«Очевидно, что кредитно-денежная и бюджетная политики должны приходить в свое нормальное положение», — обозначили ближайшие приоритеты в экономике сегодня на полях ПМЭФ-2021 чиновники. Экономический блок правительства уверен, что инфляция в России достигла своего пика и носит все более устойчивый характер. О том, как Силуанов оправдывался за административное регулирование цен, какие новые экономические тренды оголила пандемия, как помогут стране инвестиционные проекты и найдется ли среди них место «зеленой» повестке, — в материале «БИЗНЕС Online».
Кристалина Георгиева с восхищением отметила, что экономическая политика в России в ходе пандемии была очень своевременной и решительной
Жизнь налаживается, но неравномерно
«Уход в „цифру“, онлайн и „удаленка“», — такой главный экономический тренд после выхода из пандемии обозначили участники пленарного заседания Петербургского экономического форума – 2021. Утром на полях форума прошла дискуссия, в ходе которой главные рулевые российской экономики определили новые направления развития страны.
В самом начале перед гостями форума выступил распорядитель международного валютного фонда Кристалина Георгиева. По ее оценкам, по итогам этого года ожидается 6-процентный рост мировой экономики и в принципе жизнь после ковидного 2020-го потихоньку налаживается. Но не все так однозначно. МВФ видит, что есть существенные расхождения в темпах оздоровления экономик развитых и развивающихся стран. На это указывают два фактора — разный предел прочности у стран и темпы вакцинации. По обоим параметрам, по словам Георгиевой, сегодня драматическая ситуация. Например, по темпам вакцинации одни страны вышли на показатели 50% и выше, а другие, к примеру в Африке, едва дотягивают до 1%.
Пандемия коронавируса обнажила множество проблем в здравоохранении, но вместе с тем дала стимулы к развитию новых отраслей, особенно цифровизации. Произошла трансформация и фискальной политики государств. Если во время кризиса 2008–2009 годов многие страны ограничивали расходы, то сегодня, наоборот, идут по пути увеличения доходной части бюджетов, ужесточают сбор налогов, отметила спикер.
Максим Орешкин согласился с тем, что в сравнении с кризисами 2008–2009 годов, когда акценты делались на денежно-кредитную политику, кризис в условиях пандемии усилил роль бюджетов и правительства в целом. И в этом заключается новый глобальный тренд в макроэкономической политике
«Нужен устойчивый экономический рост»
«Это не была обычная рецессия. Она является самой крупной со Второй мировой войны, не может быть обычной. Она привела к очень важным изменениям в глобальной экономике, трансформации того мира, в котором мы живем», — заявил в ходе дискуссии помощник президента РФ Максим Орешкин. Он согласился с тем, что в сравнении с кризисами 2008–2009 годов, когда акценты делались на денежно-кредитную политику (ДКП), кризис в условиях пандемии усилил роль бюджетов и правительства в целом.
Второй глобальный тренд, с которым согласился Орешкин, — усугубление проблемы неравенства. По его словам, в результате происходит левый уклон в экономической политике, все больше тратится на социальную сферу, экологию, растут налоги на богатых и корпоративные налоги. Именно под этой эгидой, считает Орешкин, пройдет ближайшее десятилетие. Помимо «левого» поворота, изменятся и принципы глобальной экономики. Если раньше она была в основном отраслевой и строилась вокруг какого-то товара, то сейчас в основе ее потребитель и его потребности.
По общему мнению участников дискуссии, независимый ЦБ — правильная конструкция, о чем свидетельствует очень низкий уровень российского госдолга, менять тут ничего не нужно. И было бы странным, если бы председатель ЦБ Эльвира Набиуллина не согласилась с такой концепцией. По ее словам, в России сегодня довольно мягкая ДКП, которую начинают переориентировать в сторону нейтральной, стабильной (по всей видимости, за счет повышения ключевой ставки). «Спрос практически восстановился, — отметила Набиуллина. — Нет необходимости дополнительно стимулировать спрос в настоящий момент. Иначе это приведет просто к росту инфляции. Разгон инфляции, на наш взгляд, помешает экономическому росту, мы перейдем опять… Либо у нас будут риски разгона и потом резкого спада. Нам нужен устойчивый экономический рост, такая же низкая инфляция, доступные кредиты, устойчивые процентные ставки».
