«Вы не думайте, что мы отказались от идеи создания центра паломничества!» — рассказывал недавно в разговоре с «БИЗНЕС Online» советник мэра Казани по вопросам религии, известный православный и общественный деятель Дмитрий Хафизов. К сожалению, не всем планам Хафизова суждено было сбыться при его жизни, этой весной наш герой умер на 57-м году жизни из-за осложнений, вызванных перенесенной коронавирусной инфекцией. В своем последнем интервью незадолго до смерти, зимой-2021, советник мэра Казани рассказывал, кто стоял у истоков воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери, который должен открыться в этом году, и какая огромная работа была в связи с этим проделана.
Дмитрий Хафизов: «В окружении патриарха были люди, которые категорично не хотели икону возвращать в Казань. И в свое время они сделали многое, чтобы этого не случилось. Но патриарх дал слово вернуть и слово свое сдержал»
«Эта икона восстановила все три главных Казанских собора России»
— Дмитрий Иосифович, кто и когда впервые поставил вопрос о строительстве собора Казанской иконы Божией Матери на историческом месте в Казани? Было ли это жестким условием возвращения Казанской иконы из Ватикана? И чьим условием?
— Со стороны папы римского никакого условия не было. Когда икону вернули в Россию российскому народу в лице РПЦ, она хранилась у патриарха Алексия II. Говорили, что, когда папа Иоанн Павел II отдал икону, его здоровье сильно сдало, об этом же предупреждали и патриарха. Однако тот твердо пообещал, что в свое время икону он вернет в Казань, но на определенных условиях. Именно он поставил это условие. Он сказал, что вернет икону в том случае, если у нас будут восстановлены собор и монастырь на прежнем месте. А для создания в Казани центра паломничества условием стало определение места явления Божией Матери, о чем я уже рассказывал в прошлом интервью «БИЗНЕС Online». И получается, что эта икона восстановила все три главных Казанских собора России — в Ленинграде его вернули РПЦ, в Москве воссоздали на месте взорванного, и вот построили в Казани.
Очень скоро собор будет открыт, им занимались и занимаются очень много достойных людей — от покойного владыки Феофана до госсоветника и президента РТ. Мы все знаем эти имена. Но ведь это самая верхушка айсберга, а основание его заложено за несколько лет до этого. И мне хотелось бы, чтобы все люди, которые занимались данным делом, не были забыты. К сожалению, негативный опыт у меня есть: после 1000-летия Казани медалью наградили всех, кроме основных «виновников торжества» — археологов. И в течение пяти лет после юбилея мы исправляли такую несправедливость — медали им вручали. Не хотелось бы, чтобы в этот раз так же получилось.
— Сколько времени икона пробыла у патриарха Алексия II?
— В окружении патриарха имелись люди, которые категорично не хотели икону возвращать в Казань. И в свое время они сделали многое, чтобы этого не случилось. Но патриарх дал слово вернуть и слово свое сдержал. Как я помню, сразу была договоренность вернуть на 1000-летие Казани. Планировался приезд в наш город не только патриарха, но и президента России. А икону планировал привезти патриарх лично, он так и сделал. А мы для этого выполнили его требование.
Что было на месте обретения иконы, когда икона вернулась из Ватикана в Россию? Там действовала табачная фабрика и располагалось общежитие одного из вузов Казани. Сначала требовалось освобождать Крестовоздвиженский корпус с храмом, а потом выселять табачную фабрику, что оказалось особенно сложно. Да, воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери являлось жестким требованием патриарха, и оно было продиктовано тем, что произошло до этого.
«Что было на месте обретения иконы, когда икона вернулась из Ватикана в Россию? Там действовала табачная фабрика и располагалось общежитие одного из вузов Казани»
«Мы поставили условие, чтобы на этих работах не было случайных людей»
— Как определили место, где точно надо поставить собор?
