Казанский слесарь Владимир Николаев сгодился для танка больше, чем профильные трактористы, и стал одним из самых молодых Героев Советского Союза в истории Казани. Почему его заинтересовала английская «Матильда», и что он написал матери перед смертью? «БИЗНЕС Online» продолжает публикацию архивных материалов нашего корреспондента Михаила Бирина об уроженцах Татарстана, получивших в Великую Отечественную высшую воинскую награду.
Скромный капитан, заместитель командира танкового батальона Николаев «удостоен» размеров единственного дома. Но зато где — в самом сердце его родного города!
«ЗВАНИЕ ГЕРОЯ ЕМУ ХОТЕЛИ ПРИСВОИТЬ РАЗА ТРИ»
В самом центре Казани, рядом со сквером Габдуллы Тукая, находится небольшая, буквально в один дом, улица, которая носит имя Владимира Николаева. При внимательном знакомстве с источниками и документами, посвященными этому командиру-танкисту времен Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза из столицы нашей республики, невольно обращает на себя внимание определенная символика в расположении и размерах данной улицы. Огромные казанские проспекты, носящие имена прославленных полководцев Великой Отечественной, как бы подчеркивают масштабы личностей этих маршалов и генералов. А скромный капитан, заместитель командира танкового батальона Николаев «удостоен» размеров единственного дома. Но зато где — в самом сердце его родного города! Невольно вспоминаешь поговорку «Мал золотник, да дорог».
Многие источники, в которых упоминается Владимир Николаевич, в один голос утверждают: звание Героя Советского Союза ему хотели присвоить раза три, но из-за фронтовой неразберихи награда все никак не могла найти своего героя. Его внучатая племянница Ирина Лушпина в своих воспоминаниях на всероссийском сайте движения «Бессмертный полк» пишет: «Многие спрашивали его: „Почему ты не добиваешься заслуженных наград?“ На что Николаев всегда отвечал кратко, но вполне достойно: „Я орденоносец, а не орденопросец!“»
Когда началась Великая Отечественная война, 19-летний Николаев находился в танковом училище. Еще в сентябре 1939 года он, закончивший 8 классов казанской средней школы №98 бывший помощник слесаря, а потом и слесарь Казанской меховой фабрики, добровольно ушел в армию, был направлен и проходил учебу в Чкаловском танковом училище.
Здесь возникают вполне резонные вопросы: почему уроженец Казани не учился в нашем, казанском, к тому времени уже именитом танковом? И второе: почему танковое училище носило имя пусть легендарного, но летчика? Во-первых, срочную службу Володя начинал не в Казани, а поближе к Уралу. Поэтому, очевидно, и попал. Что касается Чкаловского танкового, то оно, скорее, носило не непосредственно имя Валерия Павловича, а для удобства обозначалось так же, как и город, в котором дислоцировалось, — Чкалов. Дело в том, что Чкаловым этот уральский город назывался с 1938 по 1957 год. Сегодня это областной центр субъекта Российской Федерации — Оренбург.
Первоначально училище было сформировано как Чкаловское пехотное, но, по данным сайта «Танковый фронт», директивой генерального штаба от 5 мая 1941 года оно было перепрофилировано и переименовано в Чкаловское танковое. С начала войны из Саратовского танкового училища прибыл один из курсантских батальонов с командирами и техникой для укрепления базы только что созданного танкового училища. В 1942 году оно готовило командный состав для английских танков «Матильда» (пехотный танк Mk.II «Матильда II» (Tank Infantry Mk.II «Matilda II»), A12 — средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Активно и успешно использовался британской армией в ходе боевых действий в Африке, также в значительных количествах поставлялся в СССР и Австралию. Единственная модель танка в мировой истории, названная женским именем).
Но вернемся к нашему герою. Л. Ханин, автор книги «Герои Советского Союза — сыны Татарии» (Казань, 1969 год), отмечает, что молодому курсанту по окончании училища предложили остаться здесь же и продолжить службу в тылу. Что это значило? Скорее всего, то, что, несмотря на возраст и сугубо городское, «фабрично-слесарное» происхождение (в танкисты брали преимущественно трактористов), Володя был одним из лучших. И что проявленные навыки вполне годились для обучения других. Но он отвечал: «Нет, только на фронт!»
