«Идею экомаркета подсказали наши клиенты. Они сетовали, что в Казани  приходится тратить целый выходной день, ездить по всему городу, чтобы собрать набор правильных продуктов питания, экологичных средств по уходу за домом, натуральной косметики» «Идею экомаркета подсказали наши клиенты. Они сетовали, что в Казани приходится тратить целый выходной день, ездить по всему городу, чтобы собрать набор правильных продуктов питания, экологичных средств по уходу за домом, натуральной косметики»

Лейблами «био», «эко» маркируют направо и налево — такие товары лучше продаются

— Сабина, по данным Национального органического союза РФ, во всем мире за 15 лет количество людей, постоянно потребляющих экопродукты, выросло более чем в 5 раз и превысило 700 миллионов — какой процент приходится на нашу страну?

— Тенденции, которые набирают оборот в цивилизованных странах, добрались и до нас. В 2018 году глобальная аналитическая платформа GfK запустила национальное исследование трендов, и выяснилось: 58 процентов покупателей в России утверждают, что следуют правилам здорового образа жизни при покупке товаров повседневного спроса. Поэтому пять лет назад мы основали в Казани компанию по продвижению натуральной косметики. А в 2019 году открыли на улице Муштари, 30 первый экомаркет «Молодо Зелено», где представлена полная потребительская корзина для людей, которые предпочитают здоровое питание. Идею экомаркета подсказали наши клиенты. Они сетовали, что в Казани приходится тратить целый выходной день, ездить по всему городу, чтобы собрать набор правильных продуктов питания, экологичных средств по уходу за домом, натуральной косметики. Так родилось решение сделать качественную разнообразную продукцию доступной для более широкой аудитории и создать магазин, где поклонники ЗОЖ могут купить все необходимое в одном месте. Сегодня в экомаркете «Молодо Зелено» представлено более 6 тысяч наименований товаров.

«В компании «Молодо Зелено» мы  разработали собственный этический кодекс того, что никогда не будет допущено на полки нашего экомаркета, и что, напротив, будет представлено в обязательном порядке» «В компании «Молодо Зелено» мы разработали собственный этический кодекс того, что никогда не будет допущено на полки нашего экомаркета, и что, напротив, будет представлено в обязательном порядке»

— Что это вообще такое — натуральная продукция? Бензин, к примеру, ведь тоже производится на природном сырье.

— Согласна, сейчас в этом вопросе много путаницы. И не в последнюю очередь благодаря маркетологам. Обнаружив, что товары с пометкой «эко», «био», «органик» лучше продаются, этими лейблами стали маркировать направо и налево, и такой камуфляж — «гринвошинг» — подпортил репутацию действительно «зеленым» продуктам. К тому же сами ЗОЖ-покупатели — неоднородная группа, с разными мотивами и привычками. Есть продвинутые пользователи: они очень грамотные, разбираются в составах, придирчиво выбирают каждый продукт. Есть «зожники» по случаю — в целом покупают полезное, но могут и побаловаться «вредностями». Наконец, есть те, кто просто доверяет рекламным обещаниям и стереотипам, не вникая в принципы ЗОЖ. К тому же закон у нас пока не определяет, кто именно может называться «магазином здоровых товаров». Так что некоторые игроки не делают никакой экспертизы и под эгидой «экологичного, натурального» просто продают то, что пользуется хорошим спросом. В компании «Молодо Зелено» мы разработали собственный этический кодекс того, что никогда не будет допущено на полки нашего экомаркета, и что, напротив, будет представлено в обязательном порядке. Во-первых, это продукты для здорового питания — фермерские, без красителей, критических консервантов, которые врачи признают опасными для здоровья. В том числе мы предлагаем большой ассортимент веганских блюд — растительного мяса, безлактозного мороженого, безглютенового и бездрожжевого хлеба, десертов, в которых нет ни грамма белого рафинированного сахара, сладости на финиках, топинамбуре. Во-вторых, это натуральная косметика с экстрактами растений и эфирными маслами, без парабенов, сульфатов, минеральных масел, искусственных красителей и отдушек, как от наших партнеров, так и разработанная под маркой «Молодо Зелено». Наконец, это сопутствующие товары, произведенные без существенного вреда для окружающей среды, преимущественно способные самостоятельно разлагаться в более короткие сроки. Мы тщательно изучаем составы продукции, которую планируем вводить в ассортимент, советуемся со специалистами: технологами косметической продукции и нутрициологами. Проверяем наличие всех необходимых документов, протоколов испытаний, в том числе европейских лабораторий. Тестируем всю продукцию на фокус-группах. Если по итогам всех этапов продукция нас устраивает — она появляется на наших полках. Персонал регулярно проходит обучение у технологов производителей и представителей компаний, поэтому всегда может компетентно ответить на вопросы покупателей по выбору продуктов, их составу и свойствам. Также мы проходим обучение на производствах наших партнеров — работаем напрямую и всегда на связи.

«Мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать товары доступнее» «Мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать товары доступнее»

«Экомаркет» — не про надуманные ограничения, а про честность с покупателями»

—  Вы поддерживаете eco-friendly*-инициативы?

— Да, наша экоконцепция — не только продавать полезные продукты. Мы активно развиваем экосервисы: минимизируем использование пластиковых пакетов,  принимаем на утилизацию батарейки и чистые пластиковые бутылочки из-под бытовой химии, косметики в обмен на скидку за покупку. А вскоре запустим продажу средств для ухода за домом и за собой в розлив — в собственную тару покупателей. Такой подход не только сокращает количество пластика, который затем отправляется на свалки, но и позволяет экономить. Не секрет, что стоимость упаковки может составлять весомую часть конечной цены товара.

— К вопросу цены — многих отпугивает мысль, что экопродукты стоят намного дороже. Какой в экомаркете «Молодо Зелено» средний чек?

— В пределах тысячи рублей. И мы постоянно работаем над тем, чтобы сделать товары доступнее. В прошлом году оптимизировали наценку на натуральную косметику, для обладателей бонусных карт скидка доходит до 30 процентов. А если учесть, что бонусная  карта заводится при покупке от 500 рублей, то ее получают практически сразу. Еженедельно мониторим цены на фрукты, овощи и зелень в сетевых магазинах города, чтобы успешно с ними конкурировать, при этом предлагаем только отборные свежие овощи и фрукты. Мы видим, что востребованы рынком — в Казани работает три магазина нашей компании, в Нижнекамске по франшизе открывается уже второй магазин сети. Клиенты отмечают, что у нас очень удобная система заказов и доставки — можно оформить заявку на сайте, по телефону или в WhatsApp, и вам привезут все товары домой или вынесут к машине. Если какой-то продукт не устроил по качеству, не нужно даже возвращаться в магазин — замену вам привезут домой за счет компании. Что касается стереотипа «экопродукты дороже» — к 8 Марта мы предлагаем подарочные наборы косметики, продуктов всего от 199 рублей, которые красиво упакованы и могут быть доставлены прямо адресату. Мне кажется, это очень хорошее предложение.

«Партнеров мы выбираем только тех, кто так же, как и мы,  тщательно относится к качеству» «Партнеров мы выбираем только тех, кто так же, как и мы, тщательно относится к качеству»

— За счет кого растет ваша аудитория?

 — «Молодо Зелено» стремится к ассортименту обычного продуктового ретейла, где каждый сможет найти для себя подходящий продукт: аллергики, диабетики, соблюдающие низкокалорийную диету спортсмены. И если жена — веган, а муж любит мясо, то у нас они найдут и тофу, и пельмени «халяль» из качественной говядины.

Экомаркет — это не про надуманные ограничения, а про честность с покупателями. Мы придумали систему сигнальных маячков на ценниках, благодаря которым сразу понятно, что продукт, к примеру, не содержит сахар, глютен, подходит веганам. Мы периодически сдаем позиции на дополнительную проверку составов в лаборатории. Благодаря этому на начальном этапе работы магазина обнаружили, что производитель добавлял в популярную вегетарианскую колбасу мясо, и вывели ее из ассортимента. В конце концов, владельцы компании, их семьи — первые потребители и эксперты продуктов «Молодо Зелено». И партнеров мы выбираем только тех, кто так же, как и мы, тщательно относится к качеству. Например, наш поставщик хлеба рассказывал, что осенью выкупает большие партии муки и хранит ее в собственных амбарах, чтобы быть уверенным, что зимой ее не обрабатывают консервантами. Вот с такими людьми нам по пути.