Сегодня в Казани начинается фестиваль «Мирас» имени Назиба Жиганова — пожалуй, самое крупное из событий, которое оказалось связано с круглой датой основоположника татарского профессионального музыкального искусства. Как тут не вспомнить, что и оперный театр в столице ТАССР в 1939 году открывался его оперой «Качкын». А носит сегодня имя Мусы Джалиля, со дня рождения которого 15 февраля исполнится 115 лет. И тем не менее на Шаляпинском фестивале – 2021 не нашлось места ни тому, ни другому.
Сегодня в ГБКЗ им. Сайдашева начинается шестой фестиваль татарской музыки «Мирас»
«НАШИ ЭЛИТЫ НЕДОПОНИМАЮТ, ЧТО ТАКОЕ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО»
Сегодня в ГБКЗ им. Сайдашева начинается шестой фестиваль татарской музыки «Мирас», придуманный худруком и главным дирижером Государственного симфонического оркестра РТ Александром Сладковским. Форум носит имя Назиба Жиганова, одного из основоположников татарского профессионального музыкального искусства, к тому же в январе исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого композитора. В Казани часто спорят относительно того, насколько ГСО РТ уделяет внимание национальной музыке, но, пожалуй, ни одна из культурных институций республики не смогла предложить к круглой дате Жиганова целый фестиваль его имени, где прозвучат в том числе и мировые премьеры.
И все же, как показалось, 110-летие многолетнего ректора Казанской консерватории мало кто заметил. С этим согласен и его сын, директор московского детского музыкального театра «Домисолька» Иван Жиганов: «Определенное ощущение, что юбилейной дате Назиба Гаязовича внимания уделено недостаточно, у меня есть. Ведь речь идет о человеке, который построил конструкцию, держащую сегодня все музыкальное образование Татарстана. Причем она не просто держит, а делает его одним из лучших в России. Сегодняшние консерватория, симфонический оркестр, оперные дивы и эстрадные звезды — плоды его работы. Но Театр оперы и балета, союз композиторов РТ пока вообще никак не обозначили свое отношение к юбилейной дате. Это грустно, но, видимо, сейчас такое время».
Форум носит имя Назиба Жиганова, одного из основоположников татарского профессионального музыкального искусства, к тому же в январе исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого композитора
Жиганов напомнил, что 33 года не решается вопрос с памятником отцу, критически мало проводится исследовательской, научно-исторической работы по его творчеству. «А некоторые вещи не поддаются осмыслению, — добавляет наш собеседник. — В последний свой приезд в Казань я нашел время заглянуть в Национальный музей РТ, где с удивлением обнаружил, что в выставке, посвященной 100-летию образования ТАССР, нет ни одного упоминания ни о консерватории, ни о Жиганове, не говоря уже об экспозиции к его 110-летию. За столько лет ему там места не нашлось… Таких случайностей не бывает, правда? Отсюда и недосказанность».
С Жигановым-младшим согласен известный журналист и общественный деятель Талгат Бареев: «Конечно, внимание было недостаточным. Назиб Жиганов — основоположник профессиональной татарской музыки! И тут проявились все эти недостатки сегодняшней культуры Татарстана. А он все-таки явление татарской культуры! Я был на юбилейном концерте, который консерватория организовала, и среди участников ни одного татарина нет. Это получается как бы дискриминация татар в сфере культуры. Я просто поразился, как так можно!» Бареев вспоминает о временах, что ГСО республики возглавлял с 1966 по 1979 год Натан Рахлин. «В его репертуаре постоянно присутствовала татарская музыка, — говорит наш собеседник. — И одно-два произведения всегда играли. А сейчас в комментариях читаю, мол, проведут „Мирас“, и послушаете свою татарскую музыку. Ну разве так можно относиться к культуре? Я очень возмущен нынешней ситуацией».
«Назиба Гаязовича я хорошо знал, мы с ним много беседовали, я учился в консерватории, — говорит певец и педагог, заслуженный артист РФ Мнир Соколов. — Это, конечно, величайший человек нашего музыкального мира, нашего национального музыкального мира. Но я не удовлетворен масштабами празднования круглой даты такого великого человека. Потому что мне кажется, что наши элиты недопонимают, что такое классическая музыка и высокое искусство. Они все внимание обращают, извините меня за грубый слог, на „поющие трусы“».
