«БИЗНЕС Online», как и в прошлом году, решил проанализировать декларации руководителей культурных учреждений республики, подчиняющихся министерству культуры РТ, благо все они располагаются на сайте ведомства. Главный итог — Александр Сладковский в этом году занял второе место по совокупному семейному доходу, правда, уступив коллеге по культурному цеху благодаря успехам ее супруга. Насколько меньше по сравнению с 2019-м заработал Салават, для чего директору Елабужского музея-заповедника квартира в Венгрии и как в тройку «богачей» попал директор Госансамбля песни и танца РТ?
Наш сегодняшний анализ деклараций руководителей культурных учреждений республики показывает определенный социальный срез жизни в конкретной отрасли, а также того, кто и как пострадал от ковидных ограничений или справился с ними
«Жирует» ли наша культура?
Рассказ о доходах руководителей учреждений культуры, подведомственных министерству культуры РТ, — вряд ли повод читателям «БИЗНЕС Online» в которой раз сказать, что администраторы, сидящие на государственных должностях, страшно далеки от народа. Все-таки культурная отрасль отнюдь не самая «жирующая», так что и некоторые люди из нашего рейтинга львиную долю своего рабочего времени посвящают вопросу выживания своей организации.
Это особенно наглядно заметно, если сравнить гонорары республиканских руководителей культурных учреждений с их московскими и федеральными коллегами. Пожалуй, с ними достойно мог существовать на равных в этом вопросе лишь Александр Сладковский, все-таки за пока последний «доковидный» 2019 год он заработал 45 млн рублей. Правда, и его планы сорвал коронавирус, да так, что шеф ГСО РТ теперь не первый в нашем рейтинге «культурных» деклараций.
Директоры Третьяковки и Эрмитажа, Зельфира Трегулова и Михаил Пиотровский, имеют зарплату около 1 млн рублей в месяц — это в 2 раза больше, чем зарабатывают за год руководители краеведческих музеев из татарстанской глубинки
Что касается столичных доходов, то недавно эти цифры также были обнародованы в отношении культурных организаций. Так вот, директоры Третьяковки и Эрмитажа, Зельфира Трегулова и Михаил Пиотровский, имеют зарплату около 1 млн рублей в месяц — это в 2 раза больше, чем зарабатывают за год (!) руководители краеведческих музеев из татарстанской глубинки. А, например, Владимир Спиваков, президент «Московского международного Дома музыки», заработал в 2020-м больше 61 млн рублей.
И тем не менее наш сегодняшний анализ деклараций дает определенный социальный срез жизни в конкретной отрасли, а также того, кто и как пострадал от ковидных ограничений или справился с ними.
Первая пятерка: «Харлей» Сладковского и растущие несмотря ни на что доходы Мухаметзянова
Итак, знакомьтесь с новым лидером нашего рейтинга — это директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко (1) с совокупным семейным доходом за 2020 год в 25,2 млн рублей (годом ранее это было третье место и 14,6 млн).
Директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко (1) с совокупным семейным доходом за 2020 год в 25,2 млн рублей — новый лидер нашего рейтинга
Правда, ее победу не назовешь безоговорочной. Все-таки 22,5 млн из общей суммы — это доходы супруга. Александр Руденко является директором ООО «Волга-СГЭМ» — «Камспецэнерго». «Он заслуженный строитель, почетный энергетик России. Человек, который строил гидроэлектростанции по всему миру: во Вьетнаме, Эквадоре, Сербии, Сирии, Марокко», — отзывается о муже сама руководитель Елабужского музея-заповедника. Она же в 2020-м заработала 2,7 млн рублей. Среди недвижимости, принадлежащей чете Руденко, обращает внимание на себя квартира в 54 кв. м в Венгрии, являющаяся собственностью супруга. По словам Гульзады Ракиповны, это «обычная квартира» на курорте Хевиз, куда семья ездит лечить суставы и позвоночник.
Безоговорочный лидер по доходам последних лет Александр Сладковский (2) в 2020-м заработал в 3 раза меньше, чем в 2019-м — 15,2 млн против 45,2 миллиона. Комментарий пресс-службы ГСО РТ по этому поводу был вполне предсказуем: «Вы знаете, что в связи с режимом самоизоляции концертная деятельность оказалась на длительное время приостановлена. Выезд за границу был закрыт, все персональные приглашения на концерты Александра Витальевича в качестве дирижера в другие страны отменены или перенесены, у оркестра аналогично. В России ситуацию мы тоже прекрасно помним — все отменили, что-то получилось перенести». Впрочем, отметим, что художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ отнюдь не впал по этому поводу в уныние, а появившееся свободное время использовал, в том числе осваивая новое увлечение — мотоциклы. В итоге за этот год его личный автопарк, куда до того входило два автомобиля Mercedes, пополнило два мотоцикла марок Harley-Davidson и BMW. Что касается недвижимости, то любопытные пункты — дом и земельный участок в Латвии — появились еще в прошлой декларации Сладковского.
