«Мы ставим задачу не наказывать, а предупреждать… Нам не нравится, когда нас проклинают», — признался руководитель управления татарстанского УФАС Айрат Шафигуллин. Отвечая на вопросы читателей «БИЗНЕС Online», он назвал основных нарушителей антимонопольного законодательства, рассказал, как служба работает в период пандемии и какие меры приняты для поддержки бизнеса.
«Чтобы ФАС работала, учитывая интересы экономики»
— Айрат Радинович, с ноября прошлого года ФАС России возглавил новый руководитель — Максим Шаскольский, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга. Что-то изменилось в вашей работе с его приходом?
— Пока не могу сказать, что сильно что-то изменилось — срок с момента назначения Максима Шаскольского прошел небольшой. Кроме того, антимонопольная служба работает с большим количеством законов, и полагаю, человеку, пришедшему со стороны, необходимо время, чтобы во все вникнуть. Но определенные посылы от нового руководства уже идут. Все-таки человек пришел с хозяйственной работы — работал в энергетике, в исполнительной власти Санкт-Петербурга, и сегодня ставит задачу, чтобы ФАС работала, учитывая интересы экономики.
— «Изменилась ли работа ФАС в период пандемии коронавируса?» (И. Зарипов)
— Пандемия внесла свои существенные коррективы. Прошлой весной сотрудники управления ежедневно отслеживали ситуацию с медицинскими масками, антисептиками, перчатками, мониторили розничные цены на основные продовольственные товары, консолидируя полученные данные с ФАС России. Совместно с другими ведомствами региона работали в рамках оперативного штаба, где рассматривали вопросы цен на продовольствие, доступность лекарств и их наличие в аптеках.
Ввиду сложившейся эпидемиологической ситуации ФАС России приостановила проверки бизнеса. Исключением стали только внеплановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства, связанные с защитой жизни и здоровья граждан, законодательства в сфере госзакупок.
Особенностью периода пандемии стало активное перемещение экономической деятельности в интернет. Это сказалось на количестве выявляемых нарушений законодательства о рекламе в интернете. Участились случаи мошенничества, в том числе на рынке финансовых услуг, введения в заблуждение относительно производителя товара, появлялась недостоверная реклама.
Ряд послаблений был введен в рамках №44-ФЗ. Так, у госзаказчиков появилось право покупать товары, услуги или работы у единственного поставщика, но с условием, что необходимость срочной закупки без торгов будет обоснована. За год мы получили 342 запроса о согласовании закупок у единственного поставщика.
— То есть это можно делать только через согласование?
— Да, нужно было обратиться в антимонопольную службу и доказать, что проводимая закупка действительно обусловлена эпидемиологической обстановкой. Были и нарушения: мы выявили 7 конкурсных процедур, при которых организации воспользовались моментом, подведя свою ситуацию под ковид, например при закупке автобусов для школ.
— И они миновали согласование в УФАС в этом вопросе?
— Да, обошлись без нашего согласования, но мы госзакупки постоянно мониторим. Нашли нарушения у министерства образования, ГИСУ и привлекли к ответственности.
— Какие еще послабления были сделаны из-за пандемии?
— С целью снижения нагрузки на бизнес ФАС была инициирована возможность рассрочки исполнения постановлений о привлечении юридических лиц к административной ответственности. В случае с постановлениями, срок исполнения которых истекал в апреле – мае 2020-го, предоставлялись рассрочки исполнения на три месяца. И были компании, которые этой возможностью воспользовались.
При рассмотрении вопроса о включении нарушителей в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) принимали во внимание факты, когда поставщики доказывали, что невыполнение контракта связано с пандемией — не поступил товар из-за границы, сотрудники заболели ковидом и т. п. За прошлый год к нам поступило 170 таких обращений, из них в РНП мы внесли только 64 поставщика, что в два раза меньше, чем было в 2019 году.
— А в работе коллектива УФАС какие были изменения?
— Комиссии перешли на рассмотрение жалоб и обращений посредством платформы Zoom. Часть сотрудников переведены на «удаленку». Режим онлайн-работы в части рассмотрения обращений мы до сих пор сохраняем. Это удобно, ведь республика большая, а некоторым заявителям и ответчикам до нас приходится по четыре-пять часов добираться.
«За период самоизоляции в наш адрес поступило более 100 обращений по фактам роста цен на продукты питания»
«За период самоизоляции поступило более 100 обращений по фактам роста цен»
— «Люди ринулись делать тесты на коронавирус, что оказалось очень недешевой услугой, резко выросли закупки минздрава РТ, подорожали многие лекарства и продукты питания. Были ли здесь выявлены нарушения законодательства?» (Екатерина Новикова)
— Нарушений было выявлено немного. Доля обоснованных жалоб в сфере закупок в системе здравоохранения составила всего 4,5 процента, при этом они касались скорее технических недоработок со стороны заказчиков. В целом, считаю, по нашей части к осуществлению закупок в данной сфере особых претензий не было.
