Летний сезон торговые центры Казани отметили увеличением трафика — в июне плюс 9% к маю. Прививочные пункты в ТЦ осаждают толпы желающих «уколоться» от ковида, но некоторые арендодатели все еще не знают, чем заполнить пустующие после локдауна площади. О том, как «храмы торговли» делают ставку на развлечения, почему «Сувар Плаза» опустела почти наполовину и готовы ли ТЦ к стресс-тесту по зонированию площадей в случае новых ограничений, — в обзоре «БИЗНЕС Online».
Давно пустеющие площади новой галереи на первом этаже наконец обрели хозяина: недалеко от Uniqlo «поселился» магазин «Твое» — российский бренд одежды, обуви и аксессуаров с невысокими ценами
«Парк Хаус»: уход Starbucks, новый «Остров сокровищ» и «Тюбетей»
ТЦ «Парк Хаус» на минувшей неделе поставил рекорд по числу вакцинированных от коронавируса в своем мобильном пункте — 10 тыс. посетителей «укололись» с начала марта. Толпы желающих привиться — здесь даже в будний день. Наш корреспондент насчитал около 40 человек в очереди у прививочного кабинета. Причем поток такой, что не всем хватает вакцины, на наших глазах вечером несколько человек развернули — дозы «Спутника V» закончились.
Что же до магазинов, с момента нашего прошлого обзора в этом ТЦ произошла масса изменений. На первом этаже закрылась кофейня Starbucks, которая проработала здесь больше трех лет — теперь в Казани осталось три заведения американской сети. На месте кофейни откроется ювелирный магазин Sokolov Алексея Соколова. Бренд с заводом-изготовителем в Костромской области пополнится вторым магазином в столице РТ после торговой точки в ТЦ «Горки Парк».
Часть второго этажа вместо закрытого в пандемию батутного центра занял игропарк сети «Остров сокровищ». Давно пустеющие площади новой галереи на первом этаже наконец обрели хозяина: недалеко от Uniqlo «поселился» магазин «Твое» — российский бренд одежды, обуви и аксессуаров с невысокими ценами. Розничная сеть насчитывает более 300 магазинов в четырех странах СНГ. На второй этаж вместо закрывшего обувного пришел offprice-магазин Familia. Как сообщает компания на своем сайте, известные мировые и российские бренды здесь можно купить с выгодой до 85%. Мы проверили — на джинсы от Colin’s сделали скидку якобы в 76% и продают за 999 рублей. Правда, это была коллекция прошлых лет.
Часть второго этажа вместо закрытого в пандемию батутного центра занял игропарк сети «Остров сокровищ»
Из закрытых точек — магазин одежды Terranova, это итальянская торговая марка, работающая по франшизе. Ушел из «Парк Хауса» также российский бренд женской одежды Love Republic, сейчас он представлен в трех казанских ТЦ. Закрылся также магазин одежды Serginnetti. Из ближайших открытий — магазин пуховиков O’Hara и новая точка сети по продаже матрасов и мебели Askona.
Новинка на фуд-корте — уже известная казанцам сеть татарской кухни «Тюбетей». Закусочная стала четвертой в городе. Средний чек заведения — 200–250 рублей. На мягких диванчиках можно вкусить кыстыбургеры с креветкой, семгой или курицей, попробовать элеши, эчпочмаки, отведать комбообеды за 299 рублей и насладиться десертами.
ТЦ «Южный» обрастает новыми именами
«Южный»: приход Zolla, расширение Kari и «Мое кафе» от «Ашана»
ТЦ «Южный» обрастает новыми именами. Открылся магазин одежды Shadam и Romantik, а международная обувная сеть Kari сменила локацию, переехав с первого этажа в одну из самых больших локаций на площади почти в тысячу «квадратов». Как уверяют представители компании, теперь в ТЦ самый крупный магазин сети. В августе этот ретейлер откроет еще один филиал, теперь для детей — Kari Kids. Магазин расположится на втором этаже этого же ТЦ площадью 570 кв. м, где будет представлен широкий ассортимент одежды и обуви для мальчиков и девочек, игрушек, товаров для спорта и малышей и многое другое. Число магазинов Kari по всему миру превышает отметку в 1 270 штук.
Из ближайших открытий в «Южном» — магазин женской одежды La Vittoria, мужской бренд Tuan Fam, обувной Francesco Donni и ювелирный Sokolov
Также из ближайших открытий в «Южном» — магазин женской одежды La Vittoria, мужской бренд Tuan Fam, обувной Francesco Donni и ювелирный Sokolov. Возвращается спустя несколько лет и сеть одежды Zollа — точка разместится на месте переехавшего Kari. Свою локацию сменит и магазин с женскими вещами OAzis, он переезжает на второй этаж.
