В России выставка проходит впервые. До этого доктор Гюнтер фон Хагенс (на фото) вместе со своей женой и куратором проекта доктором Ангелиной Уэлли показали ее в 35 странах мира В России выставка проходит впервые. До этого доктор Гюнтер фон Хагенс (на фото) вместе со своей женой и куратором проекта доктором Ангелиной Уэлли показали ее в 35 странах мира

Россия созрела?

12 марта выставка официально открылась для посетителей и останется на ВДНХ до конца года. В России она проходит впервые. До этого доктор Гюнтер фон Хагенс вместе со своей женой и куратором проекта доктором Ангелиной Уэлли показали ее в 35 странах мира. В некоторых из них — с грандиозными скандалами. Церковь беспокоило неуважительное обращение с покойными, власти — нарушение закона. Выдающийся немецкий писатель Гюнтер Грасс сравнил знаменитого анатома с Йозефом Менгеле, который ставил опыты на заключенных нацистских концлагерей и тоже носил нелицеприятное прозвище Доктор Смерть. Но сам фон Хагенс только отшучивался, что скандалы прекрасно работают для продвижения выставки, а возмущения священников его не волнуют. «Не думаю, что после смерти будет продолжение, — признался он в 2018 году изданию The Guardian. — Каждое тело умершего, которое я видел, демонстрировало мне отсутствие души. Я не верю, что, когда мы умираем, от нас что-то остается».

Тем не менее подавляющее число россиян в этом уверены. Поэтому возможность проведения такой выставки не раз осуждалась представителями РПЦ и обеспокоенными гражданами. В 2017 году Уэлли призналась корреспонденту РИА «Новости»: «Мир большой, мы много где были, и Россия является одним из тех мест, куда хотелось бы приехать. Но мы должны принимать во внимание много вещей, когда входим в новую культурную среду. К примеру, мы не владеем языком, нам нужны партнеры, спонсоры… Так что пока не уверена, что это сработает в России».

В 2017 года Уэлли призналась: «Мир большой, мы много где были, и Россия является одним из тех мест, куда хотелось бы приехать. Но мы должны принимать во внимание много вещей, когда входим в новую культурную среду» В 2017 года Уэлли призналась: «Мир большой, мы много где были, и Россия является одним из тех мест, куда хотелось бы приехать. Но мы должны принимать во внимание много вещей, когда входим в новую культурную среду» Фото предоставлено пресс-службой выставки

В Москву экспонаты все же приехали, никаких пикетов у входа не наблюдалось, православные активисты не были замечены. Хотя если учесть, что одной из главных исторических точек страны до сих пор остается Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук, он же Кунсткамера в Санкт-Петербурге, а на Красной площади в Москве уже 97 лет лежит забальзамированное тело вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, то Россия была готова принять выставку одной из первых.

«Нашу выставку посетили более 50 миллионов человек по всему миру. И главная причина того, что двигает людей идти к нам, — они хотят заглянуть в мир самих себя! Глядя на экспонаты, люди начинают задумываться об отношении к себе, относиться к телу не просто как к дару. Более того, по опросу посетителей выставок, 9 процентов респондентов стали меньше курить, 33 процента начали придерживаться правильного питания, 35 процентов — заниматься спортом и приобщились к здоровому образу жизни», — прокомментировала доктор Уэлли во время церемонии открытия.

Она также передала слова самого фон Хагенса, который не приехал на выставку из-за медленно убивающей его болезни Паркинсона. «Для меня большая честь привезти Body Worlds в Москву, город, которым я давно восхищаюсь как культурным центром не только России, но и мира. Вдохновившись в юном возрасте российским запуском спутника в космос, я понял, что хочу попытаться сделать что-то, чтобы революционизировать науку. Мое искреннее восхищение исследованиями и смелыми решениями российских ученых побудило сделать карьеру в науке», — пояснил Доктор Смерть.

Для того, чтобы тело подвергнуть пластинации, нужно остановить процесс разложения Для того чтобы тело подвергнуть пластинации, нужно остановить процесс разложения Фото: Иветта Невинная

Искусство пластинации

Будущий изобретатель увлекся анатомическими препаратами еще в 1970-х. Тогда молодой ученый устроился в Институт патологии и анатомии в Гейдельберге. После серии неудачных экспериментов в 1977 году он разработал технологию пластинации и успешно законсервировал человеческую почку. На это ушли все сэкономленные деньги, наш герой влез в долги, но видимый потенциал заставлял его продолжать. «Поначалу я думал, что она будет полезна главным образом для совершенствования медицинского образования», — вспоминал фон Хагенс. Но довольно быстро технологией заинтересовались не только медики, но и общественность. Так что вскоре изобретатель научился консервировать тела целиком и в 1995 году повез экспонаты в Токио на первую публичную выставку.

