине. Оживить марионеток помогли узнаваемые голоса звезд российского кино, а пристанищем восточной сказки стала малая сцена московского Театра Наций. С премьерного показа — корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Тимур Бекмамбетов впервые заменил людей на куклы, чтобы воплотить свою давнюю мечту — спектакль о легендарном бродяге и философе Ходже Насреддине»
«Я МНОГО ЛЕТ МЕЧТАЛ РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ ХОДЖИ НАСРЕДДИНА»
Ходжа Насреддин — легендарный персонаж для мусульманского Востока. Его поступки одновременно удивляют и заставляют задуматься о жизни, свободе, творчестве. Некоторые исследователи полагают, что молва о необычном философе возникла еще в XIII веке. Однако доподлинно неизвестно, жил он на самом деле или нет. Тем не менее народы Ближнего Востока и Центральной Азии многие столетия слагали легенды о плутовстве и мудрости бродячего трикстера. На 1000 и 1 восточной сказке о Насреддине вырос и Тимур Бекмамбетов, мечтая однажды рассказать историю Ходжи театральным языком.
«Я много лет мечтал рассказать историю Ходжи Насреддина, талантливого и парадоксального персонажа, который все переворачивает с ног на голову. Но поскольку мир и так перевернут, то у Насреддина в итоге все оказывается на своих местах. Мы создали образ легендарного трикстера восточной цивилизации, и у нас вышла пьеса о свободе, любви и правах человека, в общем, о проблемах и чаяниях всех времен, вплоть до сегодняшнего дня», — говорит Бекмамбетов.
Тимур Бекмамбетов: «Мы создали образ легендарного трикстера восточной цивилизации, и у нас вышла пьеса о свободе, любви и правах человека, в общем о проблемах и чаяниях всех времен вплоть до сегодняшнего дня»
Режиссер привык работать на массовую аудиторию, и мало кто мог ожидать от него кукольного спектакля. Хотя еще в 1982-м автор «Дозоров» окончил Ташкентский театрально-художественный институт по специальности «художник театра и кино». Однако к большим сценическим победам это не привело. Зато в августе 2019-го, т. е. спустя 37 лет, Бекмамбетов, теперь не чужой Татарстану, дебютировал в театре во время сайт-специфик-лаборатории «Свияжск АРТель». И именно с «Ходжой Насреддином».
Тогда под покровом ночи на острове-граде в пыли от песчаного пляжа и при свете факелов несколько казанских артистов первый раз сыграли давнюю мечту Бекмамбетова. Самого бродячего философа исполнил молодой премьер театра им. Камала Эмиль Талипов, ишака и верного спутника — актер казанского ТЮЗа Нияз Зиннатуллин, а прочие мужские и женские роли достались звезде Камаловского Искандеру Хайруллину и Анне Карениной из одноименного иммерсивного спектакля Юлии Маленкиной. Пьесу же Бекмамбетов создал специально для лабораторного эскиза вместе с Ильгизом Зайниевым, ныне худруком театра кукол «Экият». Теперь татарский драматург попал в афишу престижного московского драмтеатра.
В Театре Наций тоже планировался «живой» спектакль, но задуманный звездный каст — Константин Хабенский, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий, Инга Оболдина, Елизавета Боярская — невозможно было свести более чем на пару спектаклей. Так мечта с голливудским размахом чуть было не сломалась под тяжестью обстоятельств, но создатели нашли выход — куклы.
Таким образом «Ходжа Насреддин» стал не только первым опытом Бекмамбетова на большой театральной сцене, но и дебютом самого театра в сложном жанре с физической и драматической точки зрения.
«Изо дня в день ишак возит неподъемную тележку, груженную людскими товарами, пока случайная встреча с Насреддином (озвучивает Константин Хабенский, управляет Максим Кустов) в корне не меняет его жизнь»
ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА ЧЕРНО-БЕЛОГО КИНО
Небольшое пространство малой сцены Театра Наций окутано тьмой. Сцены как таковой нет. Зато во мраке виднеется узкая полоска света примерно в метр высотой. Такой черно-белый кусочек кинопленки только с восточным обрамлением в виде железной кованой решетки. Эта блеклая полоса станет путеводным фонарем по загадочному миру Востока для зрителей на ближайшие два часа, а еще — дорогой для его не менее загадочных персонажей.
