Картина интернет-торговли в республике впечатляет: отрасль растет так, что местным бизнесменам уже не хватает рабочих рук и складов. Что еще надо для полного счастья и покорения маркетплейсов, предприниматели обсуждали вчера на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым. На мероприятии побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Обсудить будущее татарстанского рынка е-commerce с Рустамом Миннихановым в селе Кощаково Пестречинского района РТ накануне «десантировалась» представительная делегация
8,3 млрд рублей за пять месяцев
Будущее татарстанского рынка е-commerce обсуждали вчера в Кощаково (Пестречинский район РТ). На встречу президента Татарстана Рустама Минниханова с предпринимателями пригласили членов правительства республики, глав районов, руководителей ТПП РТ. Модераторами выступили бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев и председатель экспертного совета центра электронной торговли, основатель платформы для запуска маркетплейсов LENNUF Юлиана Гордон. Логистический центр ООО E-com PORTAL выбрали площадкой не случайно. «На профессиональном языке это называется 3PL-центр — место, где предпринимателям оказывается полный спектр услуг на пути к выходу на маркетплейс. Если данный перечень услуг (приемка товара, маркировка, хранение, упаковка, отправка на маркетплейсы) не оказывается, выход на электронную площадку остается сложным», — объяснил Абдулганиев.
Начали с небольшой выставки — местные предприниматели представили продукцию, которая пользуется спросом на онлайн-площадках: разноцветные валенки, эликсир молодости, консервы… Бизнес-омбудсмен начал с того, что напомнил об аналогичной встрече, прошедшей полгода назад. Предприниматели тогда пожаловались на трудности выхода на маркетплейсы, после чего по поручению Минниханова создали рабочую группу по содействию продвижению на просторах е-commerce производимой в Татарстане продукции. Впоследствии была разработана концепция развития электронной торговли в РТ, сейчас по ней прорабатывается план мероприятий, начал работать центр электронной торговли.
Результаты уже есть. По данным на конец мая 2021 года, выручка татарстанских предпринимателей на маркетплейсах достигла 8,3 млрд рублей, что более чем в 2 раза превышает результаты всего 2020-го (3,5 млрд рублей). За пять месяцев на электронные площадки вышли 6,6 тыс. предпринимателей, тогда как за весь прошлый год — 3,9 тысячи. Общее количество аккаунтов татарстанских предпринимателей, зарегистрированных на четырех ведущих маркетплейсах (Wildberries, Ozon, eBay, KazanExpress) с начала 2021 года выросло на 61% — с 4 918 до 7 933. Если по итогам 2020-го доля товаров из Татарстана составляла 17% от всех отправлений в ПФО и 0,9% в целом по России, то по итогам пяти месяцев 2021 года на РТ приходится 20% всех отправлений в ПФО и 2% в РФ.
Минниханов отметил, что онлайн-торговля — история для республики относительно новая и для тех, кто привык к классической торговле, важно обучение: «Нам ведь надо продвигать нашу продукцию. Нам нужно, чтобы те же самозанятые имели доступ на новые рынки, малый и средний бизнес, крупный [тоже], потому что даже в крупном бизнесе не все еще умеют работать в этом направлении. Людей надо учить. И нам важно услышать ваше мнение, оказать вам максимальную поддержку, чтобы данное направление в республике развивалось».
