КОКАИН МОГУТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ ТОЛЬКО ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЕ ЛЮДИ
- Фаяз Баянович, каков социальный срез употребляющих наркотики? Наша так называемая «золотая молодежь» подвержена наркомании?
- Я бы не сказал, что это слишком развито, но факты есть. В этом году мы задерживали некоторых из них за хранение и реализацию кокаина (изъято около одного килограмма). Кокаин стоит 4500 рублей за грамм, что могут себе позволить только платежеспособные люди.
Конечно, мы работаем по всем видам наркотиков, но особое значение для нас имеет тот вид наркотиков, по которому идет вал. Бороться с наркотиками по всему фронту у нас просто не хватит сил. Мы хотим нанести ощутимый удар там, где это скажется на наркоситуации в республике.
- По районам республики потребление наркотиков как-то отличается?
- Мы знаем, где и какие наркотики в республике особо распространены. Например, в Альметьевске почти во всех наркопритонах употребляют маковую солому. В этом году мы сумели привлечь к ответственности выходцев из Азербайджана, которые под видом семян мака продавали маковую солому. Было изъято несколько сот килограммов. Время покажет, смогли ли мы повлиять на наркоситуацию в этом регионе республики.
Из Набережных Челнов в последнее время шел поток новых психотропных веществ. В Бугульме и Зеленодольске после снижения платежеспособности населения появился дезоморфин.
В Казани в прошлом году был распространен героин, а в этом году он составляет только 20 процентов, остальное – психоактивные вещества и дезоморфин. Ситуация меняется. Мы анализируем статистику и реагируем на ее изменение.
- Казань, конечно, печально лидирует по наркотикам?
- Конечно, везут туда, где могут купить. В республике есть всего один район, где не зафиксировано ни одного случая употребления наркотиков, это Атнинский район. Но есть районы, которые не имеют наркобольных, а в ряде районов даже добились снижения количества лиц, употребляющих наркотики.
«НАДО ВВОДИТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НАРКОМАНОВ!»
- Поскольку в России ситуация с наркотизацией населения является настоящей катастрофой, не считаете ли вы, что пора принять, наконец, кардинальные меры? Например, принудительно лечить наркоманов. Воспользоваться опытом Германии, где героиновым наркоманам выдают дозу методона под присмотром врачей. Воспользоваться опытом Китая, где расстреливают за распространение наркотиков. (Рамиль)
- Я глубоко убежден, что надо вводить принудительное лечение наркоманов. Наркоман – это ад для его родственников! И они сегодня не имеют реальных рычагов на него повлиять. Человек должен понимать, что обязан лечиться, работать, а не прожигать жизнь. Нужно создать условия для понуждения наркомана к лечению.
Наркоман – это больной человек. Когда он чувствует физическую боль, он не понимает никого рядом, начинает все имеющееся в доме продавать, а потом идет воровать и грабить - только для того, чтобы получить дозу. Он негативно влияет на окружающих – сначала на семью, а потом на всех остальных. Он опасен обществу. Многие говорят: почему их надо лечить принудительно? А почему бы нам не подумать об окружающих? Почему живущие рядом должны страдать от него?
В Европе, например, есть такой принцип: если человека задержали за незаконные операции с наркотиками и за употребление, то в суде его ставят перед дилеммой – либо тебя отправляют на полгода в тюрьму, либо сам идешь лечиться. Подавляющее большинство – 90 - 100 процентов - выбирают лечение. Конечно, не каждый выдерживает лечение - и попадает в места заключения.
А у нас такой меры нет. Но мы совместно с главным прокурором, председателем Верховного суда республики нашли выход. По закону нам разрешены дополнительные меры воздействия на лицо, совершившее преступление. Те, кто получает условные сроки за употребление и хранение наркотиков, раньше обязаны были пройти две недели лечения, но за это время можно пройти только детоксикацию. А мы сейчас через суд обязываем пройти и трехмесячную реабилитацию. Может быть, за это время кто-то и бросит употреблять наркотики. Из шести последних дел один осужденный прекратил лечение, и материалы были направлены в суд на изменение меры пресечения – с условного на реальный срок. Такая практика у нас только начинается, но шанс исправиться мы уже даем.