За период самоизоляции в наш адрес поступило более 100 обращений по фактам роста цен на продукты питания. В результате совместной работы с прокуратурой РТ было вынесено пять предостережений корпорации «Ресурсконтакт Плюс», Зеленодольскому хлебокомбинату, компании «Заинский хлеб», ИП Хакова Сайма Салимзяновна и другим.
Проводился анализ рынка на предмет нарушения антимонопольного законодательства при формировании стоимости диагностического исследования на COVID-19 методом ПЦР. Установлено, что эту услугу в республике оказывает 11 хозяйствующих субъектов, цены варьировались от 1,3 тысячи до 2,2 тысячи рублей.
— Обоснованность цен на тесты вы проверяли?
— Организации подтвердили обоснованность данных цен. Нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было. Есть конкуренция, экономика — рыночная, и в зависимости от спроса бизнес сам устанавливает цены на свои товары и услуги. Отмечу при этом, что диагностическое исследование на COVID-19 методом ПЦР при наличии показаний проводится на безвозмездной основе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории РТ.
В России нет регулирования цен, они могут быть лишь заморожены на 60-90 дней, если они выросли более чем на 10 процентов. Но только на социально значимые продукты. Государство должно создавать условия для конкуренции, чтобы как можно больше производили качественной продукции, тогда и цены на рынке будут иметь тенденцию к снижению. Если цены растут, значит, в экономике что-то не так: или условия не созданы, или кто-то нарушает закон. Под действие антимонопольной службы ценообразование подпадает в двух случаях: сговор производителей и доминирующее положение реализатора на рынке.
— Кого вы за руку поймали и наказали?
— Антимонопольная служба прослеживала всю цепочку ценообразования, чтобы понять, где же произошел рост. За период пандемии нами совместно с прокуратурой было вынесено 7 предостережений и одно представление по фактам недобросовестного поведения на рынке реализации муки и хлебобулочных изделий. Так, один поставщик муки завышал цену для производителей хлеба, а мука в цене хлеба составляет более 40 процентов. При этом мукомольных предприятий не так много. И в отношении этого поставщика были применены меры реагирования.
— Как поставщики муки обосновывали повышение цены?
— Здесь вопрос в том, что в мире был недостаток зерна из-за неурожая и все ринулись продавать зерно за границу. Видимо, баланс был нарушен, и на внутреннем рынке образовался небольшой дефицит. Стоимость топлива тоже росла, что также сказалось на цене муки. И на все это еще наложилась пандемия. Но в республике субсидируются цена на дешевые сорта хлеба, что, конечно, позволяет в определенной мере управлять процессом.
— Хлебопеки говорили, что у них просто не было выбора, поэтому покупали муку по повышенной цене…
— Один хлебопек нашел муку подешевле, а почему остальные не могли найти? Мы сделали расчеты и пришли к выводу, что повышение цены на социальный хлеб было необоснованным.
«В прошлом году цены на сахар увеличились, но, по сути, при анализе длинных трендов они просто вернулись на прежний уровень»
«Меры госрегулирования имеют смысл, но только на короткий период»
— «Как вы относитесь к госрегулированию розничных цен на продукты питания?» (Андрей)
— На каком-то коротком этапе спасет от роста цен. Поэтому и в законе предусмотрены небольшие сроки заморозки цен на ряд социально значимых товаров. В период форс-мажора, как это было в прошлом году в пандемию, меры госрегулирования имеют смысл, но только на короткий период. В целом же должно быть хорошее планирование и экономические рычаги воздействия, должна быть конкуренция, но под системным госконтролем, чтобы никто не злоупотреблял.
Как, например, произошло с сахаром: в 2019-м был большой урожай сахарной свеклы, и цена на сахар упала ниже себестоимости, обанкротился ряд сахарных заводов. В прошлом году цены на сахар увеличились, но, по сути, при анализе длинных трендов они просто вернулись на прежний уровень.
Я не сторонник регулирования цен на продукты: искусственное сдерживание, как правило, в конечном итоге приводит к проблемам и социальной напряженности.
Вот все ругают федеральные торговые сети, при этом забывая, что такие магазины на каждом шагу и цены в них, как правило, приемлемые. И качество продукции, и упаковки на должном уровне. Государство в этой сфере ставит задачу, чтобы на рынке не существовала одна-единственная торговая сеть, а присутствовал малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели. Чтобы небольшие магазины могли конкурировать с сетями, у них должна быть своя ниша. Если регион считает, что нужно поддержать эту сферу, ее необходимо субсидировать. Но и преференции должны даваться на конкурентной основе.
— «Как УФАС РТ в период пандемии содействует малому бизнесу, который пострадал больше других?» (Жуков А.)
