О социальной сети, созданной разработчиками Google и распиаренной Илоном Маском, заговорили все. «БИЗНЕС Online» рассказывает, в чем фишка сервиса с «комнатами», где идут живые разговоры, а запись под запретом. Как выяснилось, среди пользователей немало татарстанцев: вчера, например, состоялась беседа с провокационным названием «Почему татарстанское кино сосет», а сегодня можно послушать дискуссию «Татарстан и единороги. Да или нет?».
Clubhouse – это новая социальная сеть, запущенная в апреле 2020 года двумя выпускниками Стэнфорда и бывшими разработчиками Google Полом Дэвисоном и Роганом Сэтом
Что такое Clubhouse?
Это новая социальная сеть, запущенная в апреле 2020 года двумя выпускниками Стэнфорда и бывшими разработчиками Google Полом Дэвисоном и Роганом Сэтом. Дэвисон давно экспериментировал с созданием соцсетей: в его копилке такие проекты, как Highlight и Shorts (оба были неуспешными,а потому закрылись). Сэт в 2014 году запустил студию разработки мобильных приложений и соцсетей Memry Labs, а позже продал ее интернет-компании по торговле недвижимостью OpenDoor.
В декабре 2020 года приложение насчитывало 600 тыс. пользователей. В начале февраля 2021 года — 2,4 млн активных пользователей (по данным американского журнала Adweek). По информации на конец прошлой недели приложение скачали 5,3 млн пользователей по всему миру и 7,7 тыс. пользователей из России.
Дэвисон и Сэт сделали ставку на живое общение: соцсеть состоит из «комнат» и «клубов» по интересам. Соцсеть передает только аудиоконтент, участники общаются с помощью голоса и только в режиме реального времени. Записывать разговоры запрещено правилами сервиса, но это никого не останавливает (например, фанаты создателя Tesla Илона Маска записывают эфиры своего кумира).
Просто так попасть в Clubhouse не получится, зайти можно только получив приглашение – аналог системы поручительства от действующих членов клуба
Что за хайп с инвайтами?
Clubhouse доступен только в виде мобильного приложения для iPhone, причем поддерживается лишь iOS 13 и новее. Владельцы Android-смартфонов и iPhone 6 и старше пока остаются вне игры.
После скачивания приложения в App Store просто так попасть в Clubhouse не получится, зайти можно только получив инвайт (от англ. invite — приглашение) как аналог системы поручительства от действующих членов клуба. Есть три способа получить инвайт.
Первый — найти. Например, можно поспрашивать у друзей или знакомых, и они отправят вам приглашение. Количество таких приглашений ограничено. Второй способ — любой пользователь может пригласить вас сам, если ваш номер телефона есть у него в контактах. Количество таких «приглашений» не ограничено. Третий способ — скачать приложение и оставить в нем заявку на авторизацию. Через какое-то время система сама предложит пользователю войти в приложение (но это не точно).
Из-за этого ограничения вокруг Clubhouse возник некий ореол элитарности. А отсюда и предложения на покупку инвайтов. Например, в Казани на Avito есть 21 предложение: минимальная цена — 400 рублей, максимальная — 38 тыс. рублей.
Открыть «комнату» может любой пользователь соцсети, для этого надо только пригласить туда друзей
Как работает CLUBHOUSE?
Полностью английский интерфейс приложения может оттолкнуть часть аудитории, но в целом все просто. Сразу после регистрации по инвайту соцсеть предлагает придумать ник и ввести свое имя и фамилию. Можно также подробно описать ключевые навыки, указать профессию. Далее Clubhouse предлагает обозначить вашу сферу интересов, чтобы приложению было проще предложить вам интересную беседу. Обозначив интересы, можно добавить в друзья людей. Их тоже предлагает приложение исходя из списка ваших контактов. Можно связать приложение с «Твиттером» (если вы там зарегистрированы) и зафолловить тех, кто есть в Clubhouse, из него.