— Когда мы занимались подготовкой 1000-летия Казани, я курировал археологию, и мы копали Казань в разных местах, потому что не знали, где точно находится самая древняя часть города, проверяли все версии. Одно из мест предложил я — где была обретена Казанская икона. И меня поддержали археологи, в частности Фаяз Шарипович Хузин. Тем самым мы убивали сразу двух зайцев: во-первых, мы посмотрим место, которое в некоторых источниках называлось старым городищем и где находили предметы булгарского периода, во-вторых, мы поставили задачу найти алтарную часть бывшего Казанского собора. А пока там стояли цеха табачной фабрики…
Первым руководителем раскопа назначили археолога Александра Печенкина, который сегодня работает директором музея в Чистополе. Затем этот раскоп курировал известный археолог Айрат Ситдиков. Научным руководителем был опытный археолог, любимый ученик Халикова, Фаяз Хузин. А копали раскоп девочки! Мы поставили условие, чтобы на этих работах не появлялось случайных людей, потому что это место святое. Не секрет, что обычно рабочими на раскопки набирают людей разного социального уровня, и лишь иногда студентов. Первой на этой территории была возвращена РПЦ и возрождена небольшая Софийская церковь. Там был священник, мой духовник, отец Сергий (Дятлов), небольшой приход и молодежная община, которую составляли в основном девочки и пара ребят. Одним из них оказался будущий руководитель аппарата Казанской епархии, отец Александр (Павлов), который тогда был еще семинаристом и стал у них бригадиром. И вот эта команда вела раскопки на месте обретения иконы и Казанского собора.
— Как решили вопрос с хозяевами табачной фабрики?
— В то время табачная фабрика принадлежала частным московским структурам. Нас на территорию не пускали, поскольку табачка — это практически такой же режимный объект, как пороховой завод. Разумеется, огромную помощь в этом оказал Камиль Шамильевич Исхаков, который внимательно следил и помогал со всеми возникающими вопросами. Переговоры с владельцами велись очень сложно, но увенчались определенным успехом — для раскопок нам выделили на территории фабрики участок размером примерно 3 на 5 метров.
— А кто определил место этого участка раскопок — они или вы?
— Нам надо было найти именно алтарную часть храма, и для этого мы подняли старые схемы здания. Получалось, что основная его часть попала под склад готовой продукции табачки и лишь чуть-чуть выходила за него. Мы пошли к директору, он нам ответил: «Хотите копать — копайте там, где разрешили, или не копайте вообще, а о складе и речи быть не может…» Как они выбрали место? К воротам склада подъезжали «КАМАЗы», загружали продукцию и уезжали, и вот нам дали место внутри этого разворота «КАМАЗов». Мы согласились, потому что нам деваться было некуда.
Но прежде, чем начать раскопки, мы обратились к патриарху Алексию и обрисовали ситуацию. Он нас благословил и прислал икону, которую мы повесили прямо над дверью склада. И мусульманская часть сотрудников перестала ходить в ту дверь, говоря, что это грех. Пришлось сдвинуть икону от двери. А когда эти люди поняли, чем мы занимаемся, сами стали нам помогать. Кстати, первую клумбу на том месте посадили именно татары.
Когда нам дали место для раскопок, мы обратились к владыке Анастасию, он пришел и освятил это место. И мы вместе с владыкой забили первый кол на месте будущих раскопок. Конечно, ничего этого мы не добились бы без поддержки Минтимера Шариповича Шаймиева.
«Во время раскопок мы нашли очень много останков — более 40 человек»
— Что показали раскопки?
— Раскопки шли довольно легко. И мы попали точно на два алтаря — сначала каменного храма, потом древнего деревянного! Оказалось, что схемы, которыми мы пользовались, неверные — храм оказался меньше по размерам. Кроме того, мы нашли часть мраморных сеней, которые поставила Елизавета Федоровна (великая княгиня царствующего дома Романовых — прим. ред.). Камиль Шамильевич Исхаков первым сказал, что это был знак свыше — сразу попасть на алтарь. Потому что это было просто поразительно!
Во время раскопок мы нашли очень много останков — более 40 человек. Мы их захоронили во дворе Софийской церкви. Позже оказалось, что это захоронения времен Пугачевского бунта. Также обнаружили несколько склепов, принадлежащих настоятельницам обители. Мы их, разумеется, не вскрывали.
Затем раскоп мы законсервировали — засыпали песком, потому что знали, что это место восстановления будущего собора, в чем мы были уверены уже тогда, для чего и начинали работу. А внутри был пещерный храм. По данным, которыми я располагал, он должен был остаться в хорошем состоянии, потому что собор над ним взорвали и пещерный храм не разбирали, а просто засыпали обломками.
— А что такое пещерный храм, как он там появился?