- Приносит ли пользу обществу деятельность фондов типа «Город без наркотиков» (Екатеринбург)? Есть ли в Казани общественные инициативы и проекты, решающие проблемы наркомании? (Ильдус Янышев)
- По большому счету, они старались вылечить наркоманов, причем в большинстве своем по просьбе родственников. Однако, согласно федеральному законодательству, лечить наркозависимого могут только в медицинских учреждениях. Другой вопрос – методы лечения. Конечно, насилие неприемлемо. Но вот если бы были лечебные учреждения принудительного воздействия, куда можно было бы направить наркомана, то надобности в подобных организациях вообще не было бы. Сейчас существует пробел – потребность существует, а государство не может ничего предложить.
В РЕСПУБЛИКЕ С НАРКОМАНИЕЙ БОРЮТСЯ 32 ОРГАНИЗАЦИИ
- У нас в республике существуют организации, работающие с наркоманами и их родственниками?
- Татарстан - единственный регион России, который может предложить весь спектр медико-социальной помощи – не только лечения, но и реабилитации. Ведь после того как наркоман прошел лечение, он должен попасть в здоровую среду, начать учиться или работать.
В республике различной реабилитационной деятельностью занимаются четыре общественные организации. Казанская общественная организация родственников наркозависимых «Вера» помогает людям, попавшим в зависимость от наркотиков, при условии, что обратившийся за помощью человек не находится в состоянии наркотического опьянения. Помогает родственникам наркозависимых (Казань, улица Халтурина, 16, телефон 555-13-04).
Общественная организация «Профилактика и инициатива» оказывает помощь людям, попавшим в зависимость от наркотиков (всем без ограничения). Ими организовано агентство по социально-трудовой реабилитации наркозависимых (Казань, проспект Ямашева, 36, телефон 526-68-11).
Общественное движение «Благотворительный реабилитационный центр имени Талгата Шайхуллина» занимается социальной реабилитацией наркозависимых - при условии, что обратившийся за помощью человек не находится в состоянии наркотического опьянения. (Альметьевск, улица Радищева, 47, телефон 8 (8553) 32-53-92).
«Благотворительный фонд развития образования, охраны здоровья и профилактики ВИЧ/СПИД (фонд Тимура Исламова)» осуществляет социальную реабилитацию наркозависимых и адвокацию их прав на получение квалифицированной медпомощи (Набережные Челны, бульвар Юных Ленинцев, 1, тел. 8 (8552) 59-74-13).
Всего в республике осуществляют профилактическую деятельность 32 общественные организации. Радует то, что многие из них – молодежные. Приведу пример – когда в рост пошла дезоморфиновая наркомания, в органы власти Татарстана поступило около 300 обращений с просьбой принять меры на законодательном уровне, ограничивающие распространение кодеиновой наркомании в республике. И большая часть обращений поступила от молодежных организаций – лиги студентов и тому подобных. Они проводили форумы с приглашением СМИ, обращались к власти через интернет-приемные и телевидение. Своими действиями им удалось создать общественное мнение и помочь руководству республики принять соответствующий закон.
Мы создали общественный совет при управлении наркоконтроля по РТ, в состав которого пригласили руководителей всех общественных некоммерческих организаций. Возглавил совет экс-руководитель нашего ведомства генерал-лейтенант полиции Шамиль Давлетгильдеев.
У нас в республике много тех, кто хочет и борется с распространением наркомании, но им нужна государственная поддержка. К сожалению, они не имеют ее в достаточном объеме. Суммы грантов небольшие, и те поступают только в конце года, а как платить сотрудникам – юристу, бухгалтеру, другим специалистам? Не все могут так долго ждать денег, а частая сменяемость сотрудников снижает эффективность работы организации.