Повествование ведется от лица ишака, голос которого принадлежит художественному руководителю Театра Наций Миронову, а движения — кукольнику Евгению Шавкунову. Он ведет свою обычную ослиную жизнь под строгим присмотром приземленного хозяина (голос Золотовицкого, управляет Александр Третьяк). Изо дня в день ишак возит неподъемную тележку, груженную людскими товарами, пока случайная встреча с Насреддином (озвучивает Хабенский, управляет Максим Кустов) в корне не меняет его жизнь.
«Бродяга предлагает купить осла у хозяина за 10 монет. Хотя тот, по оценке владельца, их даже не стоит. Сделка не клеится, тогда Ходжа повышает цену до 35 монет, обескураживая базарного торговца своей глупостью и недальновидностью»
Бродяга предлагает купить осла у хозяина за 10 монет. Хотя тот, по оценке владельца, их даже не стоит. Сделка не клеится, тогда Ходжа повышает цену до 35 монет, обескураживая базарного торговца своей глупостью и недальновидностью. «Во дурак-то! Зачем тебе этот бесполезный ишак? Он не стоит таких денег», — думает человек и продает животное за 10 монет. «Ты свободен, осел. А твой хозяин остался мне должен 25 монет. Ведь я предлагал за тебя 35», — парирует Насреддин. Теперь зрителю ясно: этот малый хитер и ловок, но что кроется за трюкачеством путника? И что ишаку делать с приобретенной свободой?
С этой сцены начинается трогательная дружба путника и осла, в чудаковатости которой открывается глубина мироздания. Эпизод за эпизодом режиссер вживую монтирует их извилистый путь, играя со светом, звуками, репликами.
Из назойливого невежды, движениями и интонациями уж больно напоминающего осла из американского «Шрека» или коня Юлия из мультипликационной саги о «Трех богатырях», ишак превращается во внимательного и бесстрашного помощника Насреддина. Ведь на их пути встречаются не только рыночные торговцы, но и армия могущественного воина Эмира Тимура (озвучивает Вержбицкий, управляет Александр Третьяк), который похитил жену Ходжи Махаббат. Как обхитрить зло? Как спасти любимую, друга и даже собственного врага? Как найти смысл в бессмыслице и упокоение в страхе перед неизвестностью и самим собой?
«Куклы должны не просто двигаться по прихоти людей в черном, попадая в заранее записанные реплики. Им придется буквально ожить, чтобы сказка стала явью и унесла 50 процентов зала в волшебство»
СПЕЦЭФФЕКТЫ БЕЗ ВЗРЫВОВ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
Возможно, те, кто привык к блокбастерской ипостаси Бекмамбетова, удивятся отсутствию видимых спецэффектов. Здесь ничего не взрывается, никто не пускает пули по кривой траектории, как героиня Анджелины Джоли в фильме Бекмамбетова «Особо опасен», зрителей не оглушает рев резко тормозящей тележки. Спецэффекты в другом — в мастерстве кукольников.
Вторым режиссером и художником-постановщиком спектакля стала Анна Викторова, художественный руководитель петербургского театра «Кукольный формат» («КУКФО»), лауреат театральной премии «Золотая маска» и племянница Бекмамбетова. В своем родном театре она работает с марионетками, довольно редкой системой даже для Москвы. Поэтому в Театре Наций персонажами позвали управлять молодых актеров из ГАЦТК им. Образцова и Московского областного театра кукол.
У них же задача вдвойне сложная. Куклы должны не просто двигаться по прихоти людей в черном, попадая в заранее записанные реплики. Им придется буквально ожить, чтобы сказка стала явью и унесла 50% зала в волшебство. У марионеток двигаются не только конечности. Люди открывают рты, а животные грациозно скачут подобно своим настоящим собратьям, шевелят ушами, машут хвостами.
Эта детальность и плавность движений завораживает моментально. А ведь за ширмой все это время в согнутом положении стоят кукольники в черных одеждах и с точностью хронометра дергают за ниточки увесистых марионеток. В их руках обаятельные игрушки приобретают характер и мимику живых героев, с которыми хочется поговорить и набраться житейской мудрости.
Имя Насреддин с арабского переводится как «победа веры». Именно этот урок он дарит персонажам, с которыми встречается по ходу спектакля. Его же преподает и зрителям, которых, как и сотни лет назад, волнуют одни и те же вопросы: что такое права и свободы, где грань между личностью и государством, верой и безнравственностью?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.