Сама технология требует аккуратной и продолжительной работы в несколько этапов. Для того чтобы тело подвергнуть пластинации, нужно остановить процесс разложения. Поэтому в артериальную систему вводится раствор формальдегида. За 3–4 часа все бактерии уничтожаются, разложение останавливается, и тело готовят к консервированию.


Для начала удаляется кожа и подкожный жир. Затем подготовленное тело помещают в холодную ацетоновую ванну при температуре минус 25 градусов для того, чтобы убрать из него всю воду и растворимый жир. Этот процесс занимает 3–4 месяца.

Следующий шаг — сама пластинация. Пропитанное ацетоном тело под вакуумом помещают в ванну с жидким силиконом. Выходящий ацетон пузырьками собирается на поверхности ванны и непрерывно отсасывается. Через 6–8 недель они перестают образовываться, что означает окончание пропитки образца силиконом.

Тело достают из ванны, тщательно сушат и придают необходимую форму, т. к. после всех манипуляций оно все еще остается гибким и пластичным. Анатомические части закрепляют иголками, скобами, булавками и прочей канцелярской утварью. Этот процесс может варьироваться от нескольких недель до месяцев.

В самом конце — газ. Для того чтобы пластинат приобрел необходимую прочность и с высокой точностью не подвергся разложению, его обдают специальным газом в герметичной камере. Подготовка и создание одного тела целиком требует около 1,5 тыс. рабочих часов и обычно занимает около года.

Но выставка включает не только цельные экспонаты, но и тончайшие срезы. Для них применяется листовая пластинация. Они нужны для демонстрации соотношения различных положений анатомических структур. При такой технологии мертвое тело сначала вспенивают полиуретаном, а затем подвергают глубокой заморозке при температуре минус 70 градусов. Однородный блок распиливают высокоскоростной ленточной пилой на миллиметровые срезы. Из них ацетоном удаляется вода и растворимый жир, а затем их заливают эпоксидный смолой и обжигают в печи.

Покоя Body Worlds в российской столице, судя по всему, тоже не будет. В сети уже 40 тыс. человек подписались с петицией к мэру Москвы Сергею Собянину с требованием запретить выставку Покоя Body Worlds в российской столице, судя по всему, тоже не будет. В сети уже 40 тыс. человек подписались под петицией к мэру Москвы Сергею Собянину с требованием запретить выставку Фото: Иветта Невинная

«Надо просто сделать так, чтобы это было доведено до уголовного разбирательства»

Впрочем, несмотря на все подробности профессиональных будней талантливого изобретателя, у фон Хагенса крайне скандальная репутация. Сам он рассказывал журналистам, что реальные тела — экспонаты выставки — пожертвованы своими хозяевами ради просветительского проекта и что число таких добровольцев приближается к 20 тыс. человек. Но на самом деле ученого подозревают в покупке трупов в тюрьмах, больницах, психиатрических лечебницах прежде всего в странах третьего мира. Более того, парламентское расследование в Кыргызстане пришло к выводу, что 30% процентов экспонатов выставки Body Worlds изготовлено из трупов граждан этой страны, которые никакого разрешения на такое использование своих тел после смерти не давали.

Покоя Body Worlds в российской столице, судя по всему, тоже не будет. В сети уже 40 тыс. человек подписались под петицией к мэру Москвы Сергею Собянину с требованием запретить выставку. Высказался и глава совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, призвавший дать правовую оценку экспозиции. «Как пояснили мне юристы, согласно статье 68 федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в РФ“, использование тела умершего человека в России при соблюдении ряда условий допускается в медицинских, научных и учебных целях. В противном случае тело умершего подлежит погребению. Помимо этого, возможно, выставка нарушает федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“. Считаю, что по поводу этой экспозиции необходима квалифицированная правовая оценка», — цитирует Фадеева РАПСИ. Также, по его словам, выставка мало напоминает «искусство и научно-просветительскую деятельность, о которой говорят организаторы».

