Предприниматели превращаются в золотоискателей! Так образно обрисовали кадровую проблему Закамья на прошедшем в Набережных Челнах совещании представителей власти и бизнеса. Невозможно найти не только рабочих, но и начальников цехов и даже топ-менеджеров. Местные ресурсы, похоже, исчерпаны, вахтовый метод слабоват. Побывав на мероприятии, корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал апологию трудовой миграции от «Эссена», призывы не переманивать друг у друга кадры от администрации Нижнекамска и отповедь местного блогера КАМАЗу.
Кадровый голод в Закамской зоне обсудили на публичной встрече в набережночелнинском молодежном центре «Нур»
«Не только рабочих, топ-менеджеров найти не можем»
Кадровый голод в Закамской зоне обсудили на публичной встрече в набережночелнинском молодежном центре «Нур». А если проще, то на заседании кадрового комитета камского инновационного территориально-производственного кластера «Иннокам» и комитета по науке и образованию при ТПП города рассуждали о том, как побудить людей переехать жить на периферию.
«Предприниматели превращаются в золотоискателей!» — обозначил тему директор ТПП Набережных Челнов Фарид Башаров. «Не только рабочих, начальников цехов, топ-менеджеров найти не можем! — констатировал замглавы Нижнекамского района по экономическому развитию и проектному управлению Ленар Ахметов. — Надо перестать друг у друга отнимать кадры. У нас с вами одна Камская агломерация на всех. Наши деды, когда закладывали города Камской агломерации, понимали, что в будущем, скорее всего, это окажется один город-миллионник. Наверное, так и проектировали эти города, которые находятся буквально в 30 километрах друг от друга. В перспективе, думаю, к этому придем».
Руководитель GMC Consulting и модератор обсуждения Галина Маштакова рассказала, что два с половиной месяца назад закамские предприятия и органы исполнительной власти создали три рабочие группы по вопросам кадровой миграции. По словам замминистра социальной защиты, труда и занятости РТ Клары Тазетдиновой, итоги их работы представят президенту РТ Рустаму Минниханову и премьер-министру РТ Алексею Песошину. Определенные выводы уже сделаны — надо не только увеличивать число бюджетных мест в закамских вузах, но и создавать достаточное количество общежитий — это может привлечь молодежь из других регионов, а так «детей физически нет в данной зоне», констатировала спикер.
Ленар Ахметов: «Не только людей рабочих специальностей, мы топ-менеджеров найти не можем. Начиная от начальника цеха. Надо перестать друг у друга отнимать кадры. У нас с вами одна Камская агломерация на всех»
Апология миграции и скоростной трамвай
Руководитель отдела персонала АО «Эссен продакшн АГ» Елена Романова предложила поработать над сайтом «Работа в России» — сделать открытую базу вакансий, размещать информацию о закрывающихся предприятиях и высвобождающихся работниках по специальностям, разместить рекламу региона и 30-секундные ролики о ключевых компаниях зоны. Второе предложение — проводить ярмарки вакансий для жителей других регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. Надо и упростить для работодателей процедуру регистрации иностранцев. Привлечь новых работников в Закамье можно, создавая льготы для предприятий, которые будут привозить трудовых мигрантов. Романова предложила разработать программу «Возвращение домой» — чтобы человек, по каким-то причинам покинувший родные края, мог вернуться домой за счет работодателя, к которому трудоустраивается. Такие возвращенцы и трудовые мигранты должны получать социальную ипотеку с более низкой процентной ставкой, а места в детских садах — без очереди, билеты в музеи и органный зал, а также спортивные абонементы — за счет бюджета. В вузах и ссузах — увеличить количество мест для детей трудящихся-мигрантов и для тех, кто проходит по программе «Возвращение домой».
По словам Ахметова, в Нижнекамском районе две причины оттока молодежи — нет интересующих ее вузов и интересной работы за пределами нефтехимии. Что касается текучки, то надо отремонтировать дома культуры, создать творческие площадки, развивать профильные школы, переформатировать колледжи искусств Камской агломерации в образовательные центры по подготовке кадров креативных индустрий, развить туризм. И улучшить работу транспорта. Ахметов сообщил, что есть идея запустить межмуниципальные скоростные трамваи. Проект скоростного трамвая Набережные Челны – Нижнекамск поддержала госкорпорация «ВЭБ», очередное обсуждение темы состоится 31 мая. «Если они готовы предоставить нам капитальный невозвратный грант, мы с удовольствием (я думаю, Челны тоже поддержат) сделаем эту ветку, тем более в советских генеральных планах она была», — помечтал Ахметов.
Директор Нижнекамского политехнического колледжа им. Королева Татьяна Куприянова подняла тему повышения оплаты труда: «Не может быть такого, чтобы в Москве преподаватель, мастер производственного обучения получал 170 тысяч рублей, а у нас — 25–27 тысяч!»
Светлана Михеева: «КАМАЗ сейчас вынужден (хоть и долго от этого отказывался) запустить проект по реализованному набору из Республики Узбекистан. Пилотный проект — около 250 человек. И если все хорошо пройдет, то, видимо, будет и больше»
«А сколько людей мы завербовали?»
Председатель кадрового комитета «Иннокам» и директор департамента развития персонала ПАО «КАМАЗ» Светлана Михеева рассказала о том, как привлекает людей автогигант. Сейчас там работают 4 тыс. иногородних и 2,1 тыс. аутстафферов, есть нужда в 3 тыс. новых сотрудников. Местные ресурсы исчерпаны, вахтовый метод работает со скрипом. КАМАЗ сейчас вынужден (хотя и долго от этого отказывался) запустить проект по набору из Узбекистана. Пилотный проект — 250 человек. «И если все хорошо пройдет, то, видимо, будет больше», — отметила Михеева. К слову, она сообщила, что готова проектно-сметная документация общежития для набережночелнинского филиала КФУ, теперь ждут финансирования строительства от министерства образования и науки РФ.
КАМАЗ активно участвует в работе профориентационных площадок, например «Техногород». Один из его учредителей — команда «КАМАЗ-Мастер». «Хотим соединить спорт и конструирование, — рассказала Михеева. — Сейчас делаем это на базе школ и картинг-клубов, а вообще мечтаем о создании трасс и, возможно, отеля при таких трассах». В копилку — и экскурсии по автогиганту (их проведено примерно 150). Но, видимо, по мнению кадровой службы КАМАЗа, нужен и личный пример, а то и подвиг. «А сколько людей мы завербовали, чтобы они приехали в Набережные Челны?» — неожиданно спросила Михеева. Она попросила поднять руки тех, кто смог перевезти кого-то в Закамье на постоянное жительство. Из 30 человек руки подняли двое.
Но тут слово взял челнинский блогер и общественный деятель Артур Королев. По его словам, город и КАМАЗ живут в параллельных реальностях: «У нас будто „зоновский“ доступ на „КАМАЗ-Мастер“. Туда не попадешь. Провели 150 экскурсий?! Нет такого, чтобы ко мне приехали гости и сказали: „Артур, покажи мне КАМАЗ“, а я сходу отвечаю: „Вот, у нас музей — достопримечательность города! Вот „КАМАЗ“ последней модели, вот предпоследней“. Сделайте доступ!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.