Имя придумали, интересы обозначили, друзей зафолловили. Теперь можно общаться. Каждому пользователю приложение исходя из списка друзей предложит расписание встреч в кабинетах. В приложении есть страничка с ближайшими запланированными «комнатами». Можно добавить их в свой календарь Apple или Google.
В «комнатах» у пользователя возможны две роли: основатель «комнаты», который автоматически становится модератором, и слушатель. По сути, все пользователи, которые зашли в «комнату», становятся именно слушателями. Модератор-основатель «комнаты» при желании может назначить дополнительных модераторов. Если пользователь хочет высказаться, он жмет значок «Поднять руку», после чего модераторы решают, дать ему слово или нет. Пользователь, который три раза собирал «комнаты», имеет право открыть свой «клуб» по интересам. Один «аудиоклуб» может вместить максимум 5 тыс. человек.
Открыть «комнату» может любой пользователь соцсети, для этого надо только пригласить туда друзей. Комнату можно открыть и для двоих, есть даже опция приватного кабинета — некий аналог секретного чата «Телеграма», разве что диалог строится только на аудиосообщениях. Уже были случаи, когда два собеседника думали, что секретничают, но забывали правильно настроить разговор, и их беседу мог послушать любой «проходящий мимо» пользователь.
Завершившийся разговор нельзя прослушать в записи.
В «Твиттере» появилось уже немало шуток на тему целевой аудитории соцсети. Например, пользователь @zuukhra шутит над нелюбовью миллениалов к разговорам по телефону и одновременно возникшей страсти к Clubhouse. «А что если Clubhouse — это такая соцсеть, в которой собирают вообще всех любителей аудиосообщений, чтобы потом их разом заблокировать в интернете?» — иронизирует другой пользователь «Твиттера» Егор Максимов. «Clubhouse — это когда ты на тусовке в четыре утра заходишь на кухню, а там три бухих чувака что-то заясняют друг другу, а вокруг люди молча сидят и вяло слушают», — пишет «Слава Сибири». «Clubhouse — это подкасты с теми, кого бы никогда не позвали в подкасты», — метко замечает пользователь @severin_evgenii. Руководитель «Яндекс.Лавки», бывший издатель «Медузы» Илья Красильщик считает, что «Clubhouse — это идеальное „Эхо Москвы“» и регулярно выступает в роли модератора в кабинетах соцсети.
Пользователи полюбили данную соцсеть в том числе за то, что она стирает границы между ними и знаменитостями. В Clubhouse можно напрямую поговорить с миллионерами, учеными и артистами
Почему CLUBHOUSE внезапно стал таким модным?
Пользователи полюбили данную соцсеть в том числе за то, что она стирает границы между ними и знаменитостями. В Clubhouse можно напрямую поговорить с миллионерами, учеными и артистами. Если вам дадут слово, можно подискутировать с Маском или основателем «Фейсбука» Марком Цукербергом, задать вопрос актеру Джареду Лето или Гвинет Пэлтроу, рэперу Канье Уэсту или российскому предпринимателю Олегу Тинькову.
Немалую роль в продвижении соцсети сыграл Маск, анонсировав выступление в Clubhouse в своем «Твиттере» (46 млн подписчиков). В воскресенье, 14 февраля, создатель Tesla пригласил президента РФ Владимира Путина присоединиться к разговору в Clubhouse. «Было бы большой честью поговорить с вами», — написал Маск по-русски в «Твиттере», упомянув официальный аккаунт Кремля. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в разговоре с журналистами назвал предложение интересным, но пожелал разобраться, что конкретно предлагается. Песков напомнил также, что Путин не использует социальные сети и лично он их не ведет. Видимо, данный факт и помешал президенту РФ зайти в кабинет к Маску.
