«Мы все прекрасно понимаем, что никто нас любить не будет: ведь если принять максимально сжатые тарифы, это хорошо для потребителей, но плохо для поставщиков услуг, и наоборот» |
«ТАРИФЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОНЯТНЫ ВСЕМ»
- Раузил Магсумянович, тарифы можно найти в открытом доступе?
- Конечно, все принимаемые в республике тарифы на товары, работы или услуги, отнесенные законодательством к сфере регулирования, размещаются на сайте Госкомитета РТ по тарифам kt.tatarstan.ru и доступны любому.
- А простой человек со средним образованием может в них разобраться?
- Да, со средним образованием может. Знаете, откуда вообще появилось это слово - тариф? Это очень интересная история! Слово «тариф» пришло к нам от названия острова возле Гибралтарского пролива. На берегу Средиземного моря, стоял, впрочем, он и сейчас благополучно существует, город Тарифа. В те времена по обе стороны пролива хозяйничали арабы, и, разумеется, что они старались извлечь из этого выгоду. С каждого корабля, который проходил через пролив, по специальной таблице взималась пошлина – в зависимости от качества и количества груза. Таблица, в которой были приведены все платы, была логичной и простой и потому понятной каждому. Потом подобные таблицы для взимания различных сборов стали использоваться и в других странах. Все говорили - как в Тарифе. А теперь весь мир применяет это слово – тариф.
Сегодня одна из наших важнейших задач – сделать так, чтобы принимаемые тарифы были понятны всем, чтобы то, как складывается тариф и как его применять, не было бы тайной за семью печатями. Они должны быть понятны, как те арабские таблицы, и вся работа по установке тарифов должна быть максимально открытой. Это позволит держать «в рамках» и регуляторов, и регулируемые предприятия.
К примеру, раньше в квитанции квартплата обозначалась одной суммой, было сложно проследить, что из чего складывается. Сейчас все услуги разбиты по составляющим – водоснабжение, канализация, электроэнергия, отопление, газоснабжение и т.д. Потом сделали две колонки – жилищные и коммунальные услуги. Умножив тариф на потребленный объем, каждый человек может посчитать, правильно ли ему начисляют плату.
Или в электроэнергетике - непосвященному человеку понять, что такое активная и реактивная мощности, зоны и полу-зоны… В этом иногда и с высшим энергетическим образованием сложно разобраться! И вот чтобы потребители не делали больших ошибок, мы на своем сайте разместили калькулятор расчета электрической энергии для малого и среднего бизнеса. Теперь, вставляя в эту форму свои цифры, каждый предприниматель может подсчитать свой тариф.
- Кто разработал этот калькулятор и когда его внедрили?
- Разработали мы вместе с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) и внедрили в августе этого года. Сейчас им пользуются на территории всей России. Недавно на съезде предпринимателей многие выступающие говорили, что очень сложно разобраться в этой системе и узнать тарифы. На что им было рекомендовано войти на наш сайт, ввести свои данные в калькулятор и самим проверить правильность примененных тарифов. Кроме того, мы передали в торгово-промышленную палату и в агентство инвестиционного развития республики формы и объяснения, как нужно считать. Теперь и в тарифах электроэнергетики может разобраться каждый желающий. Если все-таки у кого-то не получается, то мы готовы объяснить и научить считать. При этом надо учесть, что в электроэнергетике есть и цены, и тарифы, причем, тарифы – только для населения.
Между тем, мы все прекрасно понимаем, что никто нас любить не будет: ведь если принять максимально сжатые тарифы, это хорошо для потребителей, но плохо для поставщиков услуг, и наоборот. Нас всегда будут критиковать – или одна сторона, или другая… Но когда вся информация открыта, многое становится понятным и возможным.
Именно для того чтобы добиться максимальной прозрачности, мы расширили состав согласительной комиссии до 20 человек. В ней активно работают представители профсоюзов, ассоциации малого и среднего бизнеса – на заседаниях комиссии они задают много вопросов поставщикам услуг. Уверяю вас, так просто тарифы не принимаются! Кстати, мы и журналистов приглашаем на эти заседания, с одним лишь условием не выдавать коммерческую тайну рассматриваемых предприятий. Дело в том, что по закону мы не имеем права передавать третьим лицам коммерческую информацию компаний. Хотя мы вышли с предложением, чтобы снять гриф «коммерческая тайна» со всех регулируемых государством компаний.