— Как я уже сказал, были приостановлены плановые проверки. Кроме того, хозяйствующим субъектам МСБ и их работникам наказание в виде административного штрафа было заменено на предупреждение. На риск-ориентированный подход мы перешли еще в 2019 году: старались не штрафовать малый и средний бизнес, а выносить предупреждение в случаях, когда нарушение было совершено впервые или по незнанию и нарушитель оперативно его устранял.
В 2020 году в 62 случаях административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение. Среди тех, кто получил предупреждение, — 23 юридических лица, 24 работника, 15 индивидуальных предпринимателей.
На защиту бизнеса мы встали в ситуации с неправомерными действиями регионального оператора по обращению с отходами УК ПЖКХ. С начала пандемии в Татарстанское УФАС России поступали обращения предпринимателей относительно отказа УК ПЖКХ произвести перерасчет сумм, выставляемых на основании заключенных договоров по обращению с ТКО, в период простоя организаций в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. Ввиду введенных в республике ограничений мусор в прежних объемах не образовывался. Более того, установлено, что региональный оператор в этот период не нес затрат на вывоз отходов. Таким образом, организации вынуждены оплачивать фактически неоказанную услугу. По указанному факту возбуждено дело, которое в настоящий момент находится на стадии рассмотрения.
«Большие штрафы чаще всего бывают в области дорожного строительства и строительства зданий, где наибольшие суммы контрактов и значительные объемы работ»
Главные нарушители — строители
— ФАС большие штрафы выписывает?
— Разные есть — и 2 тысячи рублей, и миллионы, когда считается с оборота. Штраф зависит от характера нарушения, а также от выручки предприятия.
— Кого и за что оштрафовали на самую большую сумму?
— Большие штрафы чаще всего бывают в области дорожного строительства и строительства зданий, где наибольшие суммы контрактов и значительные объемы работ.
Максимальный штраф, который был наложен в Татарстане, составил порядка 70 миллионов рублей. Дело рассматривалось несколько лет назад и касалось дорожной сети столицы республики.
Средняя сумма штрафов по итогам прошлого года за картельные соглашения составила 2,5–4 миллиона рублей.
— «Какая из отраслей самая «грешная» с точки зрения антимонопольного законодательства?» (Ибрагимов Адель)
— В 2020 году дорожное строительство обеспечило 25 процентов штрафов. В сфере строительства и ремонта зданий — 21 процент.
Есть нарушения и со стороны органов власти. Они выявляются в ходе предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
— Казалось бы, в самых массовых отраслях — в торговле и ЖКХ — нарушений должно быть много…
— В ЖКХ наиболее распространенные темы нарушений — отбор управляющей компании, начисление платежей в многоквартирных домах и садовых некоммерческих товариществах (СНТ), а также при подключении к сетям. В торговле чаще всего речь идет о недобросовестной конкуренции и нарушениях в рекламе.
Торговые сети часто обвиняют в том, что они не пускают местных производителей на прилавок, но за время моей работы в татарстанском УФАС была всего одна жалоба — Бугульминского молкомбината на торговую сеть «Пятерочка». УФАС заставило сеть принять молочную продукцию бугульминского производителя. Все ворчат, но к нам не обращаются и не могут доказать, что нарушение состоялось. Вообще, нарушения в области торговли бывают редко, а сговор на предмет повышения цен — крайне редко.
«По итогам 2019 года Татарстан занял второе место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню содействия конкуренции»
«Татарстан занял второе место в рейтинге субъектов РФ по уровню содействия конкуренции»
— «В декабре 2017 года президент РФ Путин своим указом утвердил национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы. Каковы итоги реализации плана в РТ?» (Андрей Федоров)
— Национальный план развития конкуренции — это стратегический документ. На примере нашей республики могу сказать, что нарушения со стороны органов власти по итогам 2020 года сократились в 4,3 раза, таким образом, показатель, установленный Нацпланом, перевыполнен. Хотя количество нарушений еще значительное.
Другой важный показатель, предусмотренный Нацпланом, — это увеличение к 2020 году доли закупок у малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017-м, а также увеличение доли закупок у госкомпаний до 18 процентов к 2020 году. И здесь у нас тоже неплохие результаты. Доля госзакупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и СОНКО, составила 38,3 процента при целевом показателе к 2020 году 31 процента. Доля закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов МСБ составила 54,6 процента при целевом показателе к 2020 году в 18 процентов.
По итогам 2019 года Татарстан занял второе место в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню содействия конкуренции.
— За счет чего произошло снижение нарушений?
— В Татарстане координацию выполнения Национального плана развития конкуренции осуществляет министерство экономики РТ, а мы ему в этом активно содействуем. По решению президента РТ Рустама Минниханова в октябре 2020 года на базе учебно-методического центра ФАС России было проведено обучение антимонопольному комплаенсу..
