«Я не согласен с тем, что деньги были потрачены впустую. Вина еще не доказана!» — заявлял заместитель министра по чрезвычайным ситуациям РТ Олег Степущенко в суде, где ему продлевали домашний арест. Его обвиняют в хищении 56,7 млн рублей, которые выделялись из бюджета на установку систем оповещения по всей республике. СКР и ФСБ считают, что работы провели с нарушениями, а замглавы МЧС, несмотря на это, все акты подписал. О том, кого из высокопоставленных лиц просит вызвать на допрос защита и СКР, в чем адвокаты нашли подтверждение невиновности Степущенко и сколько уже обысков прошло в МЧС, — в материале «БИЗНЕС Online».
Практически в экстренном режиме суд продлевал домашний арест замминистра ЧС Татарстана Олегу Степущенко
«Сложное» дело Степущенко
Практически в экстренном режиме суд продлевал домашний арест замминистра ЧС Татарстана Олегу Степущенко. Его мера пресечения заканчивалась 10 мая, а значит, обращаться в суд пришлось бы в нерабочую майскую неделю, из-за которой в итоге в СКР решили не откладывать и провести заседание фактически после завершения рабочего дня 30 апреля, в минувшую пятницу. И если первое заседание в марте, когда Степущенко избирали меру пресечения, проходило при полном аншлаге, то в этот раз на нем из зрителей присутствовал один лишь корреспондент «БИЗНЕС Online».
Степущенко с 12 марта находится под домашним арестом, который отбывает в своем доме на Высокой Горе. В суде следователь 4-го отдела по расследованию особо важных дел Амир Райманов попросил продлить меру пресечения еще на два месяца, до 10 июля. Он кратко рассказал, в чем, по версии следствия, заключается преступление.
По версии ФСБ и СКР, с 2013 по 2019 год Степущенко, действуя «в составе группы лиц, в сговоре с неустановленными должностными лицами», совершил преступления с целью извлечения прибыли. Так, якобы в этот период МЧС РТ заключало контракты с фирмами «Спецлаб-Казань» и «Территория безопасности». По условиям договоров, компании должны были установить системы оповещения населения. Однако следствие считает, что работы провели с нарушением техзадания — часть оповещателей не была подключена к проводным каналам связи. Т. е. условия госконтрактов выполнены не были, и по факту не все системы оповещения работают. Однако Степущенко, уверен СКР, эти работы принял. Таким образом, исправность и готовность систем не была обеспечена, тогда как бюджетные деньги потратили. Ущербом по уголовному делу считается вся сумма контрактов, а это около 57 млн рублей.
Райманов напомнил, что действия Степущенко следствие расценивает по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). По этим статьям 17 марта ему предъявили обвинение. «Преступные действия повлекли наступление тяжких последствий в виде нарушения безопасности населения Татарстана по причине неисправности системы оповещения», — заявил следователь.
По словам представителя СКР, срок следствия был продлен еще на два месяца, а значит, на этот же срок нужно продлить и домашний арест Степущенко. «Расследование дела представляет особую сложность, обусловлено совершением преступления в условиях неочевидности», — мотивировал Райманов свое ходатайство. Кроме того, им еще предстоит проделать много работы: изучить документы, связанные с функционированием системы оповещения; допросить должностных лиц минсвязи РТ (ныне — минцифры РТ); а также провести следственные действия с привлечением центрального аппарата МЧС РФ, чтобы установить «объективную степень готовности» системы.
Почему нельзя применить к замминистра более мягкую меру пресечения? Следователь заявил, что Степущенко может препятствовать расследованию дела, скрыться, оказать давление на свидетелей или даже уничтожить доказательства. А еще напомнил, что по тем статьям, которые предъявляют Степущенко, ему грозит до 10 лет реального лишения свободы — преступление относится к категории тяжких.
Еще один спор развязался по поводу суммы ущерба. Адвокат Дмитрий Рылов (слева на фото) пытался выяснить, каким документом подтверждается наличие этого самого ущерба в 56,7 млн рублей? Следователь объяснил: самими госконтрактами и актами выполнения работ, а еще выпиской со счетов, куда поступали деньги от казначейства
«Я не согласен, что деньги были потрачены впустую»
Адвокаты Степущенко буквально завалили следователя вопросами.
— Чем подкреплены ваши предположения о том, что он может скрыться? Какие доказательства этому есть? — спросил адвокат Дмитрий Усков.
— Общей совокупностью обстоятельств. Во-первых, тяжесть преступлений подразумевает, что у него может возникнуть умысел скрыться. Это первый момент, — парировал следователь Райманов. — И второй: учитывая статус обвиняемого, наличие широкого круга контактов в правоохранительных органах, в государственном аппарате.
После этого «беседа» перешла в тонкую юридическую плоскость — зашел спор о знании УПК и постановлений пленума Верховного суда РФ, в ходе которого выяснилось, что задокументированных данных о том, что Степущенко пытался скрыться, нет, но, если бы они нашлись, следствие вообще могло бы попросить изменить меру пресечения.
Адвокаты напомнили представителю СКР, что в ходе допросов защита предоставила целую кипу документов, «подтверждающих невиновность Степущенко». Речь идет, как позже расскажет судье сам Степущенко, о постановлении и распоряжении кабмина, приказах МЧС РТ и ГУ МЧС РФ по РТ, об актах выполненных работ, подписанных кабмином в составе всех комиссий. И сам этот факт прямо противоположен утверждению следователя о том, что замминистра может уничтожить доказательства, подчеркнул защитник. «Но это не означает, что не имеются другие доказательства, которые пока не установлены и могут быть уничтожены», — заявил Райманов.