В настоящее время в республике разработана программа поддержки некоммерческих организаций, и ряду из них уже вручены гранты. В ближайшее время пройдут защиты проектов молодежных общественных организаций. 29 ноября президент Татарстана на республиканском молодежном форуме вручит гранты победителям (интернет-конференция проходила 17 ноября – ред.).
ТОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ ДЕЙСТВУЮТ ПЯТИЛЕТНИЕ ПРОГРАММЫ
- Разве на федеральном уровне нет грантов по профилактике наркомании?
- Они есть. В ноябре татарстанская программа поддержки некоммерческих организаций стала одним из победителей федерального конкурса и получит более 28 миллионов рублей. Кроме того, президент РТ нашел средства для увеличения грантового фонда в два раза.
У нас в республике с 1999 года работают программы профилактики наркомании. Татарстан - единственный регион России, где действуют пятилетние программы. Директор ФСКН России Виктор Иванов, который недавно посещал нашу республику, дал высокую оценку проводимой профилактической работе. Татарстан по сравнению с другими регионами страны во многом выигрывает в этом вопросе – у нас много общественных организаций, есть поддержка со стороны руководства республики.
Когда мы вводили профилактические осмотры в учебных заведениях, было много противников этого шага, но, я считаю, эта мера помогла сдержать «взрывное» распространение наркомании среди молодежи. Тестированием мы смогли добиться того, что, по крайней мере, нет распространения наркомании в учебных заведениях. 86 процентов лиц, которые были выявлены за последние шесть лет за разовое употребление, в течение года переставали употреблять наркотики. Я считаю, что это очень хороший показатель!
- Подскажите, пожалуйста, какие программы по работе с молодежью с целью пропаганды здорового образа жизни и отказа от наркотиков разработаны либо поддерживаются и активно внедряются госнаркоконтролем РТ? (Ольга)
- В республике реализуется ряд антинаркотических проектов и программ. Например, с 2008 года осуществляется республиканский проект «SаMоSтоятельные дети», цель которого - предупреждение первой пробы психоактивных веществ. Участники этого проекта получают бонусы в виде участия в профильных сменах, скидок в магазинах, кафе, при занятиях на спортивных площадках, посещении музеев и другие. В 2011 году в проекте участвуют более 7 тысяч детей и подростков из 51 объединения 23 муниципальных образований республики. В течение года участники проекта проводят антинаркотические акции и мероприятия в городах и районах Татарстана.
С 2005 года работает межведомственный проект «Аврора», направленный на профилактику наркотизации несовершеннолетних «группы риска» на основе патриотического воспитания. В нем участвуют 10 кадетских школ, пять кадетских классов, три клуба военно-патриотической направленности. В рамках проекта проводятся специализированные лагерные смены и военно-спортивная игра «Кубок Авроры».
Совместно с координационным советом проректоров вузов по воспитательной работе и советом директоров ссузов республики проводится олимпиада творческих и научных работ среди студентов по четырем номинациям. В конкурсе ежегодно принимают участие от 100 до 150 работ. К сожалению, мало работ поступает от студентов вузов.
Проводится конкурс «Школа - территория без наркотиков» на лучшую организацию антинаркотической работы в общеобразовательных учреждениях. В этом учебном году в нем приняли участие 54 школы из 29 муниципальных образований республики. Победителями стали школы из Казани, Азнакаево и Бугульмы.
В Татарстане с 2008 года реализуется проект «Клубная жизнь без наркотиков». Целью проекта является противодействие распространению и употреблению наркотиков в ночных клубах в городах республики. В проекте принимают участие 25 клубов из пяти городов (Казань, Набережные Челны, Елабуга, Нижнекамск, Альметьевск)
КАЛЬЯН ЗАПРЕЩАТЬ НЕ БУДУТ
- В прошлые годы очень актуальной была тема курительных смесей. А сейчас как обстоят дела?