Если оценивать по сумме госзакупок, то больше всего нарушений совершается республиканскими структурами, затем идут муниципальные и федеральные. А суммы огромные, например, в прошлом году в РТ было заключено контрактов на 197 миллиардов рублей. Доступ к выполнению этих контактов получил малый и средний бизнес. И за счет того, что были проведены конкурентные закупки, республика получила экономию почти в 7 миллиардов рублей.
«За 2019–2020 годы было выявлено 15 соглашений между заказчиками торгов и их участниками, на рассмотрении в настоящее время два дела. Общая сумма взысканных с участников антиконкурентных соглашений штрафов за 2020 год превысила 13,5 миллиона рублей»
«До 2024 года в республике останется только 11 муниципальных и государственных предприятий»
— Нацплан завершен. Как считаете, он будет продолжен?
— Сейчас мы ожидаем утверждения плана на 2021–2025 годы. Наша республика в соответствии с Национальным планом развития конкуренции определила 41 конкурентный рынок. Татарстан успешно движется в этом направлении, некоторые цели уже достигнуты на 40 процентов. В том числе речь идет о дальнейшем развитии малого и среднего бизнеса. Вопрос стоит так, что до 2024 года в республике останется только 11 муниципальных и государственных предприятий, все остальные будут закрыты или реорганизованы в другие формы собственности. А это новое поле для развития бизнеса и конкуренции. УФАС считает, что МУПы ограничивают конкуренцию на территории, потому что исполкомы, естественно, создают им лучшие условия. С их уходом с конкурентных рынков появятся возможности для развития в этих сферах малого и среднего бизнеса. Закон предусматривает, что унитарные предприятия должны сохраниться в ряде сфер, в том числе в сферах деятельности естественных монополий.
— Зато МУПы и ГУПы, по мнению чиновников, не подведут в сложной ситуации…
— Поэтому часть таких предприятий сохранится. Есть такие отрасли, где, по моему глубокому убеждению, целесообразно сохранить унитарные предприятия.
— А вы МУПы-ГУПы проверяете?
— В прошлом году было несколько жалоб, мы их рассматривали, но они оказались необоснованными.
— «Почему в государственных и муниципальных закупках побеждают одни и те же компании, зачастую связанные с представителями власти?» (Юрий Яшин)
— Да, нарушения есть, и их количество довольно большое, но при этом №44-ФЗ и поправки к нему позволяют участвовать в госзакупках малому и среднему бизнесу. Если кого-то не допускают к заказу, он обращается в УФАС с целью оспорить неправомерные действия заказчиков.
За 2019–2020 годы было выявлено 15 соглашений между заказчиками торгов и их участниками, на рассмотрении в настоящее время два дела. Общая сумма взысканных с участников антиконкурентных соглашений штрафов за 2020 год превысила 13,5 миллиона рублей.
Заказчиками РТ в 2020 году было заключено с субъектами малого предпринимательства более 47 тысяч контрактов на сумму 69,9 миллиарда рублей, что составляет 35 процентов от всей суммы заключенных контрактов и соответствует условиям №44-ФЗ, регламентирующему, что минимальная доля закупок у СМП должна составлять не менее 15 процентов, и Национальному плану развития конкуренции.
В прошлом году татарстанским УФАС было рассмотрено 1 122 жалобы по процедуре закупок и о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что сравнимо с 2019 годом (в 2019-м — 1 117 жалоб). Из них признаны обоснованными 460 (41 процент).
В 2020 году нами было проведено более 330 проверок в отношении заказчиков, выявлено 283 нарушения. По результатам выявленных нарушений выдано 273 предписания об устранении нарушений, привлечено к ответственности более 832 должностных и юридических лиц на сумму свыше 5,7 миллиона рублей, оплачено 6,4 миллиона рублей с учетом штрафов 2019 года.
Наибольшее количество нарушений выявляется именно при проведении государственных и муниципальных закупок. При этом у нас количество обоснованных жалоб серьезно сократилось — сегодня не превышает 40 процентов. А было 80 процентов буквально три года назад.
«Среди тех, кто чаще попадает в наше поле зрения, — ГИСУ, Волго-Вятскуправтодор, Главтатдортранс, исполнительные комитеты муниципальных районов, «Таттехмедфарм»
«Подготовлен «оптимизационный» пакет изменений в закон о госзакупках»
— Кто из заказчиков самый злостный нарушитель?
— Злостных нет. Нарушения в основном совершаются теми заказчиками, которые больше всего проводят закупочных процедур, — это сфера строительства, дорожных работ, муниципальные заказчики. Среди тех, кто чаще попадает в наше поле зрения, — ГИСУ, Волго-Вятскуправтодор, Главтатдортранс, исполнительные комитеты муниципальных районов, «Таттехмедфарм».
Сегодня подготовлен так называемый оптимизационный пакет изменений в №44-ФЗ, в результате чего многое упростится как для заказчиков, так и для участников закупки, в том числе серьезно сократится количество видов конкурсных процедур, порядок подачи заявок и их рассмотрения. Данный пакет уже проходит обсуждение в Государственной Думе.