Антон Силуанов: «Элементы перегрева мы уже видим по инфляции. Она сейчас у нас около 5,9 процента, выше, чем наш таргет в 4 процента. К чему это приведет? К обесцениванию расходов и денег, социальных выплат, зарплат. Разве мы этого хотим? Нет. Поэтому очевидно, что кредитно-денежная и бюджетная политики должны приходить в свое нормальное положение»
«У нас всегда так, есть проект — нет денег, есть деньги — нет проекта»
То, что в настоящий момент Россия переходит от мягкой к нейтральной экономической политике, подтвердил и коллега Набиуллиной, глава минфина РФ Антон Силуанов. «Будем ли мы и дальше нормализовать бюджетную политику? А как же. Если у нас и дальше будет повышенный объем расходов, то Эльвира Сахипзадовна справедливо заметила, к чему тогда придем? К перегреву. Элементы перегрева мы уже видим по инфляции. Она сейчас у нас около 5,9 процента, выше чем наш таргет в 4 процента. К чему это приведет? К обесцениванию расходов и денег, социальных выплат, зарплат. Разве мы этого хотим? Нет. Поэтому очевидно, что кредитно-денежная и бюджетная политики должны приходить в свое нормальное положение», — заявил Силуанов. Это значит, что постепенно будут сворачиваться антикризисные расходы, кроме того, глава минфина РФ отметил, что от «левизны в расходах» надо все-таки избавляться и делать ставку на инфраструктурные расходы, желательно с эффектом высокой добавленной стоимостью в будущем. На этом стоит и министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Он обратил внимание на то, что весь прошлый год правительство запускало все новые и новые инструменты для поддержки инвестиций. «После послания президента у нас появились новые возможности, связанные с бюджетными инфраструктурными кредитами, которые пойдут в регионы, — отметил Решетников. — Регионы должны в достаточно сжатые сроки запустить инвестиционные проекты там. Более того, у регионов, благодаря решениям еще прошлого и позапрошлого года достаточно большой объем средств появился в результате реструктуризации бюджетных кредитов. И мы сейчас видим, что из 420 миллиардов на сегодня только на 90 миллиардов рублей регионы заявились с инвестиционными проектами, правительство их поддержало. Понимаем, что скорее мы сейчас в условиях появившихся возможностей, как обычно, столкнемся с дефицитом качественных инвестпроектов. У нас всегда так, есть проект — нет денег, есть деньги — нет проекта».
«Мы должны сосредоточиться на инвестициях, учитывая, что мы существенно расширили возможности в инвестиционном плане. Очень важно, чтобы это были качественные проекты, чтобы наш экономической рост был вызван не тем, что мы заняли и профинансировали просто стройку, — очень важно, чтобы эти проекты потом несли добавленную стоимость. Мы не требуем от проекта, чтобы именно его экономика была положительной. Будем требовать, чтобы вокруг возникающие проекты, инфраструктура в совокупности обеспечивали общую экономическую эффективность. Чтобы не получилось так, что мы вложились в проекты, а они потом убыточны и мы себе на 20 лет вперед повесили какие-то гири», — отметил Решетников.
Максим Решетников: «В условиях появившихся возможностей, как обычно, столкнемся с дефицитом качественных инвестпроектов. У нас всегда так, есть проект — нет денег, есть деньги — нет проекта»
«Главное — не провалиться в краткосрочный хайп»
Тут модератор попросил Георгиеву озвучить вызовы для российской экономики, которые она видит из своего Лондона. Она с восхищением отметила, что экономическая политика в России в ходе пандемии была очень своевременной и решительной. «Была низкая производительность, структурные дефициты с точки зрения инфраструктуры и роли частного сектора… И они остались и должны быть приоритетом для нашей политики. До пандемии было понятно, что надо увеличивать инвестиции в человеческий капитал, и теперь это еще важнее. До коронавируса Россия амбициозно смотрела на развитие инфраструктуры, и это должно остаться приоритетом», — заявил Георгиева.
По ее мнению, пандемия дает «невероятное ускорение цифровизации» и у России тут есть преимущество. Обозначила она важность темы изменения климата и энергетического сектора, значительность которого может быть недооценена. Георгиева считает, что в РФ есть огромные возможности перехода на водород, и она предлагает рассмотреть, как это можно поменять и подтолкнуть Россию к подобному.
Российским спикерам модератор задал вопросы по регулированию цен, было ли оно значительным. Решетников назвал этот вопрос наиболее актуальным за последнее время. Он напомнил, что правительство ушло от административных мер, не ведет переговоров с отраслевыми ассоциациями. «Но тем не менее 1 июня закончилось соглашение по сахару, еще одно осталось до сентября. Но они уже не играют роли, потому что подкреплены экономическими механизмами. Мы используем практику субсидирования производства определенных продуктов, по которым видим риски, — сообщил министр. — Ни в коем случае не снижаем привлекательность производителей. По экспорту пшеницы заработал механизм демпфера, гибкая пошлина. По апрелю экспорт пшеницы существенно снизился, но сейчас снова может вернуться [к тому уровню]. Мы в этой регуляторике стараемся действовать максимально аккуратно».
По словам Решетникова, правительство в условиях, когда на внешних рынках идет удорожание продукции, внутри страны должно выстраивать адекватный долгосрочный ответ. «Мы понимаем необходимость рыночных методов. Более того, методы, связанные с прямым субсидированием производства, рассматриваются нами как вынужденные», — подчеркнул он.