- Эта тема была актуальной для всей России в 2009 - 2010 годах. В начале 2009 года курительные смеси продавали свободно в киосках, но с введением законодательных ограничительных норм многие смеси поставлены на учет, как наркотические, и их перестали завозить и употреблять.
Если первый приказ министерства здравоохранения по этому поводу готовился почти два года, то сейчас методология включения новых психоактивных веществ в список наркотических упрощена и отработана. Как только появляется новый наркотик, мы фиксируем факт реализации и доказываем, что человек занимается сбытом. Второе – выявляем тех, кто употребляет. Третье – наркологи доказывают, что данное вещество действительно оказывает наркотическое воздействие на организм. И этого достаточно для того, чтобы направить информацию в Москву, и там в течение двух-трех месяцев вводят его в список наркотических.
Конечно, проблема остается. И в этом году еще есть вещества, которые мы пока определить не можем. Это зависит и от нашей оснащенности соответствующим оборудованием.
- Ходят слухи, что запретят кальяны…
- Были некоторые кальянные, которые специализировались на запрещенных сегодня курительных смесях. А если это обычный табак, как можно запретить кальян?
«СРЕДИ НАШЕГО «КОНТИНГЕНТА» 99 ПРОЦЕНТОВ ТЕХ,
КТО НЕ СМОГ НАЙТИ СЕБЯ В ЖИЗНИ»
- Одно время обсуждалось – бывает ли наркоман бывшим? А вы как считаете?
- Я считаю, что все зависит от человека. Есть такие люди, хотя их очень мало, которые, если захотят, бросают употреблять наркотики. Самое главное, у человека должно быть в жизни что-то главнее наркотиков – увлечения, спорт, обязательства перед родными. Какой-то интерес в жизни. Среди нашего «контингента» 99 процентов тех, кто не смог найти себя в этой жизни.
Отрадно, что у нас в республике есть все возможности для самореализации молодого человека - общественные организации, множество спортивных объектов, творческие объединения.
- Как вы считаете, наркоманию можно победить? Или как всегда - боремся, находим, пиарим в СМИ, составляем отчеты, а в итоге, словами нашего политика, получилось как всегда?! А так - удачи вам и везения. (Рафас)
- Мы должны победить! Искоренить стопроцентно - тяжело, но если бы мы могли вернуться к той наркоситуации, которая была 20 лет назад, то, я считаю, это было бы хорошим показателем.
- Какие меры профилактики наиболее действенны – показывать «страшилки» последствий употребления наркотиков или работа «внутри» молодежи?
- Думаю, все должно быть в комплексе. Мы должны у молодежи выработать твердое убеждение, что связываться с наркотиками нельзя, потому что это вредно и опасно. Многое в этом плане могут сделать средства массовой информации.
- А что должны делать СМИ – пугать или показывать альтернативу наркотикам?
- Должна быть реальная информация, что происходит из-за употребления наркотиков, к чему это приводит. В этом году в СМИ увеличилось количество информации о задержаниях, связанных с наркотиками. И мы видим, что сбытчики эту тему обсуждают между собой. Они понимают, что стало опаснее заниматься этим делом, может быть, лучше заняться чем-то другим… Это эффект? Если они обсуждают, то это уже эффект!
Думаю, и для молодежи «группы риска» эта информация может сыграть положительную роль. Конечно, какой-то процент населения все равно будет употреблять наркотики, но большую часть, я уверен, профилактическими мерами мы можем удержать от этого.
- Почему, на ваш взгляд, у людей появляется спрос на наркотики? Если бы не было спроса, то не было бы и предложения. (Ильдус Янышев)
- Если мы боремся с предложениями, делаем наркотики хотя бы недоступными по цене, увеличиваем риски, то все другие ведомства – министерства здравоохранения, по делам молодежи, спорту и туризму, образования, различные общественные организации, родители, в целом общество должны сделать так, чтобы не было спроса на наркотики. И чтобы у молодежи была твердая установка, что пробовать наркотики нельзя – это опасно для жизни.