«СВОИХ НЕ БРОСАЕМ!»
Началом боевых действий, во время которых совершенствовались его воинские и командирские навыки, стали для лейтенанта Николаева бои на юге России летом 1942 года. Танковый полк, в котором он командовал взводом, отступал. Немцы, намереваясь отрезать полку пути отхода к переправе через реку, выбросили впереди воздушный десант. Тогда Николаев получил приказ разведать их силы. Посадив на танки отряд автоматчиков, взвод ночью скрытно подошел к занятому противником селу. Вблизи населенного пункта танки остановились, и дальше лейтенант с небольшой группой бойцов двинулся пешком.
Огородами, садами разведчики вышли к первой улице и оттуда стали наблюдать, что творится в селе. Скоро где-то недалеко заиграла губная гармошка. Командир с пятью солдатами пополз на ее звуки. Подобрались к толпе веселящихся гитлеровцев, укрылись и продолжали наблюдение. Только выяснив расположение врага, вернулись к стоявшим в роще танкам.
Летняя ночь коротка, и Николаев решил, не дожидаясь подхода полка, использовать темноту для внезапного нападения. Сообщив командиру части о своем решении и передав сведения о противнике, он повел отряд к селу. Два танка и автоматчики ворвались на улицу, а машина командира направилась к садам. У немцев имелись орудия, минометы, и упорный бой длился до рассвета, пока подошедшие подразделения не довершили разгром оккупантов. Дорога к переправе была открыта.
Вскоре часть, сдерживая натиск фашистских войск, заняла оборону у Миллерова. «Приказ командования — всеми силами удержать город. Ни шагу назад!» — передал танкистам командир полка.
Три дня шла битва за Миллерово. Не смолкал грохот орудий, не стихал гул моторов. Танки Николаева много раз бросались в контратаки, а его имя называлось в боевых листках, рассказывавших о героях сражения.
К концу третьих суток немцы предприняли новую, самую мощную атаку. В момент, когда они уже приближались, взвод Николаева, стоявший до этого в укрытии, неожиданно устремился на их цепи. Такой смелый бросок решил исход боя. Увлеченная примером танкистов, в контратаку поднялась и пехота. Фашисты снова оказались отброшены.
Однако радость победы была омрачена: из боя не вернулся один танк. Подбитый снарядом, он остался около вражеских позиций, и его экипажу грозила гибель или плен. Но не в обычае танкистов было бросать в беде друзей. Едва сгустилась ночная темнота, как Николаев с разрешения командира роты повел свою машину на выручку товарищей. Услышав шум мотора, немцы открыли огонь, но Владимир подъехал к поврежденному танку и взял его на буксир. Только в самую последнюю минуту, когда, закрепив буксирный трос, лейтенант садился уже в свой танк, ему не повезло: осколок ранил его в ногу. И все же обе машины он привел в расположение полка.
Летом 1944 года капитан Николаев — заместитель командира батальона тяжелых танков
«ТЫ НЕ БОЙСЯ ЗА МЕНЯ, НО, ЕСЛИ УБЬЮТ, НЕ ПЛАЧЬ, А ГОРДИСЬ»
Вернувшись после лечения в строй, танкист сражался на Кубани, подбил несколько вражеских танков, но и сам опять был ранен и едва спасся из горящей машины. Автор книги «Герои Советского Союза — сыны Татарии» приводит слова Владимира, которые он написал из госпиталя своему лучшему другу — матери (орфография документов сохранена — прим. ред.): «Ты не бойся за меня, но если убьют, не плачь, а гордись, что твой сын был патриотом и честно защищал Родину». Мать, старая работница Казанского трамвайного парка, отвечала сыну: «Я горжусь тобой, родной. Ты теперь коммунист и поступать по-другому не можешь (Владимир Николаев вступил в ряды ВКП (б) в 1943 году — прим. ред.)».