— Вы сказали, что ГИСУ частенько ошибается при проведении торгов. Какие именно ошибки совершает?
— Это ошибки в документации, неразмещение в полном объеме проектно-сметной документации, укрупнение лотов, когда объединены строительные работы и поставка товара.
— На аффилированность тоже проверяете?
— Конечно. Если есть необходимость, мы и документы изымаем, и электронную почту проверяем.
— А если сговор происходит в бане или на охоте?
— К сожалению, ФАС не наделена полномочиями по ведению оперативно-разыскной деятельности. Но мы очень плотно взаимодействуем с МВД и ФСБ. В случае выявления картельных соглашений передаем материалы для возбуждения уголовных дел в эти органы.
— Какие нарушения подпадают под уголовную статью?
— Для рассмотрения антиконкурентного соглашения в качестве уголовно наказуемого деяния необходимо наличие одного из следующих условий: деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере. При этом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 миллионов рублей, а крупным ущербом признается ущерб, превышающий 10 миллионов рублей. Указанное правонарушение подпадает под санкцию статьи 178 УК РФ, виновные лица наказываются штрафом в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. Либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
«Выступая на расширенном совещании по итогам работы Арбитражного суда РТ за 2020 год, председатель суда Максим Боровков отметил снижение обжалования решений антимонопольных органов на 51 процент по сравнению с предыдущим годом»
«Дело УФАС в отношении «Татнефти» и ТАИФа не поддержали центральный аппарат ФАС и суды»
— «Удается ли УФАС по РТ побеждать в судах монополистов?» (Мустафин Дамир)
— Выступая на расширенном совещании по итогам работы Арбитражного суда РТ за 2020 год, председатель суда Максим Боровков отметил снижение обжалования решений антимонопольных органов на 51 процент по сравнению с предыдущим годом.
Что касается монополистов, то их у нас не так много. В прошлые годы мы возбуждали дела в отношении «Татнефти» и ТАИФа по признакам доминирования на рынке Татарстана, но, к сожалению, нас не поддержали центральный аппарат ФАС и суды, мотивировав тем, что надо рассматривать не рынок республики, а России в целом, а на рынке в масштабах страны эти компании не доминируют. Более того, даже на рынке Приволжского округа они не являются доминирующими. Поэтому наше решение в суде было отменено, хотя мы считаем, что был сговор между двумя монополистами, когда они одновременно повышали цену на дизтопливо и бензин.
— «С начала 2021 года стоимость газомоторного топлива увеличилась более чем на 30 процентов! Как УФАС борется с этим?» (Наиля)
— Действительно, динамика цен на газомоторное топливо демонстрирует рост. Вместе с тем следует отметить, что на территории Татарстана цена как на пропан, так и на метан не превышает среднее значение по ПФО.
На рынке реализации пропана действует три игрока: ТАИФ-НК АЗС, компания «Газпром сжиженный газ» и ИП Семенова Е.А. (ИРБИС). Доля каждого из указанных хозяйствующих субъектов более 8 процентов. При этом их совокупная доля на розничном рынке реализации СУГ на территории республики превышает превышает 58 процентов.
Управлением возбуждалось дело в отношении «Газпром газомоторное топливо» по факту установления монопольно высоких цен в Татарстане по сравнению с другими субъектами ПФО. После возбуждения дела цены привели в соответствие со средними по округу, но по итогам судебного разбирательства позиция УФАС не была поддержана.
«Суд апелляционной инстанции подтвердил правоту, как УФАС по РТ, так и суда первой инстанции, отказав в удовлетворении жалобы заявителя. А ответчики по делу оплатили наложенные на них штрафы»
«Нарушения в ГК «Анатомика» имели место быть»
— «В отношении моей группы компаний в декабре 2017 года УФАС по РТ возбудила дело, обвинив нас в картельном сговоре. В суде это дело развалилось, группа компаний «Анатомика» доказала свою невиновность. Предлагаю вам от лица УФАС принести извинения». (Альмир Михеев)
— По мнению УФАС по РТ, нарушения имели место быть. Более того, последующий судебный контроль, который был инициирован заявителем, четко дал ответ — антимонопольный орган прав. Данный спор был разрешен по существу — суд апелляционной инстанции подтвердил правоту, как УФАС по РТ, так и суда первой инстанции, отказав в удовлетворении жалобы заявителя. А ответчики по делу оплатили наложенные на них штрафы. Тем самым утверждения, содержащиеся в поступившем вопросе, не являются обоснованными, поскольку правота суждений антимонопольного органа была подтверждена судами двух инстанций. Впоследствии кассационный суд решение по данному делу пересмотрел.
Штрафы, наложенные на «Анатомику» (а это значительная сумма), были возвращены организации в полном объеме. Более того, заявитель воспользовался своим правом на подачу требования в суд о возмещении причиненного ему ущерба, то есть использует те процессуальные механизмы, которые установлены законом. И данный иск еще предстоит разрешить суду, поэтому не будем забегать вперед.
