На коллегии Ростехнадзора рассказали о «крестовом походе» против неисправных башенных кранов и покритиковали «регуляторную гильотину», которая связала руки проверяющих. Приглашенные на коллегию представители «Татнефти» попросили отменить избыточные требования, которые ведут нефтяников к многомиллионным расходам, а гендиректор «Татэнерго» и вовсе усомнился в возможности выполнить инвестпрограмму при нынешних ценах на металл. Подробности мероприятия — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня приволжское управление Ростехнадзора подвело итоги своей работы в 2020 году и наметило планы на будущее
Ростехнадзор против «регуляторной гильотины»
С первым отчетом в новом статусе в кабмине РТ выступил новый руководитель Ростехнадзора по РТ Родион Карпов, который спустя почти год после назначения так и не избавился от приставки «и. о.». На публичное линчевание нарушителей в духе своего предшественника Бориса Петрова Карпов не решился. Он вообще не озвучил статистику по авариям и несчастным случаям (она мельком была представлена на слайдах), зато заострил внимание на теме так называемой «регуляторной гильотины», которая серьезно ослабила карательные полномочия контрольных органов, и Ростехнадзора в том числе. Дело в том, что с 2013 года плановые проверки на объектах четвертого класса опасности не проводятся, а самосознание руководителей самих предприятий (на него авторы реформы надзорных органов возлагали большие надежды) пока находится не на должном уровне, сожалел докладчик.
Пандемия коронавируса в прошлом году еще больше связала руки ревизорам. Но тем не менее сотрудниками управления в 2020-м проведено 6,5 тыс. проверок, в ходе которых выявлено 37 тыс. нарушений. «Вскрыто 3 тысячи предпосылок к инцидентам и авариям, которые не могли быть выявлены самими предприятиями», — выделял голосом Карпов.
Глава управления особо подчеркнул, что 62% аварий пришлось на объекты самого низкого класса опасности, «хотя аварий там просто не должно быть». На эти же якобы самые безопасные объекты пришлась и львиная доля всех погибших и пострадавших — 70%. Речь идет о разного рода подъемных механизмах и башенных кранах. «Самые большие риски таит в себе изношенность оборудования и несоблюдение правил эксплуатации при проведении ремонтных работ», — заметил Карпов. Он добавил, что, несмотря на пандемию, управлению удалось сделать большую профилактическую работу и в этой части — проведено 700 проверок подъемных механизмов, выявлено боле 1,8 тыс. нарушений. Приостановлена работа 11 грузоподъемных механизмов и башенных кранов, а значит, посчитал докладчик, предотвращено 11 потенциальных аварий.
«Статистика доказывает — без планового надзора предприятия зачастую не справляются самостоятельно, а вопросы безопасности отходят на второй план», — пришел к выводу руководитель, добавляя, что производственный контроль никогда не сможет заменить собой работу инспекторов, поскольку выполняется такой контроль зачастую формально, для галочки.
«На бумаге расписаны тысячи и тысячи учебных и тренировочных занятий, и всегда с положительной отметкой. В этой работе самое страшное не обмануть самого себя! — с горькой иронией отметил глава Ростехнадзора. — Человеческий фактор является определяющим при возникновении аварийных ситуаций. Это и собственник, не выделивший средства на модернизацию, и директор, не организовавший работу по производственному контролю…»
В отчетах о производственном контроле предприятия порой не выявляют никаких серьезных нарушений, устранение которых требует больших финансов. «Мероприятия ограничиваются отходами, покрасками оборудования и зачастую не затрагивают технологической составляющей, — продолжал критиковать докладчик. — Количество выявленных ими нарушений несоизмеримо с тем, что фиксирует наш инспектор».
