В России начали действовать новые правила прохождения техосмотра. Купить диагностическую карту без фактического прохождения ТО станет сложнее — пункты обязали отчитываться о каждой проверке фотографиями, а все сведения направлять в базу МВД. И, как разъяснил сегодня Ленар Габдурахманов, для недобросовестных игроков предусмотрели ощутимые штрафы. В ГИБДД считают, что проблем не возникнет, но риски для бизнеса признают. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Проходить техосмотр не нужно автомобилям в возрасте до 4 лет. Один раз в два года должны ехать на ТО владельцы машин, которым от 4 до 10 лет. Если транспортное средство старше 10 лет, проверять его следует ежегодно
Что за новые правила и какие сроки прохождения ТО
Реформа техосмотра в России готовилась давно, но все равно не обошлась без сюрпризов для водителей и операторов. Практически в последний момент кабмин продлил действие диагностических карт до 1 октября, и если автомобилистам это на руку, то пострадавший от пандемии бизнес оказался в опасном положении. Как заверили сегодня в республиканском ГИБДД, пунктов ТО в республике хватает, но, если все захотят пройти проверку в последний момент, могут возникнуть сложности.
«В сфере технического осмотра несколько лет назад была проведена, так скажем, некая либеральная реформа, которая привела к тому, что сейчас диагностическую карту могут даже принести домой. Кто-то даже предоставляет ее в подарок при покупке автомобиля», — рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрей Егоров и добавил, что принятые изменения призваны вернуть все «на круги своя».
Новые правила предусматривают обязательное фотографирование транспорта до и после ТО. После проверки эксперт оформляет диагностическую карту в электронном виде и подписывает ее усиленной цифровой подписью — это еще одно нововведение, которое требует обновления материально-технической базы.
Проходить техосмотр не нужно автомобилям в возрасте до 4 лет (отсчитывается с момента выпуска). Один раз в два года должны ехать на ТО владельцы машин, которым от 4 до 10 лет. Если транспортное средство старше 10 лет, проверять его следует ежегодно. То же требование действует в отношении такси, автобусов и грузовиков массой более 3,5 т, но, если транспорту этих категорий свыше 5 лет, ТО проводится раз в полгода.
Владелец по-прежнему может пройти техосмотр раньше установленного срока, добавил Егоров. Важно, что с 1 марта заработал и новый штраф за отсутствие диагностической карты у физлица — 2 тыс. рублей. При этом наказать сейчас могут только водителей такси, автобусов, грузовиков с опасными грузами и лиц, ответственных за выход ТС на линию.
При проверке легковых машин инспекторы присутствовать не будут, но у них появились новые способы контроля за работой пунктов
Кто пока может не проходить техосмотр
«Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны разного рода накладки, например неравномерное распределение нагрузки, очереди. В условиях, когда ситуация с коронавирусом пока далека от идеальной, это несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей», — заявил премьер-министр Михаил Мишустин в конце февраля и поручил отложить введение нового порядка ТО до 1 октября.
Вскоре появилось постановление правительства, которое продлевает до 1 октября 2021 года срок действия диагностических карт, истекающий в период с 1 февраля по 30 сентября 2021-го. До осени водителям с такими документами не потребуется проходить ТО, диагностические карты продлят автоматически. Например, если срок действия карты закончился 1 марта, на техосмотр нужно ехать 1 октября. Если же карта действует до 29 сентября, ТО проходить нужно 30 марта 2022 года.
ГИБДД будет пристальнее следить за прохождением ТО
Теперь сотрудники Госавтоинспекции будут присутствовать при проверке автобусов и лично подтверждать прохождение осмотра, сообщил начальник управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. По его словам, в прошлом году в РТ выявили 354 автобуса с неисправностью рулевого управления и тормозной системы, а за два месяца 2021-го — еще 23.
Почему такое внимание к автобусам? По словам Габдурахманова, после смертельных аварий с автобусами выясняется, что в техническом плане транспортные средства «далеки от идеала» и удивляет, как некоторые из них проходили ТО.
При проверке легковых машин инспекторы присутствовать не будут, но у них появились новые способы контроля за работой пунктов. Информацию о пройденных ТО пункты передают в единую автоматизированную информационную систему технического смотра (ЕАИСТО), которая находится в ведении МВД. Сотрудники ГИБДД смогут видеть, сколько диагностических карт в день выдал определенный пункт и каким машинам. Как пояснил Габдурахманов, есть утвержденное время прохождения ТО для каждого транспорта, и, если пункт в день способен проверить 10 автомобилей, а выдал диагностические карты 20 водителям, это повод для внеплановой проверки. Если нарушение подтвердится, оператора оштрафуют и могут лишить его аккредитации, без которой работать он не сможет. Еще один повод для проверки — если оператор пять и более раз не провел ТО в утвержденное время.