Минниханов отметил, что онлайн-торговля — история для республики относительно новая и для тех, кто привык к классической торговле, важно обучение
Бизнесменам нужны аккаунт-менеджеры и… швеи
От пожеланий перешли к насущным вопросам от предпринимателей. Первым высказался Тимур Хуснияров, который развивает бренд одежды с национальным характером «Таткием». Он вспомнил, что, когда начал работать с маркетплейсами, был самозанятым, по его словам, далеко не все онлайн-площадки готовы работать с такими предпринимателями. Желательно, чтобы маркетплейсы пересмотрели свои взгляды. Проблему прокомментировал основатель, генеральный директор Wildberries и самая богатая женщина России по версии Forbes Татьяна Бакальчук. Она отметила, что Татарстан уже просил обратить внимание на этот вопрос и потому интернет-магазин Wildberries в числе первых уже начал работать с данной категорией предпринимателей. «Одна из особенностей работы с самозанятыми — они быстро дорастают до порога, у них ограничение в 2,4 миллиона рублей оборота, и поэтому на данный момент у нас в Татарстане всего 82 [поставщика в статусе самозанятого] из 10 тысяч (общее количество поставщиков из РТ — прим. ред.), — рассказала Бакальчук. — Но мы видим, что рост индивидуальных предпринимателей в Татарстане сегодня выше, чем в стране. Думаю, это связано как раз с тем, что они выходят на площадку, быстро набирают обороты и вынуждены перейти в другой статус».
Сооснователь KazanExpress Кевин Ханда, в свою очередь, рассказал, что его маркетплейс был вынужден приостановить работу с такой категорией предпринимателей, потому что «многие самозанятые злоупотребляют этим статусом». «Сейчас мы ввели дополнительный уровень модерации, когда запрашиваем продукцию. Смотрим, что он производит, действительно ли он это производит, и уже после начинаем с ним работать. Еще одна проблема: не все банковские системы готовы к работе с самозанятыми. Нам неоднократно приходили проверки по расчетным счетам, блокировки из-за подозрения вывода физлицами денег», — сообщил Ханда, добавив, что недели через две к работе с самозанятыми они все же вернутся. Минниханов на это отметил, что статус самозанятого не так трудно проверить. А если есть какие-то сложности с площадками, то стоит «проработать какую-то платформу, через которую наши самозанятые будут работать».
С не менее насущным вопросом обратилась основатель бренда детской одежды «Балабай» из Челнов Елена Батаева. У нее нет офлайн – точек продаж, одежда реализуется только через онлайн-площадки, да так успешно, что спрос превышает предложение, а рабочих рук нет — работают 10 швей, а надо 35. Минниханов заметил, что руки есть — в республике достаточное количество людей, которые сидят без работы, есть и «хозяйки, которые временно не работают». Президент поручил министерству труда, занятости и социальной защиты РТ разработать программы по подготовке и переподготовке специалистов для швейной промышленности и не только: «Где-то швеи нужны, где-то еще какие-то специалисты. И не надо учить три года, несложные же операции. Ну месяц, полтора. На базе наших ресурсных центров можно подготовить людей на эти задачи, надо собрать заявки».
На нехватку кадров пожаловался и производитель химпродукции ООО «ТРИС». Правда, руководителю компании Тимуру Булушеву нужны не просто «руки», а аккаунт-менеджеры — специалисты в области онлайн-торговли, которые смогут настроить склад, отслеживать заказы и т. д.: «Сегодня мы фактически стоим перед задачей по организации нового отдела онлайн-продаж, но специалистов нет, мы давно не можем закрыть вакансию. Хотел бы попросить о создании в республике обучающей программы по подготовке специалистов в этой области. Думаю, данная профессия будет очень популярна в ближайшее время». Минниханов поддержал идею и дал минэкономики РТ соответствующее поручение, а Гордон пообещала помочь с поиском специалистов.
Алмаз Габидуллин, который развивает свой бренд войлочной обуви «КИЕЗ», предлагает создать компанию, которая бы помогала предпринимателям регистрироваться и продавать свои товары на американском маркетплейсе
«С чиновниками и с маркетплейсами тоже можно работать при желании»
Следующим высказался Алмаз Габидуллин, который развивает свой бренд войлочной обуви «КИЕЗ». Еще полгода назад он сравнивал маркетплейсы с чиновниками и заявлял, что работать с онлайн-площадками «даже хуже, чем с бюрократами». Сегодня предприниматель успешно торгует в сети, причем не только в России: компания зарегистрировала юридическое лицо в США, получила ИНН, открыла счет, наняла там сотрудника, и только после этого ей разрешили открыть аккаунт на Amazon. Теперь Габидуллин предлагает создать компанию, которая бы помогала предпринимателям регистрироваться и продавать свои товары на американском маркетплейсе. «С чиновниками и с маркетплейсами тоже можно работать при желании», — пошутил в ответ Минниханов.