А вот «бронза» на этот раз неожиданно досталась директору Госансамбля песни и танца РТ Юрию Жукову (3), чей семейный доход составил 10 млн против 2,8 млн в 2019 году. Правда, в самой декларации указано, что данная сумма — 7 млн у супруга и 3 млн у супруги — следствие «дохода от продажи недвижимого имущества». «Была недвижимость, я ее продал, — объяснил Жуков „БИЗНЕС Online“. — В свое время я ее покупал, вкладывая свои деньги, сбережения. Мы же все делаем какие-то накопления на черный день: кто-то вкладывается в акции, облигации, золото, а я, как обычный простой человек и как многие, наверное, вкладываю сбережения, которые появляются, в недвижимость». Однако в списке принадлежащей Жуковым недвижимости в декларациях двух последних лет мы особой разницы не обнаружили. Директору Госансамбля песни и танца РТ все так же принадлежат доли в земельном участке (3 126 кв. м), жилом доме, даче (73,3 кв. м); вместе с супругой и несовершеннолетним ребенком он владеет квартирой (65,5 кв. м); у жены также есть своя квартира (103,7 «квадрата»).
В первой пятерке — директор Татарского театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов (справа) с 9,2 млн совокупного дохода
Следующий в нашей первой пятерке — директор Татарского театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов (4) с 9,2 млн совокупного дохода. Отметим, что 71-летний администратор и депутат Госсовета РТ, несмотря на солидный возраст, продолжает зарабатывать с каждым годом все больше и больше, например, по итогам 2019-го сам он получил доход в 6 млн рублей, а годом позже — в 6,8 миллиона. И это при том, что ковид на время прикрыл традиционный европейский чес театра, дающего за сезон обычно более 100 оперных и балетных представлений в маленьких городах Нидерландов.
Замыкает первую часть списка еще один неожиданный герой — директор фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек» Артур Поляков (5) — доходы его семьи увеличились с 1,5 млн до 7,8 млн рублей. Сам Поляков объяснил «БИЗНЕС Online», что такая сумма образовалась из-за того, что они с супругой продали дом, вместо которого купили другой, и остались в плюсе на 5 млн рублей. Также директор «Бермянчек» сообщил, что переписал свое имущество на жену, кроме машины Toyota. Действительно, в декларации за 2019 год у Полякова есть в собственности жилой дом (111,7 кв. м), а на этот раз дом появился уже в имуществе супруги (217,5 кв. м).
У руководителя театра им. Качалова Александра Славутского (6) совокупный семейный доход чуть снизился — с 6,9 млн до 6,8 млн рублей, как и положено, учитывая, какое количество времени в Казани нельзя было играть спектакли
Вторая пятерка: Василий Качалов и Галия Кайбицкая
Далее в нашем списке художественный руководитель театра им. Качалова Александр Славутский (6), его совокупный семейных доход чуть снизился — с 6,9 млн до 6,8 млн рублей, как и положено, учитывая, какое количество времени в Казани нельзя было играть спектакли. У Славутского по-прежнему есть квартира (146,8 кв. м), гараж (19 кв. м) и Mercedes.
А вот директор молодежного центра «Салават» Лейсан Фатхутдинова (7) переместилась со второго места на седьмое с общим доходом в 5,6 млн рублей. Всему виной ее супруг Салават Фатхетдинов. Главный татарский певец современности в 2019-м заработал 14,6 млн, а вот в «ковидный» год в разы меньше — 2,6 млн, уступив даже жене с 3 миллионами. При этом у директора центра «Салават» по-прежнему в собственности впечатляющее количество объектов недвижимости: 7 нежилых помещений, 6 земельных участков, 2 жилых дома, 2 квартиры. У Салавата-абыя, помимо всего прочего, есть и 8 автомобилей, у жены — Toyota Fortuner.
Вряд ли ожидала попадания в нашу десятку самых больших деклараций директор музея им. Галии Кайбицкой, что в селе Большие Кайбицы, Чулпан Камалиева (8) с общей суммой 5,5 млн, впрочем, у нее также указано, что все дело в «доходе от продажи недвижимого имущества». И действительно, из декларации ее супруга, заработавшего в 2020 году 4,8 млн, исчезла квартира на 40,7 «квадрата».
Замыкает вторую пятерку художественный руководитель театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев, чей семейный доход за год снизился на миллион — с 5,3 млн до 4,3 млн рублей
Чуть увеличился за прошлый год семейный доход главного режиссера театра им. Камала Фарида Бикчантаева (9) — 4,6 млн против 4,5 млн в 2019-м. У него по-прежнему есть земельный участок (2 973 кв. м), жилой дом (111,3 кв. м), а также треть доли в квартире (168,8 кв. м), еще одна треть здесь принадлежит супруге Бикчантаева, актрисе Люции Хамитовой. Также в собственности у главрежа Камаловского театра машины Toyota Raw4 и KIA Optima.