— История пещерного храма удивительна и интересна. На мой взгляд, это одна из лучших частей собора. Этот храм связан с именем Елизаветы Федоровны. Когда у нее убили супруга (великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, погиб от бомбы террориста Ивана Каляева — прим. ред.), Елизавета Федоровна всецело посвятила себя благотворительности и православию. По сведениям, она приезжала к своему духовнику в Седмиозерную пустынь и в один из визитов посетила Казанский собор. Казанская икона Божией Матери к тому времени уже исчезла, и монахини обратились к княгине с просьбой помочь в ее поисках. С этого момента она занялась поисками иконы. А тогда попросила показать место, где была обретена икона. Ее повели в подвал, и Елизавета Федоровна увидела весь тот ужас, который бывает во всех подвалах. И она приняла обет — к 300-летию дома Романовых, который отмечался в 1913 году, построить пещерный храм в честь обретения иконы Божией Матери. И к 1913 году все было завершено — расширили подвал и сделали там храм и часовню. На открытии присутствовала сама Елизавета Федоровна. Архитектором пещерного храма был Алексей Щусев — тот самый, который позже построил мавзолей Ленина.
Пещерный храм имеет символическое значение — это храм в храме. Важно и то, что он своим появлением связан с именем одной из самых известных святых Русской православной церкви, принявшей мученическую смерть в водоворотах богоборческой смуты. Когда мы нашли целыми алтарную часть и часть мраморных сеней, поняли, что есть шанс найти в будущем и весь пещерный храм.
«Представляете, сколько стоит земля под Кремлем и сколько было желающих ее купить? А Метшин встал горой и землю никому не отдал!»
«Метшин встал горой и землю никому не отдал!»
— Восстановить собор — это одно, но ведь там целый комплекс зданий. Стоял вопрос восстановить всё?
— В начале пути по восстановлению собора были четыре человека: мэр Казани Камиль Исхаков и авторы концепции — казанские архитекторы Алексей Никитин и Гульчачак Нугманова, а также ваш покорный слуга. Мы 8 лет работали над ней втроем, сделали проект восстановления всего этого комплекса. Работали бесплатно, на энтузиазме. Я-то еще был чиновником, а они занимались этим делом просто для души. Свою руку к данной работе приложил и граф Петр Петрович Шереметев, помогали сотрудники «Татгражданпроекта» и Фарида Забирова. Подобный проект даже по тем временам стоил десятки миллионов рублей, а мы сделали бесплатно. Да плевать на деньги — мы отдали проекту несколько лет жизни! Там все было расписано поэтапно: первый этап — восстановление собора, второй — восстановление колокольни, третий — восстановление храма Николы Тульского и так далее. К проекту прилагалась программа всех этих действий. Такой проект я презентовал патриарху Алексию, и он его утвердил и благословил. Причем в присутствии патриарха сегодняшнего. И мы работали согласно данному проекту.
Когда владыка Феофан и фонд «Возрождение» начали заниматься восстановлением собора, они, к счастью, привлекли к этой работе Алексея Никитина. Его имя мало где упоминается, но, поверьте мне, основное, что там делается, было выполнено благодаря этому скромному человеку. И сегодня работа ведется на основании, на фундаменте нашего проекта.
— В 2005 году в Казани сменился мэр. По этому вопросу передача «эстафетной палочки» от Камиля Шамильевича Ильсуру Раисовичу произошла?
