Функционал дорожных камер, установленных в городах Татарстана и на федеральных трассах, пополнится новой опцией — выявлением тех, кто не пристегнут ремнем безопасности. Штраф за нарушение — 1 тыс. рублей для водителя и 500 для пассажира. Нарушителей хватает: только в этом году сотрудники ГИБДД по РТ выявили более 71 тыс. водителей и пассажиров, которые не были пристегнуты ремнями безопасности, а в прошлом году в Татарстане по той же причине погибли 62 человека, еще 100 ранены. Всего одна камера, установленная на федеральной трассе республики, за сутки фиксирует 1 280 «безременников». О том, как к соответствующей инициативе относятся эксперты «БИЗНЕС Online», — в нашем материале.
Функционал дорожных камер, установленных в городах Татарстана и на федеральных трассах, пополнится новой опцией — выявлением тех, кто не пристегнут ремнями безопасности
Штрафы за ремни ввели, любителям разговоров за рулем приготовиться
В ближайшее время функционал дорожных камер, установленных в городах Татарстана и на федеральных трассах республики, пополнится новой опцией. Помимо превышения скорости, поворота налево и разворота в неположенном месте, «одноглазые стражи» начнут выявлять водителей, которые не пристегнулись ремнями безопасности. Сегодня за езду без ремня п. 2.1.2. ПДД предусматривает штраф в 1 тыс. рублей. 500 рублей придется заплатить за непристегнутого пассажира. Введение нового функционала в этом году еще в марте анонсировал начальник управления ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. По данным источников нашего издания, по крайней мере на республиканских трассах выявлять «безременных» водителей будут абсолютно все установленные камеры. К ответственности при выявлении нарушения привлекается собственник транспортного средства. Инспекторы ГИБДД РТ проводили тестовые замеры и выяснили, что одна камера, установленная на федеральной трассе в Татарстане, за сутки фиксирует 1 280 нарушений.
Езда без ремня отнюдь не мелочь. В 2020 году на территории России произошло 7 610 ДТП, в которых хотя бы один из участников происшествия не был пристегнут ремнем безопасности. Пренебрежение правилами безопасности стоило жизни 2 584 участникам дорожного движения, еще 8 088 были ранены. В Татарстане в прошлом году произошло 126 таких ДТП, с 62 погибшими и 100 ранеными. За пять месяцев этого года в ДТП без пристегнутых ремней безопасности погибли 11 человек, 21 получил ранения. В большинстве случаев при таких ДТП жизненное пространство для пристегнутого водителя/пассажира остается, напоминают в ГИБДД. В апреле в Кайбицком районе водитель автомобиля LADA Granta не выбрал безопасной скорости и врезался в фонарный столб. Мужчина скончался на месте. Буквально через две недели в Аксубаевском районе водитель «ВАЗ-2115» не выбрал также безопасной скорости и его машина опрокинулась в кювет. Пассажир скончался на месте, водитель получил телесные повреждения. В этом году сотрудники Госавтоинспекции пресекли более 71 тыс. нарушений правил использования ремней безопасности.
Инспекторы ГИБДД РТ проводили тестовые замеры и выяснили, что одна камера, установленная на федеральной трассе в Татарстане, за сутки фиксирует 1 280 нарушений
Насколько будут эффективны штрафы за непристегнутый ремень? После установки в Казани в конце прошлого года камер, фиксирующих повороты налево и развороты под запрещающими знаками, число аварий на городских перекрестках снизилось на 55%. К такому шагу дорожных инспекторов Тоже подтолкнула аварийность: в 2020 году именно на этих перекрестках, по данным ГИБДД, произошло каждое четвертое ДТП по вине водителей авто.
Следующий шаг для инспекторов — настроить камеры на водителей, которые разговаривают за рулем по телефону. «У нас приоритет — „научить“ наши камеры понимать в автоматическом режиме, пристегнут или нет ремень безопасности и разговаривает ли водитель по телефону. Эти вещи непосредственно влияют на дорожную обстановку, на возникновение и рост ДТП», — подчеркивал начальник Госавтоинспекции республики.
На очереди и еще одно нововведение — выявление средствами фотовидеофиксации отсутствия полиса ОСАГО. «Да, мы над этим работаем. Конкретных сроков я назвать пока не могу, но, думаю, в этом году мы все-таки это реализуем», — анонсировал Габдурахманов. В дальнейшем планируется «обучить» уже существующие комплексы фиксировать нарушения правил расположения транспорта на проезжей части, требований дорожных знаков и разметки.