«Я уже направил соответствующее заявление в минкульт и в МВД, — рассказал „БИЗНЕС Online“ депутат Госдумы Виталий Милонов. — Пока ответа не было, но если вы думаете, что они (организаторы выставки — прим. ред.) избегут наказания, то нет. Оно их настигнет. Открывать выставку, состоящую из человеческих тел, было нельзя. Это как минимум глумление над усопшими. Негодяйская незаконная акция, которая противоречит моральным убеждениям и морально-этическим нормам большинства россиян. Если какие-то извращенцы и придурки решили такую выставку сделать, то это не значит, что мы должны соглашаться. Подобные экспозиции в нормальном цивилизованном обществе не могут проходить».

Также Милонов объяснил, почему недовольство Body Worlds не выходит за рамки материалов СМИ и онлайн-петиций: «Людям не нравится это, но протестовать они сейчас просто не готовы. Потому что искренне считают, что есть уполномоченные органы, которые должны вместо них это сделать. И я просто выполняю ту функцию, которую должен выполнять».

Известный историк, директор центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ Ольга Четверикова категорична: «Эта выставка и все, что с ней связано, за гранью моральной нормы. Поэтому обсуждать ее с точки нравственности, я считаю, абсолютно бессмысленно. А вот с организаторами выставки, можно говорить только на языке юридическом и правовом. Фактически на языке Уголовного кодекса. Я так понимаю, сам автор за границами России. И совершенно очевидно, что это психически больной человек. Поэтому обсуждать его, как и расчлененные тела, причем садистским образом, которые сюда привезли, не имеет смысла. И, конечно, необходимо установить фамилии тех, кто организовал, кто разрешил привезти и передал помещение, кто подписывал договор. Эти люди должны понести уголовную ответственность. У нас есть соответствующие статьи в Уголовном кодексе. Например, глумление над мертвыми телами, нанесение ущерба психическому здоровью людей. И речь не только о детях, но и о взрослых. Еще раз подчеркну: это за гранью с точки зрения моральной нравственности людей нашего общества».

Что касается масштабов возмущения, то Четверикова полагает: любой протест и огласка в СМИ окажутся бесплатной рекламой для экспозиции и ее организаторов. «Поэтому я считаю, что не нужно никаких возмущений, надо просто сделать так, чтобы это было доведено до уголовного разбирательства. Знаю, что обращения уже написаны. И в прокуратуру, в федеральную службу безопасности», — резюмировала собеседница «БИЗНЕС Online».

«С точки зрения образования, для профессионалов сферы науки и медицины эта выставка станет, безусловно, полезным опытом» «С точки зрения образования, для профессионалов сферы науки и медицины эта выставка станет, безусловно, полезным опытом» Фото предоставлено пресс-службой выставки

«Вы можете меня такого раскоряченного представить?»

Еще до начала осмотра гостей экспозиции задавили цифрами: 35 стран, 223 выставки, 51 385 000 посетителей, 19 тыс. завещанных тел, более 2 тыс. уже законсервировано, 102 из них сейчас находятся в Москве. Перед зрителями пока висели только фотографии, которые невольно побуждали любопытные разговоры за столиками в зоне ожидания.

— А вы хотели бы завещать свое тело науке, чтобы его таким образом сохранили и показывали людям по всему миру? — интересуется «БИЗНЕС Online» у Дмитрия Красилова, харизматичного танцора, прославившегося благодаря клипу Uno группы Little Big.

— Нет, это без меня. Да и родственники не поняли бы. Вы можете меня такого раскоряченного представить? Пусть этим занимаются другие. Я бы не хотел завещать свое тело для таких экспериментов.

Его тут же прерывает стройная блондинка. «А я бы отдала. Мне оно же не пригодится. А так — кому-то пользу принесет», — поделилась Анна Кузнецова.

Например, студентам-медикам. У них, конечно, имеются свои подобные экспонаты в рамках курса анатомии. Но здесь необязательно надевать белые халаты, хотя маски оставить все же придется. «С точки зрения образования, для профессионалов сферы науки и медицины эта выставка станет, безусловно, полезным опытом. Все наши медицинские университеты имеют анатомические музеи, где представлены в той или иной степени анатомические экспонаты в виде частей тела и органов в отдельности. Это служит программой профориентации для студентов-медиков. Ни одни учебники и макеты не дадут такого представления о строении нашего организма, как возможность узнать и увидеть все воочию», — подтвердил доктор медицинских наук, профессор и заведующий кафедрой анатомии человека РНИМУ им. Пирогова Сергей Шемяков.