На карандаше у приволжского Ростехнадзора сегодня контроль за строительством и реконструкцией 510 объектов — это и комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ТАНЕКО, и комплекс глубокой переработки тяжелых остатков ТАИФ-НК
«Если кто-то воспринимает Ростехнадзор как бесплатный аудит, то это не совсем правильно»
Позже, комментируя доклады участников, Карпов еще не раз будет выступать с критикой на тему беспечности предприятий. «Если кто-то воспринимает Ростехнадзор как бесплатный аудит, то это не совсем правильно, — обратился к присутствующим руководитель, нервно отреагировав на доклад заместителя директора „Чувашэнерго“ Дмитрия Иванова о более 3 тыс. выявленных нарушений. — Руководители филиалов должны стремиться свести нарушения к нулю, а не рисовать по итогам года графики и таблицы с нарушениями».
«За „бесплатный аудит“ мои специалисты заплатили административными правонарушениями в полном объеме, я с них шкуру спустил», — попытался оправдаться Иванов под смех зала.
«Вот поэтому я и говорю: нарушения допускать нельзя», — поддержал его Карпов.
Глава контрольного ведомства тем временем перешел к летним проверкам готовности теплоснабжающих организаций к пуску тепла — 24 организации в срок не получило паспорта готовности. «Почему застройщик и эксплуатирующая организация ждут инспектора, когда кто-то каким-то образом узнает, что у него на объекте эксплуатируется в неустановленном порядке кран? Или муниципалитет не обращает внимания на безопасность технологического оборудования учреждений?» — задавался спикер риторическими вопросами. И тут же выступил с предложением — законодательно выделить такие организации в группу с особым режимом контроля.
839 нарушений инспекторами Ростехнадзора было обнаружено в прошлом году в ходе обследования гидротехнических сооружений (ГТС). Но от вороха предписаний ничего не изменится, признал Карпов. В 2020-м, по его словам, властями проведена масштабная инвентаризация ГТС, теперь муниципалитетам предстоит кропотливая работа по приведению сооружений в нормальное состояние.
В 2020 году властями была проведена масштабная инвентаризация ГТС, теперь муниципалитетам предстоит кропотливая работа по приведению сооружений в нормальное состояние
На карандаше у приволжского Ростехнадзора сегодня контроль за строительством и реконструкцией 510 объектов — это и комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ТАНЕКО, и комплекс глубокой переработки тяжелых остатков ТАИФ-НК. Ждут проверяющие начала еще двух масштабных строек — строительства дороги М12, а также реконструкции Заинской ГРЭС.
Закончил свою речь глава приволжского Ростехнадзора фразой Михаила Булгакова «Жить по-новому очень трудно, но жить прошлым еще труднее» и пожелал всем безаварийной работы.
Начальник правового управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Дмитрий Яковлев продолжил тему «регуляторной гильотины». Рассказывая о последних изменениях законодательства в сфере деятельности Ростехнадзора, он отметил, что прошлом году в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений было отменено 219 нормативно-правовых актов, вместо них принято 74 новых.
Среди них, по словам спикера, два «революционных». Первый касается переоформления собственности на непрерывно действующие объекты. «Было одно юрлицо, теперь газовую трубу берет другое. Получение лицензии — 45 дней, а прекратить подавать газ они не могут, потому что на них „висят“ потребители», — пояснил Яковлев на примере. Теперь такая ситуация учтена, и заявитель может не предоставлять в Ростехнадзор документ о наличии права собственности «на трубу», а необходимо лишь согласие собственника на то, чтобы новый собственник получил лицензию.
Второе нововведение связано с буровыми: при их перевозке с места на место теперь не нужно будет каждый раз вносить изменения в уже имеющуюся лицензию.
Минниханов заявил, что благодаря выстроенной работе с коллегами из Ростехнадзора в прошлом году была обеспечена устойчивая работа предприятий
Нефтяники просят убрать заборы вокруг скважин, энергетики жалуются на дорожающий металл
Следующим шло выступление первого заместителя гендиректора по разведке и добыче нефти и газа «Татнефти» Рустама Халимова. Начал он с обзора на рынке углеводородного сырья — «коронавирусные» ограничения, сделка ОПЕК+ заставили компанию резко снизить добычу нефти.