На очереди и еще одно нововведение — выявление средствами фотовидеофиксации отсутствия полиса ОСАГО. «Да, мы над этим работаем. Конкретных сроков я назвать пока не могу, но, думаю, в этом году мы все-таки это реализуем», — анонсировал Ленар Габдурахманов
В Москве штрафы с камер за ремень и телефон выписывают с декабря
Казань не первая использует новый функционал, в Москве уже сейчас камеры фиксируют не только непристегнутый ремень, но и разговор по телефону за рулем. Зато Татарстан берет масштабом: в столице республики в «боевой режим» с декабря перевели всего 8 камер «Стрелка-360». Судя по официальным данным, с тех пор число комплексов, штрафующих за ремень и телефон, не увеличилось.
В тестовом режиме комплексы фото- и видеофиксации стали определять нарушения в Москве с февраля 2020 года, а первые «письма счастья» водителям пришли в декабре. К постановлению прилагается фотография, на которой должно быть отчетливо видно, что во время движения водитель не был пристегнутым или использовал телефон. «Современная дорожная камера может делать до 25 высококачественных фотографий в секунду. Каждая фотография проходит анализ при помощи нейронных сетей. Нейросеть, работающая в Москве, обучена безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности и прочее и распознавать признак нарушения по заданным алгоритмам», — отмечали в столичном центре организации дорожного движения (ЦОДД). Там заверяли, что любые сомнения в отношении виновности водителя будут всегда трактоваться в его пользу.
Нарушителей распознает программный модуль «Безопасность», работающий на основе нейросети. Для обучения в нее загрузили массив снимков, и теперь она сама распознает критерии и маркеры нарушений, объяснял источник издания. Результаты работы камер перепроверяет техник ЦОДД — он сверяет номер машины, марку и модель, а затем отправляет материал в ГИБДД, описывал схему «Коммерсантъ».
В целом водители, по мнению Кадакова, стали сознательнее относиться к требованию пристегивать ремень, потому что уровень жизни повышается и «появляется что терять: работа, доход, семья»
«Ошибки электроника дает всегда, а у инспекторов 5–8 секунд на штраф»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты не считают, что нововведение будет притеснять автомобилистов. Ремнем безопасности должны пользоваться и водители, и пассажиры, а за отсутствие сознательности надо штрафовать, подчеркивает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он отмечает, что в этом вопросе хороши все средства: и пропаганда соблюдения ПДД через СМИ, и материальное наказание.
По словам Кадакова, в Москве, где впервые в стране с помощью камер начали выносить постановления за езду с непристегнутым ремнем, вала штрафов пока нет. Это связано с тем, что нарушение могут определять не все комплексы фото- и видеофиксации, объясняет собеседник издания.
«У нас пока всего несколько камер, которые „секут“ непристегнутый ремень. Как это ни странно, я не видел каких-то серьезных скандалов, хотя я внимательно слежу за реакцией. Ведь ожидания были очень негативными, потому что камера не всегда может точно определить, пристегнут ремень или нет. Классические примеры: сумерки, не говоря уже о ночи, темная одежда, блики и так далее», — отметил спикер.
Он считает, что вопросы появятся после того, как штрафы с камер начнут выписывать массово. А сейчас для того, чтобы оспорить наказание, нужно собрать бумаги, потратить время и нервы, и автомобилисту проще заплатить. Очень важно избежать ошибочных штрафов, подчеркивает эксперт и указывает: «Пока водители больше уязвлены, чем имеют прав».
«Ошибки электроника дает всегда, а у инспекторов ГИБДД сейчас примерно от 5 до 8 секунд, чтобы проверить каждый штраф. Могут они это сделать? Нет! Это все выписывается автоматом, никто не проверяет, — сетует Кадаков. — И по тем фотографиям, которые получаются, особенно снятым в сумерки, я не думаю, что можно сразу однозначно определить, пристегнут водитель или нет, а еще сверить марку и номер машины».
В целом водители, по мнению Кадакова, стали сознательнее относиться к требованию пристегивать ремень, потому что уровень жизни повышается и «появляется что терять: работа, доход, семья».
Были проблемы с корректным определением нарушения, и вопрос в том, удалось ли их решить, заметил представитель федерации автомобилистов в РТ Рамиль Хайруллин. «Я поддерживаю, это нормальная практика. А вообще пристегивать ремень или нет — на совести каждого человека. У нас основная масса водителей и так пристегивается, просто немного расслабились в последнее время», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».
«Когда не доходит через голову людям, приходится доводить другими способами, — поясняет Хайруллин. — Какая проблема надеть ремень и не получить штрафа?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 166
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.