На фуд-корте — без изменений. А вот недорого перекусить можно теперь не отходя от касс «Ашана». Здесь открылось «Мое кафе» — выпечка собственного производства, быстрый перекус в виде сэндвичей в упаковке, заказать можно и комбообеды. Поесть можно за столиками.
Не обошлось и без закрытий: ушел магазин нижнего белья «Харита», магазин мужской одежды Catch и точка с шаурмой напротив «Ашана» — теперь вместо нее продают восточные сладости и сухофрукты.
Открытие обновленного OBI запланировано на осень этого года
Новый корпус для OBI в «МЕГЕ» откроется осенью
Доехать до «МЕГИ» по-прежнему можно пока только с препятствиями — из-за строительства нового магазина OBI, о котором «БИЗНЕС Online» писал ранее, дороги перекопаны и схема движения изменилась. Спустя полгода после начала стройки уже виднеется корпус бело-оранжевого цвета — именно сюда переедет строительный гипермаркет, а «МЕГА» получит 13 тыс. дополнительных «квадратов». Открытие обновленного OBI запланировано на осень этого года.
В активную фазу вступил также проект по реорганизации дорожного движения — появятся велодорожки, а также будет увеличено количество пешеходных путей. Центральную дорогу сузят с четырехполосной до двухполосной, на ней будет два новых кольцевых перекрестка. Новая двухполосная дорога появится вдоль ЖК «Победа», чтобы развести потоки гостей «МЕГИ» и транзитный транспорт, который въезжает на проспект Победы.
Неудобства скрасят скидки — с 15 июня можно получить минус 25% на «Яндекс.Такси» при оплате банковской картой Mastercard Mega Friends, акция продлится до конца года. А вот держателям карт Mastercard придется их заменить на новые — с 15 июня аннулируются все договоры и накопленные баллы.
Ставку в этом сезоне «МЕГА» делает на полезные развлечения
Внутри торгового центра не так много изменений. За последний месяц здесь открылись вещевой «Твое», ювелирный Sunlight и обновленный магазин парфюмерии и косметики Sephora. Из ближайших открытий — магазин часов Kronostime, ювелирный «Наше золото», а на фуд-корт придет точка сети кафе «Блинбери». В нее также входит кафе «Кстати», «Кофе» и PizzaCup. На сегодня у компании более 200 точек в 27 городах России. Формат заведений — fast food casual, т. е. фастфуд с высокой скоростью обслуживания, включая доставку. В меню — блины с различными начинками, завтраки и обеды, картофель и наггетсы, жаренные во фритюре, а также напитки.
Еще можно попасть на распродажи в Ecco, Calvin Klein Jeans, Gant, Lady & gentleman CITY, джинсовый Westland, в «5КармаNов» при покупке двух вещей третья идет в подарок по наименьшей стоимости, летняя распродажа также началась в Adidas, Kanzler и детском Mothercare.
Ставку в этом сезоне «МЕГА» делает на полезные развлечения. Весь июль работает клуб «Полиглот», где проходят занятия с носителями английского, испанского и арабского языков. Для любителей спорта — фитнес на свежем воздухе, а для детей — школа брейк-данса.
Обстановка в ТЦ «Сувар Gлаза» на фоне остальных торговых центров выглядит удручающе
«Сувар Плаза»: опустевшие витрины и скучающие продавцы
Обстановка в ТЦ «Сувар Плаза» на фоне остальных торговых центров выглядит удручающе: три десятка закрывшихся модных бутиков, причем на втором этаже не работает практически целое крыло, где когда-то заседали известные бренды. Местами администрация даже огородила зоны красной лентой, видимо, чтобы посетители не топтали пол. Закрыли проход и на часть эскалаторов, дабы не эксплуатировать их зря. Сквозь витрины видно пустые помещения, а где-то нераспроданная одежда в пакетах свалена в кучу.
Где действительно есть хоть какое-то оживление, так это в ресторанах «Итле», «Максимилианс» и супермаркете «Перекресток», которые работают на первом этаже. Несколько гостей мы увидели и в «Венском кафе». В магазинах одежды — практически ни души. В одном из них ценник на платье от итальянского дизайнера перевалил за 100 тыс. рублей, в другом — джинсы за 17 тысяч. Продавцы признают, что сейчас мало покупателей, однако есть постоянные клиенты, которым везут вещи под заказ.
