«Кто за этим будет смотреть? Кто станет платить за воду, свет? Где будем зарабатывать и кто? Это все содержать надо!» — ставил практические вопросы глава Камско-Устьинского района Наиль Вазыхов в ходе обсуждения нового туристско-рекреационного кластера. Местных, в свою очередь, интересовало, кто будет следить за понаехавшими туристами, как можно заходить на гору и вообще зачем там палатки с кострами. Подробности встречи — в материале «БИЗНЕС Online».
Местных интересовало, кто будет следить за понаехавшими туристами, как можно заходить на гору и вообще зачем там палатки с кострами
Минимальное облагораживание: как проектировщики собираются направлять группы туристов
Пятничным вечером после работы около 30 жителей Камского Устья собрались в небольшом помещении местной библиотеки для обсуждения концепции развития туристско-рекреационного кластера. Первая очередь, к работе над которой архитекторы под патронажем помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой готовятся приступить «в ближайшее время», включает в себя часть Юрьевских пещер и горы Лобач.
«В прошлом году агентством стратегических инициатив был организован всероссийский конкурс по развитию экотуризма. Татарстан подавал 10 заявок на 10 разных территорий. Две из них победили в конкурсе. Камское Устье вошло в десятку лучших, — напомнила куратор спецпроектов дирекции по развитию природных территорий и экотуризма РТ Лидия Рябова. — Это достаточно большая территория, которая будет развиваться постепенно, в течение нескольких лет. Сегодня мы готовы представить вам концепцию, эскизный проект благоустройства первой очереди. Это те изменения, которые вы сможете увидеть уже в ближайшее время».
Это уже вторая встреча, на которой обсуждался проект с местными жителями. Первая состоялась в сентябре прошлого года. Тогда архитекторы обозначили для себя основные проблемы территории и запросы местных жителей. «В результате обработки анкет мы выяснили: 100 процентов считают, что не хватает мест размещения туристов. Недостаточно туристско-информационных центров, точек питания, туристических троп, организованного сбора и вывоза мусора, мероприятий по обеспечению безопасности, туалетов, навигации и информационных стендов», — поделилась архитектор и куратор проекта Диана Данилова.
«Сегодня мы готовы представить вам концепцию, эскизный проект благоустройства первой очереди»
Главными задачами проектировщиков она назвала минимальное вмешательство в природу, разведение туристских потоков и создание безопасной среды для посетителей. На примере проекта Юрьевских пещер Данилова показала, что новые тропы будут ложиться на место уже протоптанных дорожек. «Что уже вытоптано, там мы и организуем инфраструктуру», — добавила эксперт.
В рамках первой очереди планируется организовать входную зону, паркинг, площадку сборов, лагерь альпинистов, подходы к пещерам. Далее возможно строительство парковки и визит-центра. При этом места для костров и палаток также предполагается расположить уже на протоптанных не одним поколением местах. Похожая концепция — «строим там, куда ходят люди» — касается и горы Лобач. Кроме этого, задумка проектировщиков включает размещение информационных стендов, лестниц в небезопасных местах, туалета, душа и раковин для мытья рук. «Один из ключевых элементов — расстановка по всему маршруту навигационных столбов. Когда я первый раз сюда приехал, немного потерялся в этих хитросплетениях всех тропинок», — поделился архитектор бюро «Архитектурный десант» Эдуард Губеев.
После презентации архитекторов Вазыхов обозначил объективно важные хозяйственные тонкости, не особо заметные для большинства людей
«Ну извините, а обслуживать дальше кто будет?»
На встрече от начала и до конца также присутствовали глава Камско-Устьинского района РТ Наиль Вазыхов и руководитель исполкома района Ринат Загидуллин. После презентации архитекторов Вазыхов обозначил объективно важные хозяйственные тонкости, не особо заметные для большинства людей. Затем они красной нитью прошли через все обсуждение. Конечно, хочется сделать все максимально близко к природе — чтобы никакого металла, никакого бетона, описал глава то, как понял стремления архитекторов. Но возникают вполне жизненные моменты дальнейшего существования всей этой красоты.
