В 2020 году многие компании столкнулись с кассовыми разрывами. Например, непродовольственные торговые сети некоторое время были закрыты и не всегда могли вовремя платить поставщикам за нереализованную продукцию. То же самое наблюдалось и в других отраслях, поэтому потребность в стороннем финансировании в целом выросла. Как отмечает заместитель регионального директора Казанского офиса по работе с корпоративными клиентами ПСБ Елена Телишева, факторинг как способ сокращения дебиторской задолженности известен на российском рынке не один десяток лет, однако особый интерес к этой форме кредитования отмечается именно в прошлом и этом году. О том, что выигрывает бизнес, — в нашем материале.
Елена Телишева: «Мы уже работали над созданием сервиса онлайн-факторинга, когда 2020 год внес свои коррективы в жизнь страны — период ограничений ускорил внедрение цифровых решений в банковской деятельности, и факторинг не стал исключением»
Факторинг значительно облегчает ведение бизнеса без увеличения долговой нагрузки
Актуальность факторинга сейчас настолько высока, что даже крупные корпорации, которые раньше редко обращались к факторам, все чаще рассматривают такой вариант управления дебиторской задолженностью. По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), совокупный портфель российского рынка факторинга в январе – сентябре 2020-го составил 616 млрд рублей, объем выплаченного финансирования — около 2 трлн рублей, что на 21% больше, чем за тот же период прошлого года.
«Можно быть уверенным, что спрос на факторинг только продолжит расти, так как он значительно облегчает ведение бизнеса и обеспечивает финансирование без увеличения долговой нагрузки, — говорит Елена Телишева. — В традиционной схеме расчетов без использования факторинга получение выплаты занимает до 6 месяцев при условии отсрочки платежа. При использовании факторинга компании после подтверждения денежного требования могут получить финансирование поставок в течение 24 часов».
Другими словами, при обращении к факторингу складывается классический win-win* — ситуация, когда в выигрыше остаются все. Для дебитора это поддержание финансовой устойчивости за счет увеличения отсрочки и минимизации рисков невыполнения подрядчиками своих обязательств, а для контрагента — быстрое получение гарантированного финансирования по оптимальной ставке.
Тем временем рост спроса подстегивает предложение рынка, и факторы исследуют дополнительные возможности для развития своих продуктов.
«Мы уже работали над созданием сервиса онлайн-факторинга, когда 2020 год внес свои коррективы в жизнь страны — период ограничений ускорил внедрение цифровых решений в банковской деятельности, и факторинг не стал исключением, — объясняет Елена. — В мае мы первыми на рынке запустили новый онлайн-продукт для поставщиков федеральных торговых сетей, и это случилось очень своевременно».
В ПСБ без визита в офис клиенты должны получить решение о предоставлении финансирования за два часа. На практике одобрение часто происходит еще быстрее — в течение 40 минут
Решение о финансировании за 40 минут
В ПСБ без визита в офис клиенты должны получить решение о предоставлении финансирования за два часа. На практике одобрение часто происходит еще быстрее — в течение 40 минут. Лимит средств составляет 250 млн рублей без поручительства и залога. На сегодня по России одобрено уже более 550 заявок на сумму свыше 20 млрд рублей.
Как рассказала наша собеседница, регулярно получая обратную связь от клиентов, в ПСБ поняли, что именно такой формат сейчас актуален для рынка — с минимальным пакетом документов и быстрым принятием решения о финансировании. В пополнении оборотных средств стали нуждаться и компании за пределами сферы ретейла, где спрос на факторинг традиционно высок. Поэтому с конца осени в банке добавили в пул дебиторов по онлайн-факторингу нефтяников и частично металлургов. Они уже хорошо знакомы с этим форматом финансирования. Только за первую неделю, прошедшую с момента запуска продукта, было принято более 30 положительных решений на сумму свыше 1 млрд рублей по стране.
Способность быстро и качественно принимать решения, а также умение «бесшовно» интегрироваться в бизнес-процессы клиента, находить новые рынки и отраслевые решения будут определять дальнейшее развитие и возможность конкурировать на рынке финансирования дебиторской задолженности.
Именно поэтому факторинг будет все глубже уходить в технологичные решения, которые, ко всему прочему, его удешевят. Он будет похож на рынок электронных гарантий — очень конкурентный как по цене, так и по условиям, считает Телишева.
«Что касается факторов, то для нас автоматизация бизнес-процессов — это насущная необходимость, своего рода гонка, — заключила Елена. — Если ты этого не сделаешь, у тебя не будет оптимальной себестоимости и более низких ставок для клиентов. А значит, что тебе всегда придется догонять конкурентов. Уверена, наш курс на развитие инновационных продуктов и услуг поможет нам удержать наши позиции и в будущем».
Сегодня, по данным Ассоциации факторинговых компаний, ПСБ и его структура «МСП Факторинг» занимают одно из первых мест по количеству активных клиентов. Кроме того, группа вошла в тройку лидеров по общему объему факторингового портфеля — он составляет более 90 млрд рублей.
ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ) — универсальный банк, основанный в 1995 году. Входит в топ-10 крупнейших банков России и в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный Центробанком, законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов.
ПСБ предлагает широкий спектр услуг для розничных и корпоративных клиентов, малого и среднего бизнеса, поддерживает развитие предприятий ОПК и гражданской промышленности, занимает активную позицию в Общероссийской общественной организации «Союз Машиностроителей России». Председатель ПСБ Петр Фрадков входит в состав членов Бюро Центрального Совета ООО «СоюзМаш России» и является куратором Регионального отделения Бюро Центрального Совета ООО «СоюзМаш» в Чувашской Республике.
*Вин-вин, буквально выиграть-выиграть
18+