Когда настало время перелома в мировой бойне и изгнания оккупантов с советской земли, Николаев с гвардейской танковой бригадой прошел по всей Украине от ее восточных областей до Польши. С передовыми отрядами он переправлялся через Днепр, за освобождение Киева был награжден орденом Ленина (за два года участия в боевых действиях до присвоения ему звания Героя Советского Союза Николаев был награжден двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны первой степени и Красной Звезды). Под Фастовом снова горел в своем танке.
Летом 1944 года капитан Николаев — заместитель командира батальона тяжелых танков. После прорыва обороны противника и взятия Львова он сообщал матери: «За последний месяц 13 раз ходил в атаку и гитлеровцев побил много. Путь домой лежит через Берлин. Труден этот путь, но мы его пройдем. От вас я каждый день все дальше и дальше, но зато ближе к победе».
В эти дни отряд танков под командой Николаева вышел во фланг крупной группировки немецких частей. Опасаясь охвата, враг бросил навстречу танки «Тигр» и «Пантера» при поддержке самоходных орудий «Фердинанд».
Противников разделяла высота, к которой оба отряда мчались с разных направлений, надеясь захватить выгодную позицию. Счастье оказалось на стороне советских танкистов. Заняв гребень высоты, они открыли огонь и первыми же выстрелами подбили два головных немецких танка.
Фашисты, стреляя, остановились, но, потеряв еще одну машину, отошли и перегруппировались. Вперед выдвинулись их «Фердинанды». Группа же танков попыталась обойти высоту по лощине. Видя эту угрозу, Николаев направил им на перехват три своих танка и доложил по радио командиру бригады о создавшемся положении.
Вскоре на помощь подошли две батареи самоходных орудий из бригадного резерва. Одна из них встала рядом с танками, другая двинулась по лощине. Отставив на склоне высоты горящий «Фердинанд», немцы отошли на соседние холмы и оттуда открыли огонь. Теперь Николаев, в свою очередь, повел машины низиной и с фланга атаковал противника. Еще четыре танка и одна самоходка замерли без движения в поле, а остатки вражеского отряда, не думая больше о сопротивлении, в беспорядке отступили.
«ГЕНЕРАЛ ЗНАЛ НИКОЛАЕВА И ПОРУЧИЛ ОБОРОНУ ИМЕННО ЕМУ»
Танкисты и мотострелки армии знаменитого полководца Великой Отечественной войны Павла Рыбалко (Павел Семенович Рыбалко (1894–1948) — советский военачальник, маршал бронетанковых войск с 1 июня 1945 года. Дважды Герой Советского Союза. Командующий танковыми и общевойсковой армиями в Великой Отечественной войне, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Советской армии с марта 1947-го) наступали от Львова к Висле, под артиллерийским огнем противника и бомбежками форсировали они реку и захватили плацдарм на западном берегу. Немецкое командование решило одним ударом покончить с советскими войсками, сражавшимися за Вислой. Из районов, еще находившихся в их руках, гитлеровцы контратаковали участок Кола-Баранув, где шла переправа наших частей через реку.
Более тысячи машин с боеприпасами, горючим и другими грузами находилось на берегу, когда немцы прорвались к переправе и подошли к ней очень близко. Создалось исключительно тяжелое положение. Занимавшие плацдарм части могли лишиться источников питания и резервов.
В этих боях капитан Николаев был ранен в руку, но не захотел отправиться в тыловой госпиталь, а остался в медсанбате и с ним следовал за своей бригадой. Автомашины медсанбата, с которым ехал Николай, находились в то время тоже на берегу. С первыми выстрелами раненый офицер ушел в редкую цепь защиты переправы и сражался как рядовой боец. Там его и увидел заместитель командующего фронтом, прибывший к реке.
Генерал знал капитана Николаева по прошлым боям и поручил организовать оборону именно ему. «Любой ценой надо остановить противника и удержать переправу, от этого зависит жизнь тысяч людей», — сказал он, ставя боевую задачу. «Приказ будет выполнен, товарищ генерал!» — ответил Владимир.