На сайте «Сувар Плаза» в строке «Арендаторам» сказано, что свободно 34 помещения. Их площадь — от 5 до 1 тыс. кв. м с первого по четвертый этажи
На четвертом этаже работает пятизальный кинотеатр Almaz Cinema. Здесь мы встретили всего одну молодую пару в ожидании сеанса. Интерьеры зала — как из начала нулевых: потрепанные красные кожаные диванчики, игровые автоматы, часть которых уже не работает. Закрыто и «Синема кафе». Компания «Алмаз Синема» зашла в столицу РТ в 2018 году, выкупив по тендеру киносеть «Гранд Синема» — это был непрофильный актив ВТБ. В Казани ему принадлежало несколько кинотеатров — в РК «Ривьера», ТЦ «Сити Центр» и «Сувар Плаза».
Заполняемость же офисной части ТЦ — это 15-этажный корпус класса «А» — практически полная. Там арендуют помещения крупные российские и международные компании, представлены консульства стран Восточной Европы и ближнего зарубежья.
На сайте «Сувар Плаза» в строке «Арендаторам» сказано, что свободно 34 помещения. Их площадь — от 5 до 1 тыс. кв. м с первого по четвертый этажи. Цена в открытых источниках — от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей за «квадрат» в месяц. Как ранее писал «БИЗНЕС Online», ТЦ «Сувар Плаза» сменил собственника в 2019 году, новым владельцем стал Ак Барс Банк. Оперативное руководство поменялось, и, как рассказывали нашему изданию, прорабатывался вопрос расширения концепции. ТЦ на Спартаковской работает с 2006 года, площадь здания — 33 тыс. кв. метров. Официальный запрос нашего издания по поводу реконцепции и работе с арендаторами в «Сувар Плазе» оставили без ответа.
Заметно опустел ТЦ «Кольцо». Только на втором этаже мы насчитали 7 опустевших помещений
«Тандем» и «Кольцо»: закрытие Geox, помещения в ожидании арендаторов
Также заметно опустел ТЦ «Кольцо». Только на втором этаже мы насчитали 7 опустевших помещений. До сих пор не нашла своего арендатора точка, где в 2020 году закрылся последний в Казани магазин российского косметического бренда Mixit, он располагался на первом этаже, ранее сеть ушла также из «Парк Хауса». Пустуют и помещения, где был магазин Love Republic и «Аскона», они также ушли из «Кольца» в прошлом году. На фуд-корте по-прежнему не нашло своего арендатора помещение, где располагался ресторан «Сахара».
На фуд-корте в «Тандеме» по-прежнему два вакантных места. Высокую конкуренцию им составляют расположившиеся рядом точки фаст-фуда — «Бургер Кинг», KFC и первая в Казани бургерная от бизнесмена и рэпера Тимати Black Star Burger
В «Тандеме» также несколько свободных площадей. На втором этаже закрылся обувной Geox, магазин женской одежды Glance сменил локацию, переехав на соседнюю точку. На фуд-корте по-прежнему два вакантных места. Высокую конкуренцию им составляют расположившиеся рядом точки фаст-фуда — «Бургер Кинг», KFC и Black Star Burger. Однако в скором времени в столице РТ появится и вторая точка сети, о которой пойдет речь далее.
Самый молодой ТЦ Казани — KazanMall — заполнился арендаторами до 94%
KazanMall: Black Star Burger и бульвар на крыше
А вот самый молодой ТЦ Казани — KazanMall — заполнился арендаторами до 94%, сообщили «БИЗНЕС Online» в его пресс-службе. Из последних открытий — магазин мужской одежды Suvari, «Пан Чемодан», бутик дизайнерской одежды для женщин Yana Luckacher, ресторан Eshak от Bulldozer Group, многоуровневый электрокартинг на эксплуатируемой крыше и дисконт-центр Adidas и Reebok. Из ожидаемых новинок — «Снежная королева», магазин одежды Lime, обувные Ralf Ringer и Francesco Donni.
Яркое открытие лета — бульвар на крыше. С наступлением теплой погоды здесь разместили террасу со столами и стульями, где можно поесть, а также скамейки и мягкие пуфики. Вскоре здесь появится и детская площадка. На сцене крыши весь июнь проходили концерты и развлекательные программы — выступила группа Dabro, комики казанского стендапа, прошел фестиваль мороженого и баттл танцоров, а по выходным здесь можно бесплатно потанцевать зумбу вместе с тренерами.
