На днях клуб предпринимателей «Ак Барс Лабс» провел первую встречу, посвященную маркетплейсам. Мероприятие посетили более сотни предпринимателей. Ажиотаж был произведен тем, что спикерами стали первые лица компаний. Особый интерес вызвали выступления старшего менеджера AliExpress в России Екатерины Филенко и основателя KazanExpress Линара Хуснуллина. Однако их речи о величии маркетплейсов едва не разбились об аргументы CEO Outpac Леонида Борисова. Все подробности — в нашем репортаже.
«Создание бизнес-клуба и выбор маркетплейсов в качестве первой темы для встречи — итог наших обсуждений с бизнесом», — первым взял слово директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса Ак Барс Банка Роман Лесохин
«Это не очередной бизнес-клуб, как некоторые могли бы подумать»
В четверг, 20 мая, в разгар рабочего дня у фешенебельного отеля Luciano возник ажиотаж: один за другим парковались авто. Из них выходили господа и стремительно заходили внутрь отеля — все они приехали на первую встречу, посвященную маркетплейсам, организатором которой стал закрытый клуб предпринимателей «Ак Барс Лабс» — сообщество, созданное Ак Барс Банком.
«Создание бизнес-клуба и выбор маркетплейсов в качестве первой темы для встречи — итог наших обсуждений с бизнесом, — первым взял слово директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса Ак Барс Банка Роман Лесохин. — Электронная коммерция выделена в Ак Барс Банке отдельным полноценным направлением, сейчас мы готовим набор инструментов для предпринимателей, интересующихся онлайн-торговлей, и работаем с ведущими торговыми площадками».
«Это не очередной бизнес-клуб, как некоторые могли бы подумать, — заверила публику идеолог „Ак Барс Лабс“ Эльмира Джафарова. — Моя мечта — „раскачать“ предпринимательское сообщество Татарстана не через призму навязывания стратегий и популизма, а за счет предметного диалога. Более того, пул спикеров и тем в дальнейшем будете определять именно вы, высказывая свои пожелания в нашем телеграм-канале. А совсем скоро в Luciano у нас откроется резиденция „Ак Барс Лабс“, где мы с вами сможем видеться регулярно».
Эльмира Джафарова: «Моя мечта — «раскачать» предпринимательское сообщество Татарстана не через призму навязывания стратегий и популизма, а за счет предметного диалога»
«За два дня акции продали товара в России на 29 миллиардов рублей!»
Лейтмотивом первой встречи клуба стала тема e-commerce — один из самых развивающихся сегментов экономики. Только в РФ этот сегмент за 2020 год вырос на 22% до 6,07 трлн рублей! Чтобы раскрыть весь потенциал данного рынка, организаторы пригласили настоящих практиков: старшего менеджера AliExpress в России Екатерину Филенко, основателя KazanExpress Линара Хуснуллина, CEO Outpac Леонида Борисова, а также основателя интернет-магазинов «Футужама» и The Cave Максима Димитрова.
«Мы давно работаем через маркетплейсы, и сейчас у нас есть уникальная возможность задать вопросы основателям этих площадок лично. Главная проблема в том, что служба поддержки маркетплейсов, как правило, слабая и не может ответить на все наши вопросы, — отметил представитель компании Natural Product Company. — Еще одна причина, по которой мы здесь, — нетворкинг с другими бизнесменами».
Екатерина Филенко: «Рынок онлайн-торговли растет с каждым годом, и примерно для 55 процентов предпринимателей онлайн-каналы — единственный способ продаж»
Первой на сцену вышла старший менеджер AliExpress. Она начала с небольшого экскурса в историю компании и напомнила, что они представлены в 220 странах мира. «При этом Россия — второй по объемам бизнес для AliExpress, — подчеркнула Филенко. — Рынок онлайн-торговли растет с каждым годом, и примерно для 55 процентов предпринимателей онлайн-каналы — единственный способ продаж».
Сегодня число казанских предпринимателей, пользующихся площадкой, регулярно увеличивается. За пять месяцев этого года их количество выросло на 61% и достигло более 1 100. Кроме того, на AliExpress работают более 110 самозанятых из Казани. Предприниматели татарстанской столицы продают на AliExpress около 70 тыс. товаров, сообщила старший менеджер компании в России.
Филенко подробно рассказала о том, какая категория товаров сейчас в тренде, какие задачи ставит перед собой маркетплейс из Поднебесной, и более подробно остановилась на условиях для новичков.
