На этой неделе в новосибирской колонии ушел в мир иной Владимир Мольков (Малек), возглавлявший одну из самых дерзких ОПГ в истории Татарстана — «Поселковские». В 2015 году Малек был осужден на 22,5 года за бандитизм и серию убийств. О том, как никому не известный Мольков объединял вокруг себя преступность Васильево, дружил с казанской братвой, наводил ужас на район и что оставил после себя, — в материале «БИЗНЕС Online».
По одной из версий, свое название поселок Васильево получил в честь разбойника Василия, который в XVII веке перебрался сюда с берегов Вятки. Здесь он так удачно грабил торговые пути, что со временем логово его банды стало поселением
Наследие разбойника Василия
По одной из версий, свое название поселок Васильево получил в честь разбойника Василия, который в XVII веке перебрался сюда с берегов Вятки. Здесь он так удачно грабил торговые пути, что со временем логово его банды стало поселением. Бурно развиваться Васильево начало в конце XIX – начале XX столетий. Открылась железнодорожная станция, параллельно с ней — стеклозавод, хлебозавод, появились микрорайоны «Новый мир», «Жилкооперация», «Леваневского» и «Лесокомбинат». К 80-м годам прошлого века в населенном пункте уже проживали порядка 19 тыс. человек.
Но тогда же поселок прогремел на всю страну благодаря серийному убийце и людоеду Алексею Суклетину. Он работал дачным сторожем в местном садовом сообществе, завлекал жертв к себе домой, насиловал их, убивал и съедал. В 1985 году маньяка арестовали, а через год приговорили к расстрелу. К группировкам отношения он не имел, но темное пятно в истории поселка оставил. А вскоре оправдывать его репутацию стали ОПГ. В 90-е в поселке их действовало целых 9. Самыми крупными считались «Стекольщики», «Леска», «Первономерские», «Новый мир», «Жижика», «Маяк».
По версии следователей, Малек (так называли Молькова) руководил группировкой единолично. «Он же принимал решения о нападениях, тщательно планировал их и распределял роли участников»
Явление «Поселковских» и становление Малька
В середине 90-х годов на территории Васильево появилась банда «Поселковские». Ее лидером стал до того особо никому неизвестный Владимир Мольков, которому было чуть больше 30. Он сразу поставил цель установить полный контроль над поселком — и над предпринимателями, и над чиновниками.
По версии следователей, Малек (так называли Молькова) руководил группировкой единолично. «Он же принимал решения о нападениях, тщательно планировал их и распределял роли участников», — сказано в решении Верховного суда РТ. «Поселковские» тесно дружили между собой, жили рядом. В банде существовала жесткая дисциплина и иерархия, был создан общак.
Внушительно! В арсенале были гранаты Ф-1 и ПГ-7ВЛ (противотанковая), ружья ИЖК, ИЖ-5, винтовки Мосина, два обреза, револьверы, пистолеты и, конечно же, патроны ко всему этому. Хранил оружие Мольков у себя, иногда доверял своему приближенному по фамилии Дунин. Они следили за исправностью арсенала, готовили стволы к бою.
В 2002 году Мольков предложил местным группировкам объединиться в единое целое. Время он выбрал не столь удачное: начало нулевых проходило под знаменем борьбы с ОПГ. Тогда уже задержали оставшихся в живых после войн членов «Жилки», была разбита «легендарная» «Хади Такташ» и далее по списку.
Авторитет у Молькова был такой, что, казалось бы, непопулярное предложение васильевский криминалитет поддержал единогласно. С тех пор Мольков стал полноправным лидером ОПС, собрав в общей сложности порядка 500 человек.В группировке он запретил курить, пить, ввел обязательные занятия спортом. При нарушении этих требований виновных жестко наказывали либо вовсе «отшивали» из банды.
Мольков не давал оставшимся группировкам из Казани и Зеленодольска вмешиваться в дела Васильево, при этом был на хорошем счету: те же «тепловские» до сих пор отзываются о нем с уважением, дружил он с «борисковскими» и другими казанскими группировками. Именно в Васильево установлен кенотаф (символическое надгробие) Джавде — одному из лидеров «Тяп-Ляп» Завдату Хантимирову. Говорят, Малек лично принял участие в установке кенотафа, а также привез землю из Нижегородской области, где расстреляли Джавду (он был приговорен к смертной казни в 80-х).