Рауфаль Мухаметзянов еще пять лет назад, отвечая на вопрос журналиста о том, почему театр игнорирует 110-летие Джалиля, спокойно ответил, что в России принято слишком трепетно относиться к «физическим лицам»
«ЧТО КАСАЕТСЯ ОПЕРНОГО ТЕАТРА, НОСЯЩЕГО ИМЯ ДЕДУШКИ, КАЖЕТСЯ, В ПРАЗДНОВАНИИ ОНИ НИКАК НЕ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ»
А в будущий понедельник, 15 февраля, нас ждет еще одна круглая дата — 115-летие со дня рождения Мусы Джалиля. Как тут не вспомнить, что его именем названа казанская опера, в репертуаре которой есть спектакль «Джалиль» на музыку… Жиганова, дружившего с поэтом. В свое время будущий Герой Советского Союза и символ борьбы с фашизмом был заведующим литературной частью оперного театра, а на его открытии звучала опера все того же Жиганова «Качкын». Казалось бы, сам бог велел почтить память наших выдающихся земляков на продолжающемся в эти дни Шаляпинском фестивале. Впрочем, не таков директор ТАГТОиБ им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, он еще пять лет назад, отвечая на вопрос журналиста о том, почему театр игнорирует 110-летие Джалиля, спокойно ответил, что в России принято слишком трепетно относиться к «физическим лицам».
Впрочем, внучка поэта Татьяна Малышева в разговоре с «БИЗНЕС Online» заметила, что власти Татарстана поддержали целый ряд мероприятий в рамках празднования круглой даты ее деда. «Я обратилась в министерство культуры республики, и они поддержали все предложенные мероприятия, — говорит потомок Джалиля. — Очень помогла Казанская консерватория, средняя специальная музыкальная школа консерватории и минкульт. Что касается оперного театра, носящего имя дедушки, насколько я знаю, сейчас там проходит Шаляпинский фестиваль, и, кажется, в праздновании они никак не задействованы. Но вообще, в Казани состоится целый фестиваль, приуроченный к 115-летию Мусы Джалиля. Например, 14 февраля организуют концерт в малом зале консерватории, 15-го утром мы будем на возложении цветов, с моей дочерью Лизой выступим в Национальном музее РТ, вечером пройдет большой концерт „Новых имен“ в БКЗ, 16 февраля — мероприятие в школе „Адымнар“ и концерт в ДК „Сайдаш“».
Интересно, что 1 февраля Рустам Минниханов вручал орден Дружбы главному дирижеру театра им. Джалиля Ренату Салаватову, как информирует пресс-служба президента РТ, на встрече присутствовал и Мухаметзянов, а одной из тем беседы было «продвижение татарских оперы и балета в мире».
«Поднимался вопрос продвижения национальной оперы в мире? — недоумевает публицист Бареев. — Но ведь и для внутреннего пользования эта сфера совершенно заброшена, татарскую культуру свели к попсе, ни академической музыки, ничего абсолютно».
А заслуженный артист РФ Соколов считает, если бы Назиб Гаязович был жив и видел, что сегодня происходит в оперном театре, то он бы «все силы отдавал для того, чтобы татары имели свою оперу, свое возвышенное искусство… а тут какая-то мелкотравчатость». «Например, мне не нравится, что в стенах оперного театра проходит „Yзгәреш җиле“, — продолжает Соколов. — А потом его везут в „Карнеги-холл“, представляя татарский народ! Но туда, если бы наша элита была готова к этому, нужно везти музыку того же Назиба Гаязовича Жиганова. Чтобы представить татарский народ с большой буквы! Нет, они везут YЖ и тыры-дым, тыры-дым».
По словам собеседника «БИЗНЕС Online», поразительно, что на нынешнем Шаляпинском фестивале юбилейная дата композитора никак не обозначена: «В этот потрясающий год Жиганова должны были представить полностью! И спектаклем, и концертом в стенах оперного театра!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.