Теперь руководители КМПО сами ездят за рулем. Руководство компании во главе с гендиректором Дамиром Каримуллиным приняло решение продать все персональные автомобили, закрепленные за ними, водителей перевести на другую работу, а самим пересесть на личные машины. Таким образом КМПО осуществляет оптимизацию затрат на фоне финансового кризиса. 

Не значит ли это, что КМПО дошел до крайней черты? Как объяснил корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора по персоналу и социальному развитию КМПО Эдуард Мустакимов, для таких выводов оснований нет.

- Несмотря на то, что мы теперь работаем без персональных автомобилей и водителей, в будущее смотрим с оптимизмом, – говорит Мустакимов. – Дело в том, что наш главный заказчик - Газпром. А в 2009 году наш объем работы для Газпрома должен увеличиться в два раза. Кризис, конечно, мы тоже не списываем со счетов. На форс-мажорный случай на предприятии существует антикризисная программа, которая нацелена не на сокращение людей и не на урезание зарплат, а в первую очередь на уменьшение расходов предприятия. И экономить мы начали прежде всего с руководства. Поэтому и за руль собственных автомобилей сели, и с покупкой новой мебели решили повременить.

Информацию о волне сокращений, которую "БИЗНЕС Online " получил от работников самого КМПО, Мустакимов опровергает:   

  - Понятия не имею, о чем вы говорите. Возможно, эти разговоры среди работников завода вызваны тем, что осенью мы закрыли производство автоматических коробок для автобусов. Но производство этой продукции для нас стало убыточным. При предлагаемых ценах и на тех же объемах, что и прежде работать стало нерентабельно, в итоге нам пришлось ликвидировать целый цех. Но это была лишь структурная ликвидация. Всех рабочих, а это порядка ста человек, мы распределяем по другим цехам. Обучаем их и интегрируем в производство, поскольку предприятие сейчас испытывает настоящую нехватку рабочих. Мы ломаем голову, откуда их взять. Только на производство в Зеленодольске нам нужно триста человек рабочих, слесарей, токарей, фрезеровщиков.

В 90-е среди российского топ-менеджемента была очень популярна книга главы американского концерна "Крайслер" Ли Якокки, известного тем, что он сумел вывести эту компанию из жесточайшего кризиса. Якокка сумел убедить Конгресс США дать ему возможность получить кредит в $1,5 млрд. Главным условием выдачи кредита было требование найти еще $2 млрд. из других источников. Пришлось убеждать банкиров, чиновников, министров - Якокке все это удалось. Он уговорил даже лидеров профсоюза пойти на… снижение зарплат в корпорации. Одним из эффектных шагов Якокки было то, что сам он установил себе зарплату $1 в год. Этим он хотел убедить всех в том, что для спасения корпорации придется идти на определенные жертвы.

Похоже, что нынешний кризис заставит пойти на такие шаги топ-менеджеров не только в США, но и в России. Правда, представления об экономии у всех разные. Если на КМПО решили сэкономить по-крупному (содержание одного автомобиля представительского класса может превышать 100 тыс. рублей в месяц), то глава ВТБ Андрей Костин недавно удивил публику тем, что начал оптимизацию с того, что на его стол секретарша перестала каждый день ставить цветы.

Елена ШАПИРО