Одни экспонаты стоят под стеклом, другие же — так и манят до них дотронуться Одни экспонаты стоят под стеклом, другие же — так и манят до них дотронуться Фото: Иветта Невинная

«Если вдуматься, что когда-то они были живыми, мурашки бегают»

Небольшими группками гостей начинали запускать в зал. Светлый холл мгновенно сменился фиолетово-красным помещением, несколько напоминающим  склеп — полумрак, прохлада и, конечно, скелеты. Выставка умышленно начинается с опорно-двигательной системы. «Это основа основ», — пояснил экскурсовод. В центре под стеклом — кости разных размеров и частей тела. Сломанные, распиленные, здоровые, а рядом — скелет человека. Такие стоят в каждом школьном кабинете биологии. Только этот раньше действительно принадлежал человеку.

Тут же, под стеклом, лежат черепа: взрослого и младенца. Каждому соответствует табличка с подробной экспликацией. Например, череп младенца демонстрирует процесс прохождения через родовой канал. Экскурсовод выборочно останавливается у предметов и добавляет: «Помните, в Советском Союзе некоторые повитухи практиковали собственноручное формирование детского черепа? Вот теперь вы видите, какие мягкие и пластичные у ребенка кости черепа. А еще делать такое ни в коем случае нельзя».

Вообще, выставка богата на наглядные примеры из серии «а что будет, если я не брошу курить или перестану заниматься спортом». Тут лежат как легкие здорового человека, так и курильщика — черные и сморщенные. Или, например, мозг. В здоровом состоянии он сохраняет естественно бежевый цвет с красно-синими вкраплениями и мягкую оболочку. А при деменции мозговые борозды больше напоминают высохшие реки. Они глубокие, бледно-серые и суженные.

Но такие экспонаты вполне вписываются в научно-познавательную концепцию. Лежат под стеклом, имеют пояснительные комментарии и не вызывают необычных чувств. Другое дело — тела. Их на выставке с десяток. Например, встретил гостей скелет, который в коленопреклоненной позе предлагал им свое (а может, и чужое) сердце. В соседнем зале нас ждал «Бегун», мышцы которого буквально отщеплялись от скелета. А рядом — «Фехтовальщик» с настоящей рапирой. Только, помимо характерной позы, он был буквально распилен надвое. А внутри виднелись органы — сердце, печень, селезенка.

Одни экспонаты стоят под стеклом, другие же — так и манят до них дотронуться. Так, например, пластинат из 3D-срезов. Это пять частей одного человека, разрезанного вдоль тела.

— Да это не может быть трупом! — удивлялась женщина.

— Мам, у него татуировка на руке, — добавила внимательная дочь, с восторгом снимавшая экспонат со всех ракурсов для сториз в «Инстаграме».

Если зрителям недостаточно увиденного, они могут прослушать дополнительную информацию прямо через свой мобильный — нужно лишь просканировать QR-код. Но организаторы настаивают, что Body Worlds не только анатомическая выставка, но и философская. Для этого каждую третью стену помещения украшают соответствующие изречения культурологов, философов и политических деятелей.

«Уметь стареть — вершина мудрости и одна из труднейших сторон великого искусства жизни», — написано под гигантским портретом швейцарского философа Анри-Фредерика Амьеля напротив того самого распила с татуировкой.

Бо́льшая часть экспозиции посвящена спорту. И дело не только в здоровом образе жизни, который явно пропагандируется таким необычным способом, но и в позах «трупных» экспонатов. Здесь есть футболист, замороженный в момент голевого паса, хоккеисты в шлемах и с клюшками в момент ожесточенной борьбы за шайбу, гимнаст на кольцах, демонстрирующий, как именно напрягаются мышцы тела в момент физических нагрузок.

На ум сразу приходит знаменитый клип британского певца Робби Уильямса Rock DJ, где он по ходу песни задорно снимает с себя сначала одежду, потом кожу, мышцы и т. д.

«Это было нестрашно, — поделилась с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ пожилая журналистка Надежда Викторовна. — Как в музее. Но, если вдуматься, что когда-то они были живыми, а все, что мы видим, действительно внутри каждого находится, мурашки бегают».