«Сейчас у нас действует нулевая комиссия на продажу первых 100 товаров. Далее комиссия составит 5–8 процентов в зависимости от категории товаров. Насчет логистики есть два варианта: вы можете взять данный вопрос на себя, а можете доверить нам и платить всего 69 рублей за посылки не тяжелее 2 килограммов. При этом вы решаете, какой товар и по какой цене продавать, управляете магазином. А мы помогаем вам развиваться. В частности, проводим крупные распродажи, которые позволяют делать рекордные выручки. Самая масштабная из них — „11.11“, которая проводится AliExpress по всему миру. Например, в 2020 году за 2 дня этой акции продали товара в России на 29 миллиардов рублей!»
По окончании выступления Фисенко на нее обрушился шквал вопросов, и еще около получаса спикер стояла на сцене, отвечая на все без исключения. Один из главных — который озвучили предприниматели: «Может ли товар из России продаваться зарубежным покупателям?»
«Мы планируем это и уже думаем, как реализовать, но на данный момент такой опции у нас нет, — парировала старший менеджер AliExpress. — Но советую вам использовать английские слова среди ключевых — они не будут видны покупателю, зато помогут лучше продвигаться товару в нашей поисковой системе».
Далее аудитория поинтересовалась, какие ошибки, которые мешают продвижению на маркетплейсе, чаще всего совершают предприниматели.
«Можно выделить топ-3 ошибок продавцов при торговле на маркетплейсах, — продолжила Филенко. — Во-первых, цены дороже, чем на своем сайте. Во-вторых, загрузить много товара, но сделать слабое описание или добавить плохие фото. Лучше размещать меньше позиций, но преподнести их максимально выгодно. В-третьих, не пользоваться тем, что предоставляет платформа. Магазин нужно прокачивать: есть примеры, как новички площадки уже через неделю оформляют свою первую тысячу заказов».
Линар Хуснуллин: «У нас один алгоритм продвижения товаров — мы его не меняем с каждым обновлением платформы, потому что это мешает развиваться бизнесу»
«К 2024 году планируем стать крупнейшим маркетплейсом в Европе и СНГ»
О том, что будущее за маркетплейсами, рассказывал публике и основатель KazanExpress Линар Хуснуллин: «Они растут, „летят“, и порядка 90 процентов продаж в мире уже идет через них. По разным оценкам, Amazon в США занимает 55 процентов продаж всех товаров. Хотя еще в 2018 году картина была иной — всего 10 процентов товаров покупалось онлайн. Почему маркетплейсы побеждают офлайн? Потому что для бизнеса очень много привилегий: бесплатно открываете магазин, экономите на логистике. Например, у нас упаковка и доставка обходятся всего в 80 рублей. Вам не нужно думать о хранении товара и переживать, что у склада потечет крыша. Это все наши заботы».
Далее Хуснуллин отметил, что каждый маркетплейс работает на своих алгоритмах, что чувствуют на себе предприниматели.
«У нас один алгоритм продвижения товаров — мы его не меняем с каждым обновлением платформы, потому что это мешает развиваться бизнесу. Вы один раз „сели“ на наш маркетплейс, заняли свое место, и ваши продажи повышаются пропорционально росту KazanExpress. Например, за прошедший год мы выросли примерно в 10 раз, а наши продавцы — в 4–5».
Основатель KazanExpress рассказал, что его площадка сейчас в стадии развития, и если прежде компания держалась на энтузиазме, то с приходом сильного партнера все изменилось.
«Раньше у нас элементарно не было денег, а теперь они есть, поэтому можем улучшать сервис и услуги. Уже строим склад за 3 миллиарда рублей, а к концу года планируем иметь 680 пунктов выдачи по всей стране. К 2024 году намерены стать крупнейшим маркетплейсом в Европе и СНГ. Более того, мы одними из первых решили внедрить персональных менеджеров, которые появятся у вас уже к концу мая и будут „драться“ за ваши интересы, помогать вам развиваться на нашей площадке. Также в планах развивать новую модель взаимодействия с бизнесом. Например, у вас есть свой онлайн-магазин, сайт, где вы уже продаете. Допустим, на рекламу вы тратите миллион рублей и еще 2 миллиона рублей на логистику. Получается, что совокупно вы направляете 3 миллиона рублей на рекламу и логистику. Теперь половину данной суммы заплатим мы и займемся и продвижением, и логистикой. Чтобы запустить этот продукт, нам потребовалось привлечь дополнительно 30 разработчиков».