Яркое открытие лета — бульвар на крыше
На фуд-корте также новые имена — паназиатское бистро «Баодзилла» от основателей сети кафе вьетнамской кухни Chợ. В меню фирменные паназиатские бао-бургеры с различными начинками. Например, с уткой по-пекински и соусом хайсин за 249 рублей, с креветками в кокосе и соусом манго за 299 рублей. Помимо стрит-фуда, подают и полноценные вторые блюда — имбирного цыпленка, утку по-пекински, рваную говядину.
В июле по соседству с игровой Teiko Boom откроется вторая в Казани бургерная, известная по своему первому хозяину Тимати. Как рассказали нам в заведении, его открывает новый партнер по франшизе. Black Star Burger также ищет новых партнеров для открытия заведений в других городах Татарстана. Судя по помещению, бургерная займет небольшую точку в несколько десятков «квадратов». Как ранее писал «БИЗНЕС Online», первая бургерная от Тимати открылась в октябре 2020 года, и изначально планировалось открыть сразу два заведения, но пандемия спутала планы. Если раньше местным бизнесменам предлагали купить у Black Star Burger франшизу на весь город стоимостью 20 млн рублей, то теперь на отдельные рестораны — по 8 млн каждый. В Татарстане планировалось продать до пяти франшиз. Что же до цен в меню, самый дешевый чизбургер от Тимати чуть дороже, чем в «Макдоналдсе», — 79 рублей, а халяльный «Гавайский» обойдется в 299 рублей.
На паркинге молла в конце июня начала свою работу станция подзарядки для электромобилей
Электрозаправка в «Горки Парке»
В «Горки Парке» открылся монобрендовый ювелирный Sokolov. Также в ТЦ появился магазин фабрики мебели и товаров для сна Sonberry.
На паркинге молла в конце июня начала свою работу станция подзарядки для электромобилей. Пока это только две розетки, для полной зарядки электромобиля нужно 2–3 часа. Станцию разместила компания из Санкт-Петербурга «Портал Энерджи». Напомним, что подобная станция работает и в ТЦ KazanMall.
Прирост посещаемости ТЦ здесь связывают с началом туристического сезона — россияне переориентировались на внутренний туризм
Покупатели возвращаются в торговые центры?
Торговые центры Казани, несмотря на непростую ковид-обстановку в стране, вышли в плюс по посещаемости — трафик в первой половине июня оказался на 9% выше, чем в мае. Такие данные «БИЗНЕС Online» предоставили в Watcom Group. Прирост посещаемости ТЦ здесь связывают с началом туристического сезона — россияне переориентировались на внутренний туризм. Очевидно, данные будут еще выше к середине лета из-за толп желающих вакцинироваться.
Чтобы не ждать записи в больницах, казанцы выбирают мобильные пункты в ТЦ — всего в столице РТ три торговых центрах, где можно сделать прививку от COVID-19: это «МЕГА», «Южный» и «Парк Хаус». Пункт в казанском ЦУМе пришлось закрыть еще в марте из-за отсутствия посетителей. Но обстановка каждый день меняется: в «Южном» также сворачивали точку вакцинации, а в конце мая снова открыли.
Наличие прививочных пунктов в ТЦ оцениваю взвешенно. Самое главное, чтобы в погоне за здоровьем не скрывался банальный пиар, а вакцинацию действительно делали с требованиями всех санитарных норм с учетом правильности ее доставки в пункт и последующего хранения.
Обстановка по трафику в ТЦ Казани выглядит оптимистичнее даже на фоне Москвы. Как только в столице ввели нерабочие дни и запрет на фуд-корты и игровые комнаты в середине июня, падение трафика составило 10% по сравнению с предыдущей неделей, подобная же картина в Санкт-Петербурге — минус 10–15% клиентов. «Фудкорты и развлекательные зоны в торговых центрах в среднем генерят 20–25 процентов трафика, поэтому их закрытие оказывает значительное влияние и на посещаемость», — рассказал нашему изданию президент Watcom Роман Скороходов.
Все опрошенные «БИЗНЕС Online» представители торговых центров столицы РТ отмечают положительную динамику посещаемости в июне. Показатели в «МЕГЕ» приходят в допандейминую норму. Однако прогнозы по дальнейшему росту пока давать опасаются.
«Мы понимаем, что люди сейчас обеспокоены безопасностью пребывания в общественных местах и будут стремиться проводить меньше времени в торговых центрах, поэтому мы наблюдаем неоднородную динамику, которая во многом зависит от локальной эпидемиологической обстановки», — говорят в пресс-службе ТЦ. Здесь увеличили частоту и интенсивность дезинфекций мест общего пользования и установили дополнительные дезинфицирующие средства для рук.