За выдачу карты без фактического прохождения ТО операторов оштрафуют, причем суммы довольно внушительные: для административных лиц они составляют от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических — от 200 тыс. до 300 тысяч. К слову, стоимость техосмотра в РТ не менялась с 2011 года и для легковых авто в возрасте от 5 до 10 лет составляет 400 рублей.
В 2020 году ГИБДД Татарстана приостановила работу 25 операторов ТО, 21 из которых зарегистрирован в других регионах. 13 операторов наказали за ТО без проверки транспортного средства.
Ленар Габдурахманов: «Федеральный закон в силу вступил, и продление на полгода не говорит о том, что мы этот техосмотр проходить не будем»
Не случится ли коллапса осенью?
С начала года число пунктов ТО в республике сократилось с 164 до 104. Информация обо всех пунктах доступна в реестре на сайте российского союза автостраховщиков (РСА).
По словам Габдурахманова, многие из закрывшихся пунктов оказались недобросовестными и сейчас остались те, которые «максимально» готовы к новым требованиям. Текущего числа пунктов достаточно, если нагрузка на них будет равномерной. Но с учетом продления действия диагностических карт нагрузка может серьезно вырасти осенью.
«Мы настоятельно рекомендуем гражданам не дожидаться последнего дня, а проходить техосмотр все-таки планово, чтобы проблем со временем прохождения не возникало», — обозначил руководитель ведомства. Он отметил, что ситуацию держат на контроле президент и премьер-министр республики и препятствий для граждан возникнуть не должно. При этом иногда появляются проблемы с федеральными базами. О том, что ЕАИСТО работает со сбоями, накануне сообщали «Известия».
Ранее операторы заявляли, что продление действия части диагностических карт для них — шок. Компании вложились в закупку оборудования, но проходить ТО в ближайшие 7 месяцев никто не будет, говорил председатель совета директоров группы компаний «Техностайл» Раппа Ахъядов. По его мнению, бо́льшая часть операторов обанкротятся и уйдут с рынка. Риски для бизнеса признал и Габдурахманов.
«Из-за того, что сейчас у нас продлевается срок [действия] диагностических карт, понятно, что количество людей, которые поедут на техосмотр, будет уменьшаться. Наверное, это определенные неудобства для наших предпринимателей, — сказал начальник УГИБДД МВД по РТ и обратился к водителям. — Тем не менее я еще раз хочу подчеркнуть, что федеральный закон в силу вступил и продление на полгода не говорит о том, что мы этот техосмотр проходить не будем. Все, мы его начали проходить. На данный момент по новым правилам у нас за четыре дня уже прошло 608 транспортных средств».
Начальник татарстанской Госавтоинспекции подчеркнул, что ТО — это «в любом случае бизнес» и кто-то считает его рентабельным, а кто-то — нет. По мнению Габдурахманова, к осени число пунктов должно остаться на том же уровне, который установился сейчас. Число пунктов ТО может снизиться еще, поскольку есть вероятность, что не все пройдут аккредитацию в РСА, добавил Егоров.
ГИБДД надеется до конца года «обучить» действующие комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД определять отсутствие полиса ОСАГО
В ГИБДД уверены, что реформа даст положительный эффект
Без диагностической карты не получить полис ОСАГО. РСА даже предлагал временно разрешить оформлять ОСАГО без диагностических карт, опасаясь нехватки пунктов ТО для удовлетворения спроса. Как выяснилось, ГИБДД надеется до конца года «обучить» действующие комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД определять отсутствие полиса ОСАГО. Автоматическую проверку собирались запустить еще в 2020 году, но не сложилось.
«Да, мы над этим работаем. Конкретных сроков я назвать пока не могу, но, думаю, в 2021 году мы все-таки это реализуем», — пояснил Габдурахманов и отметил, что в приоритете с помощью камер выявлять непристегнутый ремень и разговор по телефону. Такой функционал также хотят реализовать уже в 2021-м.
Начальник УГИБДД МВД по РТ уверен в том, что реформа ТО даст положительный эффект. Он отметил, что участники рынка станут ответственнее подходить к этой процедуре. «Если вы помните, ранее страховщики поднимали вопрос о том, чтобы выдавать полисы ОСАГО без диагностической карты. То есть раньше подобных вопросов почему-то не возникало. Никого это не трогало, особо не интересовало: „Ну надо с картой — давайте с картой будем давать“. Сейчас, как только закон вступил в силу, начал актуализироваться вопрос: а при чем здесь ОСАГО и диагностическая карта, как они связаны? На определенные мысли это наталкивает», — указал начальник ГИБДД республики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.