Из известных российских персон в разных «комнатах» Clubhouse с аудиторией пообщались популярный тиктокер Даня Милохин, CEO «Яндекса» Тигран Худавердян, глава «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко, блогер и телеведущая Настя Ивлеева. Зарегистрировались в приложении основатель Mail.Ru Дмитрий Гришин, СЕО Aviasales Максим Крайнов, бывший советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко, художник Покрас Лампас, актер и продюсер Михаил Галустян и другие.
Партнер венчурного фонда Genesis Investments и управляющий партнер FunCubator Виктор Захарченко в колонке для Forbes заметил, что поймал себя на мысли, что где-то уже видел похожий старт сервиса: массовый интерес медиа, очередь инвесторов, звезды среди участников… «Точно, Quora — сервис ответов, где очень авторитетные эксперты приходили отвечать на, казалось бы, обывательские вопросы. Сейчас, на мой взгляд, Quora окончательно сдулась. У этого есть масса причин, и одна из них — звездам наскучило там сидеть», — считает Захарченко.
У популярности Clubhouse есть и обратный эффект. Как сообщает «Коммерсантъ», в магазине операционной системы Android появились подделки под приложение Clubhouse. Эксперты издания предупреждают, что они могут стать источником вредоносного программного обеспечения и собирать информацию с устройства пользователя.
Как и «Твиттер», известный склонностью блокировать аккаунты пользователей (включая на тот момент президента США Дональда Трампа), Clubhouse также не чужд цензуре. Соцсеть уже дважды заблокировала телеведущего Владимира Соловьева. Решение было принято после того, как телеведущий открыл свою «комнату» «Почему не взлетела квир-революция в России?». Сообщается, что блокировка произошла по просьбам пользователей соцсети, пожаловавшихся на Соловьева.
Из известных российских персон в разных «комнатах» Clubhouse с аудиторией пообщались Даня Милохин (на фото), Тигран Худавердян, Даниил Шулейко, Настя Ивлеева
татарстан в CLUBHOUSE
Немало VIP-пользователей зарегистрировались в Clubhouse и из Татарстана. «БИЗНЕС Online» обнаружил там экс-министра цифрового развития РФ Николая Никифорова, министра цифрового развития РТ Айрата Хайруллина, министра молодежи РТ Дамира Фаттахова, помощницу президента РТ Наталию Фишман-Бекмамабетову, депутата Госсовета РТ Альмира Михеева, руководителя пресс-службы президента РТ Лилию Галимову и других персон. Некоторые уже выступают в роли активных пользователей. например, Хайруллин сегодня в 20:00 организует беседу на тему «Татарстан и единороги. Да или нет?». В числе соведущих — Никифоров.
Вчера в 19:00 прошел кейс с более интригующим названием: «Почему татарстанское кино сосет». В роли модераторов были указаны казанские кинорежиссеры Павел Москвин и Булат Сабитов, а также исполнительница роли Кити Щербацкой в иммерсивном спектакле «Анна Каренина» Залина Насырова и другие.
Ряд кейсов посвящен тому, как пользоваться Clubhouse, но встречаются и обсуждения актуальных тем. Например, сегодня в 21:00 журналисты Владимир Легойда и Наталья Лосева обсудят, чему они научились или разучились во время пандемии в «комнате» с названием «„Удаленка“: за и против». Немало в соцсети и любителей спорта: болельщики регулярно обсуждают футбольные матчи, а спортсмены — тренировки.
Айрат Хайруллин: «Clubhouse — это такой TikTok для взрослых, некий элитарный клуб, где есть почти весь креативный класс, который нуждается в коммуникациях, обмене информацией, эмоциях, чтобы создавать лучшие продукты для своих пользователей»
Зачем идти в CLUBHOUSE?
«Clubhouse — это такой TikTok для взрослых, некий элитарный клуб, где есть почти весь креативный класс, который нуждается в коммуникациях, обмене информацией, эмоциях, чтобы создавать лучшие продукты для своих пользователей, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Хайруллин. — Пользователей привлекает, во-первых, возможность использовать данный сервис, чтобы быть участником „комнат“, послушать беседы умных людей, незаметно и никому не мешая. Получается эффект замочной скважины, позволяющий „подслушать“ чей-то разговор, и это делает социальную сеть суперпривлекательной. А во-вторых, вы можете сам стать организатором интересных подкастов, куда могут прийти и ваши слушатели или посторонние лица».