— Ильсур Раисович данный проект поддержал очень здорово! Выселить с той территории табачную фабрику было сложно. По ходу дела она разорилась, на ней висели огромные долги. И весь этот сложнейший вопрос взял на себя Ильсур Раисович Метшин. Надо отметить трех человек из его команды, которые непосредственно занимались данным вопросом, — это Рустам Нигматуллин, мой друг, который часто был самой надежной опорой, мои коллеги и единомышленники Денис Калинкин и Евгения Лодвигова. Когда у меня спрашивают про роль мэров в этом вопросе, я отвечаю так: Камиль Шамильевич вернул икону, а Ильсур Раисович сделал все, чтобы на историческом месте был построен собор, а вместе их работа позволит рано или поздно появиться здесь центру паломничества мирового уровня! А тогда требовалось в первую очередь разобраться с долгами табачки, сохранить эти территории, не отдав их никому. Представляете, сколько стоит земля под Кремлем и сколько было желающих ее купить? А Метшин встал горой и землю никому не отдал! Только благодаря его настойчивости появилась позже возможность издать указ и начать строить собор. Получается, что в строительстве собора мусульмане помогали даже больше, чем православные…
Я благодарен протоиерею Сергию Дятлову, клирику Успенского Зилантова монастыря за постоянную духовную помощь в самые тяжелые для меня дни. Большое спасибо бывшему ректору Казанской духовной семинарии, отцу Евфимию за посредничество в переговорах с владыкой Анастасием. Но из всех священнослужителей я вновь выделю отца Александра Павлова, который тогда был секретарем владыки Анастасия. Он в деле восстановления собора принял самое активное участие! Начал с активного участия в раскопках, а когда стал священником и секретарем владыки, все тяжелые переговоры, связанные с восстановлением собора, велись через него. Знаю, что ему за это часто попадало от владыки, который меня не жаловал и ко всем нашим проектам относился, мягко говоря, прохладно… Хотелось бы также отметить и посильную помощь протоиерея Алексия Чубакова, в те годы благочинного Казани.
Вот эти все люди и стояли у истоков восстановления собора Казанской иконы Божией Матери, и их нельзя забывать. Власти города и республики спасли землю, дали возможность открыть монастырь, причем инициатором была не православная церковь, а мы, потому что понимали, что эту землю надо сохранить для верующих, а потом потихоньку начать вкладывать деньги в ее развитие. И мэр Казани, и президент РТ прекрасно осознавали, какой объем финансирования необходим. Мы понимали, что эта работа будет сделана, но когда — это был большой вопрос. Мы ждали какого-то прорыва, но предполагали, что это случится, возможно, даже не при нашей жизни. Главное, я не видел поддержки данного проекта в Москве. И вот тут появляется владыка Феофан…
«Почему-то Господь распорядился так, что владыка Феофан строительство собора не закончил. Но начинателей всегда помнят, и мы будем помнить. Его роль огромная, решающая!»
«Везде, куда владыка Феофан приходил, он начинал огромное строительство»
— Назначение владыки Феофана в Татарстан в то время — это случайное совпадение или его специально прислали для строительства собора?
— Это Господь привел к нам храмосоздателя. Везде, куда владыка Феофан приходил, он начинал огромное строительство. Не всегда заканчивал, потому что его переводили на следующее место службы, но бо́льшую часть строил именно он.
— Как складывались ваши взаимоотношения?
— С владыкой Феофаном я познакомился одним из первых. Сначала отношения были очень дружескими. Мы вместе ездили на Афон — я, владыка, отец Евфимий и семинаристы. Когда мы плыли на теплоходе, поговорили тет-а-тет. Я изложил ему всю стратегию развития этой территории, объяснил, почему Анастасий не был согласен с такими планами. Рассказал и о благословении проекта патриархом Алексием. И поделился всеми своими идеями, вплоть до национальной — покрова Божией Матери над Россией, передал все наработанные за годы документы и проекты. Настоятельно рекомендовал привлечь к работе некоторых людей, знакомых с вопросом. На что владыка ответил: «Я подумаю». А позже, когда вместе ездили на Святую землю, он сказал: «Это моя тема. Я занимаюсь церковными делами. Ты в них не лезь — займись другими…» И он начал действовать. Владыка появился у нас в нужный момент! И только когда появился такой человек, безусловно, с его подачи президент РТ подписал указ о восстановлении Казанского собора.
Очень жаль, что владыка не закончил строительство собора. Я-то надеялся, что он и Казанский собор построит, и храм Николы Тульского, и гостинодворскую церковь Николы Чудотворца, и две колокольни — у Благовещенского собора в Казанском кремле и у Богородицкого монастыря. Кстати, Казань была единственным городом с двумя «падающими» башнями — Сююмбике и колокольня Богородицкого монастыря. Почему-то Господь распорядился так, что владыка Феофан строительство собора не закончил. Но начинателей всегда помнят, и мы будем помнить. Его роль огромная, решающая!
— Как решался вопрос с внешним и внутренним обликом собора? Или к этому владыка Феофан вас уже не допускал?