Ну извините, обслуживать дальше кто будет? Кто возьмет на себя ответственность, какая управляющая компания? Кто за этим будет смотреть? Кто станет платить за воду, свет? Где будем зарабатывать, кто? Это все содержать надо! Где будут дрова для этого кострища браться — это тоже вопрос. Дрова должен кто-то подвезти и продать, ведь не просто так откуда-то они должны появиться
Вот такие не заметные глазу детали эксплуатации всего того, что нарисовали авторы концепции, обозначил глава района. Получается, что за эти радости кемпинг-жизни кто-то должен заплатить и все это необходимо каким-то образом организовать. Потому что естественным образом возникает дилемма: что, если мне, туристу, не нужны ваши платные услуги? Вы что, собрались навязать плату за осмотр природных достопримечательностей?! Но это же не заповедник… А с какого, собственно, перепуга я не могу разжечь костер абы где, переночевать в моей собственной палатке, а потом, под покровом дивной ночи, выкинуть банки из-под кильки вкупе с пустыми бутылками где-нибудь тут — ну не царское ж дело везти все это домой? Если нет контроля, нет и порядка. Если нет пригляда, то будет бардак и разруха! А если организовывать уборку мусора и мало-мальский контроль, банально нужны деньги — и откуда их брать? Эти аксиомы, видимо, и попытался донести Вазыхов.
К Юрьевским пещерам претензий было меньше — мол, облагораживание ровным счетом накладывается на и без того существующую «инфраструктуру»
После и жители района подкинули несколько мыслей, пока оставшихся без ответа. Можно ли с помощью видеокамер следить за соблюдением порядка со стороны приезжих? Будет ли проведена связь ко входу в пещеры? Нужно ли будет платить за пати-тенты и палатки и не закроют ли от местных жителей их территорию? Все свои замечания им предложили перенести на заранее подготовленные проекты местности. После 15-минутного горячего обсуждения в группах приступили к подведению итогов. Отметим, что к Юрьевским пещерам претензий было меньше — мол, облагораживание ровным счетом накладывается на и без того существующую «инфраструктуру».
Первым жарким вопросом дискуссии стал момент места подъезда и парковки у горы Лобач. Где оно должно располагаться, как было бы удобнее проходить к горе, не перенести ли парковку к смотровой площадке, не будет ли организован такой долгий и сложный маршрут, который оттолкнет туристов? Во всем этом и пытались разобраться присутствующие. «Мы еще в прошлом году участвовали в Казани в обсуждении. Тогда уже затрагивался вопрос: почему вдруг здесь появилась эта дорога (через поле к парковке — прим. ред.)? Надо, чтобы на гору Лобач вообще никаких машин не заезжало, чтобы здесь вообще этой дороги не было через поле. Речь шла о том, что здесь только будет тропа подъемная для легких туристов», — протестовала Ирина. Ей парировали другие жители района. «А что местные жители пешком ходят от кладбища до Лобача? Мы местные — значит, можем приезжать или вы меня заставите идти от кладбища пешком?» — возразил Владимир Никаншин.
«Я всегда за то, что здесь не должно быть палаток! Тут не должны жить неделями. Это должно быть такое место — пришли, отдохнули, посмотрели, насладились, сфотографировались и ушли. Никаких проживаний с палатками здесь быть не должно», — вновь задала тон еще нескольким минутам спора Ирина. И опять зал взволнованно дышал правдой жизни: «Все равно туда ходили и будем ходить», «Все лето там живут с палатками и будут жить!», «Пусть они нецивилизованно ходят как хотят, а если цивилизованно, то нельзя, что ли?» — слышались выкрики участников встречи.
Организаторы, дав людям выговориться, умиротворяюще предложили оставлять все идеи на странице дирекции по развитию природных территорий и экотуризма в «Инстаграме»
В итоге все предложения и замечания можно свести к следующим кратким темам: расположение подъезда к горе Лобач, содержание территории в чистоте, велодоступность и бесплатный проход.
Под занавес изрядное полено в полыхающий костер дискуссии решил подкинуть сити-менеджер Загидуллин. И спросил, а не требовать ли с туристов денег просто за вход, например за посещение Юрьевской пещеры? Искры эмоций взлетели до небес! Присутствующие разделилась на два «противоборствующих лагеря»: «Обязательно должен быть взнос!», «Вверх, вниз спускались — и за это деньги платить?», «А в Сочи платим 3 тысячи, чтобы взглянуть на что-то и уехать…», «Везде пещеры платные!» — неслось со стороны публики. Наконец, организаторы, дав людям выговориться (и, хочется верить, записав прозвучавшие мнения!), умиротворяюще предложили оставлять все идеи на странице дирекции по развитию природных территорий и экотуризма в «Инстаграме». Ну а что, хоть не потеряется!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 129
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.