— И вы считаете, что возмещение ущерба можно считать за извинение?
— Позиция Татарстанского УФАС изложена в решении по этому делу, другого мнения у нас нет.
«В 2020 году возбуждено и рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях (4 юрлица, 4 должностных, 2 ИП). Общая сумма наложенных штрафов составляет 560 тысяч рублей»
«Как такового плана по штрафам нет»
— «Кого и за что вы штрафовали в последнее время?» (Борисова С.)
— В 2020 году и первом квартале 2021-го по фактам недобросовестной конкуренции было возбуждено и рассмотрено 12 дел, выдано 18 предупреждений о прекращении недобросовестной конкуренции. Из них 7 фактов нарушений, связанных с использованием товарного знака без разрешения правообладателя, 8 фактов связано с недобросовестной конкуренцией при осуществлении регулярных перевозок автобусами, 13 фактов, связанных с некорректным сравнением и дискредитацией, два — иные виды недобросовестной конкуренции.
В 2020 году возбуждено и рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях (4 юрлица, 4 должностных, 2 ИП). Общая сумма наложенных штрафов составляет 560 тысяч рублей. В 2021 году возбуждено и рассмотрено два дела об административных правонарушениях (одно юрлицо и одно должностное). Общая сумма наложенных штрафов составляет более 112 тысяч рублей.
— План по штрафам есть?
— Как такового нет. Но, конечно, есть разница, когда служба наложила штрафов на 1 миллион или на 100 миллионов рублей. Это повод для анализа: или служба плохо работает, или культура исполнения закона на высоком уровне.
— Вы сказали, что нарушений в Татарстане стало в 2 раза меньше. Может, УФАС просто работать хуже стало?
— Мы считаем, что меньше нарушений потому, что, во-первых, мы постоянно проводим разъяснительную работу для заказчиков, осуществляющих закупки; во-вторых, раз в квартал мы в рамках своих публичных обсуждений очно или онлайн информируем всех об изменениях в законодательстве и нормативных актах, обсуждаем текущую деятельность. Эти мероприятия открытые, и присоединиться к ним может любой желающий и задать интересующий его вопрос.
Все это вместе и привело к сокращению нарушений. Я считаю, что это не ухудшение нашей работы, а акцент на профилактику нарушений. Мы ставим задачу не наказывать, а предупреждать. Нам не нравится, когда нас проклинают… Когда ошибка, а не умысел, мы чаще прощаем бизнес. Но не исполнительные органы власти.
«Реформа в сфере обращения с ТКО действительно идет непросто. И у ФАС достаточно претензий к региональным операторам, но надо признать, что ситуация с вывозом и захоронением ТКО в Татарстане все-таки улучшилась»
«Ситуация с вывозом и захоронением ТКО в Татарстане все-таки улучшилась»
— «Так называемая реформа обращения с ТКО привела к повышению цен за вывоз мусора, а порядка в этой сфере по-прежнему мало. Как УФАС работает с этой проблемой?» (Анна Ивановна)
— Реформа в сфере обращения с ТКО действительно идет непросто. И у ФАС достаточно претензий к региональным операторам, но надо признать, что ситуация с вывозом и захоронением ТКО в Татарстане все-таки улучшилась. И по сравнению с другими регионами у нас она лучше. Оборудованы контейнерные площадки, налажена транспортировка мусора, ситуация на полигонах нормализуется. Но население жалуется нам на цены, которые выставляют регоператоры за вывоз мусора. Стоит также задача раздельного сбора отходов и их переработки, а это вопрос непростой, и быстро его не решить.
— Когда люди сидели дома, в торговых центрах мусора не было, а платить за его вывоз бизнесменов заставляли?
— Да, бизнес не работал, а по нормативу им начисления производились и счета выставлялись. Сегодня мы расследуем дело о том, что услуга не оказана, а оплату требуют.
— Кто определяет норматив и кто выбирает — по нормативу начислять или по факту?
— Изначально порядок коммерческого учета твердых коммунальных отходов определен на федеральном уровне в соответствии с постановлением правительства РФ №505, которое указывает, что учет может производиться на основании нормативов накопления ТКО, а также исходя из количества и объема установленных для накопления ТКО контейнеров. При этом сами нормативы определяются субъектами РФ самостоятельно.
Так, например, на территории РТ нормативы накопления ТКО утверждены постановлением кабинета министров РТ №922. Стоит при этом заметить, что нормативы, установленные в нашей республике, ниже средних по стране. И здесь есть над чем задуматься. Ведь, несмотря на наличие единой методики по определению нормативов накопления ТКО, значения нормативов в отношении одних и тех же категорий объектов довольно сильно различаются от региона к региону. Данный факт, а также тенденция роста обращений к нам предпринимателей свидетельствует о возможном несоответствии установленных показателей фактическим значениям. На территории Татарстана в настоящее время проводится работа по пересмотру нормативов.