— Не допускал — это неправильное слово. И нечего мне там было делать, потому что это дело церковное и искусствоведческое. Я историк, а не архитектор и не искусствовед. Но туда попал человек, который должен был попасть, — Алексей Никитин. Честно говоря, пришлось продавливать его кандидатуру, но, когда он оказался в команде Феофана, я успокоился, потому что это настоящий профессионал. Причем он был одним из авторов проекта центра паломничества.
Здесь есть один очень важный момент. Почему потребовалось благословление патриарха Алексия? Потому что наш проект центра паломничества отличался от обычного, принятого в Русской православной церкви. Обычно такой центр паломничества находится внутри монастыря. А в нашем проекте — большой центр паломничества, в котором находится монастырь, и монастырские структуры и службы обслуживают этот центр. Почему так? А потому, что каждый монастырь имеет свой устав, в котором может быть прописано, что на его территорию нельзя пускать католика, мусульманина и так далее. А нам надо было, чтобы на это место мог прийти любой человек. И мы объясняли патриарху, что в Казани необходим именно такой новый вид центра паломничества, на что и получили его благословление.
Надо сказать, что в первое время мы, проектируя центр паломничества, даже сомневались в необходимости воссоздания Казанского собора. Объясню почему. Он находился в центре территории, и если туда на праздник приедут миллион человек в день, то их было бы сложнее там разместить единовременно. Среди паломников всегда бывает много инвалидов, и нам следовало продумать систему их приема, обеспечение доступной среды. Но потом с опорой на мировой опыт выход нашелся, проектировщики с этим справились. Таких нюансов очень много, сейчас мы находимся только в начале большого пути.
Но Казанский собор практически уже построен, и это было бы невозможно без госсоветника Минтимера Шариповича Шаймиева и фонда «Возрождение», президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова и ныне покойного владыки Феофана.
«Патриарх Кирилл признал и сам заявил о том, что в Казани явилась Божия Матерь, и именно с этим связан межконфессиональный мир здесь»
«Вы не думайте, что мы отказались от идеи создания центра паломничества!»
— Без Феофана удалось бы построить собор или нет?
— Собор в любом случае построили бы, потому что было благословление патриарха, команда единомышленников, поддержка мэра и президента. Но вопрос — когда?! Возможно, через 20 лет, может, через 30… Но от этой идеи никогда не отказывались. Почему не получилось раньше? Видимо, Господь считал, что еще рано…
— Вы в своем проекте прикидывали, сколько денег потребуется на создание центра паломничества?
— Много миллиардов рублей даже по тем временам. Наш проект был разделен на четыре этапа, и восстановление собора — первый и не самый дорогой. Второй этап — восстановление колокольни, Николы Тульского храма и других зданий монастыря. Третий этап — создание инфраструктуры вокруг, которая включает переселение жителей и снос близлежащих многоквартирных домов. Поскольку в центры паломничества часто приезжают больные люди, в том числе с онкологией, в нашем проекте было предложение использовать онкологическую больницу под Кремлем. Надо обязательно убрать тюрьму, которая находится недалеко от центра паломничества, а очень интересное историческое здание тюремного замка перепрофилировать. Такая же ситуация сложилась в Лурде, во Франции, где из древней тюрьмы сделали отель. У нас тоже так же можно было бы сделать. Инфраструктура, обслуживающая до миллиона человек в сутки, пусть даже таких дней в году будет один или два, — это очень сложный вопрос.
Вы не думайте, что мы отказались от идеи создания центра паломничества! Вот сегодня церковь созрела для этого — построен храм, патриарх Кирилл признал и сам заявил о том, что в Казани явилась Божия Матерь, и именно с этим связан межконфессиональный мир здесь. Раньше таких слов не говорили, владыка Анастасий их боялся ужас как! Эти слова убирали из всех документов, и на то было много причин, в основном политических. Но данные причины постепенно уходят, и сегодня развитие событий уже мало от нас зависит. В свое время я сказал Камилю Шамильевичу: «Мы с вами асфальтный каток дотащили до вершины горы и сейчас столкнем его вниз, а до подножья он уже сам докатится, и этот процесс не остановить».
Посмотрите, кто занимался всеми этими делами: люди разного вероисповедания и национальности, разного образования и взглядов, разных должностей — от работяг до президентов. И все занимались фактически благотворительностью, потому что эта деятельность не приносила денег, а только их забирала. И государство пока еще не увидело практической пользы от данного проекта. Сложность подобных проектов в том, что они рассчитаны на десятилетия вперед, отдача от них будет очень нескоро. Но зато потом наши дети и внуки скажут нам огромное спасибо. Конечно же, такие святые места более благоприятны для жизни.