Замыкает вторую пятерку художественный руководитель театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев, чей семейный доход за год снизился на миллион — с 5,3 млн до 4,3 млн рублей. То ли из-за коронавирусных ограничений было меньше возможности ставить спектакли в разных театрах, то ли Зайниев решил сосредоточиться на развитии своего «Экията».
Чуть увеличился за прошлый год семейный доход главного режиссера театра им. Камала Фарида Бикчантаева (в центре) — 4,6 млн против 4,5 млн в 2019-м. А вот семейный доход директора театра Ильфира Якупова (справа) снизился с 3,8 млн до 3,2 млн рублей
Театры: кто потерял в доходах
Театральные деятели РТ больше теряли в деньгах, чем приобретали за минувший год. Вот и семейный доход директора театра им. Камала Ильфира Якупова (17) снизился с 3,8 млн до 3,2 млн рублей. «Внебюджетные доходы театра в 2020 году из-за ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, упали на 10 процентов. По этой причине снизились и доходы директора учреждения», — объяснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе театра. Прилично недобрали за год директор Буинского драмтеатра Раиль Садриев (12), который до этого попадал в десятку, и руководитель театра им. Тинчурина Фанис Мусагитов (25). Впрочем, у последнего годом ранее была сделка с недвижимостью.
Отметим, что в предыдущей декларации у молодого худрука Набережночелнинской татдрамы Олега Киньзягулова (44) не было недвижимости ни в собственности, ни в пользовании. Но теперь можно не переживать, что режиссеру придется ночевать на улице, поскольку он пользуется квартирой (35 кв. м) и жилым домом (65 кв. м). Дебютировала у нас и новый директор Татарского ТЮЗа им. Кариева Луиза Шарова (55), больше известная как поэт Луиза Янсуар. Она заработала 0,9 млн, имеет свою квартиру (36,5 кв. м) и ездит на Fiat Albea. А у директора Нижнекамской татдрамы Рустяма Галиева (37) есть самое оригинальное авто — грузовой автомобиль — платформа с каркасом.
Самой любопытной была декларация директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Айрата Сибагатуллина (слева), ведь в последний раз он раскрывал доходы, будучи министром культуры РТ, — 3,3 млн рублей. Александр Сладковский (справа) в 2020-м заработал в 3 раза меньше, чем в 2019-м — 15,2 млн против 45,2 миллиона
Музеи: сколько заработал экс-министр культуры РТ
Здесь, пожалуй, самой любопытной была декларация нынешнего директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Айрата Сибагатуллина (15), ведь в последний раз он подавал публично такие документы, будучи министром культуры РТ. По итогам года Сибагатуллин занял место в середине второго десятка нашего списка с 3,3 млн (3,1 млн заработал он сам, а жена — 200 тыс.). Интересно: если сравнивать эти данные с министерской декларацией за 2017-й, то Айрат Миннемуллович владеет практически теми же самыми объектами недвижимости, разве что расставшись с тех пор с гаражом (19,6 кв. м). По-прежнему он владеет земельным участком (1795 кв. м) и квартирой (102,1 кв. м). В пользовании у бывшего министра земельный участок, дача, жилой дом и квартира. А вот его супруга сменила Volkswagen на Mazda.
Нельзя не отметить, что и замыкают второй год подряд наш список музейщики — директор краеведческого музея Менделеевска Константин Макаров и директор Актанышского районного краеведческого музея Мирсил Аглетдинов со скромными 0,5 млн годовых доходов, то есть зарплатой в 30–40 тыс. рублей в месяц.
Громкий новичок в списке деклараций — новый директор Национальной библиотеки РТ Мадина Тимерзянова (23). За прошлый год самостоятельно заработала 2,4 млн рублей
Сколько потеряла Шахнина и большая квартира Тимерзяновой
Еще одно серьезное падение в рейтинге деклараций — у директора Казанского хореографического училища Татьяны Шахниной (11), которая выпала из первой десятки. Тому виной доходы супруга, они за год снизились с 7,3 млн до 1,6 миллиона. А еще сразу несколько объектов недвижимости, которые в прошлом году были в собственности мужа Шахниной, теперь находятся в его пользовании. Ну хотя бы у супругов по-прежнему есть по квартире в индивидуальной собственности (108,4 и 100 кв. м).
Наконец, громкий новичок в списке деклараций — это новый директор Национальной библиотеки РТ Мадина Тимерзянова (23). Сестра Равиля Муратова за прошлый год самостоятельно заработала 2,4 млн рублей. В собственности у нее находятся внушительных размеров квартира (242 кв. м) и «иное недвижимое имущество» (24 кв. м), передвигается директриса на Mercedes-Benz.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.