- Действительно, какая может быть коммерческая тайна, например, у «Водоканала»?!
- Тем более что у него нет конкурентов! Но закон есть закон, а «водоканалы», в основном, акционерные общества… Но, думаю, мы своего добьёмся – у регулируемых государством предприятий тайн не должно быть.
«С ОБАНКРОЧЕННОЙ УК НЕ ПОЛУЧИШЬ НИЧЕГО!»
- Что касается «понятности», объясните, пожалуйста, ситуацию: жители Казани платят в управляющую компанию за горячую воду по своему счетчику. А общедомового счетчика нет, и поставщик выставляет счет по нормативу. И примерно на 150 миллионов рублей возникла спорная цифра между управляющими компаниями и поставщиком горячей воды. Но не могут же УК обанкротиться, значит, они будут распределять разницу между жильцами. И объяснить жителю, почему он должен доплачивать, невозможно. Где выход?
- Это вопрос не тарифа холодной или горячей воды, а системная проблема жилищно-коммунального хозяйства в части распределения расходов внутри дома. Наш комитет не регулирует этот вопрос, но, тем не менее, отвечу, поскольку я долгое время работал в сфере ЖКХ.
Как эту проблему можно разрешить? Во-первых, управляющая компания не может оплатить поставщику услуг не собранные деньги – будет платить столько, сколько собрала. Во-вторых, этой ситуации будет положен конец: в июне 2012 года в каждом доме России будут установлены общедомовые счетчики. Ряд городов Татарстана – Челны, Лениногорск, Нижнекамск – уже завершили эту работу.
- А что делать с накопившейся разницей?
- Конечно, ресурсопоставляющее предприятие может обанкротить управляющую компанию. Но тогда она вообще ничего не получит! Поэтому мы предлагаем, чтобы ресурсопоставляющее предприятие не требовало деньги, которые не начислены населению. Иначе – тупик!
- Но они уже все суды выиграли!
- Ну и что? Сейчас они могут получить собранные деньги, а с обанкроченной УК не получишь ничего! Повторю, это вопрос не регулирования, а системная проблема ЖКХ, потому что раньше все дома строили без счетчиков учета потребления ресурсов. По сравнению с другими странами у нас вода в 20 раз дешевле. В Европе потребляют 120-150 литров, а у нас без прибора учета на каждого жителя расходуется 200-250 литров.
Именно поэтому капитальный ремонт жилья в Татарстане в 2008 году начинался с ремонта инженерных сетей, с установки счетчиков учета. Мы доказывали, что регулирование и учет расхода ресурсов со временем государству обернется серьезной экономией – не нужно будет строить дополнительные мощности. Только тогда на федеральном уровне было принято решение о проведении капитального ремонта жилья.
«ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ - НЕ ВЫШЕ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ»
- Какие тарифы установлены на 2012 год? Опять рост? С какого числа и насколько?
- 2012 год отличается тем, что раньше мы считали тарифы с января по январь, а теперь расчеты ведутся в несколько этапов – с 1 января до 1 июля, с 1 июля до 1 сентября, с 1 сентября до 1 января следующего года.
- Почему так? Это связано с предстоящими президентскими выборами?
- Я вам объясню, а вы сами решите, связано это с выборами или нет.
Руководством страны была поставлена задача, чтобы повышение тарифов было не выше уровня инфляции. Повышение будет происходить в два этапа – с 1 июля и с 1 сентября. Но это касается не всех услуг. Самое важное, что стоит в начале списка всех услуг, - это газ, потому что без него нельзя получить тепло, выработать электрическую энергию, а без электроэнергии ничего не произведешь. Для населения цена газа с 1 июля поднимается на 15%. Если в 2011 году для населения цена за куб газа была 3,49 рубля, то с 1 июля будет 4,01 рубля. Что касается промышленности, предприятий малого и среднего бизнеса, то все они разделены на семь групп в зависимости от объема потребления: чем больше потребление, тем дешевле газ. Эта методика расчета разработана ФСТ, она действует уже два года по всей Российской Федерации.