Остановить вопросы публики после выступления Хуснуллина удалось только модератору, который напомнил о том, что пришло время следующего спикера.
Леонид Борисов: «Нюанс в том, что, как только вы зарегистрировались в маркетплейсе, вы принимаете его условия игры. Меняющиеся алгоритмы, не всегда актуальные для вас распродажи»
Почему компании-гиганты ушли с Amazon?
О том, что товары можно продавать успешнее по старинке, рассказал CEO магазина уличной моды Outpac Леонид Борисов. Он предстал в роли антагониста маркетплейсов, который считает, что это не единственный путь к большим продажам. И у спикера есть на это веские основания: полтора года назад люди подрались за место в очереди в его магазин. И если драка — единичный случай, то очереди в Outpac — явление постоянное.
«Мы пришли в онлайн-продажи в 2009 году, — подчеркнул Борисов. — По информации компании „СДЭК“, на тот момент мы были одним из крупнейших игроков на этом рынке. А сейчас у нас почти нет онлайн-продаж. А многие из тех, кто зашел на маркетплейсы одним из первых, вышли с таких площадок. Например, Nike, Harley-Davidson вообще ушли с Amazon, а IKEA оставила в данном маркетплейсе лишь маленькие товары. Одна из официальных причин — компаниям хочется замкнуть трафик на себе, а не делить его с кем-то. Нюанс в том, что, как только вы зарегистрировались в маркетплейсе, вы принимаете его условия игры. Меняющиеся алгоритмы, не всегда актуальные для вас распродажи. А вместе с этим вероятность потерять свой груз где-то. Я знаю историю, когда предприниматель потерял фуру товара. Такие случаи могут просто загубить начинающий бизнес».
Лейтмотивом всего выступления Борисова была мысль о том, что офлайн-продажи — современный люкс. Пандемия умножила желание тактильного контакта покупателя с товаром.
«Люди приходят в магазин не за товаром, а за эмоцией, — продолжил CEO Outpac. — Пожалуй, ни один маркетплейс не даст такой обратной связи, как консультант в магазине. Мы столько лет вкладывали в сервис, что просто не можем от него отказаться, занимаясь только онлайн-продажами».
Максим Димитров: «Я предприниматель, который создает продукт, хочет делать его больше и донести информацию о нем до большего количества потребителей»
Продажи на маркетплейсах — это не ваши продажи
Подвел итог встречи и поделился личным опытом с лайфхаками увеличения продаж на маркетплейсах основатель интернет-магазинов «Футужама» и The Cave Димитров: «Я предприниматель, который создает продукт, хочет делать его больше и донести информацию о нем до большего количества потребителей. Поэтому свою задачу как предпринимателя я вижу в том, чтобы смотреть на текущие условия игры, не критикуя ни маркетплейсы, ни офлайн, подстраиваться под них и максимизировать свою прибыль».
Спикер рассказал, что видит плюсы работы с маркетплейсами в легком старте, надежности и полном фулфилменте товара:
«Мне не нужны маркетинг, склады, магазины, ремонт, продавцы. Я либо производитель, либо реселлер — упаковываю в коробку товар, отправляю службой доставки на склад маркетплейса или привожу сам, завожу карточки товара, и все: доступ к многомиллионной аудитории у меня».
«Казалось бы, все круто, но так не бывает, — посетовал Димитров. — Главный подводный камень в том, что продажи на маркетплейсах не равно мои продажи. У нас нет контактов клиентов, и, самое главное, клиенты приобретают не у нашей марки, они покупают на онлайн-площадке, и им все равно, кто этот товар произвел».
В числе минусов предприниматель также упомянул отсутствие контроля за ценой — маркетплейсы часто подталкивают продавцов к скидкам, распродажам или даже снижают цену без подтверждения мерчанта — и высокий риск копирования вашего товара.
«Мне интересно, как после сегодняшнего диалога маркетплейсы будут развиваться дальше, — прокомментировала мероприятие руководитель направления „СеллерМАРКЕТ“ Анна Шафигуллина. — Готовы ли они учитывать ту „боль“, которая есть у предпринимателей? Здорово, что у нас в принципе была такая возможность обсудить проблемные места и получить ответ от первых лиц компании. Надеюсь, это позволит добиться нужного результата».
ПАО «АК БАРС БАНК»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.