«По экспертной оценке аналитических агентств, даже при самых оптимистичных сценариях восстановление рынка возможно не ранее 2022 года», — отметил докладчик. В 2020-м компания добыла только 26 млн т нефти. При суточной добыче в 71 тыс. т снижение составило 10 тыс. т по сравнению с 2019-м. Это привело к вынужденной остановке части скважин, компания сконцентрировалась на повышении эффективности производства и сокращении издержек.
В связи с этим у «Татнефти» возник ряд предложений к Ростехнадзору. В частности, Халимов выдвинул идею исключить требования об обязательном ограждении фонда скважин.
«Согласно правилам безопасности нефтяной и газовой промышленности, взрывоопасные объекты без постоянного нахождения работников должны быть ограждены, но это, как правило, добывающие нагнетательные скважины, которых в компании более 47 тысяч. Исполнение данных требований повлечет для компании затраты почти 4 миллиарда рублей, и в то же время скважины у нас оснащены системами дистанционного контроля, давления, движущиеся части ограждены, есть договоры об охране объектов», — заметил Халимов.
Также нерешенным является вопрос отсутствия проектов технической документации опасных производственных объектов, построенных в 60–70-е годы прошлого столетия. Замгендиректора объяснил, что восстановление этих документов по сегодняшним правилам влечет необходимость реконструкции объектов и огромные затраты. Вместе с тем все объекты проходят экспертизу промышленной безопасности — нефтяник полагает, что такие экспертизы могли бы компенсировать подготовку проектов техдокументации по старым объектам.
Еще одним знаковым выступлением стала речь генерального директора АО «Татэнерго» Раузила Хазиева. Он рассказал, что в его ведении тепловые электростанции, одна гидроэлектростанция, а также тепловые сети Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Заинска. Только тепловые сети имеют общую протяженность 2,5 тыс. километров. 30% из них эксплуатируют более 20 лет. «700 километров — расстояние практически до Москвы», — заметил докладчик.
Ежегодно компания заменяет 2,3–6% тепловых сетей, на что каждый год тратится 1,2–1,3 млрд рублей. На 2021-й запланировано 1,6 млрд рублей, но этого крайне мало. Хазиев обратил внимание присутствующих на резкий рост стоимости металла, который неизбежно сказался на цене металлических трубопроводов (пластиковые не подходят на трубопроводах с температурой воды 115 градусов Цельсия).
«Мы и так меняем всего 2–3 процента трубопроводов, а подобный рост цен не позволит нам выполнить даже такую работу», — заявил гендиректор, призвав антимонопольную службу сдержать цены на металл. Кроме того, глава компании обратился к нефтехимикам, чтобы они подумали над производством труб, которые выдерживали бы высокие температуры. «Рынок огромный, только нам сегодня нужно 700 километров менять немедленно», — закончил свою речь руководитель.
«Раузил Магсумянович, единственное, что я хотел сказать, вы озвучили экономическую составляющую, но вы как директор предприятия, эксплуатирующего опасные производственные объекты, [обязаны обращать внимание на] уровень промышленной безопасности, безопасность объектов энергетики и условий труда должны соблюдаться, и планы инвестиционной программы необходимо реализовать», — заметил Карпов.
Хазиев заверил, что сделает все возможное, но что делать с ценами на металл, конечно, непонятно.
Завершал заседание президент РТ Рустам Минниханов. Он заявил, что благодаря выстроенной работе с коллегами из Ростехнадзора в прошлом году была обеспечена устойчивая работа предприятий: в установленные сроки запущено производство на комплексе ТАНЕКО, продолжилась реализация проекта по созданию нового олефинового комплекса на «Нижнекамскнефтехиме», предстоит большая работа по строительству трассы М12, перечислил глава республики.
При этом в 2020 году все же произошло 13 аварий, в которых погибли 10 человек. «Управлению Ростехнадзора совместно с руководителями предприятий, прокуратурой необходимо проанализировать каждую аварию, чтобы исключить подобные происшествия в дальнейшем», — попросил президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.