Стоимость электрической энергии для населения сегодня - 2,43 рубля, а с 1 июля повышается на 6% и будет 2,57 рубля, средний подъем в год составит 3%. Мы также регулируем тарифы для электросетевых и сбытовых организаций, но эту работу сегодня мы еще не завершили. Здесь хочу отметить, что резкого отличия тарифов по сравнению 2011 годом не будет.
«Средняя по республике стоимость воды - 17,96 рубля, с 1 июля она возрастет на 6% и составит 19,03 рубля. А с 1 сентября возрастет еще на 5,6% - до 20,10 рубля за куб» |
Для промышленности стоимость электроэнергии определяется на рынке. В прошлом году был огромный всплеск роста ее стоимости, потому что на рыночные отношения перешли именно зимой, когда электроэнергии всем не хватает. Все энергетики, пользуясь рынком, хотели заработать побольше – в некоторых субъектах РФ рост стоимости электроэнергии составил от 25 до 60 процентов. В текущем году в Татарстане рост составил от 14% в начале года до 5% к концу. В среднем по этому году рост будет 5-6%.
- Некоторые промышленные предприятия говорят, что у них рост оплаты за электроэнергию составил более 30%...
- Любому предприятию докажу, что такого быть не могло!
- Так они хитрят, когда так говорят?
- У тех, кто так говорит, или не совсем грамотный энергетик, или против них были применены какие-либо санкции.
- Какой рост стоимости электроэнергии будет на следующий год?
- Мы прогнозируем рост порядка 8-8,5%.
- А какой рост тарифа ожидать по другим коммунальным услугам?
- Что касается воды и канализации, то повышение пройдет в два этапа - с 1 июля и с 1 сентября. Сегодня средняя по республике стоимость воды - 17,96 рубля, с 1 июля она возрастет на 6% и составит 19,03 рубля. А с 1 сентября возрастет еще на 5,6% - до 20,10 рубля за куб. Надо сказать, что в некоторых районах республики стоимость воды давно не растет. Но есть места, где необходимо проводить капитальные работы, когда, например, вода ушла глубже, и надо бурить новые скважины – там мы рост предусматриваем.
Канализование сегодня стоит 12,28 рубля, с 1 июля возрастет на 6% до 13,01 рубля, с 1 сентября – 13,70 рубля. Я считаю, эти цифры выверенные. Без каких-то радикальных мер, как, например, программа «Чистая вода», изменений не будет. Но чем глубже мы будем очищать наши стоки, тем дороже эта услуга будет нам обходиться. И к этой проблеме надо подходить не с точки зрения экономической выгоды, а с позиций экологической необходимости. На реализацию такой программы на всю Россию в 2012 году будет выделено порядка 13 млрд.рублей. Думаю, наша республика почувствует отдачу от этой программы, потому что стоимость очистных сооружений равна двум бюджетам некоторых районов, и им с этой задачей в одиночку не справиться.
По тепловой энергии назову средние цифры по котельным, без комбинированной выработки. Сегодня у нас средняя цена – 1286,7 рубля, с 1 июля рост составит 6% - до 1363,9 рубля, с 1 сентября цена вырастет еще на 3,7% - до 1414,37 рубля.
Что касается комбинированной выработки, то мы расчет еще не завершили. Эти данные мы сможем обнародовать в конце декабря.
- Это касается в первую очередь Казани?
- Речь идет о Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Заинске, Уруссу. И здесь подъем стоимости будет не выше 6% - это однозначно, а, возможно, и меньше. Для экспертизы тарифов мы привлекали Высшую школу экономики, и сегодня видим моменты сдерживания роста цены. Например, некоторые генерирующие компании вполне могут подождать с ростом зарплаты, мы также пересмотрели стоимость мазута и газа. Поэтому можно сказать, что динамика роста тарифа в комбинированной выработке будет меньше, чем в коммунальной энергетике. Но точные цифры мы назовем чуть позже.
«ПРОСТО НАДО ОПТИМИЗИРОВАТЬ АППАРАТ И ПЕРСОНАЛ!»
- А что будет с ценами на жилищные услуги – уборка территории, вывоз мусора и т.п.? Вы их согласовываете?
- Стоимость жилищных услуг мы и не регулируем, и не согласовываем. Жилищные услуги должны согласовываться с собственниками.
- Но с нами никто ничего не согласовывает!