А что касается причин… Двадцать лет назад я приводил пример, когда один мой знакомый, бывший спортсмен, получивший травму и перенесший серьезную операцию, из-за неправильного лечения стал наркоманом. И из хорошего здорового парня превратился в наркомана, которого привлекали к ответственности. Причина - жизненная ситуация. Но таких – единицы.
"НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ РАВНОДУШНЫМИ"
- О чем еще вы хотите заявить через нашу газету?
- На днях у нас завершилась акция «Сообщи, где торгуют смертью», которая проводилась по всей России. В Татарстане она проходит два раза в год – весной и осенью. У нас есть телефон «горячей линии» – 274-30-30. И через вашу газету я хотел бы обратиться к жителям республики: не оставайтесь равнодушными к этой проблеме. Если в обществе будет нетерпимое отношение к наркомании и граждане будут помогать нам хотя бы информацией, то эффективность нашей работы возрастет, улучшится обстановка в целом.
А к СМИ хотел бы обратиться по вопросу размещения социальной рекламы, направленной на профилактику наркомании. Думаю, и за счет такого напоминания о проблеме может повыситься антинаркотическая активность в обществе. Общими усилиями мы сможем добиться большего положительного результата в плане противодействия наркобизнеса в республике.
РАБОТА В ДРУГОМ РЕГИОНЕ ПРИБАВЛЯЕТ ОПЫТ
- Что вам дали годы службы на Дальнем Востоке и в Чувашии?
- Конечно, работа в каждом другом регионе прибавляет опыт. В Дальневосточном федеральном округе я был заместителем начальника главного управления МВД России по экономической безопасности. Мы вели борьбу с контрабандой лесоматериалов из России в Китай, рыбных ресурсов от нас в Китай, Японию и Корею, а также оказывали противодействие контрабанде товаров из Японии и Китая к нам. Там совсем другие масштабы, ведь Дальневосточный округ – это четверть России.
Там я приобрел большой опыт работы. Перед назначением туда я возглавлял УВД Казани, и вал работы – 100 преступлений в день – не позволял мне вникнуть в каждое дело, занимался больше административной деятельностью. А на Дальнем Востоке у меня было больше возможностей вникать в конкретные темы. Наше управление в основном занималось выявлением экономических преступлений межрегионального характера.
А в Чувашии совсем другой менталитет, хотя и находится эта республика по соседству с Татарстаном. И наркоситуация там другая, потому что платежеспособность населения ниже.
То, что в нашей республике было сделано пять лет назад, в других субъектах только-только собираются внедрять. Думаю, мы опередили многие регионы в плане борьбы с наркоманией.
- А как отреагировала ваша семья на переезд на Дальний Восток?
- Семья приехала ко мне на четвертый день моей работы. Мы приняли решение вместе – надо, значит надо!
«ПОЖЕЛАНИЕ ВСЕМ СМИ: НЕ НАВРЕДИ!»
- Вы читаете газету «БИЗНЕС Online»?
- В основном на айпаде – просматриваю всю информацию. Кстати, вашу газету читают практически все руководители госструктур. Во всяком случае, о том, что я иду к вам на интернет-конференцию, знали многие.
- Какие есть пожелания нашей газете?
- Есть пожелание не вам, а некоторым другим СМИ: прежде чем писать или говорить о чем-то, надо взвесить, а какие последствия могут быть? Главное – не навредить. А вашей газете я желаю продолжать в том же духе.
- Фаяз Баянович, спасибо вам за участие в интернет-конференции. Успехов вам в работе! А что касается сотрудничества, то мы всегда открыты для вас.
Часть 1-я: Фаяз Шабаев: «Реально в Татарстане - более 130 тысяч потребителей наркотиков»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.