Покушения, убийства, похищения…
Все коммерсанты Васильево были обложены данью, а те, кто отказывался подчиниться бандитам, исчезали. Конечно, доказанных в суде преступлений членов группировки было меньше, чем ходило о них разговоров. По версии следствия, с 1999 по 2002 год банда Молькова совершили как минимум три убийства, были покушение на убийство, вымогательства, похищения людей, а также незаконные действия с огнестрелом и боеприпасами.
17 сентября 1999 года погиб житель Зеленодольска. Согласно материалам дела, за несколько месяцев до этого мужчина конфликтовал с членами «Поселковских». Во время разборок он ранил ножом одного из группировщиков и скрылся. Мольков решил сурово его покарать.
Личный порученец Молькова по фамилии Гаранин вместе с «коллегой» тщательно подготовили убийство. Они вычислили место жительства жертвы, его распорядок дня и т. д. Утром 17 сентября они приехали в Зеленодольск. Около 6:30 утра подкараулили его при выходе из дома. По условному сигналу сообщника Гаранин напал на жертву сзади и нанес 9 ножевых в спину, плечи, шею. Потерпевший скончался на месте.
Два месяца спустя «Поселковские» решили расправиться с двумя братьями-коммерсантами, которые отказались платить дань сами и подбивали на это других бизнесменов. Следствие считало, что Малек заподозрил братьев еще и в покушении на свою жизнь, поскольку в том году обнаружил под днищем своей машины взрывное устройство.
Один из братьев, Александр Данилов, был владельцем кафе «Уют» на трассе М7, а второй, Евгений Данилов, работал в электросетях и принимал частные заказы на установку электрических столбов для коттеджей. Евгения похитили в ночь на 7 ноября 1999 года. У собственного дома его затолкали в «ВАЗ-21099», привезли в гараж и стали выбивать признание в подготовке покушения на убийство Малька.
Тем временем домой вернулся Александр. Почуяв неладное, он отправился на поиски своего младшего брата. Выехав из дома, встретил «Поселковских», которые притворились, что ничего не знают, и предложили помощь в поисках. Пересев в машину Данилова, группировщики направились к месту, где их уже ждал Мольков и другие члены банды. Данилова вытащили из машины, посадили в «ВАЗ-21099» и отвезли в лес. Туда же доставили и младшего брата. Братьев избивали и требовали, чтобы те признались в закладке бомбы под Mercedes-Benz Малька. Но те не смогли сказать ничего.
Не услышав от них желаемого, бандиты к утру приняли решение убить Даниловых, причем за пределами республики. Один из «Поселковских» прекрасно знал географию соседней Марий Эл, куда и повезли братьев. Старшего Данилова поместили в багажник собственной Honda, младшего — в ту же «99-ю». Как следует из материалов дела, подопечные Молькова вывезли будущих жертв в Волжский район Марий Эл, на берег реки Илети. Начали со старшего брата: положив лицом на землю, его убили двумя выстрелами в голову. Затем на берег реки вытащили Евгения и ликвидировали пятью выстрелами в голову и тело. Тела сбросили в реку, а Honda Данилова-старшего была сожжена на соседнем участке лесничества. Через год тело Евгения обнаружат в реке. Останки его брата не найдены до сих пор.
Весной 2002 года «Поселковские», исполняя заказ зеленодольского криминального авторитета, с использованием огнестрельного оружия совершили покушение на убийство директора верхнеуслонского райпо. Последнего спасло то, что пистолет у нападавших заклинило, а часть пуль не дошла до цели. В результате мужчина выжил.
В 2000-е участники группировки расслабились, легализовали бизнес, построили дома, стали жить некриминальной жизнью, думая, что преступления прошлого забыты
Как накрывали банду
В 2000-е участники группировки расслабились, легализовали бизнес, построили дома, стали жить некриминальной жизнью, думая, что преступления прошлого забыты. В 2005 году Мольков даже сложил с себя лидерство в ОПГ и назначил смотрящим за Васильево своего помощника. Однако следствие считает, что на деле он все равно продолжал контролировать банду и постоянно получал деньги от коммерсантов.
Все так бы и продолжалось, но в 2012 году произошло неожиданное. Исполнителей убийств «Поселковских» внезапно задержали в Нижнем Новгороде. Те пошли на сделку со следствием и рассказали правоохранителям все подробности их эпизодов. Узнав об этом, другие члены банды стали разъезжаться по регионам. Мольков остался у себя дома. Именно там его и брали штурмом бойцы спецназа МВД по РТ — в стиле финала фильма «Лицо со шрамом».