- Очень плохо, что жильцам лень это делать!
- Создали неправильную систему, а потом жильцов обвиняют в лени!..
- В недавнем прошлом у жильцов не было вообще никаких прав и они не могли повлиять на работу ЖЭКа. А новый жилищный кодекс провозгласил переход на рыночные условия и дал собственникам большие права. Но, увы, пока население использовать свои права не готово! Я полностью с вами согласен, что обвинять их в этом нельзя, но все права у жильцов сегодня есть! Дело в пассивности, правовом нигилизме и нашем прошлом.
Сегодня создали огромные ТСЖ и УК, но порой достучаться до президента легче, чем до управляющей компании… Конечно, это уже не управление.
- Наверное, трудно организовать обслуживание там, где старые дома? Там можно построить бизнес?
- Действительно, очень часто можно услышать такое мнение, что в старых домах нельзя построить хороший бизнес. Я не считаю это логикой - это больше оправдание. Ведь единственный пункт, по которому вы авансируете, это капитальный ремонт. Остальные же средства уходят на ваш дом. А капитальный ремонт идет через государственный орган – ГИСу. Это сделано для того, чтобы деньги не пропали, и не потерялась их история. Сегодня весь этот процесс очень жестко контролируется – Президент республики каждую неделю проводит видеоконференции по капремонту!
- Разве одинаково выгодно управлять пятиэтажкой и высоткой?
- Просто надо оптимизировать управляющий аппарат и персонал. Для электрика, сантехника, дворника есть разработанная норма выработки – именно от них надо отталкиваться. А если на каждые 50 квартир брать электрика и сантехника с полной ставкой, то ни у кого никаких денег не хватит! Как правило, именно управление домами не выдерживают действующие нормы.
- А эти нормативы есть в открытом доступе?
- Есть! Руководитель ТСЖ или управляющей компании должен доказывать жильцам, что способен управлять эффективно. Только тогда нет разницы в том, большой дом или маленький. А когда говорят, что без миллиона квадратных метров нельзя эффективно управлять, - это от лукавого!
- Ваш прогноз – когда и насколько будут повышаться цены на жилищные услуги?
- Жилищные тарифы тоже привязаны к теплу и электроэнергии, поэтому, думаю, они вырастут тоже с июля. Во-первых, жилищные тарифы – это продолжение коммунальных. Во-вторых, у нас еще порядка 16% неприватизированного жилья, где собственник - муниципалитеты. И этот собственник, думаю, повысит тарифы с июля.
«МЫ УСМИРЯЕМ НЕПОМЕРНЫЕ АППЕТИТЫ НЕКОТОРЫХ КОМПАНИЙ»
- Как решение повышать тарифы с июля скажется на работе компаний, предоставляющих коммунальные и жилищные услуги? Это не подорвет их устойчивость?
- Абсолютно верное рассуждение! Для потребителей 2012 год будет благоприятным, а для ресурсоснабжающих предприятий - сложным. Мы это не скрываем.
А что касается того, с выборами это связано или нет, то ведь размер роста тарифов известен уже сегодня. Все решения по тарифам 2012 года будут приняты в текущем году, до выборов.
- Работники этих предприятий – тоже электорат! Почему же их обижают?
- Их не обижают. Все заседания согласительной комиссии у нас проходят открыто – приходите сами и убедитесь. Мы просто усмиряем непомерные аппетиты некоторых компаний. И мы обязаны это делать! А когда повышение тарифа объясняют инвестиционной программой, мы разрешаем учесть ее в стоимости порядка 10%, а остальное должно окупиться. Как правило, с заседания согласительной комиссии с перспективой убытков никто не выходит.
«Сейчас закон не позволяет перекрестное субсидирование. Такая проблема есть не только в Татарстане, но еще в 50 субъектах страны. Суммы «перекрестки» разные – от 1 миллиарда рублей и выше» |
- Но ведь везде работают люди – как им объяснить, что их зарплата может вырасти только с первого июля? В итоге кадровый потенциал компаний может пострадать.
- Мы нигде не оставили зарплату без роста. У нас есть вся база для сравнения. Например, генерирующие компании мы сравниваем с 12-ю станциями России. И видим, что у кого-то зарплата уже под 40 тысяч рублей, а рядом - 28 тысяч. И таким компаниям мы даем инфляционный рост по зарплате – 6% с 1 января. А тем, у кого 40 тысяч, просим объяснить своим работникам, что роста пока не будет.