— Сколько раз вы проводили выемки и обыски в организациях и кто-то вам препятствовал? — уточнил адвокат Усков.
— В МЧС произведено три обыска, препятствий со стороны должностных лиц не было, — отчитался следователь.
Еще один спор развязался по поводу суммы ущерба. Адвокат Дмитрий Рылов пытался выяснить, каким документом подтверждается наличие этого самого ущерба в 56,7 млн рублей? Следователь объяснил: самими госконтрактами и актами выполнения работ, а еще выпиской со счетов, куда поступали деньги от казначейства.
— Чем подтверждается, что эти деньги перечислены не по контракту, а именно похищены? — напирал адвокат Рылов.
— Позиция следствия [такова], что контракты исполнены ненадлежащим образом, соответственно, деньги, которые были оплачены по контрактам, потрачены впустую, — ответил следователь. На этом баталии прекратились.
«Я не согласен с последним высказыванием, что деньги были потрачены впустую, — вставил ремарку Степущенко. — Потому что вина еще не доказана, а по документам идет другое (имеется в виду отсутствие вины подследственного — прим. ред.)».
«Неустановленных лиц как не было, так и нет. Степущенко один привлекается. А почему-то говорится, что преступление совершено по предварительному сговору»
Для чего защита просит допросить глав исполкомов и Песошина?
Адвокат Усков подчеркнул, что за два месяца с момента задержания Степущенко других фигурантов в деле не появилось. «Неустановленных лиц как не было, так и нет. Степущенко один привлекается. А почему-то говорится, что преступление совершено по предварительному сговору», — заявил защитник. Замминистра в этот момент, сидя на скамейке, покивал головой, соглашаясь с Усковым.
Его поддержал коллега Рылов: по его словам, после заключения Степущенко под домашний арест «веских» следственных действий не проводилось. И только в день задержания, 10 марта, допросили сразу четырех свидетелей — из материалов дела следует, что это были Ринат Зайнуллин (по всей видимости, речь идет о начальнике отдела ОКСИОН центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС РФ по РТ), Руслан Юнчиц (старший инженер того же отдела), а также некие Федорин и Вершинин. В МЧС, к слову, работают сотрудники с такими фамилиями: Алексей Федорин возглавляет отдел оповещения и связи, Сергей Вершинин — отдел инфокоммуникационных технологий и защиты информации. Оба отдела курирует Степущенко.
Кроме того, 19 марта допросили Илью Степущенко, сына замминистра, — на прошлом заседании озвучивалось, что он работал в одной из фирм, которые фигурируют в деле. А в начале апреля были проведены очные ставки. Одна — с Ильдусом Субаевым, который до 2010 года владел фирмой «Спецлаб-Казань». Вторая — с подозреваемым Петровым. Эта фамилия относится уже к другой фирме, «Территория безопасности», где два брата Петровых — Петр и Георгий — являются учредителями. Какой из Петровых был на очной ставке, осталось загадкой.
Адвокат Усков сослался на показания, которые Степущенко давал на допросах. По словам Ускова, там замминистра полностью «разложил» все госконтракты по полочкам, в том числе назвал тех, кто был обязан подключать оповещатели к кабелям (эти имена на заседании не прозвучали). Однако следствие, по словам Ускова, ни один контракт к материалам дела не приложило. «Объясню почему — потому что там указано, что контракт заключен только на установку, но никак не на подключение! Поэтому следствие и не показывает эти документы», — заявил адвокат.
Рылов подчеркнул, что приемка работ по установке оповещателей проходила в три этапа. Первый — муниципальный, в котором участвовали местные чиновники, главы исполкомов. Второй — на уровне МЧС. Третий — республиканский. И Степущенко участвовал только во втором. «Но он не был ни председателем комиссии, ни руководителем, а простым членом комиссии! — указал защитник. — И говорить о том, что приемка осуществлена незаконным способом, нельзя. Госконтракты были исполнены, они были приняты, все функционирует».
К слову, об уровнях приемки. С учетом того, что в ней принимали участие и другие люди, защита попросила допросить и их. В списке, с которым ознакомился корреспондент «БИЗНЕС Online», порядка 40 фамилий — это главы исполкомов районов, а также глава ГУ МЧС РФ по РТ Рафис Хабибуллин, премьер-министр РТ Алексей Песошин, глава ГФИ по РТ Виктор Демидов и другие чиновники. Будут ли они допрошены в рамках дела, решит следствие.
Степущенко в этот раз говорил четко, отбросив все эмоции. Он еще раз подчеркнул, что дал все документы следователю. «В том числе постановление и распоряжение кабинета министров, где прописано конкретно и четко, какое министерство за что отвечает», — заявил замминистра. А еще он попросил обеспечить себе равенство перед законом. «Пытаться себя защитить, когда не имеешь доступа [к средствам связи, интернету самостоятельно], а только через адвокатов, — очень сложно, тем более в век технологий», — сказал Степущенко.
Судья провел в совещательной комнате около 20 минут и все же принял сторону следствия. Степущенко останется под домашним арестом до 10 июля. Впрочем, сам он с таким решением не согласен и утвердительно кивнул головой на вопрос о том, планирует ли обжаловать меру пресечения. Настроение у замминистра было боевое, несмотря на то что как минимум ближайшие два месяца ему снова придется провести дома. «Нам отступать уже некуда, будем защищаться!» — сказал он, выходя из зала.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 100
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.