«Надо дать возможность развиваться центру паломничества. Деньги сами придут, просто надо дать возможность приехать сюда паломникам и религиозным туристам»
«Исхакову говорили, что он фантазер, мне заявляли, что я авантюрист. И где сегодня эти… шутники?»
— У вас нет опасения, что с уходом владыки Феофана следующие этапы не будут пройдены?
— Я помню 2000 год, когда мы занимались возвращением Казанской иконы. Не поверите, как над нами смеялись! Исхакову говорили, что он фантазер, мне заявляли, что я авантюрист: «Чтобы Ватикан вернул икону в Казань? Да папа с ней не расстается, он никогда и никому ее не отдаст!» Потом смеялись, когда мы утверждали, что сумеем табачную фабрику убрать, Ильсуру Раисовичу злопыхатели не раз говорили: «Нет шансов, ноль!» А потом смеялись над тем, что собор восстановим: «Такой собор — это почти как новое 1000-летие отпраздновать по стоимости!» И где сегодня эти… шутники?!
Я не знаю, кто будет следующим двигателем проекта. Может быть, президент РТ, который, к счастью, сильный не только политик, но и хозяйственник. Насколько я знаю, он очень сильно горит и поддерживает эту тему. Во-первых, он всегда поддерживал данный проект, во-вторых, сегодня уже есть движение в этом вопросе, а все люди любят, когда есть движение. Нужна просто чья-то сильная воля и Божье благословение. Возможно, это будет воля патриарха Кирилла… Я пока не знаю, но уверен, этим обязательно кто-то займется.
Другой вопрос — не надо давать забывать, и это наша с вами задача. А периодически хотят забыть. Вот вернули икону — всё, паломничество к иконе. Да не будет паломничества такого уровня к иконе! Дело не в ней. В свое время я свозил Камиля Шамильевича и Ильсура Раисовича в Лурд и Фатиму, где тоже было явление Божией Матери. И я очень хочу, чтобы туда съездили Минтимер Шарипович и Рустам Нургалиевич, чтобы они своими глазами увидели, насколько процветают эти города благодаря паломничеству со всего света. Нам Господь в свое время дал такое богатство, сокровище, а мы долгое время не знали, что с ним делать. А надо дать возможность развиваться центру паломничества. Деньги сами придут, просто нужно дать возможность приехать сюда паломникам и религиозным туристам. Кроме этого у нас еще есть много чего посмотреть. Но локомотивом туризма в Татарстане будут не Свияжск и Булгар, а место явления Богородицы, которое находится буквально в сердце Казани. И наша задача — всегда поддерживать работу этого сердца.
— Дмитрий Иосифович, спасибо вам за полезный труд и интересный рассказ!
Дмитрий Иосифович Хафизов (1964–2021) родился в Саратове. Окончил исторический факультет КГУ (1993), факультет журналистики КГУ (1996).
1980–1982 — рабочий геофизических работ топографической партии.
1982–1984 — срочная воинская служба в рядах Вооруженных сил СССР.
1984–1986 — рабочий геофизических работ треста «Мангышлакнефтьгеофизика».
1986–1996 — журналист газеты «Комсомолец Татарии» и журнала «Татарстан».
1996–2003 — заместитель, начальник отдела исторических исследований казанского совета народных депутатов.
С 2003-го по 2021-й работал в администрации Казани на различных должностях, с 2018 года — в МКУ «Комитет по развитию туризма города Казани».
С 2008 года по 2021-й — учредитель ООО «Продюсерский центр „Национальная Корпорация“».
На общественных началах:
1993–1994 — советник первого заместителя председателя Верховного совета РТ Зили Валеевой.
1996–2005 — советник по вопросам культуры и религии председателя исполкома, а затем мэра Казани Камиля Исхакова.
С 2005 года — советник по вопросам религии мэра Казани Ильсура Метшина.
С 2016 года — председатель татарстанского отделения Императорского православного Палестинского общества.
С 2016 года — президент федерации игры го (вейци) РТ.
С 2018 года — член Общественной палаты РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 128
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.