Мы приглашаем профсоюзных лидеров и просим их объяснить ситуацию своим людям. Бывает и так, что слишком большая разница между зарплатой топ-менеджмента и основным персоналом, поэтому мы просим профсоюз разобраться. И мы обязательно сверяем зарплату компаний со средним уровнем доходов в каждом конкретном районе.
«НЕЛЬЗЯ ОДНУ ГРУППУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СОДЕРЖАТЬ ЗА СЧЕТ ДРУГОЙ»
- Расскажите, пожалуйста, чем закончилась ситуация, сложившаяся вокруг отказа ТГК-16 от перекрестного субсидирования? Какая будет позиция комитета по данному вопросу? Есть ли риск в повышении тарифов для населения? (Дамир, Mustafin_Aidar, Идрис)
- Я считаю, что вопрос перекрестного субсидирования - это главнейшая проблема, которую мы обязаны решить. Когда я приступил к своим нынешним обязанностям, порядка 4,5 млрд.рублей за население оплачивала промышленность в городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Уруссу и Заинск.
В период реформирования энергетической отрасли ряд электростанций был продан. Теперь генерирующие компании имеют право торговать от коллекторов напрямую, без учета перекрестного субсидирования. Но до продажи станций были достигнуты договоренности о продолжении перекрестного субсидирования еще в течение пяти лет. Потому что ее ликвидация связана с выделением адресных субсидий, чтобы население смогло оплачивать коммунальные услуги. Ведь нельзя сразу оставить население один на один с этими платежами! Но эти договоренности, с одной стороны, были нарушены, а с другой стороны, закон позволяет это делать.
С одной стороны, закон позволяет торговать тепловой энергией напрямую, а с другой стороны, предельные уровни тарифов нам спускают сверху! Если нам спустили рост 6% с июля, то как можно населению поднять тариф в два раза? Поэтому сегодня мы не можем уйти от перекрестного субсидирования, для этого нужно специальное разрешение правительства РФ и Федеральной службы по тарифам. Нам ответили в ФСТ, что по 2012 году пересмотра параметров не будет – рост тарифов по всей России планируется примерно одинаковый.
Но тем не менее несколько предприятий ушли на прямые договора, в связи с чем недополучил доходы "Таттеплосбыт", который оплачивает содержание тепловых сетей. А промышленным предприятиям, для которых тариф с 900 упал до 500, это, конечно, хорошо.
- Сколько "Таттеплосбыт" потерял в этом году?
- В начале года было 4,5 млрд. рублей, сейчас осталось 3,9 млрд. рублей.
По поручению президента Татарстана под руководством премьер-министра республики мы разрабатывали несколько вариантов ухода от перекрестного субсидирования. Уйти надо – это однозначно! Потому что рыночная экономика не позволяет одну группу потребителей содержать за счет другой.
И ведь в татарстанской коммунальной энергетике перекрестного субсидирования нет! В 2004 году Госсовет РТ принял закон о переходе на экономически обоснованные тарифы коммунальной энергетики. Почему руководство республики тогда пошло на это, хотя доходы населения районов нельзя было сравнивать с доходами казанцев? Потому что ТЭЦ дает теплоэнергию «Оргсинтезу» и населению в одной и той же сети. А, например, в Дрожжановском районе нет «Оргсинтеза». Если бы тогда не ушли от «перекрестки», то ресурсоснабжающие предприятия вообще не смогли бы существовать. Это была вынужденная мера. А в городах за счет устойчивой промышленности еще могли поддержать население.
Но сейчас закон не позволяет перекрестное субсидирование. Такая проблема есть не только в Татарстане, но еще в 50 субъектах страны. Суммы «перекрестки» разные – от 1 миллиарда рублей и выше.
- Какова доля ТГК-16 в этих 3,9 млрд. рублей?
- Около 80 процентов.
- Какие предприятий ушли на прямые договора?
- ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим»,ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «ТАИФ-НК», ЗАО «Камэнергоремонт», ООО ТК «Майский», «КЗСМ», ООО «Казанский завод ЖБИ», ООО «Форпласт», ЗАО «БЭСТКАМ», ТЭФ «Камастройсервис», ООО «СЭМ».