— «Сегодня масса рекламы размещается в интернете. Как вы отслеживаете ее соответствие закону о рекламе?» (Ирина Антонова).
— В непрерывном режиме сотрудниками УФАС проводится мониторинг сети интернет на предмет соблюдения закона «О рекламе». В 2020 году было выявлено 49 нарушений закона, в 2019-м — 30. Выявляются случаи распространения рекламы с текстом «самые лучшие», «самые хорошие» товары, «№1», при этом без каких-либо сравнительных характеристик, подтверждающих объективное исследование.
Еще одна категория нарушений, число которых увеличилось в 2020 и 2021 годах, связана с СМС-спамом, когда гражданам на телефон приходят сообщения либо поступают звонки с предложением той или иной услуги. Свои услуги предлагают банки, операторы сотовой связи либо мошеннические организации. В 2020 году по этой категории было возбуждено 16 дел (в 2019-м — четыре).
Было рассмотрено несколько дел в отношении «Мегафона» по факту незаконной СМС-рекламы, компания привлечена к ответственности в виде штрафа. В 2021 году по аналогичным фактам возбуждены дела в отношении Тинькофф Банка, банка «Русский Стандарт» и компании «Самокат».
В одних случаях подтверждается, что абоненты не давали своего согласия на получение рекламы, в других — что абонентами ранее давалось согласие, однако ввиду прошествия большого количества времени они о таком согласии забыли.
— То есть не только зарегистрированные электронные СМИ подпадают под закон «О рекламе»?
— Конечно, зарегистрированные СМИ однозначно подпадают под этот закон. Если блогер на правах СМИ, то тоже подпадает. Но с блогерами ситуация иная — нужна практика, в том числе судебная, позволяющая рассматривать такие дела, принимать по ним решения. И в этой сфере нужны программные решения: невозможно исследовать весь интернет. В правоохранительных органах есть такие агрегаторы, когда поиск информации осуществляется по ключевым словам. Думаю, и у нас это будет в ближайшее время. Мы понимаем, что здесь нужны специалисты другого плана, и мы сегодня ведем их поиск и обучение.
«В Казани подвести кабель к многоэтажному дому и распределить его на 3 тысячи квартир — это одна себестоимость. Провести кабель в село за 30 километров от города, где в двух домах три человека проживают, — другая цена»
«Обращения от граждан поступают, но ответ не всем нравится»
— «На каком основании «Таттелеком» устанавливает тарифы на интернет в Чистополе гораздо дороже и хуже по пропускной способности, чем в Казани? Чистопольцы переплачивают, по сути, в 5 раз». (Дмитрий)
— Такие обращения от граждан периодически поступают, но ответ не всем нравится. «Таттелеком» сам устанавливает цены, исходя из своих расходов. В Казани подвести кабель к многоэтажному дому и распределить его на 3 тысячи квартир — это одна себестоимость. Провести кабель в село за 30 километров от города, где в двух домах три человека проживают, — другая цена. Не могу сказать, что во время расследования мы не выявили некоторые отклонения от экономической обоснованности, но они все-таки близки к норме. Надо еще учитывать, что «Таттелеком» как государственная компания идет в ту местность, куда другой оператор не пойдет, потому что невыгодно. Есть решение провести оптоволокно, и «Таттелеком» его проводит, даже в ущерб себе. А раз компания несет большие расходы, то и ценами варьирует. Но в любом случае обращения мы рассматривали и будем рассматривать и в случае выявления нарушений принимать меры.
— «Кто в РТ ведет реестр недобросовестных поставщиков, где с ним можно ознакомиться?» (Ленар Гатин)
— Реестр недобросовестных поставщиков ведется Федеральной антимонопольной службой и является единым для всей России. В случае если организация или индивидуальный предприниматель были включены в данный реестр, они не могут принимать участия в закупочных процедурах на протяжении двух лет. В реестр также включаются сведения в отношении директора и учредителя организации сроком на два года.
Реестр недобросовестных поставщиков находится в свободном доступе и размещен на сайте единой информационной системы (https://zakupki.gov.ru/). Участник, сведения в отношении которого включены в РНП, в случае подачи заявки на участие в закупке автоматически отклоняется оператором электронной площадки и не может принять участие в закупочной процедуре. Заказчики, проводя закупки, разумеется, имеющиеся сведения учитывают. Да и сама электронная площадка предусматривает автоматическое отклонение тех, кто включен в реестр.
— Ваш предшественник в УФАС предлагал создать регулятора в энергетике, чтобы больше не повторялись споры за раздел теплового рынка, как было между «Татэнерго» и ТГК-16 ТАИФа. А вы как считаете, такой третейский судья нужен?