Два дня шел бой у переправы. Собрав имеющиеся поблизости танки, самоходные орудия и пехоту, Николаев отражал бешеный натиск врага. Фашисты не прошли. Они провели десятки бесплодных атак, и в конце концов их наступление выдохлось. Тогда уже Николаев повел свои подразделения в наступление. Немцы были отброшены на несколько километров от реки. Снова через Вислу на понтонах и по мостам двинулись машины, повозки, войска…
Вот как охарактеризовали значение подвига казанца его командиры в наградном листе (орфография документа сохранена — прим. ред.):
«Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг
Тов. НИКОЛАЕВ будучи ранен, направлялся на излечение в госпиталь. В это время противник подтянув свежие силы (23 танковую и 18 африканскую пехотную дивизии), бешено рвался к нашей переправе на реке ВИСЛЕ, в районе КОЛА-БАРАНУВ. Непрекращающимися контратаками противник вбивал клин в оборону наших войск и все ближе подходил к переправам, где находилось до 1500 автомашин с боеприпасами, горючим и продовольствием, грозя отрезать уже форсировавшие ВИСЛУ передовые части от источников питания. Враг захватил несколько населенных пунктов и находился от переправ в 300–400 метрах. Создалось исключительно напряженное и опасное положение. В этот момент тов. НИКОЛАЕВ принимает от Зам.командующго фронтом задачу любой ценой остановить противника и удержать переправы за собой.
Собрав имеющиеся поблизости танки, самоходные орудия и пехоту, тов. НИКОЛАЕВ организовал оборону и в течение 3 и 4 августа отражал бешеный натиск крупных сил пехоты и танков противника, а затем перешел сам в контратаку, отбросил врага, выбив его из двух населенных пунктов (Кола Мала и Димитрув).
В этих боях были сожжены семь танков „ПАНТЕРА“ и уничтожено более 300 гитлеровцев. Переправа была удержана и через ВИСЛУ вновь сплошным потоком пошли войска, грузы с боеприпасами, горючим и продовольствием на ее левый берег.
Достигнутый тов. НИКОЛАЕВЫМ успех был закреплен подошедшими новыми частями Красной Армии, и правобережная группировка немцев в районе БАРАНУВ была ликвидирована.
Выполнив поставленную задачу, тов. НИКОЛАЕВ был направлен в госпиталь. За проявленное мужество и геройство, тов. НИКОЛАЕВ достоин присвоения звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Командир 56 ГТШВК Бригады
Гвардии полковник /СЛЮСАРЕНКО/
„17“ августа 1944 г.
КОМАНДУЮЩИЙ 3 ГВАРДЕЙСКОЙ ТАНКОВОЙ АРМИЕЙ
ГВАРДИИ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК РЫБАЛКО»
«Указом президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Вислы и удержании плацдарма на ее западном берегу, гвардии капитану Владимиру Николаевичу Николаеву присвоено звание Героя Советского Союза», — это строки из указа о награждении.
10 ДНЕЙ И ВСЯ ЖИЗНЬ
Скоро Владимир тоже был снова рядом с товарищами за Вислой. В конце сентября он радостно сообщал матери: «Отныне ты мать Героя Советского Союза. Как видишь, сын твой честно защищает Родину. Но впереди еще немалый путь, и я постараюсь пройти его так же смело».
«Перед самым боем молодой танкист Владимир Николаев заканчивал писать еще одно письмо своей матери, — рассказывает Лушпина, — и напоследок он завернул в бумагу полевой цветок, сорванный здесь же, у своего танка. Этот маленький невзрачный цветочек вместе с письмом получила с фронта мама танкиста. Она, моя прабабушка, еще много долгих лет бережно хранила этот цветок у нас дома. Его помнит и моя мама, родная племянница Владимира Николаева. Потом этот нежный цветочек совсем рассыпался, но память о нем осталась, как и о твердой стальной машине, на которой воевал мой дед. Вот потому рассказ о нем, опубликованный в сборнике „Звезды доблести боевой“ (Львов, 1969), называется „Сталь и нежность“».
Это было последнее письмо героя-танкиста, адресованное матери. В ночь на 2 октября 1944 года 23-летний герой погиб в боях за освобождение украинского города Львова. Там, на «Холме Славы», где похоронены многие советские воины, павшие в сражениях в этих краях, покоится и один из самых молодых казанцев – Героев Советского Союза. Это звание командир-танкист носил не более десятка дней…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 103
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.