- Значит, ушли не только предприятия группы "ТАИФ"?
- Ушли те, кто напрямую был подключен к коллекторам станций ТГК-16.
- Потери понес только "Таттеплосбыт"?
- "Таттеплосбыт" - это сбытовая организация, и она должна была эти деньги перераспределить между теплосетевыми компаниями и самой генерацией. Наибольшие потери понесли теплосетевые компании - Казанская и Набережночелнинская.
- В чьей они собственности?
- Они принадлежит государству и группе "Татэнерго".
- Сколько они не дополучили денег?
- Более 2 млрд. рублей в год.
- А кто оплатил эту разницу?
- Частично предприятия взяли кредиты на ремонт теплосетей, частично – сократили свои инвестиционные проекты.
«МЫ УТВЕРДИМ ГРАФИК ЛИКВИДАЦИИ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ»
- То есть со стороны ТГК-16 было нарушено некое джентльменское соглашение о продолжении перекрестного субсидирования?
- Соглашение было официальным – был подписан соответствующий протокол. До ликвидации перекрёстного субсидирования условия соглашения должны были соблюдаться.
С мая 2011 года под руководством Премьер-министра РТ Ильдара Халикова действует общая рабочая группа, и, думаю, через 1-2 месяца мы утвердим график ликвидации перекрестного субсидирования.
- Это возможно только за счет повышения тарифов для населения?
- Да, поэтапно. С одновременным выделением средств для адресного субсидирования населения и сдерживания тарифов для энергоснабжающих предприятий. Другого выхода нет.
- То есть в рамках этой рабочей группы вам не удалось решить проблему 3,9 млрд. рублей?
- ТГК-16 не против возместить расходы, которые сегодня несут теплосетевые компании, но они хотят увидеть четкий график ликвидации «перекрестки», когда мы перейдем на экономически обоснованные тарифы для населения.
- ТГК-16 не оспаривает тарифы в судебном порядке, как это было раньше?
- И раньше, и сейчас для генерирующих компаний мы утверждаем тарифы на уровне станций. Это официальные тарифы, и они никакого нарушения не имеют.
- А почему с мая рабочая группа не может выработать этот график?
- Мы имели большую энергетическую компанию – Татэнерго, и вся экономика строилась внутри одного «котла». Никто станции отдельно не считал. И мы сами не были готовы считать их затраты, потому что нет четких методик. Но тупика нет! Я считаю, мы прошли 90 процентов пути – осталось досчитать и принять решение.
- Правда, что госкомитет РТ по тарифам не учел в тарифах ТГК-16 инвестиции в сумме 1 млрд. рублей?
- Я такого факта не помню, а то, что все расчеты анализировали представители Высшей школы экономики, и ряд затрат генерирующей компании мы убрали, это факт. Вероятно, в сумме это составит примерно 1 млрд. рублей.
- А какие затраты вы убрали у ТГК-16?
- В основном это топливо, по которому привели в соответствие объем и цену за мазут, как резервного топлива, ведь от 76 до 80 процентов затрат станции – это топливо, газ. И здесь мы разбирались особенно тщательно. А по зарплате мы у них ничего не сняли.
Что же касается инвестиций, то здесь хочу привести в пример подход «Татнефти». Они тоже купили нижнекамскую ТЭЦ- 2 и альметьевскую ПТС. Компания очень активно начала работать по модернизации: ПТС они превращают практически в мини-ТЭЦ, на ТЭЦ-2 проводят полную модернизацию с увеличением электрической мощности до 200 -300 мегаватт. С госкомитетом РТ по тарифам заключили тарифный меморандум.
- В свое время «Татнефть» применяла дифференцированный по зонам суток тариф на электроэнергию, но потом не было найдено взаимопонимание с "Татэнерго" и РЭКом. В чем была причина? Могут ли крупные предприятия применять такой тариф? (Анвар Маликов)
- Вопрос несколько некорректный - «Татнефть» в регулировании не участвует. Для дифференцированного же потребления по зонам суток у компании есть хорошее оснащение приборами учета. А конфликта с "Татэнерго" и РЭКом не было. Может быть, было что-то локальное, но не связанное с дифференцированными тарифами.
Окончание следует
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.