Выходом из тупика может стать механизм сервисного содержания с расширенной гарантией

Вагоноремонтный рынок в России упал почти на 15% в 2020 году. Об этом сообщает 1.03.2021 «Коммерсантъ». Объем плановых ремонтов на сети ОАО РЖД в 2020 году составил 383,3 тыс. вагонов, следует из обзора «Infoline-Аналитики». Это на 12,7% меньше, чем в 2019 году.

По мнению Константина Гончарова, президента Группы «Новотранс» (занимает около 16% рынка вагоноремонта), выходом из кризиса мог бы стать механизм сервисного содержания с расширенной гарантией.

Так, показатели января 2021 г. на 2,5% ниже результатов января 2020 года, и на 11,3% ниже, чем в январе 2019 г. Падение спроса влечет за собой и снижение цен на ремонт вагонов: по сведениям компаний, входящих в Союз операторов железнодорожного транспорта, они сократились за два года в диапазоне от 5% до 15%. Снижение цен на ремонт – хорошая новость для владельцев вагонов, но крайне тревожная тенденция для ремонтников: рентабельность их работы под угрозой.

В минувшем году российский рынок вагоноремонта более чем на 80% стал частным, напоминает президент группы «Новотранс» Константин Гончаров. Произошло это после того, как ОАО РЖД продала с аукциона два крупных актива – ВРК-3 (октябрь 2019 г.) и ВРК-2 (июнь 2020 г.) «К сожалению, эта трансформация произошла на фоне пониженного спроса на услуги депо, обусловленного экономической ситуацией в целом и сокращением объемов перевозок в частности», - отмечает топ-менеджер «Новотранса». По словам Гончарова, из-за обострения ценовой конкуренции, демпинга и соответствующего падения качества ремонтов 95% операторов сегодня контролируют и обеспечивают ремонты силами собственных специалистов либо просто отставляют подвижной состав до лучших времен.

Доля ОАО РЖД на рынке плановых ремонтов с продажей ВРК-3 и ВРК-2 закономерно сократилась: если в 2019 году она составляла около 54,5%, то к концу 2020 года снизилась до 21% и продолжила сокращаться в новом году, составив по итогам января чуть более 18%. Из данных «Infoline-Аналитики» следует, что показатели оставшейся в контуре ОАО РЖД ВРК-1 сокращались наиболее резко — на 24,4% в 2020 году, тогда как объемы частных ВРК-2 (принадлежит Новой вагоноремонтной компании, НВК) и ВРК-3 (у Объединенной металлургической компании, ОМК) упали на 13,4% и 3,9% соответственно.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров прогнозирует, что и 2021 год будет для вагоноремонтных предприятий непростым. Цены на комплектующие из-за роста цен на металл вырастут – а ценовое давление со стороны операторов, у которых снизились доходы, будет сохраняться. Выходом, на взгляд эксперта, могут стать развитие бизнеса вагонно-колесных мастерских, закрытие незагруженных неэффективных ремонтных мощностей, а также развитие предложения гарантийных сервисов – подобных тому, что предлагает «Новотранс».

По мнению Константина Гончарова из «Новотранса», выходом из кризисной ситуации мог бы стать «механизм сервисного содержания с расширенной гарантией». Вкратце суть его такова: клиент договаривается с предприятием на определенный срок, а оно берет на себя взаимодействие с ОАО РЖД, включая текущие отцепочные ремонты. За счет этого, по словам Гончарова, операторы с 30 тыс. вагонов в парке смогли бы за полгода сэкономить до 150 млн руб., флагманы рынка перевозок – до 500 млн руб.

По материалам: https://www.kommersant.ru/doc/4710803

18+