Хайруллин добавил, что сам пока выступает как слушатель в различных «комнатах» и клубах, которые организованы предпринимателями и инвесторами Кремниевой долины. «Мне интересны темы, связанные с технологическими видами бизнеса. Мы очень внимательно следим за тем, что происходит на международных рынках, и Clubhouse позволяет в режиме онлайн получить качественную информацию напрямую от лидеров индустрии. Например, накануне в такси я слушал, как лучшие продуктологи различных IT-компаний разрабатывают интуитивно понятные интерфейсы для приложений и сервисов. Перед министерством тоже стоит задача, чтобы нашими цифровыми сервисами любой гражданин любого возраста мог воспользоваться без каких-либо подсказок, чтобы они были понятными, нативными и удобными», — объяснил министр.
«Здесь можно послушать классных специалистов и блогеров от первого лица, задать свои вопросы, — рассуждает основательница агентства Fragency Регина Фасхеева. — В выходные, например, больше 20 часов шла беседа ведущих SMM-специалистов России и СНГ, можно было „поднять руку“ и спросить о чем угодно. Это заменяет профессиональную конференцию, где такую же информацию ты получаешь за три дня — в кулуарах, на лекциях или во время круглых столов. А тут ты можешь получить самые волнующие ответы за час».
Фасхеева обратила внимание на то, как другие компании используют Clubhouse. Сбербанк там проводит собеседования, а Тиньков высматривает своих ленивых сотрудников. «Ургант ничего не понял, а у Университета ИТМО уже есть свой профиль, и они заходят в IT-беседки, — привела собеседница нашего издания примеры использования сети. — Clubhouse сокращает дистанцию между людьми, сразу погружает в профессиональное сообщество. Не все спикеры — это публичные ораторы, нужно преодолеть некоторые барьеры внутри себя, чтобы заговорить. А тут видно, что люди, которые обычно избегают такого общения, например, IT-специалисты, активно беседуют в аудио-соцсети».
Но есть и минусы — повышающаяся тревожность. «Тебя может преследовать синдром упущенной выгоды: кто-то в этот момент говорит, а ты нет; не слушаешь какую-то интересную тебе „комнату“, а ведь эфир не будет записан и так далее, — объяснила Фасхеева. — Также соцсеть значительно сокращает свободное время. Ты либо жертвуешь часами в других соцсетях, либо даже делами и сном. Также из-за незнакомого интерфейса люди делают много ошибок, создают „комнаты“ и отвлекают от рабочего дня. К минусам можно отнести и отсутствие привычных чатов. Но это также и основная задумка соцсети».
Собеседница издания сравнила Clubhouse с приложением Discord, которым пользуются геймеры, чтобы обсуждать игру из разных концов света. Правда, тут нет возможности переписываться. Ситуация с раскруткой Clubhouse напоминает ажиотаж вокруг Periscope в 2015 году и приложения «Яндекс.Аура», куда вход был тоже по приглашениям. Но оба эти сервиса в итоге забылись.
«Вся наша жизнь сегодня — в соцсетях, особенно молодежи. Не могу себе позволить отставать от трендов и технологий, — рассказал „БИЗНЕС Online“ министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов. — Для меня соцсети — в первую очередь инструмент коммуникации, донесения и получения информации. Непонятно, как сеть разрастется. Никто же не предполагал еще два года назад, например, что TikTok станет таким, как сегодня. Поэтому держу руку на пульсе, вместе со всеми в процессе изучения новшества».