— Правомерность действий «Татэнерго» поддержал Арбитражный суд республики. Энергетика — отрасль стратегическая, и это та экономическая сфера, которая должна находиться в государственном управлении.
— Как продвигается дело об умных счетчиках? УФАС сможет доказать сговор между Сетевой компанией, «Смартэнерго» и «Ростелекомом»?
— Дело движется к завершению. Сейчас мы ведем его рассмотрение с позиции того, насколько решение по нему устоит в суде, если будет оспорено сторонами. Исходя из этого, комиссия будет решать, обвинительный характер будет у этого дела или его прекратят. На данный момент окончательного решения нет. Для изучения вопроса судебной перспективы требуется время. Пока, по нашему мнению, сговор доказывается.
«ФАС — контрольно-надзорный орган, этим и отличается. Это более оперативная работа. Нынешний руководитель ФАС России призывает к тому, чтобы наказания были не ради наказания, а во имя развития экономики»
«Наказания не ради наказания, а во имя развития экономики»
— Вопрос читателя: «Будучи на учете в качестве безработной в ЦЗН Ново-Савиновского района, была направлена на имеющуюся на тот момент вакансию в администрацию ФАС. В чем мне было отказано секретарем констатацией: „Мы ждали мужчину“. Где взаимодействие структур внутри ведомства?»
— При размещении вакансии и последующем отборе сотрудников в штат Татарстанского УФАС России, мы не делим потенциальных участников кадровых процедур по половому признаку, тем более это запрещено законом.
Кроме того, управлением проводится набор в кадровый резерв татарстанского УФАС России. Информация об имеющихся вакансиях размещается на нашем официальном сайте — www.tatarstan.fas.gov.ru.
— Вы работали в разных госструктурах — пенсионном фонде, министерстве труда и соцзащиты РТ, совете безопасности РТ и вот теперь в УФАС. Чем ФАС отличается от других структур?
— ФАС — контрольно-надзорный орган, этим и отличается. Это более оперативная работа. Нынешний руководитель ФАС России призывает к тому, чтобы наказания были не ради наказания, а во имя развития экономики. Благодаря всей моей предыдущей работе я придерживаюсь такого же отношения к жизни и работе.
— Руководство центрального аппарата ФАС поощряет региональные управления к открытости для СМИ или, наоборот, не рекомендует? Не все федеральные структуры жалуют журналистов…
— ФАС России позиционирует себя как открытое ведомство, в том числе в части взаимодействия со средствами массовой информации. Информация о принимаемых службой решениях размещается на специально созданном интернет-ресурсе — базе решений ФАС России.
— Зачем с детьми встречаетесь, о чем им рассказываете?
— Мы считаем, что понимание значимости развития конкуренции, добросовестного поведения на рынке должно прививаться с детства. Для нас важно донести до ребят, что конкуренция — основа развития экономики любой страны. Неслучайно миссия ФАС России звучит как: «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».
ФАС — одна из лучших антимонопольных служб в мире по эффективности работы. Хотя наша служба молодая, но по динамике развития и тому, что было достигнуто за последние 17 лет (ФАС образована 9 марта 2004 года), какие нормативные акты были приняты за столь короткий промежуток времени, ФАС является одним из лидеров.
Бизнес, вступая в конкурентную борьбу, порой выходит за рамки дозволенного законом — в чем-то ошибается, где-то осознанно нарушает закон, а для пресечения нарушений, обеспечения честной конкуренции необходима работа ФАС — вот об этом рассказываем детям.
— Ваша оценка работы «БИЗНЕС Online»?
— Мне «БИЗНЕС Online» нравится тем, что у вас очень высокого уровня аналитические материалы по экономике. Высокопрофессионально работаете. Это вызывает уважение.
— Айрат Радинович, спасибо за обстоятельный разговор!
Шафигуллин Айрат Радинович родился 15 сентября 1965 года в Казани. Окончил Васильевский автотранспортный техникум (1984), Казанский финансово-экономический институт (1990), Российскую экономическую академию им. Плеханова по программе «мастер делового администрирования» (2003), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по программе «магистр государственно-общественного управления» (2011). Кандидат экономических наук. Заслуженный экономист РТ (2007).
1983–1984 — автослесарь Казанского ПОГАТ-3.
1984–1986 — служба в рядах Советской армии.
1990–1995 — экономист, заведующий отделом комплексного социально-экономического развития, заведующий отделом экономики и прогнозирования, заведующий квартбюро Советского райисполкома Казани.
1995 — заместитель начальника отдела по учету, контролю и распределению жилой площади аппарата администрации Казани.
1995–1997 — первый заместитель главы администрации Советского района Казани.
1997–1998 — начальник Казанского городского финансового управления.
1998–2007 — управляющий отделением пенсионного фонда России по РТ.
2007–2014 — министр труда, занятости и социальной защиты РТ.
2014–2018 — секретарь совета безопасности РТ.
С 13 ноября 2018 года по настоящее время — руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.