Высказался на эту тему и гендиректор группы компаний «Деловые линии» Фарид Мадани. По его словам, многие поставщики региона уже готовы выйти на зарубежные рынки, но логистика и разные требования маркетплейсов для размещения товаров становятся барьером для поставщиков. «Деловые линии» считают, что предпринимателям малого и среднего звена проще отдавать логистические услуги на аутсорсинг, и готовы помочь бизнесменам выйти за рубеж. «Для этого разрабатываем услугу с принципом „одного окна“. В нее будет входить не только полный транспортный цикл, но и проведение необходимой маркировки, таможенное оформление груза, а также возвраты из маркетплейсов по причине брака товара или по решению самого производителя», — заверил Мадани.
Свои предложения высказал и представитель китайской виртуальной торговой площадки AliExpress. Директор по связям с госорганами «AliExpress Россия» Сергей Лебедев напомнил, что есть варианты продажи отечественной продукции по трансграничной модели. «Для этого достаточно зарегистрироваться на маркетплейсе, не открывая юрлицо в стране экспорта, а по каналам B2 °C подтверждать нулевую ставку НДС. Так можно продавать почти во все страны мира», — рассказал Лебедев.
Габидуллин обратился к Бакальчук с просьбой разрешить работать на экспорт из склада в промпарке «Зеленодольск» (сейчас через Wildberries можно продавать товары в Европу и США только с подмосковного склада в Коледино). Директор пообещала «рассмотреть вопрос в ближайшее время»
В продолжение темы Габидуллин обратился к Бакальчук с просьбой разрешить работать на экспорт из склада в промпарке «Зеленодольск» (сейчас через Wildberries можно продавать товары в Европу и США только с подмосковного склада в Коледино). Директор пообещала «рассмотреть вопрос в ближайшее время».
С еще одной проблемой пришел на встречу создатель татарстанского маркетплейса нишевых медицинских товаров «Бизнес Хантер» Вадим Федоров. Он пожаловался на дефицит качественных складских площадей: нынешние логистические центры зачастую завышают арендную ставку, отличаются низким качеством услуг. Федоров предложил создать лого-инкубатор — склад, на котором предприниматели могут арендовать площадь начиная с 5 «квадратов» по льготной цене, например, первые три года с постепенным повышением стоимости аренды. «Мы планируем сеть промплощадок, где обязательно будет логистическая составляющая, — ответил Минниханов. — У нас есть лаишевская зона, зеленодольская, высокогорская, пестречинская… Мы будем делать такие площадки, и, чтобы они были интересны, постараемся дать для них интересные условия. И второе: нам надо посмотреть, где у нас есть площадка, склады изношенные в Зеленодольском районе. Нужно их восстановить. Сделайте там участки небольшие для начинающих предпринимателей. Услышали, будем двигать!»
Тему нехватки складских помещений продолжила Мария Абдуллина, генеральный директор компании E-com PORTAL, на площадке которой проходило мероприятие: «Мы сейчас обрабатываем до 30 тысяч товаров в сутки более 300 брендов, оборот по каждому в среднем около 6 миллионов рублей, и мы почти исчерпали эти складские мощности. По нашим оценкам, в Татарстане уже сейчас около 12 тысяч компаний нуждается в таких услугах. Сдерживающий фактор здесь — отсутствие доступных логистических мощностей. Нам нужны складские помещения в непосредственной близости к Ozon и Wildberries. Предлагаем создать в Татарстане eCom-центр, где расположатся прежде всего доступные складские площади и можно будет оказывать весь комплекс услуг предпринимателям», — выступила с предложением Абдуллина, отметив, что компания готова выступить оператором для такого центра, но финансово они ограничены. Минниханов отметил, что с деньгами сейчас «у всех туго», но поручил проработать и этот вопрос.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.