В ТЦ «Казанский ЦУМ» посещаемость в июне выросла на 3% относительно мая.
Темпы восстановления посещаемости замедлились, в предыдущие месяцы рост составлял в среднем 12 процентов в месяц. Это замедление закономерно, поскольку июнь традиционно является низким сезоном в ретейле.
В KazanMall и «Горки Парке» видят позитивные тренды — на посещаемости сказались внешние факторы: отказ или перенос летнего отпуска, аномальная жара дали приток посетителей. «Летний период — традиционно несезонный для торговых центров, но поведение и привычки посетителей несколько изменились. Изменились и форматы торговых центров, так, в KazanMall высокая доля рекреационных и развлекательных зон. Ожидаем положительную динамику посещаемости, в том числе всплеск покупательской активности в августе, связанный с подготовкой детей к 1 сентября», — рассказали нам в пресс-службе UD Group.
Показатели посещаемости «Южного» в мае даже вышли на уровни 2019 года, а в июне динамика к маю составила плюс 3%. Рост посещаемости здесь связывают с завершившейся реконструкцией и открытием новых магазинов.
«Прогнозировать в условиях набирающей скорость третьей волны коронавируса чрезвычайно сложно. В отсутствие внешних факторов мы ждем высокие показатели: июль — традиционно месяц выгодных покупок на распродажах, а август — время активной подготовки к школе, когда график посещаемости достигает своего пика, то есть на 20–25 процентов выше среднемесячных цифр», — говорит директор ТЦ «Южный» Лилия Ибатуллина.
В «Кольце» и ГУМе связывают выросшую активность посетителей в июне с тем, что в мае было больше выходных и в такие дни обычно в ТЦ ходит меньше людей. «В то же время арендаторы отметили возросшее количество покупок, а не просто визиты», — отмечает директор по маркетингу «Эдельвейс Групп» Алина Зайнетдинова.
Концепция и техническое состояние многих ТЦ устарели. Из 100 объектов, обозначенных как торговые центры, к качественным здесь относят только 20
«Важно быть готовым к зонированию площадей с учетом требования Роспотребнадзора»
В целом вакантных торговых площадей в Казани на сегодня не более 10% — и это неплохой показатель после локдауна, отмечает гендиректор компании «IDEM — консультанты по торговой недвижимости» Екатерина Гресс. Однако концепция и техническое состояние многих ТЦ устарели, добавляет она. Из 100 объектов, обозначенных как торговые центры, к качественным здесь относят только 20.
Из перспективных будущих ТЦ здесь называют Tata Park на месте бывших корпусов КМПО в Авиастроительном районе, который на сегодня заморожен, а также МФЦ на улице Николая Ершова, проект которого одобрил президент РТ Рустам Минниханов. Если их построят, Казань обгонит Москву по насыщенности торговыми площадями.
Замороженные ранее масштабные проекты торговых центров на сегодняшний день обновляют концепции и, вероятно, вновь выйдут на рынок. В случае реализации всех заявленных проектов обеспеченность качественными торговыми площадями может достигнуть 623 кв. м на тысячу человек, превысив порог высокой обеспеченности (600 кв. м на 1 тыс. жителей), что серьезно обострит конкурентную борьбу и, вероятно, повлияет на доходность проектов, т. к. арендные ставки будут пересмотрены в меньшую сторону.
Пока же до появления новых ТЦ еще очень далеко, эксперты прогнозируют, напротив, рост по арендным ставкам осенью. Однако все зависит от эпидобстановки. «Крупные ТЦ очень чувствительны к влиянию возможных новых „коронавирусных“ ограничений. И здесь важно заранее в режиме стресс-теста быть готовым к зонированию площадей под потоки клиентов с учетом требования Роспотребнадзора», — говорит Чикиров.
Он отмечает, что простое снижение или увеличение арендной ставки уже не работает. Арендаторам нужно искать гибкие методы продаж — классические в ТЦ с совмещением онлайн-продаж. Со стороны арендодателя ключевым фактором является формирование общей привлекательности ТЦ, концептуальное наполнение и мероприятия, улучшающие имидж молла. Многие из казанских торговых центров, по его словам, серьезно отстали от рыночных трендов, что сказывается на уровне арендных ставок и на загрузке ТЦ — как в случае с пустующими площадями в ГУМе и «Сувар Плазе».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 121
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.