Спустя два с лишним года разбирательств, в 2015 году, судья Верховного суда РТ Павел Кондратьев приговорил Молькова к 22,5 года колонии строгого режима. Остальным 8 его приближенным лидерам банды дали от 6 до 18 лет лишения свободы. Двоих исполнителей, задержанных в Нижнем, приговорили к 9 и 13 годам колонии строгого режима.
Никто из подсудимых не согласился с приговором. Мольков не признавался практически ни в чем, остальные «Поселковские» ссылались на истечение срока давности убийств. Но, так как преступления были особо тяжкими, от приговоров они не ушли. Апелляция также ни к чему не привела, приговор остался в силе.
Малька этапировали в новосибирскую колонию. Проблемы со здоровьем у него начались еще во время этапа. Дала о себе знать гипертония и поврежденный тазобедренный сустав. Далее состояние здоровья Молькова продолжало ухудшаться, у него появились проблемы с легкими и почками. В 2020 году он перенес инфаркт, а еще год спустя, в начале марта 2021-го, Молькова не стало.
Остальным 8 приближенным лидерам банды Малька дали от 6 до 18 лет лишения свободы. Двоих исполнителей, задержанных в Нижнем, приговорили к 9 и 13 годам колонии строгого режима
Как живет Васильево сегодня
Сын Малька Станислав решил пойти по стопам своего отца. Еще в 2006 году он с приятелем по кличке Бомбер вломился в пункт приема металлолома, убил охранника и похитил из сейфа более 1,8 млн рублей. Малек был недоволен действиями сына. Вскоре Станислава поместили в больницу, чтобы скрыть от правоохранителей, но его все же задержали. Большое число свидетелей дали показания, но потом от них отказались. В итоге Станислав Мольков вышел из ИВС и продолжил жить комфортной жизнью. Однако свидетели вернулись к прежним показаниям после того, как ОПГ «Поселковские» была накрыта. После сбора всех доказательств Молькова-младшего и Бомбера осудили на 16 и 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима соответственно.
После разгрома «Поселковских» казалось, что Васильево заживет нормальной, спокойной жизнью. Но на поселок повлияли кризисы, перестройки, и количество долетающих оттуда трешовых историй не уменьшается. На окраине поселка полно депрессивных руин когда-то процветавших заводов. Тем не менее пока еще работают старинный хлебозавод и стекольная фабрика.
Сейчас Васильево все еще остается одним из самых крупных поселков Татарстана. Если не считать садоводов, в населенном пункте живут 17 тыс. человек
Сейчас Васильево все еще остается одним из самых крупных поселков Татарстана. Если не считать садоводов, в населенном пункте живут 17 тыс. человек. Возможно, поселку присвоят статус города — об этом на днях заявил глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев. Чем занимаются жители? В поселке — почти ничем. Более трети населения Васильево работают в Казани, Зеленодольске или Волжске. Работы в самом поселке практически нет.
Есть ли здесь ОПГ? Несомненно, считают наши источники в криминальных кругах и правоохранительных органах. Непростую ситуацию выдают косвенные признаки. Например, сборы «Поселковских» проходили возле здания местного ДК или возле татарского кладбища. Дом культуры в Васильево расположен недалеко от промышленных предприятий, на территории которых сейчас полная разруха. За ДК простирается большое футбольное поле, видимо, служившее 20 лет назад местом для сходняков.
Дом культуры в Васильево расположен недалеко от промышленных предприятий, на территории которых сейчас полная разруха
Отголоски прошлых криминальных лет в поселке можно увидеть прямо сейчас. За Домом культуры осталось старое трансформаторное здание. Оно исписано снаружи аббревиатурами местных банд и АУЕ (движение, признано в России экстремистским, — прим. ред.). Причем последняя надпись встречается гораздо чаще остальных. Кто-то здесь явно все еще чтит такие уклады.
Внутри кирпичного строения можно увидеть настоящий «музей» местной уличной шпаны. На стенах гвоздем и другими «кистями» выгравированы короны с аббревиатурами, например VSK, кто-то даже частично расшифровал это, написав: «VS КАРОЛИ». Именно через А — то ли улица не учит орфографии, то ли написали так нарочно, с некоторым «выпендрежем», как принято говорить в пацанских кругах. Есть снаружи и надпись «Лагман вор», и речь явно не о среднеазиатской кухне.
Но проявляют «васильевские» себя далеко не так, как их «учителя» из «Поселковских». О выходах или вылазках наших современников сейчас практически не слышно ничего. Массовых драк и вовсе не видно. Последняя, исходя из криминальных сводок, состоялась на привокзальной площади еще в 2017 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.