«Clubhouse напоминает старый советский телевизор, где нельзя было ничего записать, — высказался генеральный директор AVT Азамат Сабиров. — Представьте, что вы в длинном коридоре, где много конференц-залов и у вас есть возможность заходить на любую тусовку. Ничего не записывается, если не присутствовал, то ничего потом и не увидишь. На YouTube или TEDx прошла конференция, ты зарегистрирован на TEDx, там платный вход, участие, после выступления ты можешь в записи посмотреть. Или ты не посмотрел „Вечерний Ургант“, потом утром смотришь на YouTube. А здесь все живое. Успел и послушал — молодец. Это и заставляет людей заходить в эту сеть. Здесь ты будто находишься в реальной аудитории, видишь настоящих, живых людей. Причем они приглашают друг друга, там вход достаточно непростой, нельзя анонимно зайти. Ты можешь пригласить человека, если он у тебя в контактах. Левый человек попасть не может. Этот момент тоже очень интересный».
Есть и плюсы исключительно аудиоконтента. «В Zoom ты должен подготовиться: фон выбрать, лицо поправить. В Clubhouse ничего не надо, там как на радио голосом говоришь и все прекрасно. Когда я работал на радио, мы понимали, что телеведущим проще. Все равно часть информации передается с помощью эмоций, а голосом сложнее работать, нужно давать интонацию. Сложно сказать, что это социальная сеть. Соцсети изначально задумывались для знакомства. Сейчас, так как уже все перезнакомились, соответственно, появилась сеть, которая, с одной стороны, тоже дает возможность познакомиться, но там тебя не по внешности оценивают, тебя оценивают по знаниям».
Альмир Михеев: «В Clubhouse меня привело любопытство. Пока просто зарегистрировался. Как-нибудь надеюсь выбрать время и все-таки поучаствовать в каком-нибудь чате»
«В Clubhouse меня привело любопытство, — признался депутат Госсовета РТ Альмир Михеев. — По назначению я его еще не использовал. Пока просто зарегистрировался, но даже ни разу не присоединился к чату из-за недостатка времени. Аудиоформат удобен в самолете, там я обычно могу слушать музыку, но Clubhouse там не работает. В машине не могу слушать, потому что разговариваю по телефону. Как-нибудь надеюсь выбрать время и все-таки поучаствовать в каком-нибудь чате».
«Эта соцсеть совсем молодая, а уже перевернула весь мир, особенно в российском сегменте, — говорит директор высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский. — Это ответ на то, что из наших СМИ в последнее время были начисто вымыты все форматы: аналитическая и расследовательская журналистика умирала на наших глазах, в том числе уходил в небытие интерактив в СМИ. А потребность в прямой коммуникации очень высокая, и технологии многое позволяют. В Clubhouse нет фильтров, идет откровенный разговор. Существенная деталь — кабинеты формируются по приглашению, что обеспечивает некое качество аудитории, это очень важно».
Формат Clubhouse Толчинский определил как «интерактивный подкаст». «Соцсеть собьет незаслуженный лоск с некоторых СМИ, где интерактив и качественная аудитория сведены к мифам, это реальный медиаэкшн, — подчеркнул наш собеседник. — Clubhouse — чистая классическая социальная сеть, пустые переписки здесь отсутствуют. Важный момент — мы все с вами явно устали от анонимности. Тут анонимности нет. Есть открытая, легальная, абсолютно публичная коммуникация именная. На всю анонимную пургу, которую кто-то на тебя гонит, ты, конечно, можешь ответить еще неизвестно кому. Здесь это отсутствуют. Ты ответственно участвуешь в разговоре, и все сообщество понимает, с кем ведет коммуникацию. Это первый хороший шаг уйти от того, что в какое-то время было оправдано, но сегодня люди стали честнее и смелее, хотят выразиться под своим именем. Это хорошая площадка для лекционных познавательных программ. Не могу сказать, будет ли ее использовать КФУ, но любой медийщик знает, что нужно использовать все доступные инструменты воздействия на аудиторию, присутствовать параллельно на всех площадках. Каждая из них сможет сыграть роль в той или иной важной задаче».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.