О ценах спросил модератор и главу ЦБ, а именно: помогают ли решения правительства монетарной политике? Набиуллина улыбнулась вопросу с подвохом и напомнила свою точку зрения, что регулирование цен — это вариант экстренного реагирования. «Если часто применять, исчезают ключевые индикаторы. Краткосрочный эффект однозначно был, — признала она. — Но оценить сложно, потому что растут цены на смежные товары… Правильно правительство говорит о том, что надо переходить к рыночным мерам регулирования. Они должно быть предсказуемыми, прозрачными для производителей, инвесторов. Нужны, конечно, и адресные меры поддержки людей».
«Экономические законы в России и мире одинаковы, и хорошо известно, что является главным лекарством от роста цен, — присоединился к дискуссии Орешкин. — Первое — это конкуренция, создание правильной мотивации для участников рынка. Второе — выстраивание долгосрочного предсказуемого регулирования. Эта работа, может быть, скучная, но главное — не провалиться в краткосрочный хайп. Только это ведет к росту инвестиций и долгосрочно снижает цены».
Силуанов же по-другому подошел к вопросу. «Все говорят об административном регулировании цен. Вы видели его? Мы что, заставляем предпринимателей продавать что-то по одной цене? Нет, — заявил министр финансов. — Если раньше сельхозпроизводители получали субсидии и гнали все на экспорт, значит, надо отменять субсидии. Или подписать с ними соглашение, что будут продавать в каких-то коридорах. Нет такого, чтобы мы говорили: „Завтра в магазинах хлеб продается только по 100 рублей!“ Не надо чересчур перегревать ситуации. Нас беспокоит положение, но есть много рыночных механизмов. И моя позиция — жесткого ценообразования у нас нет».
Эльвира Набиуллина: «Я не помню, чтобы мы говорили банкам, куда им разумнее идти. Мы применяем меры, влияющие на структуру голосования, макропруденциальные. Они направлены не на стимулирование, а на предотвращение — долговой нагрузки, накопления пузырей…»
«Не просто «добыл – продал». Переработка нужна»
Набиуллина в ходе пленарки также прокомментировала вопрос о «слишком быстром» росте потребкредитования в стране. Она сообщила, что кредитование в прошлом году росло, в отличие от многих других кризисов, но большую роль сыграли правительственные меры поддержки и спецмеханизмы ЦБ. «Мы применяем меры, которые направлены на предотвращение — долговой нагрузки, накопления пузырей… Они не направлены на то, чтобы менять структуры кредитования, — сообщила глава ЦБ. — Но даже если рассматривать так… Мы применяем меры к рискованным сегментам. Просьба не путать — мы не занимаемся кредитным таргетированием. И инвестиционное кредитование… Если посмотреть с макроэкономической точки зрения, у нас нет недостатка финансов, нет понятия „слабый капитал“. И капитал в банковской системе достаточный».
Активно обсудили эксперты пленарки «зеленую» повестку. Орешкин согласился с тем, что «зеленый» тренд есть, сформирован и никуда не денется. По его словам, перспективы у России огромные. «Что касается изменения спроса на сырьевые товары, то на углеводороды спрос будет меняться, но начнет расти на медь, металлы. Важно, чтобы добывающая промышленность менялась», — заметил помощник президента. Силуанов также согласился с тем, что тренд по «зеленой» повестке не видеть невозможно. «Треть всех доходов формируется за счет базовых нефтегазовых доходов. Мы понимаем, что мировой спрос, который был в 2019 году на нефть, может и не восстановиться. Резко пошел тренд на озеленение экономики. Мы уже приняли первые шаги с точки зрения налоговых маневров, — рассказал он. — Надо делать так, чтобы бизнес понимал, что надо будет менять планы, чтобы добыча сырья перерабатывалась здесь в новые материалы. А не просто „добыл – продал“. Переработка нужна».
«С точки зрения долгосрочных трендов это один из самых мощных, — высказалась о „зеленой“ экономике Набиуллина. — Риски есть, но плюсов вижу больше. Это наша ответственность за будущее экологии». По ее словам, ЦБ активно вовлечен в данную повестку.
А Решетников озвучил ряд направлений, которые уже активно прорабатываются в правительстве России. Во-первых, вчера в Госдуме во втором чтении приняли законопроект об ограничении выброса парниковых газов. Во-вторых, это «сахалинский эксперимент», где планируется апробировать более жесткое регулирование. «Многие страны двигались именно режимами региональных экспериментов», — заметил министр. Перечислил он также наличие отраслевых инициатив, адаптацию, «зеленое» финансирование. Что касается последнего, Орешкин рассказал, что совместно с ЦБ, минфином и бизнесом разработана и представлена в правительство «таксономия „зеленых“ проектов» (методология отнесения проектов к «зеленым»).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.